Технологии обучения без учебников: практические методы самообразования

Технологии обучения без учебников: практические методы самообразования

В какой-то момент мы все задаемся вопросом, что нам следует делать или какие шаги следует предпринять, чтобы учиться самим и осваивать новые навыки, методы, специальности или профессии. Какой путь должен выбрать человек, которому необходимо самообразование и который мечтает попасть из мечты в цель?

Самый короткий путь и самый простой способ – записаться на нашу программу, которая так и называется – «Из мечты в цель». Она помогает освоить более 20 инструментов и техник, которые настраивают мозг на изменения, помогают прорабатывать страхи, поддерживать мотивацию, правильно расставлять приоритеты и обретать полезные привычки.

Когда мозг настроен, пора приступать непосредственно к обучению. Можно найти наставника или пойти в библиотеку за учебниками. Но существует и третий способ, который появился относительно недавно и о котором еще мало кто знает.

Современные технологии обучения

Термин «технология» происходит от греческого слова и означает «умение» или «мастерство». «Технология» буквально понимается как наука о предметной области.

Технологии обучения как автономная дисциплина появились в США после Второй мировой войны, в 1950-е годы [C. A. Pérez Castro, 2013]. В этом смысле данная дисциплина породила различные подходы или тенденции, известные как:

После создания компьютеров американская дисциплина вышла на новый уровень. Современные технологии обучения можно определить как научный подход, адаптированный к компьютерным системам, которые предоставляют ценные инструменты для планирования обучения и использования ресурсов для комплексного процесса усвоения знаний.

Одной из ключевых характеристик технологий обучения является тиражируемость, поскольку с помощью цифровых средств академический контент может передаваться быстро и эффективно.

Эволюция образовательных технологий основана на необходимости более полного учета психологических и личностных особенностей учащихся по мере развития учебного процесса.

Цели технологий обучения

В основном речь идет об улучшении и инновациях базовых процессов преподавания и обучения. Эти технологические инструменты позволяют создавать определенный контент, известный как образовательные средства массовой информации.

Эти носители служат аудиовизуальным дополнением учебных материалов, которые студенту необходимо потреблять в процессе познания. Цель состоит в том, чтобы эти материалы вызвали интерес и привлекли внимание учащихся.

Это не только облегчает работу преподавателя, но и делает открытое или дистанционное обучение более интерактивным за счет формирования стратегий обучения, связанных с коллективной или индивидуальной работой.

Зачем нужны технологии обучения?

По данным ЮНИСЕФ, с начала пандемии коронавируса только в Латинской Америке около 137 миллионов детей и подростков пострадали от закрытия образовательных центров [UNICEF, 2024]. Эта ситуация глобально повлияла на успеваемость и обучение молодых людей.

По этой причине многие преподаватели сочли необходимым переносить свои образовательные методологии и практики в сторону технологий обучения.

Технологии обучения развиваются и продолжают распространяться по планете по следующим причинам:

  1. Возникновение необходимости максимально полно и глубоко использовать психологические и личностные особенности учащихся в учебном процессе.
  2. Постепенное осознание необходимости замены неэффективных форм обучения современными, актуальными и эффективными.
  3. Необходимость проектирования образовательного процесса, а также форм взаимодействия обучающегося и преподавателя, способных обеспечить и гарантировать высокие результаты обучения.

Использование цифровых инструментов упрощает новый способ дистанционного обучения.

В 21 веке технологии играют фундаментальную роль в демократизации образования, позволяя учащимся иметь возможности для обучения, несмотря на физические ограничения, подчеркивают испанские педагоги [Luca Learning, 2021].

TIC, TAC, TEP

Когда взрослый человек приступает к самообразованию, в его распоряжении самые различные методы. Технологии обучения многолики. Главная трудность здесь в том, что они не стандартизированы даже в США, где появилась эта дисциплина.

Не существует единой международной концепции, которая бы четко отделяла технологии обучения от тех же образовательных технологий. Многие педагоги считают их синонимами.

Некоторые включают в технологии обучения одно, другие – другое. Свой подход просматривается не только в каждой стране, но даже в отдельных педагогических коллективах.

Чтобы не запутаться, предлагаем взять за основу понятную трехчастную модель, которой пользуются в Европе и Америке: TIC, TAC, TEP.

Под этими аббревиатурами скрываются технологии, которые изменили самую суть концепции образования в цифровую эпоху:

  1. Информационные и коммуникационные технологии.
  2. Технологии обучения и знаний.
  3. Технологии расширения возможностей и участия.

TIC – самая популярная категория. Охватывает широкий спектр технологий, используемых для обработки, хранения и передачи информации. В образовательном контексте категория TIC включает в себя все: от базовой инфраструктуры компьютеров и Интернета до современного программного обеспечения и онлайн-платформ, которые облегчают доступ к цифровым образовательным ресурсам, виртуальному взаимодействию и обмену информацией между учениками и преподавателями.

Интеграция TIC в образование позволяет преодолевать географические и временные барьеры, предлагая возможности дистанционного обучения в режиме реального времени, которые ранее были немыслимы. Кроме того, технологии TIC поощряют доступ к разнообразным источникам информации, способствуя более богатому и разнообразному образованию.

TAC уделяет особое внимание использованию технологий для поддержки и улучшения процессов преподавания и обучения. Эти инструменты предназначены для облегчения приобретения знаний, навыков и компетенций с использованием цифровых ресурсов, таких как:

Они позволяют применять теории и концепции в практических и реалистичных контекстах. Этот подход не только улучшает понимание и сохранение знаний, но также стимулирует критическое мышление, решение проблем и творческий подход.

TAC значительно расширяют ресурсы, доступные для преподавания и обучения, предлагая разнообразные учебные материалы, выходящие за рамки печатного текста. Это:

  • образовательные видеоролики;
  • подкасты;
  • инфографика;
  • интерактивные ресурсы.

Они обогащают учебный материал, предоставляя множество точек зрения и приближая сложные концепции к учащимся в более понятной и привлекательной форме.

TAC позволяют персонализировать процесс обучения, адаптируясь к различным стилям и темпам обучения учащихся. С помощью этих технологий преподаватели могут создавать среду, которая стимулирует любопытство и желание учиться.

Еще одним важным аспектом TAC является их способность предлагать интегрированные формативные и итоговые оценки, чтобы отслеживать образовательный прогресс в режиме реального времени. Инструменты цифровой оценки, такие как интерактивные викторины и электронные портфолио, обеспечивают немедленную обратную связь, помогая определить области для улучшения и своевременно скорректировать стратегии обучения.

Категория TEP ориентирована на содействие активному участию студентов в собственном образовательном процессе. Это вышеупомянутое самообразование в чистом виде. Эти технологии направлены на расширение прав и возможностей учащихся, давая им право голоса в процессе обучения с помощью инструментов, способствующих сотрудничеству, дебатам и коллективному построению знаний.

Образовательные социальные сети, дискуссионные форумы, блоги и свободные онлайн-энциклопедии являются примерами TEP, которые позволяют учащимся выражать свои идеи, делиться результатами работы, осуществлять совместные проекты и участвовать в учебных сообществах.

Поощряя более тесное взаимодействие и сотрудничество, TEP помогают развивать важные социальные навыки, такие как:

TEP также играют решающую роль в расширении цифровых прав и возможностей студентов, вооружая их навыками, необходимыми для безопасного и ответственного перемещения в цифровой среде. Понимая права, обязанности и потенциальные риски, связанные с использованием технологий, учащиеся становятся компетентными цифровыми гражданами, способными этично и эффективно использовать технологии в своей повседневной жизни.

TEP являются катализаторами инноваций и творчества, побуждая учащихся экспериментировать с новыми способами общения, представления идей и решения проблем. Инструменты графического дизайна, редактирования видео и программирования открывают безграничные возможности для раскрытия творческих способностей и применения знаний оригинальными и содержательными способами.

Сочетание TIC, TAC, TEP представляет собой эволюцию в сторону более инклюзивной, интерактивной и персонализированной образовательной модели, в которой технологии действуют как ключевой фактор в процессе преподавания и обучения. Эти технологии обучения открывают новые возможности для улучшения качества образования, повышения мотивации учащихся и лучшей подготовки их к вызовам 21 века, подчеркивает севильская Ассоциация обучения, отдыха и занятости [AFOE, 2021].

Перспективные сферы для самообразования

В отличие от формального самообразования с учебниками и лекциями в аудиториях, технологии обучения максимально ориентированы не на прошлое, а на будущее. Одной из основных задач этой системы образования является подготовка следующих поколений к постоянно меняющемуся миру и рынку труда с сильным уклоном в технологический сектор.

Никто не знает, какими они будут. Однако можно проследить определенные перспективные тенденции в образовании, что и сделали исследователи из Открытого университета Каталонии. Вот они:

  1. Дополненная реальность. Визуализация данных и таких сложных когнитивных процессов, как выражение идей учащихся.
  2. Адаптивное обучение. Выявление сильных и слабых сторон каждого человека для оптимизации образовательного процесса.
  3. Технологии 5G.
  4. Автоматизация и робототехника. Действия, которые могут выполнять машины за нас, становятся все более и более изощренными. Однако ни роботы, ни искусственный интеллект не заменяют самообразование и заботу человека о человеке. Понимание сути различий между способностями людей и роботов помогают стать конкурентноспособным в этой отрасли.
  5. Культура Lab Fabs и Maker. Способствуют творчеству, обмену знаниями и социальным инновациям.
  6. Аналитика обучения. Необходима для выявления проблем и трудностей на индивидуальном или групповом уровне.
  7. Открытые образовательные ресурсы. Высококачественные материалы, демократизирующие образование и научные исследования [EduTech, 2023].

А если вас интересуют конкретные модели самообразования, где больше практики и меньше теории, приглашаем на нашу онлайн-программу «Самообразование: лучшие техники». С ее помощью можно освоить мнемотехнические приемы, интерливинг, скорочтение и даже нейрофизиологию обучения. Приходите!

Использование технологий с умом

Когда человек ищет в Интернете технологии обучения без учебников и практические методы самообразования, ему нельзя идти на поводу у магического мышления и верить, что где-то в глубинах Сети прячутся волшебные материалы, которые мгновенно, а еще лучше, бесплатно его чему-то научат.

Во многих странах распространено убеждение, что само наличие технологических ресурсов улучшает обучение. Однако эффективность тех же TIC зависит от способа их использования и критического анализа их реальной полезности, настаивает преподаватель Автономного университета штата Идальго (одного из ведущих вузов Мексики) Карлос Антонио Перес Кастро. «Технологии обучения не являются сами по себе и не обеспечивают волшебной формулой, которая решит или сведет к минимуму проблемы обучения или мотивацию к обучению», – доказывает мексиканский исследователь [La tecnología educativa en la era de la información, 2013].

По его словам, технологии обучения зачастую предоставляют лишь информацию, а не ее качество, не ее структуру и уж тем более не сам процесс построения знания внутри головы учащегося.

Перес Кастро поднимает в своих монографиях проблему переизбытка информации, которая превращает учащихся в «простых землекопов данных», в то время как самообразование – это именно процесс усвоения «ценной руды».

Чтобы добиться изменений в практике преподавания и стратегиях обучения, недостаточно интегрировать технологические инструменты, такие как компьютеры, базы данных или педагогические стратегии. Как доказывал на рубеже веков Крис Деде из Гарварда в своей основополагающей для западной педагогики монографии «Шесть проблем для технологий обучения», «не существует ни теста, ни учебной программы, ни стратегии преподавания, которые сами по себе могли бы гарантировать качество образования» [С. Dede C., 2000].

