«Как же надоела эта политика», – часто вздыхаем мы, «попав» на телеканал с каким-нибудь очередным политическим шоу или выпуском новостей о том, как у нас все хорошо, а мы просто этого не видим. Смотреть все эти однотипные политические шоу, «жующие» из раза в раз одни и те же темы, возможно, перебор. Однако посмотреть или почитать в конце дня новости и изучить раз в несколько лет предвыборные программы кандидатов в депутаты по своему округу стоит обязательно.
Зачем?.. Как метко заметил французский писатель Шарль де Монталамбер примерно 150 лет назад, если вы не хотите заниматься политикой, тогда политика займется вами. Сегодня он прав даже больше, чем в 19 столетии. Сейчас политика намного глубже проникла во все сферы нашей жизни, чем тогда. И если для вас это до сих пор не очевидно, вам стоит подтянуть свою политическую грамотность.
Вы сможете освоить все, что пожелаете, в самые короткие сроки, если пройдете нашу программу «Лучшие техники самообразования». А пока давайте поговорим про основы политической грамотности.
Что такое политическая грамотность?
В данном вопросе интересно то, что при всей распространенности понятия «политическая грамотность» в русскоязычном сегменте Интернета отсутствует четкое однозначное определение, что же это такое. Да и определения, предлагаемые англоязычными источниками для термина political literacy, тоже зачастую расплывчаты и аморфны и раскрывают лишь один аспект понятия, а именно что такое политическая грамотность населения.
Возможно, в этом есть некий смысл, позволяющий «не распыляться», а собрать воедино все составляющие понятия и попытаться их обобщить. Всезнающая «Википедия» полагает, что политическая или общественно-политическая грамотность – это совокупность способностей, необходимых для того, чтобы осознанно участвовать в политической жизни общества [Википедия, 2021].
Это, в частности, понимание того, как работают правительство, парламент, прочие властные структуры, каковы их полномочия и как они должны справляться со своими задачами, а также навыки критического мышления для оценки различных политических точек зрения и программ, что актуально для общества, где практикуется сменяемость власти.
Кроме понимания базовых основ функционирования политической системы, политическая грамотность подразумевает определенные действия:
- Участие в выборах от местных до государственных.
- Изучение и оценка предвыборных программ кандидатов.
- Посещение общественных собраний, обсуждений, встреч с кандидатами.
- Подготовка предложений и обращений к депутатам и различным органам власти по вопросам, входящим в их компетенцию.
- Анализ планов, программ, бюджетов, влияющих на налогообложение.
Напомним, это все постулаты из англоязычной «Википедии», рассчитанной на читателей из Европы, Канады и США, где налоги – это святое. Стоит обратить внимание еще на один важный нюанс. В странах с давними традициями демократии такие понятия, как «правовая» и «общественно-политическая грамотность», практически неразделимы. В частности, основные презумпции американской политической системы таковы:
- Верховенство закона.
- Всеобщее право голоса.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Конституция США.
Это то, что должен знать, понимать, уважать и соблюдать каждый гражданин страны. И именно этими презумпциями следует руководствоваться, пытаясь найти ответ на какой-либо политический вопрос.
Показательно, что одной из основных задач американской демократии является поддержка граждан путем предоставления им достаточного времени и возможностей для выполнения своих гражданских обязанностей. Другими словами, на уровне государства озабочены тем, чтобы избирателям хватило времени изучить предвыборные программы кандидатов, посетить общественные собрания, подготовить предложения в различные органы власти и т.д.
Сколько времени на все это нужно избирателю? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается ответить на целый ряд других вопросов:
- Что нужно для обеспечения нормальной жизни граждан и возможностей реализации их гражданских прав?
- Существует ли разрыв между тем, что важно для устойчивого образа жизни, и нынешним положением дел?
- Сколько свободного времени реально доступно для выполнения обязанностей избирателя и гражданина?
- Сколько времени и усилий нужно, чтобы регулярно выполнять обязанности гражданина и избирателя?
- Что необходимо для поддержания ситуации или устранения недостатков в навыках и знаниях, необходимых для реализации гражданских прав?
Можно встретить и другие трактовки, что такое «политическая грамотность» [IGI Global, 2019]. Впрочем, они во многом пересекаются. Как вариант, политическую грамотность можно рассматривать как совокупность трех составляющих компонентов:
- Проницательный взгляд на политическую структуру и влияние политики на глобальном, национальном и местном уровнях.
- Набор навыков, необходимых для эффективного участия граждан в государственных и политических процессах.
- Участие в политических процессах и событиях в национальном масштабе и на местном уровне.
Так или иначе, все трактовки понятия «политическая грамотность» предполагают не только знание, но и действие. Это как с обычной грамотностью: нужно уметь не только читать, но и писать. Человека, который знает буквы и умеет читать, но не умеет писать, вряд ли можно считать грамотным в классическом понимании этого слова.
В государствах с давними традициями демократии наработан немалый опыт исследований на тему политической грамотности. Так, еще в конце 90-х годов 20 столетия вышел в свет весьма содержательный обзор Theories of Political Literacy («Теории политической грамотности»), посвященный различным составляющим понятия политической грамотности и факторов, влияющих на ее формирование [C. Cassel, C. Lo, 1997].
В работе проанализированы такие факторы, как когнитивная мобилизация и агенты социализации, т.е. люди и структуры, отвечающие за обучение человека его социальным ролям. Проще говоря, получение знаний и опыта, влияние семьи, школы, ближайшего окружения и т.д. Исследование показало, что когнитивная мобилизация оказывает большее влияние на политическую грамотность, чем агенты социализации.
Исследователи в итоге пришли к выводу, что политическую грамотность нельзя измерить напрямую, но если люди политически грамотны, они понимают партийные различия и знают основные политические концепции и факты.
Следует обратить внимание и вот на какой нюанс. В обзоре использованы данные Youth-Parent Socialization Panel Study, 1965-1973 («Панельное исследование по социализации молодежи и родителей, 1965-1973»), оцифрованные уже в наступившем тысячелетии [M. Jennings, R. Niemi, 2016]. Исследование проводилось путем опроса. Учащиеся старших классов и их родители были опрошены в 1965 году и повторно в 1973 году. Данное панельное исследование было предназначено для оценки политической преемственности и изменений во времени для двух биологически связанных поколений, а также для изучения влияния жизненного цикла, поколений и периода.
Если в двух словах обрисовать выводы, интересующие нас в контексте сегодняшней темы, политическая грамотность молодежи и ее политические предпочтения в большей степени предопределяется самостоятельным выбором, нежели влиянием родителей. Однако политическая грамотность молодежи напрямую зависит от уровня образования, а вот более высокий уровень образования чаще получают молодые люди, чьи родители тоже достаточно хорошо образованы.
Эти выводы в значительной степени пересекаются с результатами новейших исследований. Например, проведенного в Великобритании исследования на тему When does the social gap in political engagement emerge in life and can citizenship education address it? («Когда в жизни возникает социальный разрыв в политической активности и может ли гражданское образование устранить его?») [J. Janmaat, B. Hoskins, 2021].
Исследование, в числе прочего, показало, что разрыв в активности голосования между молодыми людьми из среднего класса и представителями рабочего класса является самым большим в Великобритании среди 33 европейских государств. И уровень образования молодых людей в значительной степени зависит от того, насколько хорошо образованы их родители.
Так, родители с высоким уровнем образования более тщательно выбирают школу для ребенка и часто отдают предпочтение учебным заведениям, где практикуются прогрессивные формы обучения, дискуссии и прочие формы участия учащихся, в том числе при обсуждении общественно-политических тем. Можно сказать, что тут речь идет не столько о прямом влиянии образовательного уровня родителей на взгляды и политическую грамотность детей, сколько о косвенном влиянии родителей на формирование образовательного опыта молодежи.
Так или иначе, в итоге дети из семей среднего класса более готовы к анализу политических взглядов, событий, ситуаций и высказыванию собственного мнения, что предопределяет их политическую грамотность. И, соответственно, по достижении совершеннолетия они более активно участвуют в голосовании, выборах, политических акциях, активнее отстаивают свои политические интересы. Исследователям такое неравенство видится проблематичным, поскольку оно снижает удельный вес мнения обездоленных слоев населения в любом голосовании и искажает демократический процесс принятия решений в пользу интересов привилегированных групп общества.
Отвечая на вопрос в заголовке «Может ли гражданское образование устранить социальный разрыв в политической активности?» и как добиться политической грамотности среди граждан, исследователи утверждают, что дополнительное искусственное вовлечение молодежи из рабочей среды в образовательный процесс и дискуссии на общественно значимые темы оказывает влияние на их будущую политическую грамотность и активность.
Как удалось выяснить, влияние этих дополнительных мер более заметно именно на примере молодежи из рабочей среды, нежели из числа представителей среднего класса, которые и так уже имеют сформированный образовательный опыт, в том числе опыт поиска информации, участия в дискуссиях и готовность высказывать собственное мнение по разным вопросам.
Вот здесь мы вплотную подошли к ответу на вопрос, зачем нужна политическая грамотность, зачем нужно смотреть ежедневные новости и читать предвыборные программы кандидатов на выборные политические должности, и почему это так важно.
Зачем нужна политическая грамотность?
Итак, зачем нам быть политически грамотными, смотреть новости, вникать в смысл предвыборных программ и обещаний, решений Федерального собрания и правительства, ходить на выборы и встречи с депутатами? По поводу участия в выборах уже многократно сказано, что политика, как ни крути, это массовое мероприятие.
Один голос, возможно, мало, что значит, однако, если так будет думать большинство избирателей, в масштабах страны и региона голоса избирателей просто не будут услышаны.
Для того, чтобы отдать голос осознанно, как раз и нужно вникнуть в предвыборные программы, проанализировать обещания, сопоставить их с программными заявлениями той партии, от которой баллотируется кандидат, и оценить вероятность выполнения этих самых обещаний.
И не нужно вот этого «Зачем, все равно никто ничего не делает». Тут уж кому как повезло. В некоторых округах депутаты не ленятся вникать в проблемы избирателей, а для их решения ходить на заседания профильных комиссий и комитетов, «выбивать» бюджетное финансирование для округа и контролировать, чтобы деньги пошли в дело, а не только на «откаты» чиновникам.
Кто выбирает таких депутатов? Вы не поверите, но выбирают их избиратели! Те самые, которые не поленились изучить предвыборные программы, сходить на встречи с кандидатами, озвучить каждому из них свои чаяния и заранее постараться выяснить, насколько кандидат «заточен» работать на благо людей. А еще не поленились составить обращение к депутату, потому что депутату нужно какое-то более веское основание для просьбы о бюджетном финансировании, нежели устные причитания пенсионеров насчет плохой жизни и нехватки денег.
Разумеется, чтобы оформить свое недовольство жизнью в конкретную просьбу, нужна грамотность. И не только в смысле знания грамматики и орфографии, а и политическая грамотность в плане понимания круга полномочий депутата.
Условно говоря, вряд ли стоит писать депутату местного совета петицию с просьбой навести порядок в сфере высшего образования в целом по стране. Да и в запросах к депутатам Федерального собрания нужно внятно сформулировать, чего конкретно вы хотите добиться.
Чтобы внятно формулировать свои запросы к власти, нужно изначально понимать, как работают правительство, парламент, прочие властные структуры, каковы их полномочия и как они должны справляться со своими задачами.
А еще нужно быть в курсе текущих трендов. Так, если на высшем уровне анонсируется помощь регионам в строительстве дорог, у вас в этот момент больше шансов добиться, чтобы заасфальтировали дорогу в вашу деревню, чем тогда, когда никакой «движухи» на эту тему не предвидится. Так что именно в этот момент уместнее всего составить соответствующее обращение к депутатам всех уровней с просьбой помочь в данном вопросе.
Чтобы быть в курсе текущих трендов, нужно, как минимум, смотреть новости. Все эти «На совещании в Правительстве принято решение» не просто звук, а вполне конкретный документ с номером и печатью. Поэтому самое время озадачить своего депутата, чтобы он изучил возможности присоединиться к той или иной государственной программе и добиться финансирования для решения соответствующей проблемы вашего дома, двора, улицы, находящейся на территории его избирательного округа.
Как научиться быть в курсе, в тренде, вовремя и к месту? На самом деле, было бы желание!
Как стать политически грамотным?
Для начала напомним, что базовые знания о функционировании государства и политической системы даются в рамках школьной программы по основам права и обществознанию. Если вы чувствуете себя в политике, как «ежик в тумане», можно просто перечитать школьный учебник и освежить знания, которые в школьной программе подаются последовательно от простого к сложному.
Далее можно начать смотреть или читать новости один раз в день. Чаще не нужно, все равно ключевые события повторяют из выпуска выпуск. Если вы никогда не занимались такими вещами, как просмотр новостей, можно начать с одного раза в неделю, посмотрев итоговый выпуск на любом из общегосударственных телеканалов. Просто отбросьте оценочные суждения, которые должны транслировать дикторы новостей, и попробуйте вникнуть в сюжет по существу вопроса: что, где, когда, что я с этого буду иметь и как это может отразиться на моих делах.
Стоит присмотреться к такому формату самообразования, как школа политической грамотности. Это уже имя нарицательное, потому что таких школ по стране открылось достаточно много. Характер преподаваемых там знаний вполне позволяет освоить их дистанционно через Интернет, что и предлагают многие такие школы. По этой причине можно не обращать внимания на город, в котором функционирует школа, коль скоро вы намерены учиться дистанционно.
От вас требуется просто не полениться внести в строку поиска «школа политической грамотности» и отправить запросы насчет условий обучения во все школы из предложенного поисковой системой списка. Возможно, часть из этих проектов окажется «заморожена» либо же наоборот школа только завершила набор, и поэтому вас пока не возьмут. Ввиду того, что возможностей учиться политической грамотности сейчас много, вы всегда сможете подобрать подходящий вариант. Мы, со своей стороны, можем вам помочь с перечнем заведений и онлайн-каналов, предлагающих образовательный контент:
- «Высшая школа политической грамотности молодежи» (Омск).
- «Школа молодого политолога» (Волгоградский государственный университет).
- «Школа политической грамотности» Молодежного Совета Красносельского района Санкт-Петербурга
- «Школа политической грамотности» от ПВО («Патриоты Великого Отечества»).
- «Политическая грамотность за 17 минут» («Бородатая политология»).
- «Политическая грамотность за 5 минут» от SVTV.
Понятно, что вы за 17 минут и уж тем более за 5 минут вряд ли достигнете супервысокого уровня политической грамотности, однако с чего-то начать нужно, так почему бы не начать с чего-то простого и неформального? Для знающих английский можем порекомендовать The Shout Out UK Political Literacy Programme (Великобритания). Как верно замечено на главной странице проекта, «настоящая демократическая активность начинается с политической грамотности» [The Shout Out UK, 2021].
Еще могут помочь нарастить политическую грамотность книги. Если вы ранее не увлекались политикой, начать рекомендуем с вузовского курса политологии, дабы получить общее представление о политических процессах и институтах власти:
- К. Гаджиев, «Политология: учебник».
- Э. Пронин, «Политология: конспект лекций».
- В. Лукьянов, «Политология: учебное пособие».
- Н. Баранов, «Политология. Современная демократия: учебное пособие для вузов».
- Т. Яшкова, «Сравнительная политология: учебник для бакалавров».
Выбирайте, что вам больше по душе, и получайте базовые знания. А получив базовые знания, вам будет проще сориентироваться, что делать дальше, что читать, что смотреть, за кого голосовать или, быть может, самому попробовать свои силы на политическом поприще.
В общем, повторимся, что было бы желание, а нужные и полезные знания найти всегда можно. К слову, самостоятельный поиск и освоение новой информации перестанут быть для вас проблемой, если вы пройдете нашу программу «Лучшие техники самообразования».
Пока же вы можете пройти тест на политическую грамотность, и даже не один, а несколько:
- «Проверка политической грамотности» от BBF.
- «Тест по Проверке своей политической грамотности» от GEE TEST.
- «Тест политических координат» от IDR Labs.
- «Тест о политике: узнай свой уровень политической грамотности» от LifeStyle Digital.
- «Тест для определения политических взглядов» от BusinessViews.
Если вы все еще сомневаетесь, нужна ли вам политическая грамотность, рекомендуем просмотреть замечательную статью политтехнолога Виталия Шклярова «Зачем разбираться в политике, когда кажется, что она вас не касается?» [В. Шкляров, 2020]. Он предлагает рассматривать политику, как науку об оптимальном распределении ресурсов, где человеческие жизни – это точно такие же ресурсы, как земля или полезные ископаемые. Политические решения – это, по сути, решения, кому жить богато, кому бедно, а кому не жить, в принципе. Причем речь не только о войнах.
Мы от всей души желаем вам жить долго и счастливо и просим ответить на вопрос по теме статьи: