Урок 3. Воспитание и образование, умственное воспитание

Урок 3. Воспитание и образование, умственное воспитаниеЛюбой родитель стремится воспитать ребёнка умным. Все желают, чтобы их дети могли разбираться явлениях повседневности, были образованными, избегали неприятностей и добивались успехов. Но что значит «быть умным»?

Это значит вести себя определённым образом, вежливо – как в мультфильме: «…а о чём подумал Кролик - никто не догадался, потому что он был очень воспитанным». Или же быть умнее - значит быстрее всех в классе решить в уме задачу?

Содержание:

  1. Воспитание и образование
  2. Умственное воспитание
  3. Некоторые популярные концепции раннего развития
  4. Судьба вундеркиндов и воспитание гениев
  5. Заключение
  6. Проверочный тест

Как воспитать своих детей умными и когда следует начинать умственное воспитание? Какая связь между образованием и воспитанием? Узнаем об этом подробнее.

Воспитание и образование

Образование связано с воспитанием - даже в законе об образовании отражено, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…» (Подробнее Статья 2 закона №273-ФЗ «Об образовании»). Образование состоит из воспитания и обучения. Итогом обучения (по учению Джона Дьюи) являются навыки мышления - в первую очередь способность к самообучению. Развитие таких навыков – специфическая задача умственного воспитания. Итак, воспитание и образование – это не одно и то же.

Разница между воспитанием и образованием очень точно показана в словаре Даля: воспитание – «забота о вещественных и нравственных потребностях малолетнего до возраста его. В высшем значении – научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно. Воспитанный человек – выросший в обычных правилах светского приличия. Невоспитанный – невежа. Образованный – обогащённый сведениями, необразованный – невежда». И далее: «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Учение образует ум, воспитание - нравы».

Сегодня существует явная диспропорция в ущерб воспитанию. Воспитатели в детском саду и педагоги в школе не в состоянии осуществить воспитательные функции в должной мере, хотя бы по причине количества детей (но причин больше) – фактически труд направлен только на решение образовательных задач. Воспитание человека и воспитание специалиста – это разные вещи. Кризисная ситуация в мире отчасти связана с перекосом в сторону воспитания специалиста. При этом сам человек вне фокуса внимания – якобы сам человек не нужен обществу.

Традиционно в России воспитанием занимались два института – семья и церковь. Сегодня церковь отстранена, а российским семьям воспитание детей даётся очень дорого. Проблема в том, что образовательные задачи (даже в семьях) решаются в приоритетном порядке. Надлежащее образование связано с воспитанием - оно формирует личность. Иначе может развиться антисоциальное существо (и чем больше у него знаний и навыков – тем больший урон несёт общество). Поэтому педагогическая проблема баланса воспитания и образования (баланса между нравственным и умственным) достаточно острая.

Но, что такое умственное воспитание?

Умственное воспитание

Во многих областях человеческой деятельности происходит быстрое развитие, и знания регулярно теряют актуальность и, что важнее, информация бывает средством всевозможных манипуляций (финансовых, политических, идеологических). Ребёнок должен учиться ориентироваться в мире всевозможной информации и учиться учиться.

Умственное воспитание – это работа педагога по развитию умственных сил и мышления ребёнка. В нормальных условиях умственное развитие происходит в обыденных ситуациях, в повседневном общении с другими людьми и в процессе обучения.

Показателями умственного развития являются культура умственного труда и творческое мышление. Показатели вроде IQ вторичны (хотя и позволяют делать некоторые измерения). Умственное развитие связано с формированием мировоззрения (усвоение знаний – это средство). Задачи умственного воспитания, решаемые в процессе обучения, следующие:

A Усвоение некоторого объёма научных знаний.
B Привитие любознательности и стремления к эрудиции.
C Формирование основ научного мировоззрения (критичного, бесстрастного отношения к знаниям).
D Развитие умственных способностей (Л.Л. Терстоун выделил 7 первичных умственных способностей: вербальная способность, беглость речи, счётная, пространственная, память, восприятие и рассуждение).
E Привитие культуры умственного труда и развитие навыков познавательной деятельности (ставить цели познавательной деятельности, планировать работу, разбираться в источниках информации).

Научное мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни. В соответствии с законом «Об образовании» (№ 273-ФЗ ред. от 31.12.2014) «Содержание образования должно… учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». При этом в учебном процессе на детей влияет мировоззрение педагога.

Специфика умственного воспитания заключается в его связи с обучением и родителей интересует, в каком возрасте следует начинать обучение. Это зависит как от индивидуальных особенностей (крайне редко, но кому-то уже в два года интересна математика), так и от общих закономерностей развития мышления у детей.

Организация мозга и развитие мышления

Стремление родителей к раннему развитию детей имеет определённую основу. Во-первых, в первые 6 лет жизни мозг наиболее пластичен, то есть способен развивать нейронные связи и целые отделы, отвечающие за конкретные функции организма. И при этом в мозге новорожденного примерно вдвое больше нейронов, чем у взрослого - около 200 миллиардов. Во-вторых, в первые 6 лет самыми быстрыми темпами происходит так называемый нейрональный прунинг - в порядке специализации нейронов и адаптации структуры мозга число неиспользуемых нейронов сокращается.

К 5 - 7 годам усложняется система горизонтальных связей между соседними группами нейронов и между разными областями коры головного мозга – происходит структурное созревание и формируется мозолистое тело, отвечающее за связь между полушариями (между ними есть и другие связи). Как при этом развивается мышление? По Дьюи, даже в школьном возрасте мышление должно обслуживать опыт ребёнка. Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому, это закон (поэтому, например, в Монтессори-группах дети сначала учатся написанию букв, а потом чтению).

Специальные нагрузки с целью развития логического и абстрактного мышления до 6-7 лет противопоказаны.  Конфликт между мышлением рациональным (логическим) и образным имеет не только медицинский, но и философский аспект. В отсутствии гармонии, когда они отрицают друг друга, а не дополняют, конфликт развивается – и это проявляется как внутри личности, так и в масштабе цивилизации (пример – утрата красоты в науке и точности в современном искусстве).

Психолог, педагог и писатель Эда Ле Шан (и многие другие учёные, например, великий математик Андрей Николаевич Колмогоров) считает, что раннее интеллектуальное развитие является причиной нервных расстройств у детей в современном мире, где они подвержены воздействию самой разной информации и чрезмерной стимуляции сознания с самого рождения. Современных городских детей следует больше успокаивать, чем как-то стимулировать. В 3-4 года вся энергия идёт в развитие сенсомоторной и эмоциональной сфер, которые и нужно развивать (тоже бережно). В раннем развитии следует избегать бездумного натаскивания (слово «школа» связано с устаревшим словом «вышколить»). И следует предотвращать развитие эгоцентризма, больше ориентируя детей на общение со сверстниками и коллективизм.

Некоторые популярные концепции раннего развития

Основой методов раннего развития стала трудовая деятельность в игровой форме и максимальная самостоятельность воспитанников. Во время коротких занятий (в зависимости от внимания и интереса) дети могут сосредоточенно получать живой опыт. Они иначе переживают время, постоянно находясь в настоящем моменте. Секрет успешного раннего развития в том, что пользу и удовольствие дошкольникам приносят не результаты, а процесс.

1

Монтессори

Как и в случаях других врачей и педагогов (например, Антон Семёнович Макаренко, Гленн Доман, Рене Шпиц…), открытия Марии Монтессори были получены в ходе работы с особенными детьми («трудными» детьми, травмированными или имеющими отклонения в развитии).  

В основе занятий лежат два принципа – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Свобода и самостоятельность позволяют детям развивать свои навыки в удобном ритме: моторика, внимание и воображение, творческое и логическое мышление, память и речь; навыки общения (в коллективных играх и заданиях) и навыки бытовой деятельности.

Дети сами выбирают игрушки (на самом деле дидактический материал) и продолжительность занятий. Педагоги привлекают внимание к тем, или иным играм, пробуждают интерес детей – и помогают только если это требуется: чтобы не пропал интерес, и чтобы исправить ошибки.

2

Гленн Доман

Знаменитый основатель Институтов достижения человеческого потенциала Гленн Доман отмечает прямую связь подвижности и развития интеллекта. Его концепция изложена наиболее полно в работе «Гармоничное развитие ребёнка». Доман разделяет процессы образования и познания: раннее обучение чтению, математике и естествознанию Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в 6 - 7 лет, а познание - с рождения и чем младше ребёнок, тем лучше он впитывает новую информацию.

Обучение состоит из физических упражнений на основе рефлексов, стимулирующих раннее развитие различных отделов мозга, и программ: «как научить ребёнка читать», «как дать ребёнку энциклопедические знания», «как обучать иностранным языкам». Концепции Домана часто подвергается критике, которая сводится к тому, что успешное раннее развитие по Доману возможно только при соблюдении всех предписаний системы до мелочей и бесконечном энтузиазме родителей. Иными словами, раннее развитие по Доману – это образ жизни всей семьи, спланированный долгосрочный проект. Концепцию Глена Домана переработала Сесиль Лупан, сделав её более гибкой и «домашней».

3

Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан основана на идее, что дети требуют от родителей не опеки, а интереса. Ребёнку надо доверять, верить в него, проявлять доброе отношение к нему (научный факт – необходимо минимум 8 объятий в сутки). Обучение детей должно быть увлекательным. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с ребёнком обо всем без опасений, что он не понимает. Пониманию предшествует знание (и чем раньше появляется знание, тем раньше придёт понимание). Этот принцип пронизывает всё раннее развитие (чтение, письмо, музыка и прочее).

Даже самые непростые науки, такие как языки, или история разобраны для родителей на эффективные шаги и вполне способны заменить многие «развивающие» игрушки (не говоря о телевидении). Например, дети не ориентируются во времени – в 3-4 года для них «вчера» и «сто лет назад» - это примерно одно и то же. Поэтому историю рекомендуется учить, начав с прошлого самого ребёнка, располагая фотографии в хронологическом порядке (например, только родился, затем научился сидеть, пошел и т.д.). Затем идёт история родителей и прародителей. И только с появлением представления о времени можно переходить к динозаврам.

Вот некоторые рекомендации по обучению чтению словами: всюду разместить карточки с названиями предметов (чёрным цветом согласные, красным цветом гласные) и периодически их обновлять (главное, соблюдать соответствие предметов и названий). Названия букв можно петь на мотив весёлой детской песенки – так легче запомнить алфавит, затем петь песенки «гласных и согласных». Чтобы привить вкус к чтению, предлагается делать книжечки про самого ребенка и его игрушки с фотографиями и короткими подписями.

Рекомендации по обучению счёту: учить цифры (символы) следует после того, как ребёнок научился называть числа по порядку. Первый десяток легко выучить, пересчитывая вместе любые подходящие предметы (это поможет освоить порядковый счёт). Знакомство с нулём происходит в ответах на шуточные вопросы вроде: «Сколько крокодилов у нас в ванной?». Затем упражнения на обратный счет и знакомство с отрицательными числами, после чего можно учить игры на деление и умножение.

Подробнее обо всём в книге «Поверь в своё дитя». То есть, обучение идёт от простого сложному постепенно. Остаётся выбрать оптимальный темп. Это оказывается отнюдь не просто. Вальдорфская педагогика своей сильной стороной позиционирует оптимальный темп обучения.

4

Вальдорфская педагогика

Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г. в Штутгарте для детей работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основатель – философ, оккультист-антропософ и педагог Рудольф Штайнер, выступал против раннего развития интеллекта и ранней специализации в обучении. Целью школы стало воспитание свободного и ответственного человека. В вальдорфском детском саду избегают любой нагрузки на память и раннего обучения чтению и письму в пользу физического и творческого развития (основные методы -  подражание и пример).

