Помните серию экспериментов Павлова по изучению условно-рефлекторных реакций, связанных с работой пищеварительной системы? Иван Петрович был не единственным ученым, проводившим эксперименты на собаках с целью выявления новых знаний. О том, как друзья малые послужили людям средством получения важных психологических открытий, мы расскажем чуть ниже.
Представьте себе подростка Никиту. Этот молодой человек увлекается лепкой из глины, занимается ею вот уже год, и, наконец, он решается приобрести гончарный круг, чтобы самостоятельно делать поделки и, возможно, зарабатывать на их продаже. Но здесь в игру вступает мама Никиты, которая, услышав о затее сына, говорит: «Вот зачем тебе этот гончарный круг? Для того чтобы делать настоящие поделки из глины, нужно владеть высоким мастерством, заниматься не один год, иначе твои поделки никому не будут интересны. Давай ты лучше возьмешь еще несколько уроков, а потом, может, и на рисование пойдешь…».
Никита, поразмыслив над словами мамы слегка в демотивированном настроении, соглашается с ее идеей и продолжает ходить на лепку. Идет время, но тут, на беду родителя, приходит еще одна затея Никиты.
«Мам, а что если я буду сам готовить завтраки? Я встаю пораньше, да и мы с сестрой вчера решили приготовить яичницу… Получилось очень вкусно, и мне понравилось!» В момент произнесения последней фразы у мамы в голове уже прокручивается картина с тем, как сын крутится на ее кухне, собирает осколки разбитой тарелки, оставляет немытую сковороду, протирает полотенцем для рук шкаф с пролитыми желтками… Конечно, она решает уговорить Никиту оставить эту глупую затею – ни к чему мужчине крутиться на кухне (тем более той, что принадлежит маме). «Это дело женское», – отрезает родитель, и Никита, вновь испытав демотивацию, граничащую с безмерной мужественностью, не притрагивается к посуде и еде за исключением моментов поглощения последней.
Как вы думаете, правильные ли методы воспитания избрала мама? Какой мужчина получится из Никиты, если слова другого человека (пускай, самой важной женщины в его жизни) для него несколько раз стали препятствием на пути воплощения своих идей –приятных для него и инициированных им же? Скорее всего, вы согласитесь с тем, что Никита вместо реализации своих замыслов станет ожидать готовые результаты чужих трудов, перейдет от режима активности к пассивности.
Конечно, не все молодые люди склонны к потере инициативности. Существуют и те, кто, несмотря на уговоры других людей, придерживается своих позиций, замыслов, и таким людям однозначно повезло. Но что же делать тем, кто в достаточно большой степени может быть зависим от других? Оказывается, что такое состояние считается большой психологической проблемой. Более того, с ней живет немалое количество людей, часто даже не подозревая об этом.
Психологические проблемы – отнюдь не пустяк для каждой личности, и для того чтобы обрести большую уверенность в своем ментальном здоровье, мы советуем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», где всего за 6 недель вы научитесь анализировать свое поведение, будете более осознанно подходить к личным проблемам, избавитесь от стресса и апатии, победите многие страхи.
Возвращаясь к Никите, давайте немного пофантазируем и предположим, что в детстве у юноши была собака по имени Дольф. Отвлекаясь от сюжетной линии Никиты, обратимся к истории его питомца и начнем нашу собственную историю про синдром выученной беспомощности.
Как все начиналось?
Встречайте: человек, позаимствовавший Дольфа у Никиты, – Мартин Селигман, психолог, основоположник позитивной психологии. На сегодняшний день Селигман является директором Центра позитивной психологии в Пенсильванском университете Филадельфии, где, собственно, в 1967 году он и проводил эксперименты с собаками.
Исследование состояло из двух стадий. Коротко опишем каждую из них.
Стадия первая
Всего имелось три группы собак. Первая группа помещалась в клетку с рычагом. На собаках размещалась шлейка, проводившая ток. Таким образом животные подвергались воздействию небольших электрических разрядов (довольно печальная история). Однако у собачек была возможность прекратить подачу тока, зацепив рычаг. Переключив его в противоположный режим, испытуемые получали возможность выхода из клетки.
Вторая группа собак также помещалась в клетку с рычагом. По шлейке таким же образом передавалось небольшое количество тока, однако эти собачки не могли выйти из клетки по примеру собак из первой группы, т.е. их действия с рычагом были бессмысленны, а попытки изменить его режим – тщетны. Прекращение подачи тока зависело исключительно от действий собак первой группы – если им удавалось открыть выход, то и вторая группа собак получала свободу от «пыток».
Третья же группа собак (в которой и находился Дольф) вообще не испытывала никакого дискомфорта. Благо, подачи тока не осуществлялось, и животные просто какое-то время находились в клетке, а по истечении времени получали свободу. Это была контрольная группа [Л. Первин, О. Джон, 2001].
По проведении первой стадии были сделаны следующие выводы:
- собаки из первой группы довольно быстро разобрались в принципе работы подачи тока и сумели понять, что положение рычага напрямую влияет на их мучения;
- собаки второй группы показывали поведение, близкое к отчаянию – скулили и выли в ожидании прекращения подачи тока и освобождения.
Далее был проведен следующий этап эксперимента.
Стадия вторая
Эксперименты с подачей тока на этом для собак закончены не были. Животных поместили в новую клетку, поделенную на два отсека с помощью перегородки. В половину пола клетки (до перегородки) поступало небольшое количество тока, что доставляло неприятные ощущения животным, в то время как во второй половине клетки (после перегородки) было безопасно. Соответственно, чтобы избавиться от боли, собакам нужно было перепрыгнуть через перегородку.
По результатам проведенной второй стадии оказалось, что собачки из первой группы пытались найти способ избавления от болевых ощущений и в конце концов перепрыгнули через перегородку, отыскав безопасную территорию. Собаки же из второй группы лежали на бьющем током полу и скулили, ожидая спасения и даже не обращая внимания на перегородку. А собаки из третьей группы продолжали все также сидеть в клетке, в которую и вовсе не поступало никакого тока (Дольф, как видно, везунчик).
Результаты эксперимента оказались очень информативными и позволили Мартину Селигману открыть учение о выученной беспомощности [B. Overmier, M. Seligman, 1967].
Если проанализировать поведение собак, то становится понятным, что животные, испытав однажды негативный опыт своей беспомощности, поняв, что их действия не приводят ни к чему продуктивному, отчаялись, и при новой кризисной ситуации не стали даже пытаться ее исправлять.
Поведение индивида, основанное на мысли о том, что его действия не приведут ни к каким результатам, и называется выученной беспомощностью. Вернувшись к Никите, теперь мы можем с уверенностью и научной обоснованностью сказать, что мама была не права, потому что молодой человек должен реализовывать свои планы, стремиться воплощать свои идеи и видеть их результаты – негативные или позитивные, по сути, не имеет значения. Главное – его действия принесут плоды, судя по которым ему нужно будет дальше выстраивать стратегию своих действий.
Однако серия экспериментов по выученной беспомощности на этом не закончилась.
От собак к людям
Спустя 11 лет, психологи Э. Лангер и Дж. Роден продолжили исследования по изучению выученной беспомощности, однако на сей раз объектом эксперимента послужило поведение пожилых людей, находящихся в доме престарелых.
Группа участников включала два этажа с пожилыми людьми:
- второй этаж (9 мужчин и 35 женщин);
- четвертый этаж (8 мужчин и 39 женщин).
Так, по указаниям исследователей, администрация провела две встречи с жителями соответствующих этажей. Тех, кто располагался на втором этаже, заверили в полной безопасности и обеспечении комфортных условий. Фактически, посыл администрации заключался в том, что пожилым людям не стоит ни о чем беспокоиться, за них решены все организационные вопросы и им не о чем волноваться. Тех же, кто располагался на четвертом этаже, попросили быть более ответственными за свое пребывание в заведении. Участники этой группы должны были сами решать, что им есть на обед, когда и какой фильм смотреть, как в принципе проводить свой досуг, как обустраивать свой быт и т.д.
Как видно, главное отличие групп заключалось в степени зависимости от решений руководства дома престарелых (как и с собаками, зависевшими либо от собственных действий с рычагом, либо от действий своих «коллег»). Таким образом за престарелыми наблюдали в течение трех недель, отслеживая не только удовлетворенность своей жизнью, но и активность, потребность в общении, питание, привычки пациентов.
Результаты исследования оценивались по критерию уровня счастья. Так, в первой группе пациентов (второй этаж) наблюдалось отрицательное значение данного показателя, равное -0,12. Напротив же, вторая группа пациентов (четвертый этаж) показала противоположный результат: +0,28. По оценкам медсестер, работавших в доме престарелых и наблюдавших за испытуемыми, состояние пациентов изменилось в таком же направлении. В первой группе было замечено большее стремление и потребность в общении, в то время как во второй пожилые люди стремились в большей степени к пассивному наблюдению за персоналом [J. Rodin, E. Langer, 1978].
Такие результаты подтвердили теорию Мартина Селигмана о выученной беспомощности.
Тем не менее важно понимать значимость данного эксперимента в контексте выученной беспомощности именно пожилых групп населения. Зачастую мы полагаем, что наши старшие не способны полностью организовать свой быт, досуг, справиться с задачами, которые были им некогда по плечу, и это, безусловно, так. Но не стоит акцентировать на этом внимание.
Оказывается, что ухудшение памяти, снижение когнитивных способностей, общего тонуса организма усугубляется тогда, когда престарелые теряют возможность контроля своей жизни, и это напрямую развивает синдром выученной беспомощности. Если оставлять таким группам населения большую возможность изменения некоторых аспектов своей жизни, давать возможность принимать решения самостоятельно, то можно предотвратить развитие выученной беспомощности.
Однако о том, как избавиться от синдрома выученной беспомощности, мы упомянем чуть позже. Сейчас же коротко остановимся еще на одном эксперименте, проведенном уже на молодых группах населения.
Эксперимент с шумом
Данное исследование проводилось в 1975 году уже знакомым нам Мартином Селигманом и его коллегой Дональдом Хирото. Испытуемые, на сей раз студенты колледжа, были поделены на три группы. Первые две группы на первой стадии эксперимента слышали неприятный шум, третья же группа участников не слышала ничего. Вновь первые две группы были поделены по следующему принципу:
- при возникновении шума участники первой группы имели возможность нажать на кнопку и предотвратить поступление звуков;
- при возникновении шума участники второй группы не имели возможности влиять на прекращение звуков.
На второй стадии эксперимента студенты вновь очутились в условиях шума, но теперь при появлении светового сигнала они могли отключить поступающие звуки самостоятельно, переложив руки с одной стороны ящика на другую. Как вы могли догадаться, первая и третья группы студентов быстро справились с задачей, а вот во второй группе возникли сложности – они сидели пассивно и ждали, когда шум прекратится сам [D. Hiroto, M. Seligman, 1975].
Итак, три эксперимента, показывающих действие выученной беспомощности, послужили отличным толчком к тому, чтобы начать обращать внимание на эту проблему, рассматривать ее с разных углов. Давайте теперь посмотрим на причины появления этого болезненного явления.
Причины выученной беспомощности
Выученная беспомощность не появляется сама по себе. Безусловно, некоторые люди склонны к обретению данного синдрома в большей мере, нежели остальные, однако существуют определенные объективные источники его появления. Вот некоторые из них:
- Неконтролируемые события. Очень часто эти события происходят именно в детстве, когда у ребенка закладываются основы моделей социального взаимодействия. К примеру, если ваши родители воспитывают вас по принципу «не высовывайся там, где не надо» или «знай свое место», или «не надо быть таким активным», это выработает в вас позицию конформиста, не желающего проявлять инициативу и генерировать какие-то смелые идеи. Увы, как раз люди с противоположными качествами в наше время претендуют на, по меньшей мере, средний социальный статус, а именно смелые и креативные.
- Гиперопека. Причем не только со стороны родителей. Любая забота о вас, любое действие, выполненное вместо вас, при условии, что вы можете выполнить его самостоятельно, ведет к эффекту излишней опеки – выученной беспомощности. Если в комнате общежития вам попался услужливый товарищ, убирающий комнату, готовящий ужин, стирающий и вашу одежду заодно, то обоюдная зависимость вам обеспечена (вы довольствуетесь результатами его труда, а он – вашим удовольствием).
- Внутренние качества личности. Дело в том, что для некоторых людей совершенные ошибки кажутся фатальными. Депрессия и тревожность моментально накрывают таких людей, они перестают мечтать о новых достижениях, замыкаются на своих неудачах, теряют веру в себя и свои силы. Конечно, таким людям приходится сложнее, чем закоренелым оптимистам [Теперь Ты Знаешь, 2020].
Вспомните Никиту, нашего героя из начала статьи. Этот юноша, с одной стороны, поддавался чрезмерной опеке мамы, с другой – качества его личности не могли позволить ему противостоять и показывать характер. Однако самый главный фактор, объединяющий все вышеуказанные причины, – это отсутствие контроля, только с одной поправкой: давайте не будем путать мнимое отсутствие контроля и реальное.
Если вы закоренелый холостяк, не пользующийся спросом у девушек, т.к. была пара-тройка прецедентов неудач, это не значит, что вы не владеете ситуацией. Да, от поведения девушек зависит многое в данном вопросе, но будем откровенны: поиск партнера – вещь довольно сложная и с большой долей счастливого случая. Обрести человека, понимающего тебя и принимающего все твои недостатки, проблематично, и для этого нужно прилагать усилия. Именно последнее обстоятельство часто мешает избавиться от позиции выученной беспомощности.
Начните следить за внешностью, появляйтесь в местах, где можно встретить порядочных девушек, инвестируйте в себя – будьте интересным человеком. Это и называется «контроль ситуации». Разве это не подвластно большей части мужчин? Перестаньте мыслить в разрезе «я не могу».
Надеемся, что вы как следует разобрались в причинах выученной беспомощности. Если в описаниях выше вы нашли себя, самое время уделить внимание способам избавления от данного синдрома.
Как побороть выученную беспомощность?
Продолжая тему холостяка, мы фактически уже сказали о том, что нужно предпринимать реальные действия. Тем не менее перед реальными поступками нужно прийти к осознанности, поэтому:
Совет №1. Будьте осознанными
Пока вы не начнете анализировать свое поведение, пока жизнь вам не покажется скучной и полной проблем, пока вы не поймете, что ваша реальность наполнена зависимостью от действий других людей – ваших родных, друзей, коллег и т.д. – в какой бы то ни было сфере, не ждите того, что вы добьетесь преодоления выученной беспомощности.
Понять это довольно просто. Спросите себя: «Как много аспектов моей жизни зависит от других людей? Что будет, если близкие мне люди перестанут со мной общаться? Как часто я обращаюсь к услугам посторонних?» Если ответы на данные вопросы будут в положительном ключе, вам стоит задуматься, не постиг ли вас феномен выученной беспомощности.
Никита из нашей истории не обладает в силу своих лет глубокой жизненной мудростью, однако по прошествии времени будет отлично, если он задумается над тем, какое влияние мама оказывает на принятие решений, касающихся его жизни.
Осознанность – это одна из граней способности логично и эффективно рассуждать. Чтобы овладеть такими навыками, пройдите нашу онлайн-программу «Когнитивистика», где за 2 месяца вы изучите более 20 техник мышления. Интересные занятия по 15-20 минут помогут вам добиться принятия эффективных решений и разобраться в особенностях мышления. А мы приступаем ко второй рекомендации.
Совет №2. Верните контроль
Отлично, если вы разобрались в наличии проблемы. Вновь упомянув о главной причине выученной беспомощности – отсутствии контроля – логично будет порекомендовать его ввести.
Не стоит уповать на то, что вы сразу начнете контролировать все аспекты своей жизни. Начинайте с малого. Выделяйте небольшое количество времени, чтобы делать то, что обычно вы перекладываете на другого. Можно сесть и подумать над способами того, как сделать это более интересно.
Никита, желавший готовить завтраки, может, наконец, попробовать поучаствовать в этом процессе. Одно утро, к примеру, когда мама будет возиться на кухне, парень может помочь ей помыть и нарезать какие-то продукты или убрать посуду. Заодно мама поймет, что Никита и кухня не равнозначны катастрофе. Бесспорно, наступит момент, когда мама и вовсе будет просыпаться под запахи свежеприготовленной выпечки, идущие из кухни.
Совет №3. Радуйтесь маленьким победам
Конечно, когда мы хотим что-то исправить, нам нужно все и сразу. Но так не бывает. Однако самое главное – не терять веру.
Поймите: если вы встали на путь исправления – это уже здорово. Если вы добились результата, но его слишком мало, он незначителен – радуйтесь, ведь до этого вы вообще ничего не делали на протяжении долгого времени. Каждый ничтожно малый шаг – это уже движение вперед.
Еще одной проблемой здесь может служить сравнение себя с другими. Заранее предупреждаем: не стоит этого делать. Выученная беспомощность – это проблема, касающаяся лично вас, вот и отслеживайте свои результаты, не нужно следить за успешными историями других людей.
Никита, если вы помните, хотел также лепить глиняные поделки и зарабатывать на этом. Конечно, не факт, что с самого начала творческого пути молодого человека ожидал бы успех, ведь в какой-то степени мама была права, говоря о том, что для продажи глиняных изделий требуется высокое мастерство. Тем не менее это не повод бросать затею! Никита занимался бы тем, что приносило ему удовольствие, отслеживал бы свой прогресс и все бы обязательно у него получилось.
Совет №4. Любите себя
Хотите вы этого или нет, но выученная беспомощность – это всегда про нелюбовь к себе. Казалось бы, наоборот, мы ищем того, кто за нас что-то сделает, паразитируем, привыкаем к такому образу жизни. Но почему мы при этом испытываем тревогу и депрессию? Ответ прост: мы осознаем нашу неспособность делать то, что делает тот, от кого мы зависим, и не уважаем себя за это.
Но подождите-подождите, а кто вообще сказал, что мы не способны на это? К сожалению, и здесь ответ на поверхности – это заложенная в детстве модель, когда родители говорят ребенку, что он не справится, а если предпримет попытку, то напортачит. Это их нападки за то, что дети что-то разбивают, некрасиво рисуют, слишком много разговаривают и т.д. Так не пора ли доказать главным образом себе, что вы вообще-то лучше?
Внутри каждого из нас, помимо критика, занимающего большую часть комнаты, живет где-то в уголочке и друг, поддерживающий нас, сопереживающий и милосердный. Обращайтесь почаще к этому другу, делитесь с ним переживаниями, и он откликнется. Не существует человека, который ненавидит себя с ног до головы [J. Leonard, 2019].
Никита тоже может поверить в свои способности, если поймет, что вообще-то завтрак, приготовленный с сестрой, действительно был вкусным, а кухня убрана; что его поделки из глины привлекли внимание преподавателя, и он даже похвалил его…
Еще пару советов и техник по преодолению синдрома выученной беспомощности вы можете узнать из этого видео:
А мы осветим заключительные моменты по теме.
Еще немного о феномене выученной беспомощности
Зачастую выученная беспомощность рассматривается не только в масштабе одной личности, но и в масштабе всей страны. В общих чертах мы знаем две главные стороны любой политической системы: сторонники существующего режима и оппозиционеры, и, к сожалению, в некоторых случаях обе стороны могут страдать данным синдромом. У первых это проявляется в том, что позитивная оценка ситуации не толкает на развитие или изменения, у вторых – резкое критиканство, за которым не следует предложений по исправлению. Как отмечает публицист Илья Клишин, в обоих случаях это ведет к пустым дискуссиям [И. Клишин, 2020].
Помимо этого, еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что некоторым людям действительно сложнее справляться с выученной беспомощностью. Нейроученые пока не выяснили, от чего конкретно зависит предрасположенность индивида, но все же понятно одно: стиль мышления напрямую влияет на развитие синдрома. Если вы склонны останавливаться на неудачах, с болью воспринимать ошибки, смиряться со своей никчемностью, то вам вряд ли удастся легко победить этот неприятный феномен [Н. Травкина, 2020].
Да, есть факторы, действительно не зависящие от нас. К примеру, вы не можете противостоять мировому кризису, землетрясению, эпидемии и т.д. Но в большинстве случаев вы способны обрести контроль. Помните эксперимент Селигмана? Ведь на самом деле в конце эксперимента ученый взял каждую из собачек, лежавших на полу и скуливших от бессилия, на руки и перенес через перегородку, тем самым показав, что они могут изменить свое положение.
Поддержка со стороны играет важную роль, но давайте пробовать поднимать себя и перепрыгивать через перегородки самостоятельно. Тогда и Никита сотворит настоящие глиняные шедевры, и мама будет довольна чистой кухней и вкусным завтраком.
Желаем вам успехов!
Пройдите небольшой тест и узнайте, насколько хорошо вы поняли сущность выученной беспомощности: