Блог о саморазвитии

Теория разбитых окон

Hurricane Ike

Какие мысли возникают у вас при виде огромного здания с разбитыми окнами? А задумывались ли вы хоть раз над тем, почему вообще окна разбиты? Или почему даже посреди вполне благополучной территории появляются места, где скапливается огромное количество мусора? Что вы думаете по этому поводу? Вполне возможно такие вопросы никогда и не волновали вас. Но, в действительности, этим и другим подобным антикультурным явлениям есть культурное и даже научное объяснение. Оно называется «теорией разбитых окон».

Основание теории

Впервые теория разбитых окон была сформулирована в 1982 году двумя исследователями – Джорджем Келлингом и Джеймсом Уилсоном. Суть этой теории заключается в том, что если в доме разбили стекло и никто не позаботился о том, чтобы вставить новое, в течение довольно короткого промежутка времени целых окон в этом доме не останется вообще, а вслед за этим начнётся мародёрство. Говоря другими словами, если одни люди не соблюдают порядка и общепринятых социальных норм поведения, это провоцирует и других людей поступать аналогично. Эта цепная реакция может запросто стать причиной того, что вполне хороший район города может в относительно короткое время стать замусоренным, криминогенным и опасным для человека.

Вообще, социологами и психологами уже давно было выдвинуто предположение о том, что асоциальное поведение людей имеет свойство распространяться, словно эпидемия. Но до определённого времени оно так и оставалось лишь догадкой, никак не подтверждённой практически. Однако шесть проведённых учёными из Нидерландов экспериментов, о которых мы расскажем ниже, подтвердили вышеупомянутое предположение и доказали не только то, что люди склонны нарушать социальные нормы, имея «подходящий пример», но и начинают нарушать всё большее количество этих самых норм.

Теория на практике

Власти многих городов различных стран мира (США, Индонезия, Африка, Европа и др.) решили проверить теорию разбитых окон на практике. Для этого в течение некоторого времени по их распоряжению проводилось регулярное наблюдение за показателями чистоты улиц в городах, а также производилась чистка стен от граффити. Итогом стало повышение показателей чистоты, и даже снижение уровня преступности.

Но эти опыты нельзя было назвать соответствующими всем нормам научных экспериментов. Дело в том, что проводимые исследования базировались, главным образом, на анализе определённых корреляций, таких, например, как уровень преступности и чистота улиц в том или ином городе. А полученные на основе этого данные, в свою очередь, не подлежат однозначной трактовке, т.к. на оба эти показателя (преступность и чистота) мог повлиять какой-либо третий фактор и т.д. Именно поэтому многие учёные высказывали сомнения по поводу того, что теория разбитых окон работает. Наибольшей же критике подверглось утверждение, что нарушение одних норм склоняет людей к нарушению других.

Чтобы разрешить все вопросы и расставить точки над i, и было решено провести нижеследующие эксперименты. Их организовали, как уже было упомянуто, социологи из университета города Гронинген (Нидерланды).

Экспериментальное подтверждение

Первый эксперимент был проведён на улице, где расположено большое количество магазинов, возле стены, где жители города Гронинген паркуют свои велосипеды, отправляясь по магазинам. Итак, у стены стоял специальный знак, говоривший о том, что запрещено рисовать на стенах. И на стене изначально не было никаких рисунков. На рули всех велосипедов, которых было 77, экспериментаторы повесили рекламные брошюры со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и приглашением в якобы только что открывшийся спортивный магазин. Наблюдая со стороны, организаторы эксперимента стали наблюдать за поведением людей. Урн на улице не было, следовательно, каждый человек мог поступить одним из трёх способов: забрать брошюру с собой, чтобы выкинуть потом, перевесить её на руль другого велосипеда или просто бросить на тротуар. Первый из вариантов считался положительным поведением, вторые два – отрицательным. В этот раз лишь 25 человек из 77 проявили отрицательное поведение.

Вторая часть эксперимента была проведена при аналогичных условиях с одним лишь изменением: стена у парковки была разрисована различными непонятными рисунками. И в этот раз из 77 человек мусор на тротуар выбросили уже 53 человека. Из всего этого был сделан вывод, что знак, запрещающий рисовать на стенах, стимулировал людей и к соблюдению чистоты.

Второй эксперимент проводился с целью показать, «работает» ли теория разбитых окон только для общепринятых социальных норм или может воздействовать и на какие-либо местные правила. Для этого экспериментаторы сделали следующее: главный вход на парковку для автомобилей они перегородили забором, в котором был специально оставлен лаз. Возле лаза поместили табличку «Вход воспрещен, обход в 200 м справа» и объявление «Пристёгивать велосипеды к забору запрещено!». И снова были сымпровизированы две ситуации: когда порядок соблюдается и когда – нет.

В первом варианте недалеко от забора стояли четыре велосипеда, к нему не пристёгнутые. Во втором варианте эти же велосипеды уже были к забору пристёгнуты. Задачей было определить количество людей, которые воспользуются лазом. В итоге исследователи наблюдали следующее: когда порядок был соблюдён и велосипеды не были пристёгнуты, в лаз полезли только 27% проходящих на автопарковку. Когда порядок нарушался, и велосипеды были пристёгнуты, лазом воспользовались 82% людей.

Третий эксперимент проводили на подземной парковке возле супермаркета. На видном месте висела табличка «Будьте добры, возвращайте тележки из магазина на место». Соблюдение порядка здесь означало, что на парковке не было тележек, при несоблюдении на парковке были тележки (чтобы их не укатывали и не срывали эксперимент, их ручки предварительно смазали мазутом). На сами же автомобили вешали те же брошюры, что и в первом эксперименте. Результатом эксперимента стало следующее: при соблюдении порядка намусорили только 30% человек, при несоблюдении – 58%.

Четвёртый эксперимент был аналогичен первому. Разница была лишь в том, что формирующим последующее поведение «нарушением порядка» были не рисунки на стенах, а взрывы петард (в Нидерландах запрещено пользоваться пиротехникой за несколько недель перед Новым годом). Экспериментаторы установили, что люди не соблюдают нормы и мусорят гораздо чаще, если слышат взрывы петард, чем когда этих взрывов нет.

Пятый и шестой эксперименты были организованы таким образом, чтобы спровоцировать людей на мелкую кражу. Для этого в почтовом ящике поместили почтовый конверт, в котором было небольшое прозрачное окошко, и было видно, что в конверте лежит пять Евро. Задачей было выяснить количество краж в тех или иных ситуациях. Когда ящик был чистый, и вокруг него не было мусора, лишь 13% проходящих мимо людей (всего был 71 человек) взяли конверт себе. Когда ящик был покрыт граффити (пятый эксперимент), конверт взяли 27% проходящих мимо (всего было 60 человек), а когда вокруг ящика был набросан мусор (шестой эксперимент), на провокацию поддались 25% прохожих (всего было 72 человека).

Как показала практика, теория разбитых окон подтверждается. Все шесть экспериментов доказали, что люди склонны вести себя именно так, к чему располагают окружающие условия, даже не задумываясь толком о своих действиях. Да мы и сами можем ежедневно наблюдать подтверждение рассмотренной теории: расписанные всяческими непотребными изображениями и надписями стены зданий (речь не идёт о художественных граффити), кучи мусора прямо под нашими окнами, грязные подъезды, окурки и плевки под ногами, осколки стекла на пляжах и т.п. явления. Причём параллели можно провести и с другими сферами нашей жизни: работой, бизнесом, отношением к незнакомым и даже близким людям.

Быть может, стоит задуматься, а не являемся ли мы сами теми, кто провоцирует окружающих «разбивать окна» или же теми, кто активно подтверждает своими поступками действие этой теории?

Согласны ли вы с теорией разбитых окон и с тем, что асоциальное поведение одних людей при соответствующих обстоятельствах вызывает ещё более усугублённое асоциальное поведение других? Можете ли вы вспомнить какие-то примеры проявления этой теории в своей жизни? Мы будем рады, если вы поделитесь с нами и нашими читателями своим жизненным опытом.

Ключевые слова: