Магия рукописи: как письмо влияет на процесс мышления и самовыражение

Магия рукописи: как письмо влияет на процесс мышления и самовыражение?

Когда человек хочет что-то изменить в своей жизни, бывает полезно провести аудит собственных возможностей и умений. Вдруг в вашем распоряжении есть что-то такое очень эффективное, о чем вы совсем позабыли? Наверняка. Рассмотрим одного из таких скромных спутников нашей личности – способность писать и творить через слово. Это не только прямой путь к развитию креативности, но и дверь в мир тайн нашего разума, который изучает когнитивистика.

Рождение письма

Обычно люди учатся писать в детстве, потому что так принято в том обществе, где они живут. Однако так было не всегда.

Письмо стало настолько распространено по планете, что уже практически в любой стране, куда бы вы ни поехали, сложно найти полностью безграмотного человека. Человечество движется в сторону полной грамотности. Однако, если практически все люди грамотные, значит ли это, что они одинаково мыслят? Вряд ли.

Поэтому, прежде чем рассматривать, как письмо влияет на наше мышление, следует вспомнить, как и зачем человеческое мышление создало письмо. Ведь животные прекрасно обходятся без него.

На заре цивилизации появилось пиктографическое письмо. Ранние письменные символы были основаны на пиктограммах (изображениях, которые напоминают то, что они означают) и идеограммах (символах, которые представляют идеи). Древние цивилизации Шумера, Египта и Китая начали адаптировать такие символы для представления концепций, развивая их в логографические системы письма.

С помощью пиктографического письма человек начал общаться со своими собратьями не только голосом или жестами. Это была своего рода революция в коммуникации, качественный скачок, который позволил передавать информацию во времени и расстоянии, выражать все, что человек хотел сообщить остальному миру.

Со временем потребовалось писать, сочинять и представлять более сложные вещи, чтобы рассказать короткую историю или отправить сообщение. Так родилось идеографическое письмо. Возникла необходимость упростить символы и объединить некоторые критерии. Только так сообщения могли быть лучше поняты.

Жители Вавилона в Месопотамии первыми создали хорошо систематизированную письменность. Они писали на мягких глиняных табличках небольшой палочкой, которая могла быть деревянной или железной. Отпечаток заостренного тростника напоминал клин. Каждый набор знаков представлял собой слово. Так родилась клинопись.

Египтяне, напротив, придавали значение долговечности вещей, поэтому делали свои письмена на камнях. Каждая фигура представляла собой слово, и это письмо обозначалось как иероглифика. Египтяне также изобрели папирус, материал, который позволял наносить штрихи быстрее, поэтому их письмо было известно как иератическое – относящееся к священным вещам, а затем как демотическое – народное, так говорили о популярном скорописном письме Древнего Египта.

В те времена письмо придавало человеку престиж, а писцы были важными фигурами при дворе фараонов.

Египтяне изобрели фонетическое письмо, в котором каждый звук имел свой символ. Эта цивилизация просуществовала много лет и ее письменность не переставала развиваться, но ее люди не воспользовались тем преимуществом, которое могла представлять собой смесь иероглифов с фонетикой. Последняя позволяет представить все звуки языка.

Финикийцам удалось адаптировать фонетический алфавит к своему языку с 24 буквами. Путешествуя по планете, передвигаясь вблизи берегов, финикийцы распространили алфавит по всему миру. От него произошли все современные алфавиты:

  • еврейский;
  • арабский;
  • кириллица;
  • римский;
  • деванагари и другие.

Хотя фонетическое письмо оказалось самым популярным к 21 веку, идеографические и пиктографические системы также сохранились по сей день. Например, в Азии. Китайцы пишут: человек плюс дерево = отдых.

В Японии используют четыре различных типа письма:

  1. Идеографическое, заимствованное из китайского языка.
  2. Слоговую систему звуков, которой нет у китайцев.
  3. Придуманный алфавит для иностранных слов.
  4. Латинский алфавит.

Древние греки пользовались финикийским алфавитом, но добавляли новые буквы для тех звуков, которых финикийцы не знали, и исключали те, которых не было в греческом языке. Поскольку в каждом городе-государстве Древней Греции были разные языки, были созданы разные письменности.

Как любители прекрасного, древние греки моделировали буквы, чтобы сделать их более гармоничными. Они установили способ письма слева направо, в отличие от семитских языков, и ввели использование гласных.

Древние римляне унаследовали алфавит от древних греков, а также внесли в него изменения. Они изменили форму букв в соответствии с потребностями цивилизации и использовали буквы с засечками, а это означало, что у каждой буквы должна была быть основа.

Зачем нам письмо?

Мышление и письмо неразрывно связаны. Цивилизации рождаются и умирают, люди изобретают новые технологии и предают забвению ненужное. Современное письмо является вершиной айсберга мышления Homo Sapiens, каким оно было в последние несколько тысяч лет.

Письмо выполняет следующие функции:

  1. Служит инструментом социальных взаимоотношений, будучи средством, с помощью которого человек общается с другими людьми во времени и пространстве.
  2. Служит формой самовыражения, т.е. способом дать выход внутренней, личной потребности проявить, выразить все то, что ощущается во внутреннем «я» и что не может быть выражено устно из страха или из застенчивости.
  3. Служит инструментом искусства и науки, которые пропустили через письмо великие художественные, литературные и научные творения, внесшие свой вклад в копилку мирового знания.

В современном мире письмо используется для:

  • рекламы;
  • формулирования медицинских формул;
  • управления машинами;
  • совершенствования теорий;
  • объяснения философских и религиозных систем.

Письмо из привилегии жрецов и дворян, как в древние времена, превратилось в необходимость и право каждого.

Покорив космос, люди стали отправлять сообщения по галактике, показывая, что мы существуем и что у нас есть пространственное местоположение на планете, называемой Землей. Все это форма общения, выходящая за пределы звездных пространств.

Развитие письма расширило возможности языка и придало новую структуру мышлению [O. Padrón Amaré, 2000].

Мышление и письмо

Обучение письму требует от человека не только мысленного напряжения и концентрации, но и больших мышечных усилий. Ведь учащемуся нужно координировать определенное количество мышц, а для этого необходимо предварительное развитие определенных способностей.

Если вы уже успели забыть, как сами учились писать, напоминаем, что для этого необходимо владеть следующими навыками:

  1. Уметь держать карандаш.
  2. Уметь рисовать круги и линии без труда.
  3. Уметь следовать указаниям.
  4. Выражать желание написать.
  5. Выражать желание передать свои идеи в письменной форме.

Последний пункт – самый важный, потому что именно в этом и состоит письмо, считает венесуэльский педагог Мария Электа Торрес Пердомо [M. E. Torres Perdomo, 2004].

Письмо – бесценный инструмент для тренировки наших когнитивных способностей. Обширные и разнообразные исследования показывают связь между письмом и умственными способностями в таких областях, как:

Письмо может помочь улучшить память, создавая более глубокие связи с предметом на неврологическом уровне. В частности, исследования показали, что письмо от руки сильнее коррелирует с улучшением памяти, чем письмо с помощью электронного или механического устройства.

Норвежские ученые доказали, что сенсорно-моторная активность письма от руки передает обратную связь в мозг, которая помогает вспомнить информацию [A. Mangen, J.-L. Velay, 2010].

Аналогичным образом американские ученые заметили, что рукопись не только улучшает запоминание информации, но и концептуальное обучение (т.е. понимание идей, лежащих в основе фактов) [P. A. Mueller, D. M. Oppenheimer, 2014].

Поэтому может быть полезно включать практику рукописи в письменные задания, чтобы улучшить память.

Письмо также способствует более глубокому изучению предметного материала. Помимо простого хранения и извлечения данных, критическое мышление через письмо требует:

  • анализа;
  • размышлений;
  • оценки;
  • творчества;
  • тщательного рассуждения.

В исследованиях, в которых экспериментальные группы, подвергавшиеся письменному лечению в ходе тестов, сравнивались с контрольными группами, которые этого не делали, показатели навыков критического мышления были более высокими у первых, чем у вторых [J. Naber & T. H. Wyatt, 2014], [I. J.uitadamo, M. J. Kurtz, 2007].

Если вас интересуют эти и другие тайны мышления, процессы, которые стоят за нашими собственными решениями и желаниями, приглашаем на нашу онлайн-программу «Когнитивистика: развитие мышления».

Креативность

Если с мышлением все относительно понятно, то в творческих областях ситуация осложняется. Креативность – это, как известно, трудная для понимания конструкция во всех отношениях. Тем не менее, исследования показывают, что письмо оказывает определенное измеримое влияние на творческие способности при определенных описаниях.

Ученые сопоставили результаты сканирования мозга и творческие показатели писателей-экспертов и неспециалистов. Результаты показали различную мозговую активность и производительность между двумя группами. Примечательно, что участники группы экспертов обычно набирали более высокие баллы по творческим индексам, чем участники группы неэкспертов [M. Lotze, 2014].

Остается вопрос, что здесь первично: становятся ли эксперты творческими людьми благодаря письму или они пишут потому, что они творцы? Как бы то ни было, эти результаты устанавливают некоторую связь между письмом и творчеством. Можно предположить, что, чем более творческой деятельностью мы занимаемся, тем более творческими мы становимся. Происходит своего рода профессиональная деформация.

Помимо этого, письмо расширяет наши лексические возможности. Когда перед нами стоит задача выражать идеи более ясно или творчески, благодаря рукописи мы выходим за рамки привычного жаргона и исследуем новые способы общения.

Вышеупомянутое исследование Лотце о творческих людях показало, что они получили высокие баллы по индексу вербальной креативности (VCI). Иными словами, их творческая деятельность отличалась более активным использованием языка.

Другое исследование подтвердило идею о том, что, когда учащиеся вынуждены исследовать и представлять сложные темы с помощью письма, их словарный запас и манера выражения улучшаются вместе с их растущими знаниями [Th. Wolsey, 2010].

Эти научные открытия показывают, что как исследования, так и письмо позитивно коррелируют с развитием наших когнитивных способностей.

Письмо и здоровье

В медицинской сфере уже давно признано, что письмо может способствовать улучшению здоровья.

Оно:

  1. Снижает стресс.
  2. Помогает справиться с травмой.
  3. Коррелирует с меньшим количеством негативных физиологических симптомов [ Mahoney, 2019].

Письмо также может помочь облегчить беспокойство и улучшить настроение [L. R. Watson, M. M. Ratini, P. Ballas, 2019].

Исследователи рекомендуют методы «выразительного письма», с помощью которых можно проработать сложные мысли и тем самым получить некоторое облегчение [MSU Denver, 2024].

Письмо и развитие мышления

Чтобы испытать на себе вышеупомянутые позитивные эффекты, никогда нельзя забывать, что письмо – это не вещь в себе. Нельзя стать отшельником и писать себе в удовольствие сколько вздумается в ожидании улучшения собственного самочувствия. Это так не работает.

Письмо – это средство донести до других то, что мы думаем. Следовательно, письмо выполняет соответствующие функции при построении значения. Цели, преследуемые в обучении, связаны с полезностью, которую оно приносит человеку.

Письмо – это средство общения между людьми, выходящее за пределы времени и пространства. Помимо прочего, оно может служить для:

  • направления взаимного внимания;
  • выравнивания мыслей;
  • координации действий;
  • согласования дел между людьми, физически не присутствующими, а также между теми, кто присутствует.

Успех этих социальных взаимодействий зависит от текста, вызывающего соответствующие значения в сознании получателей. Таким образом, грамотность активирует психологические механизмы, с помощью которых мы создаем значения и согласовываем себя со способами общения, которые используют другие [Ch. Bazerman, 2008].

Эти психологические операции, активируемые практикой письма, могут вызывать собственное удовольствие и фокусировать внимание на наших собственных внутренних процессах чувств и мышления, так что мы можем считать мышление и чтение самоцелью. Однако чтение и письмо – это глубоко социальные процессы, которые связывают мысли, восприятия, опыт и проекты людей, образуя тем самым более широкие системы организованных действий и убеждений.

У истоков сравнительной антропологии грамотности стоял английский ученый Джон Ранкин Гуди (известен как Джек Гуди). Он одним из первых попытался глобально оценить предпосылки и последствия письма как технологии.

Гуди, как антрополог, обнаружил, что культурные практики влияют не только на развитие людей и их образ мышления, но и на общественную жизнь. Его описание того, как грамотность повлияла на организацию общества, дает отправную точку для понимания как сложности современной социальной жизни, так и того, как она поддерживается и развивается посредством практики письма.

Поскольку мы живем в социальном мире, пронизанном практиками письма, понятно, что первые исследования последствий этих практик были сосредоточены на познании. Фактически, хотя чтение и письмо могут быть групповой деятельностью с высокой степенью взаимодействия, мы применяем современные формы этих практик, изолируя себя от людей в нашем ближайшем окружении, чтобы слушать слова тех, кто удален от нас во времени и пространстве.

Следовательно, чтение и письмо тесно связаны с содержанием нашего сознания. Выходит, что наибольшие последствия грамотности имеют психологическую природу, доказывает калифорнийский ученый Чарльз Базерман [Ch. Bazerman, 2008].

С его точки зрения, исторический рост грамотности связан с культурным ростом индивидуальности сознания и осознания. Более того, поскольку тексты могут путешествовать во времени и пространстве, вдали от жаркого взаимодействия лицом к лицу, мы склонны воспринимать как когнитивные те изменения, которые грамотность привносит в наше сознание.

Эпистемическая функция письма

Мышление и письмо связаны между собой через знание.

Письмо – это своего рода процесс открытия, в котором понимание и концептуальное развитие можно объяснить эффектом взаимодействия между содержанием и риторическими аспектами (дискурсивные цели, жанр и аудитория) [B. Chen. H. Hong, 2016].

Аналогичным образом, взаимодействие между аспектами содержания и риторическими аспектами, участвующими в письменной речи, способствует пониманию и концептуальному развитию благодаря возможности, которую предоставляет письменный язык для интеграции идей и различных способов представления, что позволяет проявлять концептуальные ассоциации для объяснения идей.

Все эти подходы в большей или меньшей степени имеют общую точку отсчета в так называемой эпистемической функции письма.

Почему письмо – это мощный инструмент регулирования знаний? Причин несколько:

  1. Во-первых, правила, регулирующие письменное производство, более строгие, чем в устной речи. Это требует большей строгости и точности на уровне смысла текста и на орфографическом уровне, а также большей строгости в организации текста на уровнях произнесения и композиции (фраза, высказывание, абзац, текст). Это, в свою очередь, требует от человека значительных усилий для обработки, отбора и организации идей, определяющих высокие мыслительные процессы.
  2. Во-вторых, из-за отсутствия общего контекста между писателем и получателями знания, поскольку они осуществляют свою деятельность в физических контекстах, удаленных в пространстве и времени. В связи с этим необходимо четко выражать идеи, чтобы избежать двусмысленности. Эта дистанция вынуждает писателя делать мысленный контекст более явным, детализируя связи между идеями, делая текст более структурированным и последовательным, отмечает венесуэльская профессор педагогики Стелла Серрано [La lectura, la escritura y el pensamiento, 2013].

Однако одними знаниями письмо не ограничивается. Это еще и эффективный способ самопознания и самореализации.

Самовыражение

Письмо как форма самовыражения имеет множество преимуществ для нашего здоровья и благополучия. Вот некоторые из них:

  1. Самопознание. Письмо позволяет нам размышлять и исследовать собственные мысли и эмоции. Это помогает лучше понять себя и свой опыт.
  2. Эмоциональная свобода. Когда мы пишем, мы можем свободно выражать свои эмоции, не опасаясь осуждения или критики. Это дает нам безопасный способ высвободить эмоции, снять стресс и напряжение.
  3. Креативность. Письмо позволяет нам проявлять творческий подход и исследовать новые идеи. Это дает нам возможность экспериментировать с разными стилями письма и найти свой собственный голос.
  4. Ясность ума. Когда мы пишем, мы организуем свои мысли, и это помогает нам достичь большей ясности ума. Это позволяет нам выразить идеи словами и облегчает принятие решений.
  5. Подлинность. Письмо позволяет нам быть искренними. Это помогает нам осознать свою истинную сущность и выражать себя честно.

Если вам сложно интерпретировать идеи, которые вы выражаете на письме, приглашаем на нашу онлайн-программу «Самооценка 360». Она помогает осознать собственные ценности, предрасположенности, мотивации и модели поведения.

Письмо как терапевтический инструмент

Письмо также используется как терапевтический инструмент в области психологии.

Терапевтическое или экспрессивное письмо используется, чтобы помочь людям исследовать свои мысли и эмоции, а также справиться с трудными или травмирующими переживаниями. Эта форма может быть особенно полезна для тех, кому трудно выражать свои мысли устно, поскольку она предоставляет им альтернативную форму общения.

Терапевтическое письмо имеет значительную пользу для психического здоровья. Это может помочь уменьшить стресс, тревогу и депрессию, улучшить самооценку и способствовать личностному росту. Это также может быть эффективным инструментом для преодоления травм и горя.

Способы использования письма для самовыражения

Существуют разные способы использования письма как формы самовыражения. Некоторые из этих способов включают в себя:

  1. Личный дневник. Вы можете записывать свои ежедневные мысли, эмоции, переживания и размышления.
  2. Стихи и песни. Поэзия и тексты песен – это очень творческие формы письма, которые позволяют художественно выражать эмоции.
  3. Истории и рассказы. Написание рассказов позволяет создавать персонажей и ситуации, отражающие ваш собственный опыт и эмоции.
  4. Письма самому себе. Вы можете писать письма любви, прощения, благодарности или просто письма, в которых вы даете себе совет или мотивируете себя.

Письмо позволяет увидеть наши проблемы с другой точки зрения и дает возможность находить творческие решения.

Письмо также позволяет нам ставить перед собой цели и задачи. Записывая свои мечты и стремления, мы мотивируем себя и стремимся к их достижению. Письмо дает нам осязаемый способ визуализировать наше будущее и помогает составить план действий.

Письмо также помогает нам выявить и бросить вызов нашим ограничивающим убеждениям. Записывая свои негативные мысли, мы можем подвергнуть сомнению их обоснованность и изменить свою точку зрения на более позитивную и убедительную.

Мышление и письмо сопровождают сильных, неординарных людей, которым есть что сказать. Наподобие молекулы ДНК, мышление и письмо скручиваются в своеобразную двойную спираль, которая дарит своему обладателю вдохновение, радость озарения и полноты жизни.

В ней столько всего интересного. Так почему бы это не записать! А еще просим поучаствовать в нашем небольшом опросе: