Феномен самозванца – это внутренний психологический опыт, когда люди сомневаются в своих достижениях и испытывают стойкое чувство несоответствия, несмотря на доказательства своей компетентности и успеха. Это явление особенно распространено среди успешных людей: профессионалов, бизнесменов, ученых и творческих личностей.
Несмотря на внешнее признание и достижения, люди с синдромом самозванца изо всех сил пытаются усвоить свой успех, приписывая его удаче или внешним факторам, а не собственным способностям. Подробнее о синдроме мы рассказали в статье «Синдром самозванца в психологии: что это такое и как от него избавиться».
Исследователи нашли способ измерить степень склонности человека к пребыванию в этом синдроме, о нем мы и поговорим в этой статье. Отметим, что феномен самозванца – это не психологическая деформация, а, по распространенному экспертному мнению, способ восприятия себя, напрямую связанный с самооценкой. Прокачайте ее на онлайн-программе «Самооценка 360», чтобы снизить риск оказаться среди сомневающихся в себе людей, чего бы это ни касалось. Если же состояние уже требует коррекции, воспользуйтесь приемами самопомощи, о которых узнаете на программе «Сам себе психолог».
Коротко о синдроме простыми словами
Американский психолог Паулина Клэнс начала замечать закономерности в поведении у своих клиентов, которые, несмотря на достижения и успехи, испытывали чувство неуверенности и страха быть «разоблаченными» как обманщики. Она назвала это явление «синдромом самозванца» и начала его систематически изучать.
Клэнс определила три основные характеристики феномена самозванца:
- Ощущение, что собственные навыки, компетенции человека на самом деле ниже, чем представляют окружающие, он опасается, что реальная ситуация станет всем известной и он будет разоблачен как самозванец.
- Невозможность человека объективно оценить результаты его деятельности – он обесценивает достижения, умения и профессионализм, не способен принять похвалу за работу, при этом переоценивает достижения других.
- Перекладывание достижение успеха на внешние факторы – «повезло», «подвернулся случай», «вовремя оказался в нужном месте» и т.д. Причастность собственного проявления человеку с синдромом самозванца дается ему непросто [APA PsycNet Direct, 1978].
Синдром самозванца Паулина Клэнс описывает как набор симптомов, как при болезни или недуге – она не относит феномен к врожденной патологии, в то время как другие исследователи имеют и противоположную точку зрения.
Измерение выраженности синдрома самозванца
Шкала выраженности синдрома самозванца была разработана психологом Паулиной Клэнс (Pauline Clance) в сотрудничестве с Сузанн Имес (Suzanne Imes). Их работа основывается на исследованиях, проведенных Клэнс в 1970-х годах.
Предпосылкой для создания шкалы была необходимость измерения и систематического изучения синдрома самозванца, чтобы получить более глубокое понимание этого явления и разработать методы поддержки и помощи людям, страдающим от него. Работа Клэнс и Имес послужила основой для последующих исследований и разработок в области самозванства.
Для создания шкалы Клэнс провела серию интервью с женщинами, которые испытывали синдром самозванца при занимании высокой должности и карьерных успехах. Она изучала их мышление, эмоции и внутренний опыт, чтобы лучше понять этот феномен. На основе этих интервью Клэнс и Имес разработали первую версию «Шкалы самооценки самозванца» (Clance Impostor Phenomenon Scale, CIPS) в 1985 году [APA PsycNet Direct, 1985]. Эта шкала включает утверждения, на которые испытуемые оценивают свою степень согласия.
Изначально шкала содержала 20 пунктов опроса. В 1992 году было выдвинуто предположение, что 4 из них не работают должным образом [ScienceDirect, 2008].
В настоящее время существует несколько версий шкалы самозванства, и количество пунктов может варьироваться в зависимости от конкретной версии, которая используется исследователями и практиками.
Зачем измерять уровень проявления синдрома самозванца?
В настоящее время измерение уровня самозванства имеет несколько целей:
- Понимание явления. Измерение уровня выраженности синдрома самозванца помогает исследователям и психологам лучше понять этот феномен, его характеристики и влияние на жизнь конкретного человека, глубже изучить причины возникновения явления, его связь с другими психологическими факторами и его воздействие на самооценку, поведение и эмоциональное состояние людей.
- Идентификация и поддержка. Измерение уровня самозванства помогает выявить людей, страдающих от этого состояния, и, как следствие, предоставить им поддержку, помощь и ресурсы для преодоления чувства неполноценности и неуверенности в своих способностях. Такое понимание помогает разработать соответствующие программы для поддержки и улучшения благополучия людей, страдающих от самозванства.
- Развитие талантов. Измерение уровня самозванства помогает выявить высокопроизводительных и склонных к проявлению мастерства в какой-либо деятельности людей, которые из-за ощущения самозванца не могут осознавать свои способности и уже обретенные достижения, из-за чего не проявляются как профессионалы в полной мере. После идентификации таких людей можно оказать им поддержку и предоставить ресурсы для развития и раскрытия их потенциала.
Точной статистики о людях, которые испытывали и испытывают синдром самозванца хотя бы раз в жизни, нет. По приблизительным данным, ему подвергались около 70% взрослых жителей планеты Земля [Moscow Business School, 2021]. В век социальных сетей и открытой информации распространенность этого явления достигает широких масштабов: люди видят жизнь других, часто более успешных блогеров, предпринимателей, сравнивают себя с ними и обретают ощущение, что не соответствуют им, хотя на деле для этого зачастую нет оснований.
Тема синдрома самозванца достаточно популярна в наше время – феномен обсуждают в научном сообществе и в социальной среде, повод к этому – растущее напряжение в обществе на фоне трансляции «успешного успеха», меняющихся технологий, экономических факторов, которые в совокупности влияют на положение и привычную среду человека.
Шкала выраженности синдрома самозванца позволяет определить степень подверженности этому феномену конкретной личности: возможно, переживания, которые человек испытывает, не относятся к этой проблеме, а имеют другую направленность и не оказывают непосредственного влияния на профессиональную деятельность.
О проблеме синдрома самозванца в России
В научной литературе в России феномену самозванца уделено сравнительно мало внимания – феномен не так скрупулезно изучается, как, например, на Западе. До недавнего времени не существовало методики диагностики уровня выраженности синдрома.
Марина Шевелева, доцент НИУ ВШЭ, назвала отсутствие исследований в области изучения синдрома самозванца разрывом между психологией науки и практики. По ее словам, в России эти сферы четко разделены, в то время как за рубежом они тесно переплетены – та же Паулина Клэнс занималась изучением вопроса «самозванцев» и одновременно консультировала, использовала приемы и методики, апробировала их на деле [iq.hse.ru, 2021].
Пермские ученые НИУ ВШЭ и РАНХиГС не просто перевели англоязычную версию шкалы измерения проявления синдрома самозванца, они изучили и апробировали его, чтобы определить эффективность методики для диагностики проблемы у людей. Кроме того, они адаптировали тест, созданный в иной социокультурной среде, к реалиям местной культурно-языковой общности. Работа была выполнена при поддержке государства на деньги гранта РФФИ «Перфекционизм и синдром самозванца как факторы психологического благополучия в профессиональной среде» [НИУ ВШЭ, 2020].
Адаптированная методика показала свою эффективность и рекомендована к применению в прикладных и научных целях: в психологическом консультировании, в сферах HR, в образовании, для самодиагностики.
Определение самозванства у русскоязычных исследователей
В русском исследовании шкалы Паулины Клэнс участвовали доцент НИУ ВШЭ Марина Шевелева, профессор Татьяна Пермякова и профессор психологии РАНХиГС Дмитрий Корниенко. Результаты их работы были опубликованы в статье «Шкала феномена самозванца: психометрические характеристики русскоязычной версии».
Авторы отметили, что синдром чаще всего проявляется, когда человек оказывается в новой и, соответственно, стрессовой для него ситуации. Например, при повышении, переходе на новое место работы или при смене профессии, также такое часто случается в начале истории успеха. Синдром ярко проявляется, когда людям необходимо изменить свое поведение, чтобы адаптироваться в новой ситуации или коллективе, когда есть потребность в признании. В этих случаях синдром становится препятствием к органичному течению событий.
Паулина Клэнс, как мы уже отмечали ранее, изначально выявила синдром самозванца у женщин, которые занимали высокие должности и имели карьерный успех. Российские ученые в статье отметили, что феномен распространен гораздо шире: среди расовых меньшинств, у профессиональных групп, где нет количественного исчисления успеха, и среди экспертов, которые считаются в обществе состоявшимися специалистами только благодаря возрасту как индикатору накопленных знаний.
Ученые выяснили, что синдром самозванца оказывает негативное влияние на самооценку и самовосприятие, развивает тревожность и склонность к депрессии, провоцирует страх неудачи. Как следствие, развитие карьеры тормозится, как и интеграция в новый коллектив, компанию, должность.
Все легально
Наряду с известной шкалой измерения синдрома самозванца Клэнс есть аналогичные методики Харви (Harvey), Лири (Leary), шкала субъективного обмана Коллигиана и Стернберга (Kolligian, Sternberg). За основу российские ученые приняли именно шкалу 1985 года, поскольку она оказалась наиболее исследованным и надежным инструментом.
Чтобы все было честно, группа русских исследователей связалась с Паулиной Клэнс и получила разрешение на адаптацию ее методики.
Процесс изучения
Для оценки шкалы привлекли 370 студентов 1-4 курсов из нескольких вузов Перми. Им предстояло оценить включенные в методику утверждения по шкале от 1 до 5, где 1 – никогда, а 5 – очень часто. Опросником определяли три фактора, присущих синдрому:
- Обман.
- Обесценивание.
- Удача.
Под обманом предполагалось возможное разоблачение недостатка знаний человека со стороны окружающих, под обесцениванием – склонность к сравнению себя с другими и отдача лидирующих позиций в этом не себе, а под удачей – согласие с тем, что заслуга или достижение – результат счастливого случая. Для оценки валидности были использованы Методика самоотношения и Портретный опросник Большой пятерки.
Методика самоотношения выявила уровень самоуважения, самоуничтожения и модальности участников исследования. К слову, она содержательно близка к выявлению характеристик синдрома самозванца по способу Паулины Клэнс. Опросник Большой пятерки помог измерить базовые личностные черты: нейротизм, экстраверсия, доброжелательность, сознательность и открытость опыту.
Результаты опросов студентов были подвержены статистической переработке данных посредством программы SPSS 20.
Результаты исследования
Русифицированная шкала феномена самозванца включила в себя 20 вопросов. Исследование показало ее высокую достоверность и надежность.
Оказалось, что чем выше значение по шкале, тем ниже самоотношение. Иными словами, чем выраженнее синдром у человека, тем в большей степени для него характерны:
- Ориентация на одобрение со стороны социума.
- Неудовлетворение своими возможностями.
- Потребность во внешнем контроле своей жизни и деятельности.
- Низкая самоценность.
- Сомнение в своих способностях.
- Невозможность вызова чувства уважения к себе со стороны других.
- Отсутствие веры в возможность саморазвития.
- Отсутствие удовлетворенности собой.
Все перечисленные факторы приводят к внутреннему конфликту и склонности к самообвинению. Высокие значения также могут говорить об особенностях личности – синдром может быть более выражен у интровертов, людей с низким уровнем самосознания и самоконтроля, эмоциональной стабильности. Синдром наблюдается у закрытых к новому личностей.
С другой стороны, чем ниже показатель самозванства по шкале, тем менее выражены симптомы, которые не мешают в деятельности или вовсе отсутствуют.
Для чего все это было нужно?
Статистических данных о проблеме синдрома самозванца в России нет. Однако пермские ученые предполагают, что феномен распространен широко, а значит, его необходимо продолжать изучать.
В России есть три глобальных фактора, из-за которых население неизбежно в разной степени подвергается развитию синдрома самозванца:
- В РФ проживает много народов, а, как следует из исследований, расовые меньшинства чаще испытывают синдром самозванца.
- Большей подверженности синдрому склонны женщины, которые преуспевают в политике, бизнесе, из-за сохранения в обществе гендерных стереотипов.
- В связи с ЕГЭ мобильность молодежи повысилась, многие стремятся получить высшее образование в Москве и других крупных городах, что, соответственно, порождает конкуренцию для абитуриентов и будущих специалистов.
Исследователи Высшей Школы Экономики взялись за адаптацию шкалы феномена самозванца П. Клэнс в том числе из-за необходимости изучать данный вопрос для улучшения адаптации студентов и снижения для них риска бросить учебу. В результате выяснилось, что методика подходит для широкого использования – в образовательной, управленческой деятельности, психологическом консультировании и в карьере.
Адаптированная версия: пройти тест
В оригинальной версии методики Паулины Клэнс 20 утверждений, отношение к которым нужно оценить по шкале от 1 до 20. Пройти его можно онлайн бесплатно.
Русские исследователи предложили упрощенную схему диагностики, представленную на схеме:
Расшифровка результатов теста:
- «Эксперт». Этот результат указывает на высокий уровень самозванства, где человек склонен считать себя экспертом или авторитетом в различных областях даже без достаточной основы или опыта.
- «Гений от природы». У человека есть склонность к синдрому самозванца, где личность считает себя исключительно талантливым специалистом по природе, не уделяя должного внимания усилиям, обучению или работе, необходимым для достижения успеха. Отклонение процессов от его контроля приводит к ощущению неудачи и бесталанности.
- «Солист». Результат указывает на стремление выступать в одиночку и нежелание признавать помощь или вклад других людей в свои достижения. Человек склонен думать, что ему можно доверять только самому себе, он не может делегировать.
- «Перфекционист». В этом случае выявляется тенденция к синдрому самозванца, связанная со стремлением к безупречности и необходимости достигать идеальных результатов во всем, что делается. Человек может считать себя неудовлетворительным, даже при достижении впечатляющих результатов.
- «Супермен»/«Супервумен». Этот результат указывает на высокую самооценку и веру в свои суперспособности, при этом человек не признает или не осознает свои слабости или ограничения. На этой стадии симптомы самозванства почти не вызывают беспокойства в глобальном смысле.
- Отсутствие синдрома самозванца. Этот идеальный результат указывает на отсутствие выраженного самозванства. Человек имеет здоровую самооценку и реалистичное восприятие своих способностей и достижений.
Важно отметить, что эти результаты следует рассматривать как предварительные и необходимо учитывать контекст и индивидуальные особенности каждого человека при интерпретации. Иными словами, использовать его следует только как инструмент для диагностики и саморефлексии, а не постановки диагноза.
Несколько рекомендаций по избавлению от синдрома
Вот несколько советов, которые могут помочь вам справиться с синдромом самозванца самостоятельно:
- Признайте свои достижения. Отмечайте и признавайте свои личные и профессиональные успехи. Ведите дневник достижений, записывайте их, отмечайте благодарности от других людей. Это поможет осознать ваши реальные способности и достижения.
- Пересмотрите свои мысли. Обратите внимание на свое мышление и внутренние диалоги. Зафиксируйте моменты, когда возникают негативные и самокритические мысли, проанализируйте и попробуйте найти их источник. Постарайтесь заменить их реалистичными и позитивными утверждениями о себе, можно использовать аффирмации.
- Разделите свои чувства. Найдите близкого друга, партнера или профессионала, с которым вы можете поделиться своими чувствами и переживаниями. Разговор с кем-то может помочь вам получить поддержку и новый взгляд на свою ситуацию.
- Оцените свои ошибки как уроки. Измените свое отношение к ошибкам и неудачам. Рассматривайте их как возможность для роста и обучения, а не как подтверждение своей некомпетентности. Помните, что каждый человек делает ошибки, и это естественная, неотъемлемая часть процесса развития.
- Установите реалистичные ожидания. Поставьте перед собой достижимые и конкретные цели. Разработайте план действий и шаги, которые помогут вам достичь этих целей. Это поможет вам постепенно укреплять уверенность в своих способностях. Кстати, как эффективно превращать мечты в цели, мы рассказываем на онлайн-программе «Из мечты в цель».
- Признайте поддержку окружающих. Примите поддержку и похвалу, которую вы получаете от других людей. Верьте, что они искренне видят ваши достижения и ценят вас за ваши способности.
- Обратитесь за профессиональной помощью. В случае, если синдром самозванца серьезно влияет на вашу жизнь и самочувствие, рассмотрите возможность обращения за профессиональной помощью психолога или психотерапевта. Они могут помочь вам разобраться в корнях и причинах самозванства и предложат индивидуальные стратегии для преодоления этого состояния.
Важно помнить, что каждый человек уникален, и подходы, которые сработают для одного человека, могут не подойти другому. Экспериментируйте с разными стратегиями и найдите те, которые работают наилучшим образом для вас.
В случае, если вы заметили в себе признаки неуверенности в собственном профессионализме при наличии очевидного опыта и заслуг или тест на определение степени проявленности синдрома самозванца показал высокий балл самозванства, начните с простых действий – обратите внимание на самооценку и психологическую устойчивость. Возможно, над ними надо поработать. Мы поможем вам в этом на онлайн-программах «Самооценка 360» и «Сам себе психолог», где вы освоите простые и эффективные техники для нескучного самосовершенствования.
Не дайте сомнениям закрыть вам профессиональную дорогу!
А теперь предлагаем вам ответить на несколько вопросов для закрепления полученных знаний: