ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 3. Воспитание и образование, умственное воспитание

Урок 3. Воспитание и образование, умственное воспитание Любой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»? Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик - никто не догадался, потому что он был очень воспитанным». Или же быть умнее - значит быстрее всех в классе решить в уме задачу? Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее.

Содержание

  1. Воспитание и образование
  2. Умственное воспитание
  3. Некоторые популярные концепции раннего развития
  4. Судьба вундеркиндов и воспитание гениев
  5. Проверочный тест
  6. Отзывы и комеентарии

Воспитание и образование

Образование связано с воспитанием - даже в законе об образовании отражено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (Подробнее Статья 2 закона №273-ФЗ «Об образовании»). Образование состоит из воспитания и обучения. Итогом обучения (по учению Джона Дьюи) являются навыки мышления - в первую очередь способность к самообучению. Развитие таких навыков – специфическая задача умственного воспитания. Итак, воспитание и образование – это не одно и то же.

Разница между воспитанием и образованием очень точно показана в словаре Даля: воспитание – «забота о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его. В высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия. Невоспитанный – невежа. Образованный – обогащённый сведениями, необразованный – невежда». И далее: «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Учение образует ум, воспитание - нравы».

Сегодня существует явная диспропорция в ущерб воспитанию. Воспитатели в детском саду и педагоги в школе не в состоянии осуществить воспитательные функции в должной мере, хотя бы по причине количества детей (но причин больше) – фактически труд направлен только на решение образовательных задач. Воспитание человека и воспитание специалиста – это разные вещи. Кризисная ситуация в мире отчасти связана с перекосом в сторону воспитания специалиста. При этом сам человек вне фокуса внимания – якобы сам человек не нужен обществу.

Традиционно в России воспитанием занимались два института – семья и церковь. Сегодня церковь отстранена, а российским семьям воспитание детей даётся очень дорого. Проблема в том, что образовательные задачи (даже в семьях) решаются в приоритетном порядке. Надлежащее образование связано с воспитанием - оно формирует личность. Иначе может развиться антисоциальное существо (и чем больше у него знаний и навыков – тем больший урон несёт общество). Поэтому педагогическая проблема баланса воспитания и образования (баланса между нравственным и умственным) достаточно острая.

Но, что такое умственное воспитание?

Умственное воспитание

Во многих областях человеческой деятельности происходит быстрое развитие, и знания регулярно теряют актуальность и, что важнее, информация бывает средством всевозможных манипуляции (финансовых, политических, идеологических). Ребёнок должен учиться ориентироваться в мире всевозможной информации и учиться учиться.

Умственное воспитание – это работа педагога по развитию умственных сил и мышления ребёнка. В нормальных условиях умственное развитие происходит в обыденных ситуациях, в повседневном общении с другими людьми и в процессе обучения. Показателями умственного развития являются культура умственного труда и творческое мышление. Показатели вроде IQ вторичны (хотя и позволяют делать некоторые измерения). Умственное развитие связано с формированием мировоззрения (усвоение знаний – это средство). Задачи умственного воспитания, решаемые в процессе обучения, следующие:

  • усвоение некоторого объёма научных знаний;
  • привитие любознательности и стремления к эрудиции;
  • формирование основ научного мировоззрения (критичного, бесстрастного отношения к знаниям);
  • развитие умственных способностей (Л.Л. Терстоун выделил 7 первичных умственных способностей: вербальная способность, беглость речи, счётная, пространственная, память, восприятие и рассуждение);
  • привитие культуры умственного труда и развитие навыков познавательной деятельности (ставить цели познавательной деятельности, планировать работу, разбираться в источниках информации).

Научное мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. В соответствии с законом «Об образовании» (№ 273-ФЗ ред. от 31.12.2014) «Содержание образования должно… учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». При этом в учебном процессе на детей влияет мировоззрение педагога.

Специфика умственного воспитания заключается в его связи с обучением и родителей интересует, в каком возрасте следует начинать обучение. Это зависит как от индивидуальных особенностей (крайне редко, но кому-то уже в два года интересна математика), так и от общих закономерностей развития мышления у детей.

Организация мозга и развитие мышления

Стремление родителей к раннему развитию детей имеет определённую основу. Во-первых, в первые 6 лет жизни мозг наиболее пластичен, то есть способен развивать нейронные связи и целые отделы, отвечающие за конкретные функции организма. И при этом в мозге новорожденного примерно вдвое больше нейронов, чем у взрослого - около 200 миллиардов. Во-вторых, в первые 6 лет самыми быстрыми темпами происходит так называемый нейрональный прунинг - в порядке специализации нейронов и адаптации структуры мозга число неиспользуемых нейронов сокращается.

К 5 - 7 годам усложняется система горизонтальных связей между соседними группами нейронов и между разными областями коры головного мозга – происходит структурное созревание и формируется мозолистое тело, отвечающее за связь между полушариями (между ними есть и другие связи). Как при этом развивается мышление? По Дьюи, даже в школьном возрасте мышление должно обслуживать опыт ребёнка. Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому, это закон (поэтому, например, в Монтессори-группах дети сначала учатся написанию букв, а потом чтению).

Специальные нагрузки с целью развития логического и абстрактного мышления до 6-7 лет противопоказаны.  Конфликт между мышлением рациональным (логическим) и образным имеет не только медицинский, но и философский аспект. В отсутствии гармонии, когда они отрицают друг друга, а не дополняют, конфликт развивается – и это проявляется как внутри личности, так и в масштабе цивилизации (пример – утрата красоты в науке и точности в современном искусстве).

Психолог, педагог и писатель Эда Ле Шан (и многие другие учёные, например, великий математик Андрей Николаевич Колмогоров) считает, что раннее интеллектуальное развитие является причиной нервных расстройств у детей в современном мире, где они подвержены воздействию самой разной информации и чрезмерной стимуляции сознания с самого рождения. Современных городских детей следует больше успокаивать, чем как-то стимулировать. В 3-4 года вся энергия идёт в развитие сенсомоторной и эмоциональной сфер, которые и нужно развивать (тоже бережно). В раннем развитии следует избегать бездумного натаскивания (слово «школа» связано с устаревшим словом «вышколить»). И следует предотвращать развитие эгоцентризма, больше ориентируя детей на общение со сверстниками и коллективизм.

Некоторые популярные концепции раннего развития

Основой методов раннего развития стала трудовая деятельность в игровой форме и максимальная самостоятельность воспитанников. Во время коротких занятий (в зависимости от внимания и интереса) дети могут сосредоточенно получать живой опыт. Они иначе переживают время, постоянно находясь в настоящем моменте. Секрет успешного раннего развития в том, что пользу и удовольствие дошкольникам приносят не результаты, а процесс.

Монтессори

Как и в случаях других врачей и педагогов (например, Антон Семёнович Макаренко, Гленн Доман, Рене Шпиц…), открытия Марии Монтессори были получены в ходе работы с особенными детьми («трудными» детьми, травмированными или имеющими отклонения в развитии).  

В основе занятий лежат два принципа – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Свобода и самостоятельность позволяют детям развивать свои навыки в удобном ритме: моторика, внимание и воображение, творческое и логическое мышление, память и речь; навыки общения (в коллективных играх и заданиях) и навыки бытовой деятельности.

Дети сами выбирают игрушки (на самом деле дидактический материал) и продолжительность занятий. Педагоги привлекают внимание к тем, или иным играм, пробуждают интерес детей – и помогают только если это требуется: чтобы не пропал интерес, и чтобы исправить ошибки.

Гленн Доман

Знаменитый основатель Институтов достижения человеческого потенциала Гленн Доман отмечает прямую связь подвижности и развития интеллекта. Его концепция изложена наиболее полно в работе «Гармоничное развитие ребёнка». Доман разделяет процессы образования и познания: раннее обучение чтению, математике и естествознанию Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6 - 7 лет, а познание - с рождения и чем младше ребёнок, тем лучше он впитывает новую информацию.

Обучение состоит из физических упражнений на основе рефлексов, стимулирующих раннее развитие различных отделов мозга, и программ: «как научить ребёнка читать», «как дать ребёнку энциклопедические знания», «как обучать иностранным языкам». Концепции Домана часто подвергается критике, которая сводится к тому, что успешное раннее развитие по Доману возможно только при соблюдении всех предписаний системы до мелочей и бесконечном энтузиазме родителей. Иными словами, раннее развитие по Доману – это образ жизни всей семьи, спланированный долгосрочный проект. Концепцию Глена Домана переработала Сесиль Лупан, сделав её более гибкой и «домашней».

Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан основана на идее, что дети требуют от родителей не опеки, а интереса. Ребёнку надо доверять, верить в него, проявлять доброе отношение к нему (научный факт – необходимо минимум 8 объятий в сутки). Обучение детей должно быть увлекательным. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с ребёнком обо всем без опасений, что он не понимает. Пониманию предшествует знание (и чем раньше появляется знание, тем раньше придёт понимание). Этот принцип пронизывает всё раннее развитие (чтение, письмо, музыка и прочее).

Даже самые непростые науки, такие как языки, или история разобраны для родителей на эффективные шаги и вполне способны заменить многие «развивающие» игрушки (не говоря о телевидении). Например, дети не ориентируются во времени – в 3-4 года для них «вчера» и «сто лет назад» - это примерно одно и то же. Поэтому историю рекомендуется учить, начав с прошлого самого ребёнка, располагая фотографии в хронологическом порядке (например, только родился, затем научился сидеть, пошел и т.д.). Затем идёт история родителей и прародителей. И только с появлением представления о времени можно переходить к динозаврам.

Вот некоторые рекомендации по обучению чтению словами: всюду разместить карточки с названиями предметов (чёрным цветом согласные, красным цветом гласные) и периодически их обновлять (главное, соблюдать соответствие предметов и названий). Названия букв можно петь на мотив весёлой детской песенки – так легче запомнить алфавит, затем петь песенки «гласных и согласных». Чтобы привить вкус к чтению, предлагается делать книжечки про самого ребенка и его игрушки с фотографиями и короткими подписями.

Рекомендации по обучению счёту: учить цифры (символы) следует после того, как ребёнок научился называть числа по порядку. Первый десяток легко выучить, пересчитывая вместе любые подходящие предметы (это поможет освоить порядковый счёт). Знакомство с нулём происходит в ответах на шуточные вопросы вроде: «Сколько крокодилов у нас в ванной?». Затем упражнения на обратный счет и знакомство с отрицательными числами, после чего можно учить игры на деление и умножение.

Подробнее обо всём в книге «Поверь в своё дитя». То есть, обучение идёт от простого сложному постепенно. Остаётся выбрать оптимальный темп. Это оказывается отнюдь не просто. Вальдорфская педагогика своей сильной стороной позиционирует оптимальный темп обучения.

Вальдорфская педагогика

Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г. в Штутгарте для детей работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основатель – философ, оккультист-антропософ и педагог Рудольф Штайнер, выступал против раннего развития интеллекта и ранней специализации в обучении. Целью школы стало воспитание свободного и ответственного человека. В вальдорфском детском саду избегают любой нагрузки на память и раннего обучения чтению и письму в пользу физического и творческого развития (основные методы -  подражание и пример).

Учебная программа и методика преподавания сильно отличается от традиционного обучения: динамичное расписание с концентрацией большинства предметов (кроме математики) на определённой теме недели или года (так называемое преподавание «эпохами», или «погружение»); отличается продолжительность занятий; вместо учебников ведутся большие тетради; до 8 класса все предметы ведёт один учитель и вместо отметок используют подробные критерии оценки учебной деятельности; все предметы подаются художественно и поэтично и сама программа насыщена творческими предметами - музыкой, пением, танцами (специфическими занятиями эвритмией), живописью и рукоделием.

Главная особенность – это ориентация на ребёнка, а не на программу (по крайней мере, до 8 класса). Вместо опроса происходит диалог, работа в группах. Обучение происходит в неторопливом темпе, причём искусства и науки стремятся к гармонии. Но на практике (по крайней мере, в России) реализация «права ребёнка оставаться ребёнком» отрицает саму идею школы – так, что дети нуждаются в дополнительных, тоже платных, репетиторах. Вальдорфские садики критикуются за вседозволенность, но самая острая критика направлена на то, что штайнеровская педагогика, формируя конкретное оккультное мировоззрение (не оставляя выбора), не является вполне светской.

Масару Ибука

Известный японский предприниматель и педагог Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно» подчёркивает значение атмосферы любви, доброты, понимания, спокойствия для младенца в первые годы жизни. Для интеллектуального развития ребёнка, помимо эмоциональной среды, важно, чтобы с ним как можно больше разговаривали (внимательно, больше диалога, спрашивая) и развивали физически.

Для развития в будущем различных способностей (например, к музыке, или языкам) важно в первые годы жизни играть с ребёнком в эти занятия (возможны даже коньки в годик - главное, чтобы ребёнку было интересно). Дети больше хотят учиться и, если им интересен процесс, они играючи могут освоить навыки, которые не смогли бы освоить позже. Желание детей учиться притупляется игрушками и развлечениями в то время, когда желание узнавать новое безгранично.

Цель раннего развития не в воспитании гения, а именно в образовании - обретении глубокого ума, здорового тела и доброты. Главное (здесь согласны многие специалисты по раннему развитию) – распознать благоприятное время для введения нового опыта и быть последовательным.

Методика Зайцева

В основе методики педагога Николая Александровича Зайцева лежит идея, что элементарной частицей речи является не буква, а склад (одна буква, или согласная буква с твёрдым, или мягким знаком, или пара из согласной с гласной) – так дети, начиная говорить, произносят не буквы, а более певучие звуки. Склады нанесены на грани кубиков. Чтобы дети лучше чувствовали разницу между гласными и согласными, мягкими и звонкими, кубики Зайцева отличаются по многим признакам: большие и маленькие, «золотые», «железные» и «деревянные», они имеют разный вес и по-разному звучат.

Склады образуют цепочки, которые поются на разные мелодии, где-то хлопая в ладоши и прыгая. Таким же образом дети знакомятся с арифметикой, для чего разработаны специальные таблицы, по которым выполняются действия. Кроме кубиков развивающая среда Зайцева включает множество пособий – карточек, игрушек, музыкальных инструментов и прочего. Малыши с года могут учиться читать и говорить одновременно, а с трёх лет – считать. Дети четырёх-пяти лет легко складывают и вычитают в пределах ста, первоклассники делают это всего через несколько уроков. Занятия по методике Зайцева не только результативны – они приносят удовольствие детям.

Методика Никитиных

Эта методика предлагает совместные логические игры. У игр большой потенциал усложнения задач - их можно подстраивать под любой уровень. Большинство игр – это головоломки на распознавание и достраивание образов. Каждая игра содержит набор задач, которые даны в разных формах - плоского рисунка, в изометрии, в виде модели или словестной инструкции. Задачи решаются с помощью специальных кубиков, карточек и деталей. По мере решения задач их сложность возрастает (от доступных для трёхлетнего ребёнка до тех, что вызовут затруднение у взрослого).

Судьба вундеркиндов и воспитание гениев

Среди детей, проявивших незаурядные способности в раннем возрасте лишь меньшинство, подтверждающее правило, остаётся на пути развития таланта. Большинство становятся обычными людьми примерно к 20 годам. В психологии описан синдром бывшего вундеркинда – это специфический невроз, связанный с невостребованностью значительного творческого потенциала, перманентным разочарованием в себе и ущемлённым самолюбием.

Сейчас уже существует много интересных исследований феномена вундеркиндов и гениальности – но общепринятой теории пока нет («гений» и «вундеркинд» - это не научные термины). Однако можно выделить следующее:

  • общей чертой характера вундеркиндов является их доброта и открытость,
  • развитие любых способностей требует систематических занятий.

Для одарённых детей необходим тонкий баланс нагрузки: талант должен постоянно развиваться тренировками, всё более трудными задачами, но без вреда для психики. Мудрые родители порой даже ограничивают интересы и стремления своих вундеркиндов - так поступал отец известного вундеркинда Карла Витте (мальчик получил степень доктора философии в неполные 14 лет). Главным он считал вырастить активного, здорового и счастливого ребёнка.

Откуда же берётся пресловутая врождённая одарённость и благоприятное ближайшее окружение? Чтобы ответить, достаточно сопоставить выдающихся людей с их воспитателями: так сама Мария Монтессори, по методике которой воспитаны знаменитые актёры, президенты и прочие незаурядные люди (например, создатель Википедии) - была выдающейся личностью (она стала первой женщиной-врачом в родной Италии). Достаточно только начать перечислять (безо всякой системы):

педагога Антона Макаренко (большинство его «птенцов» достигло профессиональных успехов);

родителей Вольфганга Моцарта (его отец Леопольд был одним из ведущих преподавателей музыки в Европе);

родителей Льва Ландау (его мать Любовь Гаркави-Ландау была трудоголиком, врачом, преподавателем и исследователем, а отец Давид Львович был инженером-нефтяником, исследователем, одарённым математиком и наизусть знал Библию);

маму Карла Эльзнера - изобретателя знаменитого швейцарского ножа (Виктория Эльзнер воспитала двенадцать детей, помогала им в делах, параллельно управляя собственной шляпной мастерской);

отца Джонатана Айва, легендарного дизайнера Apple (мастер серебряных дел, педагог Майк Айв добился введения в перечень основных школьных предметов Англии дисциплины «технология и дизайн»);

родителей Дмитрия Ивановича Менделеева (отец Иван Павлович, сын священника, выдающийся педагог и преподаватель и мама Мария Дмитриевна, владелец лучшей библиотеки в Сибири, дочь фабрикантов-новаторов)… И так далее.

Заключение

Рассмотрев взаимосвязь воспитания с образованием, закономерности развития мышления и некоторые подходы к раннему развитию, в заключении можно выделить некоторые важные моменты.

О раннем развитии нельзя сказать, плохо это, или хорошо. Всё зависит от подхода родителей (никогда не лишне напомнить о любви и внимании). Раннее развитие имеет образовательные цели, но образование дошкольников должно проходить в форме увлекательного знакомства с удивительным и бесконечным миром.

Образование связано с воспитанием, но цели разные: воспитание формирует характер личности, образование даёт знания и навыки. Великих людей, как правило, воспитывают великие люди - одарённость детей следует из труда родителей по воспитанию и образованию самих себя.

Эйнштейну принадлежит фраза: образование – это то, что остаётся, когда забыто всё, чему учили. Ум не ограничивается набором способностей (таких как память, логика и счёт) – он связан с мировоззрением человека, нравственностью и духовностью. Умственное воспитание эффективнее в комплексе с культурным (особенно музыкальным) развитием и воспитанием нравственности.

Рекомендуемая литература

  • Масару Ибука. После трёх уже поздно. – М.: Альпина нон-фикшн. 2011.
  • Сесиль Лупан. Поверь в своё дитя. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014.
  • М. Монтессори. Дом ребёнка.
  • М. Монтессори. Впитывающий разум ребёнка. – М.: Детство-Пресс. 2009.
  • В.С. Юркевич. А. Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности. // Вопросы психологии. – 2001 г. - № 3.
  • Н. В. Гончаренко. Гений в искусстве и науке. – М.: Искусство, 1991.
  • Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. - М.: Аквариум, 1996.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.