Цель образования 21 века может быть достигнута только путем интеграции инновационных методов обучения, виртуальной среды и технологических ресурсов, доказывает Перес Кастро.

По его словам, именно те, кто создает технологии обучения, должны определить то, что, для чего, как, когда и где внедрять использование средств массовой информации и новых технологий соответствующим образом.

Перес Кастро выделяет три основных аспекта использования технологий обучения:

  1. Содержание.
  2. Форма.
  3. Учебная деятельность.

Любой процесс, который предполагает использование TIC в образовательном контексте, необходимо осуществлять посредством планирования, анализа и проектирования содержания.

Каждый применяемый ресурс должен пройти не только через предыдущие этапы, но и через процесс оценки. Качество использования технологий обучения во многом зависит от уровня анализа, планирования и проектирования учебных ресурсов с учетом контекста самого учащегося, резюмирует мексиканский исследователь [La tecnología educativa en la era de la información, 2013].

Пределы самообразования и критическая педагогика

В современном капиталистическом мире можно заполучить практически любую услугу, технологию или информацию, совершив процесс покупки. По этой логике, в поисках самообразования и при наличии денег человек может бесконечно совершенствоваться. Однако так ли это на самом деле?

В советское время и на постсоветском пространстве такая постановка проблемы встречалась и встречается крайне редко. Корифеев европейской педагогики вроде Льва Выготского или Марии Монтессори это не интересовало.

Однако на Западе, а конкретнее – в Америке, еще конкретнее – в Южной Америке, в 20 веке возникло движение, представители которого собрали достаточно аргументов, чтобы ответить на вышеупомянутый вопрос отрицательно. Речь идет о критической педагогике. Название движения говорит само за себя.

Вот что писал его основатель, бразильский ученый, психолог и просветитель Паулу Фрейре: «Никто не воспитывает себя сам.

Люди обучают друг друга

при посредничестве мира».

Другими словами, знание никогда не бывает нейтральным. Любой преподаватель всегда продвигает свою «линию партии», а тот, кто это отрицает, в лучшем случае лукавит. В этой связи самообразование – это своего рода лавирование между различными политическими течениями в попытке не утонуть и не дать себя утопить в этих течениях.

Фрейре был против:

  • лекций;
  • зубрежки;
  • авторитарности;
  • субординации в классе.

Целью критической педагогики в целом является пробуждение критического мышления, которое сам Фрейре описывал бразильским термином «conscientização». Если попробовать перевести его буквально на русский язык, выйдет «совестливость с применением научных методов». Научно обоснованное и прочувствованное понимание добра и зла, позволяющее человеку морально судить реальность и поступки, особенно свои собственные.

Сам Фрейре не пережил 20 век и скончался в 1997 году. Однако его работа «Педагогика угнетенных» не только стала основополагающим текстом для критической педагогики, но и в 21 веке оказалась третьей по цитируемости книгой в области социальных наук по версии Google Scholar [E. D. Green, 2016].

К чему мы клоним?

К тому, что, когда и если в следующий раз вам покажется, что вас давят (авторитетом, учебниками, требованиями, виной, страхом) в области образования, возможно, вам не кажется, а так оно и есть.

Никогда не забывайте, что технологии обучения создают люди, а они могут ошибаться. А вы – уникальны. И ваш процесс самообразования – он именно ваш, и ничей иной, потому что ваша задача – обрести знание в пределах уже сформированной вашим мозгом галактики.

Если же вам не хватило практических методов в этой статье и более сподручных способов, приглашаем прочесть нашу статью «Современные образовательные технологии: как учиться и учить в наши дни?» В ней собраны конкретные техники, которые могут оказаться вам полезны.

И никогда не забывайте, что образование – это не тяжкая ноша, а огромная радость, которая освещает нашу жизнь.

Удачи вам! А для закрепления материала статьи пройдите небольшой тест: