Что включает в себя понятие «красота»? Возможно ли ее измерить? Если да, то каким образом это необходимо сделать? Какие процессы происходят в мозге человека, смотрящего на произведения искусства? Эти и многие другие вопросы ставили перед собой исследователи относительно молодой, но уже очень популярной дисциплины – нейроэстетики.
О том, что же это за дисциплина и чем она занимается, поговорим в данной статье.
Что такое нейроэстетика?
Впервые мир услышал о концепции нейроэстетики в 1990-х годах благодаря трудам профессора Университетского колледжа в Лондоне Семиру Зеки. Он и его коллега – директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности Вилейанур Рамачандран внесли большой вклад в ее развитие.
Нейроэстетика – относительно молодая отрасль науки, изучающая реакции мозга на художественные явления и совмещающая в себе основы искусства, когнитивной психологии и нейробиологии.
Задача нейроэстетики объяснить, как человек воспринимает эстетические символы. Другими словами, как мозг реагирует на красоту.
Семир Зеки и Вилейанур Рамачандран выдвинули предположение, что сознание разделяет художественные образы так же, как зрительный анализатор «разделяет» изображения объектов, поступающих на сетчатку глаза, по разным свойствам (яркость, цвет, скорость и т.д.)
Проведя сотни исследований, профессор и его коллеги смогли выяснить, что при прослушивании красивой музыки, взгляде на приятные глазу образы или при виде привлекательных людей в коре головного мозга активизируются одни и те же участки. Именно с тех пор нейроэстетика занимает умы многих исследователей.
Исследования в области нейроэстетики
Попытки изучить влияние прекрасного на мозг человека начались задолго до исследований Семира Зеки. Так, Сигэру Ватанабэ, японский исследователь поведения животных, провел занимательное исследование с голубями.
В статье Pigeon’s discrimination of paintings by Monet and Picasso описан эксперимент, в ходе которого птицам поочередно демонстрировали картины известных художников и нейтральные образы.
Если голуби видели уже знакомые им картины, они безошибочно отличали произведения известных художников друг от друга. В результате был сделан вывод, что голуби смогли не просто запомнить, какому художнику принадлежит та или иная картина, но и обобщить полученную информацию.
Профессор Ватанабэ решил проверить, смогут ли голуби воспринимать красоту картин в тех же категориях, что и люди. Понятие красоты подразумевает под собой два аспекта:
- удовольствие, испытываемое от восприятия эстетически прекрасных изображений или мелодий;
- негативные эмоции, возникающие в результате взгляда на некрасивые творения.
Смысл второго аспекта заключается в способности людей определять разницу между красивым и некрасивым при помощи различных показателей (сочетание цветов, ясность изображения, техники работы и т.д.)
Следующим шагом японского ученого был эксперимент, в котором подопытные птицы должны были оценить красоту детских рисунков. Голубям демонстрировали картины детей 9-11 лет, которые предварительно были оценены специальной комиссией из 10 человек.
Первый этап заключался в том, что птицам по очереди показывали 22 рисунка. Если пернатому нравилось увиденное, он должен был оценить его, нажав на кнопку. В случае, если выбор голубя совпадал с мнением экспертов, он получал поощрение в виде лакомства.
На втором этапе подопытным демонстрировали еще 10 новых рисунков (5 из них были оценены комиссией как «красивые», 5 – как «некрасивые»). Птицы определяли хорошие рисунки из предложенных им картин в два раза чаще плохих.
Исходя из данного эксперимента, Сигэру Ватанабэ сделал вывод о способности птиц отличать прекрасное от некрасивого. Однако, общественного признания за свои работы профессор так и не получил. За эксперименты с голубями он был «награжден» Шнобелевской премией – ироничным антиподом Нобелевской премии, который выдают за самые сомнительные и бесполезные исследования.
Тем не менее исследования японского ученого подтолкнули его коллег серьезнее заняться изучением человеческого восприятия красоты, что внесло огромный вклад в развитие нейроэстетики.
Эксперимент Семира Зеки
Основатель нейроэстетики как науки Семир Зеки был первым ученым, всерьез занявшимся поиском ответа на вопрос: «Почему мы получаем удовольствие от искусства?»
Во время исследований с помощью магнитно-резонансной томографии он пришел к выводу, что в процессе созерцания произведений искусства активизируется та же часть коры головного мозга, что и во время влюбленности.
По мере очередного эксперимента он показывал нескольким десяткам добровольцев по очереди 28 картин известных художников и с помощью МРТ сканировал их мозг.
Участники, оценившие данные произведения как прекрасные, не соврали, поскольку их мозг активизировал определенные участки. Профессор отметил увеличение активности тех же зон, которые активизируются, когда человек смотрит на любимых людей, на 10%.
Во время просмотра картин у испытуемых активно вырабатывался дофамин в коре, отвечающей за удовольствия и желание (орбитофронтальная кора).
В 2014 году Семир Зеки провел очередное исследование, в ходе которого выяснил, что мозг человека по-разному воспринимает красоту картин и захватывающих дух пейзажей.
Эксперимент состоял из двух этапов:
- Добровольцам показывали фотографии красивых пейзажей, которые они должны были оценить по шкале от 1 до 5.
- Этим же участникам показывали оцененные ранее картины в последовательности от самых красивых (получивших среднюю оценку 5 баллов) до самых простых (средний балл – 1).
С помощью МРТ ученые заметили, что при просмотре величественных пейзажей в коре головного мозга активизируются иные области в отличие от просмотра обыденных образов.
Просмотр красивых картин активирует нижнюю височную кору, гиппокамп, мозжечок и головку хвостатого ядра, отвечающие за память, ненависть и удовольствие. При взгляде на эстетичный, но не вызывающий благоговения пейзаж у испытуемого активизируются другие области, например, медиальная орбитофронтальная кора и тело хвостатого ядра.
Одной из главных эмоций, возникающей при просмотре красивых пейзажей, являлось спокойствие и состояние гармонии. Многие пейзажи оказывали успокаивающий эффект, особенно те из них, что были выполнены в традиционной китайской технике.
Критика нейроэстетики
С растущей популярностью работ Семира Зеки росло и количество противников его идей.
Так, например, Бевиль Конвей из университета Уэллсли и музыковед Александр Рединг из Гарвардского университета в журнале PLOS BIOLOGY опубликовали статью Neuroaesthetics and the Trouble with Beauty, в которой выразили сомнение в том, что в мозге человека формируются универсальные принципы красоты.
В роли критика выступила и профессор философии из Калифорнийского университета Беркли Альва Ноэ, убежденная, что данное направление предполагает слишком узкий и одновременно слишком широкий взгляд на искусство. Она считала, что Семир Зеки трактует прекрасное исключительно как стимул для нейронов мозга.
Семир Зеки в ответ на нападки своих коллег заявил, что нейроэстетика предлагает новое понимание красоты. Она занимается изучением вопроса общих характеристик всех прекрасных объектов с точки зрения их восприятия мозгом.
При этом понятия красоты могут отличаться между собой не только в разных культурах, но и в рамках одной. Восприятие красоты можно условно разделить на культурно унаследованное и биологически обусловленное.
Так, например, мусульманам в силу религиозных предпочтений мечеть покажется более красивой, чем католический костел. При этом красоту женщины или маленького ребенка могут признать представители практически всех культур.
Вопрос заключается в понимании того, по каким критериям и законам мозг человека обрабатывает, анализирует и генерирует переживания, вызванные эстетическими символами.
Онлайн-программа «Когнитивистика» подробно расскажет все об особенностях мышления человека и познакомит со всеми нюансами восприятия и познания. Благодаря этому вы поймете, как именно мозг реагирует не только художественные символы, но и на любую поступающую извне информацию.
Ведь пока в данном споре нет победителя, имеет смысл принимать во внимание все точки зрения. А перед тем как подвести итог статье, предлагаем ответить на несколько вопросов, чтобы вы могли проверить, насколько хорошо удалось усвоить материал:
Заключение
Многие люди полагают, что для понимания художественных символов необходимо наличие склонности и врожденных талантов. Задача же нейроэстетики исследовать искусство с помощью научных методов. Данная дисциплина предоставляет нам прекрасную возможность еще раз взглянуть на такой сложный механизм как мозг, чтобы узнать его получше. А что думаете по этому поводу вы?