Учебная программа и методика преподавания сильно отличается от традиционного обучения: динамичное расписание с концентрацией большинства предметов (кроме математики) на определённой теме недели или года (так называемое преподавание «эпохами», или «погружение»); отличается продолжительность занятий; вместо учебников ведутся большие тетради; до 8 класса все предметы ведёт один учитель и вместо отметок используют подробные критерии оценки учебной деятельности; все предметы подаются художественно и поэтично и сама программа насыщена творческими предметами - музыкой, пением, танцами (специфическими занятиями эвритмией), живописью и рукоделием.

Главная особенность – это ориентация на ребёнка, а не на программу (по крайней мере, до 8 класса). Вместо опроса происходит диалог, работа в группах. Обучение происходит в неторопливом темпе, причём искусства и науки стремятся к гармонии. Но на практике (по крайней мере, в России) реализация «права ребёнка оставаться ребёнком» отрицает саму идею школы – так, что дети нуждаются в дополнительных, тоже платных, репетиторах. Вальдорфские садики критикуются за вседозволенность, но самая острая критика направлена на то, что штайнеровская педагогика, формируя конкретное оккультное мировоззрение (не оставляя выбора), не является вполне светской.

5

Масару Ибука

Известный японский предприниматель и педагог Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно» подчёркивает значение атмосферы любви, доброты, понимания, спокойствия для младенца в первые годы жизни. Для интеллектуального развития ребёнка, помимо эмоциональной среды, важно, чтобы с ним как можно больше разговаривали (внимательно, больше диалога, спрашивая) и развивали физически.

Для развития в будущем различных способностей (например, к музыке, или языкам) важно в первые годы жизни играть с ребёнком в эти занятия (возможны даже коньки в годик - главное, чтобы ребёнку было интересно). Дети больше хотят учиться и, если им интересен процесс, они играючи могут освоить навыки, которые не смогли бы освоить позже. Желание детей учиться притупляется игрушками и развлечениями в то время, когда желание узнавать новое безгранично.

Цель раннего развития не в воспитании гения, а именно в образовании - обретении глубокого ума, здорового тела и доброты. Главное (здесь согласны многие специалисты по раннему развитию) – распознать благоприятное время для введения нового опыта и быть последовательным.

6

Методика Зайцева

В основе методики педагога Николая Александровича Зайцева лежит идея, что элементарной частицей речи является не буква, а склад (одна буква, или согласная буква с твёрдым, или мягким знаком, или пара из согласной с гласной) – так дети, начиная говорить, произносят не буквы, а более певучие звуки. Склады нанесены на грани кубиков. Чтобы дети лучше чувствовали разницу между гласными и согласными, мягкими и звонкими, кубики Зайцева отличаются по многим признакам: большие и маленькие, «золотые», «железные» и «деревянные», они имеют разный вес и по-разному звучат.

Склады образуют цепочки, которые поются на разные мелодии, где-то хлопая в ладоши и прыгая. Таким же образом дети знакомятся с арифметикой, для чего разработаны специальные таблицы, по которым выполняются действия. Кроме кубиков развивающая среда Зайцева включает множество пособий – карточек, игрушек, музыкальных инструментов и прочего. Малыши с года могут учиться читать и говорить одновременно, а с трёх лет – считать. Дети четырёх-пяти лет легко складывают и вычитают в пределах ста, первоклассники делают это всего через несколько уроков. Занятия по методике Зайцева не только результативны – они приносят удовольствие детям.

7

Методика Никитиных

Эта методика предлагает совместные логические игры. У игр большой потенциал усложнения задач - их можно подстраивать под любой уровень. Большинство игр – это головоломки на распознавание и достраивание образов. Каждая игра содержит набор задач, которые даны в разных формах - плоского рисунка, в изометрии, в виде модели или словестной инструкции. Задачи решаются с помощью специальных кубиков, карточек и деталей. По мере решения задач их сложность возрастает (от доступных для трёхлетнего ребёнка до тех, что вызовут затруднение у взрослого).

Судьба вундеркиндов и воспитание гениев

Среди детей, проявивших незаурядные способности в раннем возрасте лишь меньшинство, подтверждающее правило, остаётся на пути развития таланта. Большинство становятся обычными людьми примерно к 20 годам. В психологии описан синдром бывшего вундеркинда – это специфический невроз, связанный с невостребованностью значительного творческого потенциала, перманентным разочарованием в себе и ущемлённым самолюбием.

Сейчас уже существует много интересных исследований феномена вундеркиндов и гениальности – но общепринятой теории пока нет («гений» и «вундеркинд» - это не научные термины). Однако можно выделить следующее:

1 Общей чертой характера вундеркиндов является их доброта и открытость.
2 Развитие любых способностей требует систематических занятий.

Для одарённых детей необходим тонкий баланс нагрузки: талант должен постоянно развиваться тренировками, всё более трудными задачами, но без вреда для психики. Мудрые родители порой даже ограничивают интересы и стремления своих вундеркиндов - так поступал отец известного вундеркинда Карла Витте (мальчик получил степень доктора философии в неполные 14 лет). Главным он считал вырастить активного, здорового и счастливого ребёнка.

Откуда же берётся пресловутая врождённая одарённость и благоприятное ближайшее окружение? Чтобы ответить, достаточно сопоставить выдающихся людей с их воспитателями: так сама Мария Монтессори, по методике которой воспитаны знаменитые актёры, президенты и прочие незаурядные люди (например, создатель Википедии) - была выдающейся личностью (она стала первой женщиной-врачом в родной Италии). Достаточно только начать перечислять (безо всякой системы):

1 Педагога Антона Макаренко (большинство его «птенцов» достигло профессиональных успехов).
2 Родителей Вольфганга Моцарта (его отец Леопольд был одним из ведущих преподавателей музыки в Европе).
3 Родителей Льва Ландау (его мать Любовь Гаркави-Ландау была трудоголиком, врачом, преподавателем и исследователем, а отец Давид Львович был инженером-нефтяником, исследователем, одарённым математиком и наизусть знал Библию).
4 Маму Карла Эльзнера - изобретателя знаменитого швейцарского ножа (Виктория Эльзнер воспитала двенадцать детей, помогала им в делах, параллельно управляя собственной шляпной мастерской).
5 Отца Джонатана Айва, легендарного дизайнера Apple (мастер серебряных дел, педагог Майк Айв добился введения в перечень основных школьных предметов Англии дисциплины «технология и дизайн»).
6 Родителей Дмитрия Ивановича Менделеева (отец Иван Павлович, сын священника, выдающийся педагог и преподаватель и мама Мария Дмитриевна, владелец лучшей библиотеки в Сибири, дочь фабрикантов-новаторов)&hellip. И т.д.

Но давайте подведем итог сказанному.

Заключение

Рассмотрев взаимосвязь воспитания с образованием, закономерности развития мышления и некоторые подходы к раннему развитию, в заключении можно выделить некоторые важные моменты.

О раннем развитии нельзя сказать, плохо это, или хорошо. Всё зависит от подхода родителей (никогда не лишне напомнить о любви и внимании). Раннее развитие имеет образовательные цели, но образование дошкольников должно проходить в форме увлекательного знакомства с удивительным и бесконечным миром.

Образование связано с воспитанием, но цели разные: воспитание формирует характер личности, образование даёт знания и навыки. Великих людей, как правило, воспитывают великие люди - одарённость детей следует из труда родителей по воспитанию и образованию самих себя.

Эйнштейну принадлежит фраза: образование – это то, что остаётся, когда забыто всё, чему учили. Ум не ограничивается набором способностей (таких как память, логика и счёт) – он связан с мировоззрением человека, нравственностью и духовностью. Умственное воспитание эффективнее в комплексе с культурным (особенно музыкальным) развитием и воспитанием нравственности.

Рекомендуемая литература

  • Масару Ибука. «После трёх уже поздно»
  • Сесиль Лупан. «Поверь в своё дитя»
  • М. Монтессори. «Дом ребёнка»
  • М. Монтессори. «Впитывающий разум ребёнка»
  • В.С. Юркевич. А. Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности. // Вопросы психологии
  • Н. В. Гончаренко. «Гений в искусстве и науке»
  • Доман Г. «Гармоничное развитие ребёнка»

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теперь же у нас на очереди социальное воспитание.

1Дети