Блог о саморазвитии

Смех продлевает жизнь: что на это ответит наука?

Смех продлевает жизнь: что на это ответит наука?

Давайте попробуем провести эксперимент прямо сейчас. Постарайтесь вспомнить как можно больше людей среди своего окружения, которые любят смеяться. Вспомнили? Теперь подумайте, страдают ли они какими-нибудь заболеваниями? Часто ли от них можно услышать жалобы по поводу их здоровья?

Конечно, маловероятно, что все люди, пришедшие вам на память, – обладатели крепкого здоровья, ведь очень много людей все же ведут нездоровый образ жизни, что приводит к различного рода болячкам. Однако наука сегодня довольно часто утверждает, что смех – это отличное средство на пути к долголетию. Правда ли, что смех продлевает жизнь? Давайте разбираться в этом вопросе и подходить к нему с научной точки зрения.

Что вообще такое смех?


Казалось бы, довольно странный вопрос, ответ на который приходит тут же: это реакция на что-то забавное, веселое; это проявление нашей радости. Но что, если подойти к этому вопросу под призмой физиологии? Тогда все становится немного сложнее…

История смеха уходит корнями в период между 2 и 4 миллионами лет назад, когда еще обезьяны во время преходящей безопасности имели склонность к игривому хохоту. Делали это, конечно, не столь умело и изысканно, как теперь умеем это мы, но именно такая форма выражения социальной роли стала своего рода прародителем современного юмора, – утверждают биологи из Бингемтонского университета [M. Gervais, D. Wilson, 2005]. Что не менее примечательно, около 2 миллионов лет назад наши предки смогли трансформировать естественный смех в намеренный, тем самым придавая ему важную социальную значимость, к примеру, показывать смущение, сочинять насмешки, снимать напряжение и т.д.

Отчего же смеялись наши прародители? Как правило, это были какие-то нелепости, случайные падения, когда члены коллектива при ходьбе переходили с четырех конечностей на две и т.д. Таким образом, сородичей в рамках одной социальной группы забавляло все, что ставило их в глупое положение или, другими словами, когда ожидаемый результат не совпадал с фактическим. В принципе, и сейчас мы можем говорить о том, что у нас довольно часто вызывает смех такое положение другого человека, а клоуны в цирке, показывающие нелепости, специально падающие и корчащие гримасы, до сих пор вызывают шквал радостных эмоций не только у маленьких детей, но порой и у взрослых [M. Gervais, D. Wilson, 2005].

В продолжении этой мысли выделим наличие трех теорий юмора:

  1. Теория превосходства. Берет свои истоки еще в Древней Греции, где Платон и Аристотель, два великих ума Античности, указывали, что мы смеемся, когда видим более низкое положение другого человека. Именно это и было основой того, что комедия считалась низким жанром.
  2. Теория несоответствия. Основополагающий термин в данной теории – qui pro quo, что переводится с латинского как «кто за кого». Это понятие передает сущность теории: мы ожидаем увидеть одно, а видим совсем другое, и порой абсурдные исходы ситуаций бывают настолько неожиданными, что вызывают смех.
  3. Теория облегчения. Смех – это всего лишь отдушина, возможность избавиться от агрессии, стресса, страха, ведь посмеявшись от души, мы испытываем облегчение. Эту теорию развивали Герберт Спенсер и Зигмунд Фрейд.

Если же рассматривать смех как физиологический процесс, то нужно для начала отметить, что на лице у человека располагается большое количество мышц, которые имеют свойство сокращаться для выражения разных эмоций. В частности, когда мы смеемся, мы задействуем аж 15 лицевых мышц, среди которых скуловые, круговые мышцы рта, жевательные, мышцы, поднимающие или опускающие уголки рта, щечные и т.д. Помимо лицевых мышц нужно отметить работу фронтальной части корпуса, к примеру, шеи, груди, пресса, а также и задней его части (спины). Как это ни удивительно, но во время смеха работают даже мышцы глаз, ведь известно, что во время этого процесса расширяются зрачки, а от сильного смеха могут сокращаться и  мышцы слезных желез [«Наука и жизнь», 2008].

Есть одно важное свойство смеха – он заразителен. Известно, что мы перенимаем многие черты мимики, интонацию голоса, некоторые выражения от других людей во время общения; то же самое происходит и со смехом, но даже в большей мере, – утверждает нейропсихолог и старший научный сотрудник Университетского колледжа в Лондоне Софи Скотт [S. Scott, 2015].

Девушка посвятила не один год изучению смеха. В результате проведенного исследования, заключавшегося в том, что людям предлагалось послушать некоторые сигналы: позитивные (звук смеха и победный клич) и негативные (крики от страха и звуки человека, которого рвет), она обнаружила, что и те, и другие вызывают соответствующие отклики в корковой зоне головного мозга, и это, в свою очередь, отражается на лице. Но что более важно, на позитивные сигналы испытуемые реагировали в большей степени. Так, сигналы смеха вызывали улыбку, порой даже смех, в то время как при звуках рвоты люди просто кривили лицо.

Софи объясняет такой феномен тем, что мы стараемся избегать конфликтных социальных историй, основанных на негативных эмоциях. Нам важно быть частью социальной группы, поэтому, когда мы видим, что кто-то выражает определенную эмоцию, на подсознательном уровне мы подстраиваемся под эту эмоцию и буквально «отзеркаливаем» это состояние. Таким образом мы становимся частью коллектива. Таким образом мы отстаиваем свою безопасность [S. Scott, 2015].

Кстати, другое исследование, проведенное в крупнейшем финском Университете Турку, показало, что смех в социальных группах (совместный смех) способствует высвобождению эндорфина в головном мозге, а это приводит к чувству единения, безопасности, активизации общения. «Смех может служить отличным способом при образовании, укреплении и сохранении социальных связей», – указывают ученые, проводившие исследование [S. Manninen, L. Tuominen et al., 2017]

Поучительной и весьма выразительной историей к вышеописанному материалу послужит пример эпидемии смеха в Танганьике (в наши дни – Танзания) – стране, находящейся в Африке и знаменитой тем, что в 1962 году там безостановочно, в течение 18 месяцев «заражались» смехом ученицы (это была женская школа-интернат). Из очага появления смеха (деревня Кашаша) смех распространился и в другие деревни. Школу даже пришлось закрыть, потому что ее администрация не могла никак остановить распространение истеричного веселья.

Рассматривая причины и анализируя ситуацию в Танганьике, некоторые ученые отмечают, что это всего лишь массовая истерия легко поддающегося провокациям населения, не основанная ни на каких физиологических факторах [A. Rankin, P. Philip, 1963]. В то же время другие утверждают, что смех в данном случае – это способ выражения накопившегося стресса в результате постоянного пребывания в условиях бедности, строгости учителей, в обществе с низким уровнем качества жизни и т.п. Поэтому массовая истерия стала крайней формой своеобразного эмоционального протеста [Ch. Hempelmann, 2003].

Согласитесь, история про эпидемию смеха довольно жуткая. Но ведь, действительно, стресс, накапливаясь внутри, приводит к самым странным формам его отторжения. Поэтому очень важно вовремя принять меры по его ликвидации, работать с ним, да и в принципе ухаживать за своим эмоциональным здоровьем. На этом пути вам поможет наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», где всего за 6 недель вы научитесь справляться с апатией и прокрастинацией, улучшите взаимоотношения в трудовом, семейном коллективе, станете более устойчивым и будете более смело смотреть в лицо жизненным трудностям.

Итак, мы в общих чертах познакомились с физиологией смеха, а теперь давайте перейдем к главному вопросу: действительно ли смех продлевает жизнь?

Смех – ключ к долголетию: правда или ложь?

Человек всегда ищет секреты долголетия, пытается решать множество задач для нахождения истины, поиска ответов на загадки, не решенные прошлыми поколениями, и, конечно, как правило, эти усилия реализуются посредством науки. Что же она говорит на пути открытия нового и весьма незатейливого способа продлевать жизнь – всего лишь смеяться?

Существует раздел науки под названием гелотология (gelos в переводе с греческого «смех»), изучающий влияние смеха на организм. Данное направление зародилось в 60-х гг. XX века благодаря американскому психиатру, профессору Стэнфордского университета Уильяму Фраю (William Fry). Ученый проводил эксперименты, в том числе на себе. В частности, Фрай периодически анализировал заборы собственной крови во время просмотра комедий. В результате он обнаружил, что смех активизировал работу клеток иммунной системы, отвечающих за борьбу с инфекционными патогенными микроорганизмами.

Помимо этого, Уильям Фрай настаивал на пользе смеха по части дыхания, утверждая, что во время этого процесса мы придерживаемся как раз правильной его методики, делая глубокие вдохи и краткие частые выдохи. Это позволяет избавиться от всего воздуха, усиливает газообмен в 3-4 раза, тонизирует дыхательные мышцы, насыщает организм кислородом [А. Скутин, 2011].

Смех начинается примерно в возрасте 4-х месяцев, когда детки учатся радоваться внешним стимулам: улыбающимся и играющим с ними родителям, своим маленьким сверстникам, животным, растениям и т.д. Но, к сожалению, с возрастом это качество идет на убыль. Уже в зрелом возрасте люди смеются около 15-20 раз в день, в том время как дети делают это в 20 раз чаще [Ch. Liebertz, 2005]. Почему имеет место такая тенденция?

Наверняка вы и сами сможете ответить на этот вопрос. Родители в общественных местах, воспитатели в детских садах, учителя в школе приучают нас к серьезности, смеяться становится нелепо и неуместно, радоваться обычным мелочам глупо и наивно, поэтому каждый взрослый человек подумает, прежде чем засмеется. Но ведь все это заставляет нас терять радость, ощущение безопасности и сплоченности, появляется стресс, жизнь становится более жесткой и облачной, а мы – угрюмыми и неулыбчивыми.

Во многих школах принято поддерживать атмосферу серьезности, дисциплинированности, жесткости, а авторитет учителя держится на том, что он может прикрикнуть, пожурить и даже запустить чем-нибудь в ученика. Но, как показали исследования, дети воспринимают информацию легче, когда она преподносится в развлекательной форме. Они начинают испытывать доверие к учителю-не автоматическому вещателю материала, а обыкновенному человеку с чувством юмора, способному подарить знания в увлекательной форме.

О связи ментальных процессов с положительными эмоциями задумывались многие ученые. К примеру, Кристи Нильсон, психолог из Университета Маркетт, провела эксперимент, в котором 212 участников после запоминания 30 слов посмотрели видеоролик спустя 30 минут, при этом какая-то часть из них смотрела видео с позитивным подтекстом (комедийный сюжет), а другая с негативным (хирургическая операция). После недельного интервала оказалось, что те, кто смотрел видеоролик с комедией, помнили на 20% больше слов, чем те, кто смотрел неприятное видео [K. Nielson, M. Powless, 2007]. Так психолог доказала связь между положительными эмоциями и памятью.

Еще одной научной работой в данном контексте послужил опыт Рода Мартина, психолога и исследователя смеха из Университета Западного Онтарио (Канада). Ученый утверждает, что в связи с учащением сердцебиения во время смеха повышается насыщенность клеток головного мозга кислородом. Об данной его особенности говорили многие ученые, но Род заостряет на этом внимание. Юмор также становится отличным способом решения проблем, принося носителю стресса ощущение облегчения и простоты выхода из затруднительного положения, причем для того, чтобы это почувствовать, не нужно гоготать, достаточно просто улыбнуться [R. Martin, 2016].

Классической доказательной историей пользы смеха для человеческого состояния является опыт Нормана Казинса (Norman Cousins). Этот американский журналист и писатель прославился благодаря тому, что смог вылечиться от болезни Бехтерева (анкилозирующего спондилоартрита). Это тяжелое заболевание суставов, сопровождающееся мучительной болью в них, особенно в пояснице, крестце, сковывающее движения пациента. Норман переносил это заболевание тяжело, а прогноз врачей оставлял желать лучшего (врачи говорили о нескольких месяцах оставшейся жизни).

Тем не менее болезнь настигла не самого простого человека. Следует заметить, что Казинс был адъюнкт-профессором в Калифорнийском университете и как раз занимался исследованиями в области биохимических реакций человеческих эмоций. Поэтому журналист решил провести над собой эксперимент: проводя легкую фармакологическую терапию (в основном принимая повышенную дозу витамина C), он каждый день смотрел юмористическое шоу или комедии, конечно, при этом смеялся, и вот что он обнаружил…

Для Нормана смех стал «натуральной анестезией организма». «10 минут смеха дают мне 2 часа сна без боли», – указывал он. Выбранный метод позволил ученому прожить еще 25 лет в здравии и благополучии, а удивительная теория, основанная на психофизиологическом влиянии положительных эмоций, вызванных юмором и веселым смехом, получила отражение в его книге «Анатомия болезни с точки зрения пациента» (Anatomy of Illness as Perceived by the Patient) [N. Cousins, 1979]. Это ли не действительный пример того, как смех продлевает жизнь человека?

Еще один эксперимент ученых из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе доказывает положительное влияние смеха, лучшую переносимость стресса, стимуляцию иммунной системы. Эксперимент заключался в том, что группа детей держала руки в воде при температуре +10°C, т.е. в довольно холодной воде. С таким испытанием дети справились за 87 секунд. Тем не менее дальше дети снова погрузили руки в холодную воду, но теперь они параллельно смотрели комедии. В результате добавления этой детали детям удалось продержать руки в течение 125 секунд, что практически в полтора раза дольше [M Stuber, Sh. Hilber et al., 2009].

Выводы данного эксперимента налицо: смех, вызванный просмотром комедий, снижал уровень кортизола в крови, что показали пробы детской слюны; артериальное давление и пульс подвергались не сильным изменениям в сравнении с первым этапом эксперимента, также дыхание оставалось стабильным. Следовательно, смех подавлял стресс, а как известно, переживание стресса напрямую влияет на состояние нашего здоровья. Поэтому смейтесь, дабы повысить стрессоустойчивость и продлить свои годы!

Последний указанный пример относится также к направлению смехотерапии – лечению смехом. Известно, что в смехотерапии одним из важнейших направлений служит больничная клоунада. Это ситуация, при которой в больницах, помимо стандартного необходимого персонала с медсестрами, санитарами, докторами и т.д., работают также клоуны, задачей которых служит развлекать детей, устраивать им праздники, приносить им радость. И, конечно же, цель всей этой затеи – приблизить мальчишек и девчонок к выздоровлению, подарить им положительные эмоции. Родоначальником больничной клоунады стал Майкл Кристенсен, создавший организацию Clown Care Unit, «поставляющую» специально обученных профессиональных больничных клоунов.

Научные доказательства положительного воздействия смехотерапии приведены в научном издании Evid Based Complement Alternat Med, где подчеркивается, что 94% родителей отмечали терапевтическое воздействие клоунов на своих детей, становившихся счастливее и радостнее после их прихода [D. Coller, C. Gryski, 2007]. Таким образом, больничные клоуны занимаются одной из самых трогательных, плодотворных, нужных и в то же время сложных профессий – посредством смеха они продлевают детям жизнь. По нашему мнению, очень достойный вид деятельности. А вы как думаете?

Довольно важным и показательным научным исследованием стала работа норвежских ученых, изучавших связь чувства юмора и смертности среди 53 556 женщин и мужчин в Норвегии. Исследователи оценивали когнитивный, социальный и эмоциональный компоненты юмора при помощи специально составленного опросника, и при этом изучали смерть от конкретных недугов: заболеваний сердца, инфекций, рака и хронической обструктивной болезни легких.

Результаты такой обширной аналитической работы показали, что для женщин с повышенными баллами когнитивного компонента юмора вероятность смерти от всех указанных заболеваний снижается на 48%, при этом конкретно от сердечных заболеваний – на 73%, а от инфекционных заболеваний – на 83%. Для мужчин же картина была несколько иная: те, кто обладали высокими баллами по опроснику на тему юмора, имели также сниженный риск смерти от инфекционного заболевания на 74%. Однако никакой зависимости не было выявлено между социальным и эмоциональным компонентами юмора и снижением риска смертности от данных заболеваний [T. Rodriguez, 2016].

Почему же на продление жизни влияет именно когнитивный компонент юмора, т.е. познавательный, связанный с мышлением и задействующий его? Как добавляет Свен Свебак, один из норвежских коллег, проводивших вышеописанный эксперимент, развитое мышление – это наиболее устойчивый аспект любой личности, способный влиять на то, какой смысл она вкладывает в повседневную действительность. Поэтому оно может помочь при решении конфликтов, и, следовательно, преодолеть стресс и снизить уровень гормонов стресса в крови, что повышает вероятность сохранения крепкого и здорового иммунитета [S. Svebak, R. Martin, J. Holmen, 2004].

Как показывает последний эксперимент, именно разумный юмор, связанный с работой мышления, способен оказывать реальное противодействие при различных заболеваниях. Отличным способом развития когнитивных навыков служит наша онлайн-программа «Когнитивистика», где благодаря специальным тренировкам мозга вы научитесь применять более 20 техник мышления в повседневной жизни, последовательно рассуждать и принимать более эффективные решения.

Кстати, ученые также спешат успокоить тех, кто боится, что они не унаследовали чувство юмора от своих родителей: его можно приобрести в процессе социализации. Конечно, дети, которые выросли в условиях отсутствия шуток, смеха, веселья, не могут похвастаться развитым навыком применения этих компонентов в повседневной практике общения и мировоззрения, но не стоит расстраиваться – всегда есть шанс наверстать упущенное и научиться принимать абсурдность жизни в шутливой форме с улыбкой на лице.

Заключение

В народе обычно говорят: «Смех силе брат». И правда, опираясь на описанные исследования и научные работы, можно сделать вывод, что смех действительно продлевает жизнь. В народе также ходит поговорка, что 15 минут смеха продлевают жизнь на 5 минут… Таких точных результатов исследований, к сожалению, пока достигнуто не было, но в любом случае очевиден факт: смех положительно влияет на наше здоровье. Да и в целом, рассматривая его в качестве средства сближения, сплочения с окружающими людьми, смех достигает своей главной социальной функции – позволяет человеку чувствовать себя человеком, принадлежать к группе таких же существ, как и он сам.

И последнее: попытайтесь представить, как какому-то человеку вы подарили улыбку. Просто так. Как думаете, какова будет его реакция? Если это нормальный, положительный человек, скорее всего, он улыбнется в ответ, согласны? А как бы поступили в такой ситуации вы? Порой нам сложно дарить улыбку, потому что мы считаем, что это глупо и наивно. Но ведь в действительности улыбка – единственное, что может безотказно, бескорыстно и гарантированно откликнуться в душе другого человека и подарить ему немного больше тепла и света, которые так нам иногда необходимы. Поэтому, друзья, улыбайтесь!

Ключевые слова:,