Блог о саморазвитии

Любовь и псевдолюбовь: как отличить

Любовь и псевдолюбовь: как отличить

Любви хотят все. Но у кого-то получается, а у кого-то нет. Любовь – что это? Как понять собственные чувства и не пропустить момент, когда из приятного возникают страдания и унижения? А еще лучше – не допустить этот момент. Психология отношений сложна, а настоящая любовь – та еще химера. Гораздо чаще в обычной жизни встречается псевдолюбовь. Нужно учиться отличать их друг от друга.

Любовь – что это?

«– Если рай – это любовь, то ад…

– Тоже любовь»

«Ешь, молись, люби», Элизабет Гилберт

Толковый словарь Ожегова трактует «любовь» как «глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство», а также как «чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности».

Большой Оксфордский словарь английского языка подает «любовь» как «интенсивное чувство романтической привязанности, основанное на влечении, испытываемом одним человеком к другому; сильную симпатию и заботу о другом человеке, обычно в сочетании с сексуальной страстью».

В странах, где население говорит на славянских языках индоевропейской семьи, любовь часто путают с жалостью, «сочувственной печалью, вызываемой страданиями других».

В романских языках, которые восходят к латыни, для обозначения чувственных отношений между мужчиной и женщиной изобрели глаголы, которые с жалостью спутать невозможно:

  • Amar (испанский язык).
  • Volere bene (итальянский язык).

В испанском языке выражения «иметь отношения» и «испытывать чувства» обозначаются одной фразой. В русском языке зачастую возникает путаница, когда человек говорит об «отношениях» с кем-то, к кому он, как оказывается в кабинете психотерапевта, совсем не испытывает чувств либо испытывает отрицательные чувства.

В таких случаях психологи говорят о псевдолюбви.

Как понять, любовь это или псевдолюбовь?

Любовь и псевдолюбовь в представлении Эриха Фромма

На современное представление о любви сильно повлияли труды Зигмунда Фрейда и одного из его последователей Эриха Фромма.

Этот немецкий психолог считал, что любовь – это искусство зрелого характера обретать себя в живом контакте с другим человеком, взаимообогащение жизненной силой, положительными эмоциями и качествами через созидание и рост.

В основополагающем труде «Искусство любить» Фромм доказывает, что любовь – это не чувство и не объект, а именно способность, которая зависит от влияния культуры. Мы не должны стремиться получить ее, мы должны работать над тем, чтобы развить эту способность в себе.

Любовь, по Фромму, подразумевает способность желать добра другому; испытывать сострадание к страдающим и радость от опыта совместного проживания и помощи.

По Фромму, настоящая любовь складывается из:

  • уважения;
  • заботы;
  • ответственности;
  • знания.

С точки зрения мыслителя, который засвидетельствовал большую часть 20 века и в Старом свете, и в Новом, братская, материнская и эротическая любовь редко встречаются в западном обществе, потому что в действительности доминируют различные формы псевдолюбви.

Псевдолюбовь, по Фромму, – это саморазрушение. Существует в следующих видах:

  1. Невротическая любовь. В русском языке ее смысл передает пословица «в чужом глазу соломину видеть, в своем – бревна не замечать». Партнер или оба партнера критикуют и унижают друг друга.
  2. Любовь-поклонение. Прославляется в кино, литературных произведениях и музыке.
  3. Сентиментальная любовь. Мечты о счастливом будущем, которые заставляют забыть о боли в настоящем.
  4. Проекция проблем на детей, которая часто выражается в сильном стремлении «иметь детей, чтобы были».
  5. Идеализация любви как сферы отношений без конфликтов.

Это лишь неполный перечень проявлений псевдолюбви, которым Фромм уделил основную часть своей книги [«Искусство любить», 2022].

Симптомы псевдолюбви в 21 веке

Многообразные формы псевдолюбви описаны в книгах современной русскоязычной писательницы Анны Богинской.

«Это отношения не для жизни, а вместо жизни. А вы продолжаете в них находиться, думая, что это любовь. Потому что ею очень просто оправдать любые зависимые отношения. Всегда помните: невозможно любить человека, который вас разрушает, или человека, которому вы не доверяете», – призывает Богинская [Жить жизнь, 2020].

Автор родилась в Витебске (Белорусская Республика в составе СССР) в 1984 году под фамилией Буракова. В подростковом возрасте переехала в ставшую независимой Украину, а известность получила во всех странах со значительной русскоязычной популяцией, от Германии до Российской Федерации. При этом ни в одном из четырех государств Богинская не состоит в местных ассоциациях психологов.

Профессиональная область интересов автора не установлена. Многие читатели недовольны тем, что Богинская перенесла в литературу методы сетевого маркетинга, которые применяла в начале века в сотрудничестве с рижским тренером личностного роста Агрисом Чукурсом 1962 года рождения при продаже сока нони.

После провала совместного предприятия женщина сменила фамилию с Бураковой на Богинскую.

Ключевым достижением автора считается создание концепции «адреналиновая псевдолюбовь».

«После перепада гормонов «адреналин – эндорфин» вы чувствуете состояние, которое называют «эйфорией любви». Хотя на самом деле адреналиновая псевдолюбовь никакого отношения к любви не имеет», – пишет уроженка Витебска.

Оригинальность концепции оспаривается. Богинскую подозревают в плагиате ключевых идей у украинского блогера «проститутки Кэт», которая многие годы работала по профессии в Санкт-Петербурге и публиковалась в РФ под псевдонимом «Екатерина Сергеевна Безымянная». Самая знаменитая ее книга о псевдолюбви: «Беги. Мучители. Манипуляторы».

Манипуляции

Заслуга обеих женщин в том, что они «вынесли сор из избы» и привлекли внимание к деструктивным отношениям такого уровня, который здоровый мужчина Фромм не мог себе и представить.

Если немецкого психолога больше интересовало состояние культуры и общества, то Богинская и Безымянная сосредоточились на манипуляциях в быту. Они привели в своих произведениях конкретные примеры унижений, оскорблений и агрессивного поведения «во имя любви», призывая читательниц вовремя распознавать такое поведение и давать отпор обидчику.

При этом, если Богинская при описании конкретных проявлений псевдолюбви вещает от первого лица, Безымянная часто цитирует американского клинического психолога Ланди Банкрофта.

Именно ему принадлежит авторство следующих ставших очень популярными на постсоветском пространстве строк: «Лишая партнершу человеческой индивидуальности, мучитель защищает сам себя от человеческих эмоций по отношению к ней, таких как вина или эмпатия, и спокойно спит по ночам. Он отстраняется настолько, что ее чувства больше не имеют значения, а то и вовсе перестают существовать».

Этими словами Банкрофт засвидетельствовал тот момент, когда из отношений пары пропадает необходимый строительный элемент в виде чувств, однако построенная на любви социальная конструкция продолжает существовать как симулякр.

Нарушение субъектно-объектных отношений

Богинская и Безымянная приобрели популярность среди женской аудитории благодаря своей честности, мастерству слова и сопереживанию жертвам манипуляций в патриархальном обществе.

Однако отсутствие необходимого образования и многолетней психотерапевтической практики не позволило авторам углубиться в суть манипулятивных отношений между людьми и предложить читательницам «противоядие».

«Адреналиновая псевдолюбовь» Богинской и конкретные примеры унижений женщин от «проститутки Кэт» помогли русскоязычным женщинам сделать первый шаг – осознать проблему псевдолюбви.

Следующим шагом является понимание манипулятивных отношений между людьми и принятие того, что жертвами таких отношений становятся не только женщины, но и мужчины.

Ученые описывают психологические манипуляции как тип социального воздействия, игры. Т.к. общество поощряет игры индивидуумов между собой, жертвы жестокой игры могут обнаружить ее слишком поздно, когда она начинает угрожать их здоровью и жизни. Этим социальным парадоксом вплотную занимался шведский исследователь Эрик Берн, автор книг «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Если у вас нет времени прочесть оригинал, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием в нашей статье.

Играть любят все, и люди, и животные. Поэтому многим трудно понять, когда игра превращается в манипуляцию, а игривый человек – в мучителя.

Что отличает манипулятора:

  1. Он воспринимает объект своих манипуляций как врага. Это часто происходит в семейных отношениях и бизнесе, о чем можно подробно прочитать в книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Новые правила деловой переписки».
  2. Подобное отношение, как к врагу, подрывает долгосрочные отношения. Именно поэтому манипуляции опасны для семейной жизни.
  3. Постепенная деградация. «Превращение женщины в объект – главная причина, по которой мучители становятся со временем только хуже», пишет Банкрофт.
  4. Нарушение субъектно-объектных отношений. Манипуляторам непонятен призыв «Уважать в себе и в других человека». В особо тяжелых случаях это приводит манипулятора к восприятию личности, как «вещи», которой он может распоряжаться. Историки обозначают такие человеческие отношения как «рабовладение». Вымышленный персонаж в виде живой правой кисти руки по имени Вещь из сериалов «Семейка Аддамсов» и «Уэнздей» тем и уникален, что к нему, наоборот, все относятся, как к личности.

Нарушение субъектно-объектных отношений часто встречается в бедных и слаборазвитых странах с традиционной формой семьи, где дети воспринимаются как собственность родителей, даже когда они перерастают детский возраст.

Эта форма псевдолюбви часто встречается в произведениях искусства:

  1. «Я тебя породил, я тебя и убью», – говорит Тарас Бульба сыну в одноименном романе Николая Гоголя.
  2. «Мой ребенок: хочу – кормлю, хочу – нет!», – произносит героиня Лии Ахеджаковой в трагикомедии Эльдара Рязанова «Гараж».
  3. «Бьет – значит любит», – документальный фильм 2021 года об актерских драмах озаглавлен известной русской поговоркой.

Нарушение субъектно-объектных отношений не в полной мере осознается людьми и обществом, т.к. это относительно новый подход в социальной психологии.

Романтическое представление о любви и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности зародились на Западе в 18 веке с возникновением романтизма. Т.е. пару веков назад. В то время как архаичному обществу с его родовым принципом, ксенофобией и социальной солидарностью несколько десятков тысяч лет, если не миллион [ПГТУ, 2007].

Методика слома

В серии «Манипуляторы» «проститутка Кэт» подробно описала, как именно манипулятор ломает жертву, как именно ее разноцветный и приятный мир превращается в застойное болото боли. И в этом ключевое отличие творчества Безымянной от творчества Богинской: последняя утверждает, что женщина влюбляется в манипулятора, понимая, что он опасен, однако эндорфин подавляет ее инстинкт самосохранения.

«Проститутка Кэт» уверена, что в начале женщина ничего не понимает и просто влюбляется, «падает в любовь», как говорят англичане.

Поэтому механизм слома жертвы представляется Безымянной таким:

  1. Знакомство.
  2. Влюбленность.
  3. Завоевание доверия.
  4. Взаимный интерес друг к другу. Признание партнера-манипулятора родным и близким человеком.
  5. Формирование зависимости-близости.
  6. Как семена прорастают в тепле и влаге, так и псевдолюбовь дает первые всходы, когда манипулятор начинает пользоваться тем, что его партнер размяк. На этой стадии любовь и псевдолюбовь расходятся. Как и в случае с семенами, самый действенный способ остановить процесс гниения отношений – вынести их на «мороз».
  7. Постепенно и по нарастающей партнер-манипулятор начинает обесценивать потребности жертвы и ее личность, внушает чувство вины.
  8. Зазеркалье. Окружающие видят, что происходит что-то плохое, и начинают советовать жертве вести себя с манипулятором по-другому. Но она уже сама не может.
  9. Истерики и срывы.
  10. Прямая агрессия со стороны манипулятора. Жертва понимает интуитивно, что происходит что-то не то, но никогда не может объяснить словами, что именно, потому что работа манипулятора настолько тонкая, что он всегда выглядит «хорошим человеком, которого она сама довела, а значит, заслужила все, что он с ней делает» [Интервью «Московскому комсомольцу», 2016].

Познакомиться с идеями Безымянной поближе можно в ее книгах и постах в LiveJournal.

Псевдолюбовь по-филиппински

Многие постсоветские женщины винят в собственных проблемах в личной жизни войны, государство, экономику, политику, культуру, религию и т.п.

Однако, как доказывал Фромм, псевдолюбовь – международное явление.

Самый известный сайт, посвященный псевдолюбви, был создан гражданкой Филиппин Дженнифер Дугеньей.

Она трактует псевдолюбовь как влюбленность в свои убеждения, ожидания, идеи о любви. Влюбленность в идею влюбленности. Влюбленность в мысли, образы, чувства, которые вы связываете с тем, что, по вашему мнению, есть любовь.

Помимо манипуляций, контроля, слома границ, агрессии, Дугенья выделяет следующие симптомы псевдолюбви:

  1. Условность.
  2. Отсутствие справедливости.
  3. Подозрительность.
  4. Пессимизм.
  5. Идеализация.
  6. Театральность поведения.
  7. Напряжение.

Дугенья считает, что все взрослые люди на планете так или иначе находились в состоянии псевдолюбви.

«Наша культура поощряет ее, а иногда даже процветает на ней», – доказывает автор блога.

Она считает человека достаточно разумным, чтобы освобождаться из ловушек псевдолюбви путем волевых сознательных усилий для развития «подлинной любви».

Дугенья связывает псевдолюбовь с созависимыми отношениями и нарциссическим расстройством личности.

Люди, которые страдают этим психическим заболеванием:

  • Не видят собственных ошибок.
  • Воспринимают других как продолжение себя.
  • Компульсивно лгут.
  • Холодны с окружающими.
  • Ревнуют по любому поводу.
  • Наслаждаются болезнями и страданиями.
  • Склонны к обесцениванию.

Дугенья убеждена, что для излечения и от псевдолюбви, и от нарциссического расстройства личности нужна правда. Какой бы горькой она ни была [PseudoLove, 2023].

Принцип доминанты

Отделение любви от псевдолюбви усложняет еще и то, что обе формируются в мозгу по принципу доминанты. Ее открыл в начале 20 века русский физиолог Алексей Ухтомский.

Понять этот принцип может любой, когда срочно захочет в туалет. Срочный звонок, вопящий ребенок, ПДД и прочие объективные факты реальности отходят на второй план, и мозг начинает думать только об одном: как бы добраться до заветного унитаза.

Ухтомского и его последователей интересовало, как именно в мозгу формируется это сосредоточение и вытесняются элементы, которые мозг посчитает второстепенными.

«Есть целые периоды в жизнедеятельности организма, когда в нем развивается временно одна главенствующая и устойчивая цепь возбуждений; в это время можно наблюдать то состояние нервной системы, когда вновь приходящие раздражения действуют преимущественно в смысле подкрепления существующих возбуждений», – записал Ухтомский в своей диссертации [«О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний», 1911].

Проводивший опыты с дефекацией собаки ученый вкладывал в эти строки один смысл. Человек, имевший опыт влюбленности, другой.

Но суть у этих процессов одна и та же. Доминанту отличают:

  1. Повышенная возбудимость.
  2. Стойкость возбуждения.
  3. Способность к суммированию возбуждений.
  4. Инерция.

Ухтомский создавал концепцию доминанты там же, где его коллега Иван Павлов изучал рефлексы собак, – в Петербурге.

Спустя век работы обоих популяризирует третий представитель научных школ Петербурга, потомственный психотерапевт Андрей Курпатов.

«В основе любой страстной любви – и мужской, и женской – лежит механизм доминанты, но вот эпицентр, закладной камень этой доминанты у мужчин и женщин разный», – подчеркивает Курпатов.

С его точки зрения, у женщин эпицентр любовной доминанты лежит в сфере психологического возбуждения. И весь ужас для женщин в том, что конца у женской любовной доминанты нет. «Не предусмотрено природой», – заключает Курпатов [«5 великих тайн мужчины и женщины», 2010].

Что делать?

Шаг третий в преодолении псевдолюбви и ее последствий для психического и физического здоровья заключается в поиске и применении «противоядия».

Богинская позиционирует себя как целителя-универсала, способного выводить жертв из порочного круга. Обладатели критического мышления называют такой способ решения психологических проблем сектантством.

Фромм призывал человечество развивать осознанность, избавляться от иллюзии о любви как «зоне комфорта» и от отживших социальных конструктов.

Мы предлагаем месячную онлайн-программу «Психология отношений», которая поможет научиться избавляться от дурных привычек и замещать их полезными.

Хорошие результаты дают модная сейчас когнитивно-поведенческая терапия и усвоение теории привязанности.

Тем, кто уже прошел первые два этапа, но продолжает создавать созависимые отношения, необходимо пересмотреть свое в них участие. Конкретные полезные советы содержатся в книгах семейного терапевта из Калифорнии Робин Норвуд, которые применяются и на постсоветском пространстве для создания групп взаимопомощи:

  1. «Женщины, которые любят слишком сильно».
  2. «Почему это произошло? Почему именно со мной? Почему именно сейчас? Как отвечать на вызовы, которые бросает нам жизнь».

В отличие от Богинской, Норвуд не предлагает никакой «волшебной таблетки», за которую нужно хорошо заплатить. Американка десятилетиями втолковывает женщинам простую и бесплатную истину о том, что полюбить другого можно, лишь полюбив саму себя. Достоинством книг является конкретный алгоритм действий, которые рекомендуется применять тем, у кого в этой области провалы.

Это многолетняя, кропотливая и грязная работа. Как садоводство. Но результаты того стоят. Желающим разобраться в формах псевдолюбви, собственных склонностях и реалиях семейной жизни следует запастись терпением, верой в собственные силы и надеждой на лучшее.

И мы желаем вам в этом удачи! И не забудьте пройти наш небольшой тест:

Ключевые слова:,