Помните, как вы решили самостоятельно заняться английским языком? И забросили это гиблое дело, едва начав? А еще вы хотели научиться играть на гитаре, помните? И, если еще немного напряжете память, вспомните, как скоро вам надоело самостоятельно учиться играть на гитаре, вязать крючком, вышивать крестиком, программировать на языке РНР (Python, C#, Ruby – нужное подчеркнуть).
Кстати, вы даже успели оплатить видеокурс по программированию и получить ссылку на скачивание уроков для самостоятельных занятий, но и это не вдохновило вас довести начатое до победного конца. Было такое или нечто похожее в вашей жизни? Нет, наша сегодняшняя статья вовсе не про мотивацию к действию, хотя пару слов об этом мы, конечно, скажем.
Мы сегодня о том, что в 2022 году в самообразовании проявился такой тренд, как осмысленный подход к выбору образовательных программ и уменьшение случаев, когда люди заплатили за курс, а учиться не хотят. А еще стало окончательно понятно, что «век живи, век учись» или lifelong learning education – это не просто крылатое выражение, а настоятельное требование времени.
Life long learning (lll) предполагает, что учиться никогда не рано и никогда не поздно, и в любом возрасте можно (и нужно) быть открытыми новым знаниям и опыту. Кстати, вы увидите, что самообразование может быть весьма увлекательным процессом, если уделите немного внимания нашим программам «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования». А сегодня мы поговорим про тренды самообразования в 2023 году и, особенно, про непрерывное обучение или lifelong learning.
Самообразование: что это означает?
Во избежание недоразумений и неправильного толкования материала сразу определимся с терминологией и ее наполнением. Тем более что можно встретить разные толкования термина «самообразование». Так, нередко встречается определение самообразования как полностью самостоятельного получения знаний и навыков без какой-либо поддержки со стороны преподавателя. В этой «картине мира» человек, научившийся чему-то самостоятельно, именуется самоучкой.
Гораздо чаще можно увидеть трактовку самообразования как любой самостоятельной работы над получением знаний, выходящей за рамки стандартного образовательного процесса с его расписанием занятий, домашними заданиями, классно-урочной системой и оценкой успеваемости в баллах. Экзамены и сертификация знаний не являются обязательным элементом, но и не исключаются из этой концепции самообразования. И отлично вписываются в lifelong learning concept, о чем мы поговорим чуть позже.
Проще говоря, можно приобрести видеокурс для самостоятельного обучения чему-либо с обратной связью от преподавателя либо без таковой, а в конце обучения сдать экзамен и получить сертификат. Или подготовиться полностью самостоятельно, а потом сдать экзамен.
Так, в частности, в советскую эпоху поступали жители российской глубинки, которым нужно было сдать на водительские права: изучали правила дорожного движения самостоятельно, а потом подавали пакет документов в ГАИ и в назначенный день прибывали для сдачи экзамена на право управления автомобилем или мотоциклом.
Или, к примеру, на заре 21 столетия жители небольших городов, где не было сертификационных центров для сдачи международных языковых экзаменов IELTS или TOEFL, а ездить на курсы в областной центр было накладно, готовились по программе нужного уровня самостоятельно, а потом сдавали экзамен.
С появленим Интернета, и автошколу, и курсы для подготовки к сдаче TOEFL стало возможным закончить дистанционно, занимаясь онлайн, поэтому задача облегчилась. Правда, в 2022 году из-за санкций начались проблемы со сдачей международных экзаменов IELTS, TOEFL и Cambridge English Language Assessment. Их прекратили принимать на территории РФ, а в режиме онлайн стало невозможно оплатить экзамен с карточки российского банка.
Выход, разумеется, нашелся, потому что эти экзамены можно сдать, во-первых, онлайн, если найдется кто-то, кто оплатит их с карточки зарубежного банка, во-вторых, экзамен можно сдать в соседних странах: Грузии, Турции, Казахстане и других. К слову, если для кого-то из наших читателей это сейчас актуально, можем порекомендовать статью с подробным пошаговым описанием действий «Как сдать IELTS и кембриджские экзамены в 2022 – опыт преподавателей “Инглекс”» [Д. Кузьмина, 2022].
Кроме того, есть еще множество других направлений, которые вполне можно освоить самостоятельно с минимальной поддержкой преподавателя и потом при желании получить нужный диплом или сертификат.
В нашем сегодняшнем материале мы будем подразумевать именно такое широкое понимание термина «самообразование», которое включает как полностью самостоятельную работу, так и самостоятельное изучение готового структурированного учебного материала с обратной связью от преподавателя. К слову, обращение к профессионалам с целью облегчения процесса самостоятельной работы над получением знаний – это еще одни тренд самообразования последних лет, который «перекочевал» в 2023 год.
Думается, мы, в целом, разобрались, что следует понимать под термином «самообразование», и сейчас посмотрим, что же происходит в этой сфере.
Как меняется самообразование в России?
Для того чтобы понять, что происходит и что изменилось в какой-либо сфере, нужно иметь представление о том, что происходило раньше. В этом нам поможет исследование «Практики самообразования среди взрослого населения России», проведенного НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» [И. Юдин, В. Полякова, К. Фурсов, 2020].
Видится вполне логичным ассоциировать самообразование именно с устремлениями взрослого населения, потому что не достигшие совершеннолетия граждане, так или иначе, вовлечены в официальные образовательные процессы в школе, училище, колледже. И даже дополнительное образование в виде музыкальной школы или курсов английского дети зачастую получают под давлением взрослых, а вовсе не потому, что им так хочется. При этом многие активно саботируют процесс и уклоняются от учебы.
Но, вернемся к вышеупомянутому исследованию, проведенному НИУ ВШЭ. Исследование охватывает доковидные 2015-2019 годы, что делает его с учетом реалий сегодняшнего дня особо интересным. К каким же выводам пришли ученые?
Самообразование в России в 2015-2019 годах:
- Интерес к самообразованию чаще всего проявляют люди в возрасте 25-44 лет и лица с высшим образованием, деятельность которых предполагает решение большего числа разнообразных задач.
- Интерес к самообразованию среди людей в возрасте 55-64 лет имеет тенденцию к росту с 12% в 2015 году до 29% в 2019 году.
- Безработные или находящиеся в поиске работы граждане проявляли меньший интерес к самообразованию, чем работающие: 32% против 43%.
- Среди нежелающих работать самообразованием занимались 14% опрошенных.
- Чем больше по численности населения город, тем выше процент вовлеченности населения в процесс самообразования.
- В Москве количество интересующихся самообразованием людей выросло с 27% в 2015 году до 61% в 2019 году.
- В городах с численностью населения более полумиллиона человек наблюдался рост вовлеченности с 22% до 48% за 2015-2019 годы.
- В городах с населением до 100 тысяч человек вовлеченность в процесс самообразования выросла с 16% до 32% за 2015-2019 годы.
- Материалы из Интернета использовали для самообразования 54% опрошенных в 2019 году и 42% в 2015 году.
- Чтение книг и прочей специальной литературы использовали для самообразования 33% опрошенных в 2019 году и 50% в 2015 году.
- Общая вовлеченность взрослого населения в возрасте 25-64 лет в процесс самообразования возросла с 21% до 37%.
Это, конечно, не совсем lifelong learning education, но, безусловно, движение в данном направлении. Уточним, что самообразование на протяжении всей жизни, концепция lifelong learning – это такой подход к обучению, который является непрерывным и самомотивированным, без давления извне. Для такой самомотивации нужен определенный уровень зрелости, который чаще присущ взрослым. Что же мотивировало к самообучению в те годы? Давайте посмотрим!
Мотивация к самообучению у россиян в 2015-2019 годах:
- 78% назвали любознательность и решение повседневных задач.
- 56% назвали профессиональные мотивы, связанные с карьерой.
- 12% назвали мотивы, связанные с получением новой работы.
- 50% занялись самообразованием для того чтобы усовершенствовать имеющиеся навыки.
- 16% занялись самообразованием для того чтобы получить новую должность.
- 7% собирались поднять собственную ценность на рынке труда.
- 17% занялись самообразованием в связи с требованием обязательного повышения квалификации со стороны работодателя.
Это, напомним, данные за 2015-2019 годы. Ситуация в 2020-2022 годах явно не располагала к масштабным научным изысканиям, однако исследования локального плана кое-где проводились. Так, в начале 2023 года были подведены итоги исследования за 2022 год, которое показало, что у жителей города Киров с населением чуть более полумиллиона человек заметно вырос интерес к самообразованию [kirov.online, 2023].
Динамика интереса к самообразованию в Кирове:
- Мобильный трафик на обучающие сайты с начала января возрос в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- Трафик на ресурсы по изучению иностранных языков за 2022 год вырос в 3 раза.
- Трафик на ресурсы по развитию soft skills за год увеличился на 15%. В приоритете программы по развитию креативности, памяти, критического мышления.
- Активность на онлайн-площадках, где можно получить дополнительное образование в вузах РФ, увеличилась в 2,5 раза.
Данные получены экспертами компании «МегаФон» на основе анализа мобильного трафика. Разумеется, это далеко не полная картина интереса к самообразованию даже в пределах одного региона, однако тренд к увеличению востребованности самообразования прослеживается явно. Что еще происходит в самообразовании сейчас? Давайте посмотрим!
Ключевые тренды самообразования-2023
Как мы обнаружили ранее, потрясения последних пандемийных и военных лет не располагали к фундаментальным научным исследованиям. Тем не менее, рынок образования и самообразования, безусловно, отслеживался всевозможным аналитическими бизнес-структурами, заинтересованными в оптимизации вложений денежных средств и гарантиях получения прибыли.
Показательно, что тренды в образовании и самообразовании во многом совпадают ввиду того, что граница между образованием и самообразованием становится все более размытой. Даже традиционные форматы получения высшего и среднего образования после ухода на дистант становятся все более похожими на обычное самообразование, потому что перебои с электричеством и Интернетом сделали актуальной тему асинхронного обучения, когда учащийся прорабатывает материал по записи урока самостоятельно, как только у него появятся свет и интернет-соединение.
А если преподаватель долго не может выйти на связь, учащимся и вовсе приходится искать альтернативные источники получения знаний по темам учебных предметов, дабы не отстать от учебной программы. Давайте посмотрим, какие тренды зародились в 2022 году и с высокой степенью вероятности перекочуют в 2023 год [Е. Куликова, 2022].
Топ-10 актуальных трендов самообразования в 2023 году:
- Увеличение спроса на digital-профессии и IT-специализации, такие как разработка, работа с Data Science, UX-дизайн, видеомонтаж, SEO-оптимизация и продвижение сайтов
- Спрос на короткие, ускоренные и недорогие форматы обучения, дающие в сжатые сроки монетизируемые знания, активное использование открытых источников информации и бесплатного контента.
- Расширение формата микрообучения, когда за отрезок времени в 3-5 минут можно освоить новый навык или получить блок самодостаточной информации.
- Рост популярности формата «Контент по запросу», когда в рамках самообразования изучают то, что нужно здесь и сейчас, по факту возникновения необходимости.
- Более осмысленный подход к выбору образовательных программ и образовательного контента, особенно платного.
- Меньше отказов от изучения предоплаченных программ и посещения ранее оплаченных учебных вебинаров и прочих мероприятий.
- Трансформация роли преподавателя из надзирателя и оценщика в наставника.
- Цифровизация обучения, когда цифровые технологии активно применяются даже в традиционном офлайн-формате.
- Увеличение интереса к офлайновой составляющей самообразования, когда в рамках процесса самообразования идет поиск единомышленников, групп по интересам и возможностей принять участие в «живом» мероприятии.
- Растущее понимание непрерывного обучения или lifelong learning как насущной необходимости.
Согласно данным аналитиков, изучавших мировой рынок онлайн-образования, 60% занятых самообразованием людей хотят получать персонализированный своевременный контент в соответствии со своими потребностями, и 56% отметили, что им удобен формат «Обучение по требованию» [А. Ручков, 2022].
Таким образом, есть не только потребность в самообразовании, но и запрос на персонализацию образовательного контента, возможность сформировать его «под себя». Это, кстати, одно из перспективных направлений развития интернет-маркетинга и, в частности, контекстной рекламы, где важно научиться верно интерпретировать запросы пользователя и вовремя поставлять ему ссылки на релевантный контент.
Интересна и диаграмма микротранзакций по различным образовательным направлениям:
В целом, это вполне сопрягается с выводами других экспертов относительно того, что сейчас в приоритете digital-профессии, IT-специализации и максимально быстрая монетизация навыков. Во всем этом доля самостоятельной работы традиционно велика. Можно даже сказать, что именно самостоятельные усилия в максимальной степени предопределяют успех.
Поэтому самообразованием придется заниматься и тем, кто учится в профильном вузе, и тем, кто осваивает что-либо на курсах, потому как живую практику, метод проб и ошибок не заменит никакой искусственный интеллект и никакие образовательные технологии.
По большому счету, все ранее перечисленные тренды самообразования, так или иначе, вписываются в концепцию lifelong learning, и это делает актуальным более полный обзор того, что такое lifelong learning.
Lifelong learning как один из главных трендов самообразования
Итак, lifelong learning: перевод на русский язык как раз и означает обучение на протяжении всей жизни. Ввиду того, что всю жизнь провести в статусе школьника или студента не позволяет действующее законодательство, lifelong learning предполагает высокий удельный вес самообразования. Именно поэтому данные понятия часто употребляются вместе.
Самообразование как философия lifelong learning предусматривает постоянный, добровольный и самомотивированный поиск информации с целью получения знаний. Самообразование в нынешних условиях может быть частью традиционного обучения, может принимать характер неформального обучения, быть полностью самостоятельным или опираться на консультативную поддержку преподавателя.
Считается, что именно самообразование дает каждой личности максимальные возможности реализации своего потенциала вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств. Самообразованию есть место везде: в университете, на работе, по дороге с работы, по пути в гастроном. Всем узнавшим строчку из песни «Под колесами любви» группы «Наутилус Помпилиус» плюсик в карму, а мы уточним, что это вовсе не преувеличение.
Современные цифровые технологии делают обучение возможным практически везде, где можно воспользоваться телефоном с наушниками и запустить на прослушивание аудиокнигу, в том числе во время ходьбы. А если есть возможность спокойно постоять или посидеть 5 минут, глядя на экран и изучая видео, это уже практически полноценное микрообучение.
Таким образом, lifelong learning education – это обучение всех, всему, везде и в любом возрасте. Согласно концепции lifelong learning, образование и обучение должны охватывать все возрастные группы, все отрасли знания, задействовать все доступные способы, чтобы каждый человек имел возможность развиваться.
Как это сделать? И как это сделать так, чтобы благая цель не превратилась в «учебу ради учебы», а принесла человеку пользу или хотя бы чувство удовлетворения от того, чем он занимается? Сейчас можно найти самые разные learning strategies succeeding in lifelong learning или стратегии обучения, делающие обучение на протяжении всей жизни успешным.
Большинство идей, транслируемых на семинарах и тренингах отечественных коучей, традиционно берется из зарубежной литературы, поэтому мы так часто обращаемся к англоязычной терминологии. А сейчас обратимся к источникам, из которых можно взять полезные знания для организации собственного процесса самообразования.
В этом плане весьма интересны идеи, изложенные в статье 5 Powerful Lifelong Learning Strategies for Your Toolbox («5 мощных стратегий обучения на протяжении всей жизни для вашего набора инструментов») [J. Cobb, 2014].
5 стратегий самообразования от ученых:
- Практическое тестирование – самопроверка или прохождение практических тестов по изучаемому материалу. Идея состоит в том, что, заставляя себя активно извлекать информацию из памяти, вы укрепляете ее долгосрочное запоминание.
- Распределенная практика – график или план занятий, который распределяет учебную деятельность по времени и предусматривает возвращение и обращение к ранее пройденному материалу.
- Практика с чередованием – внедрение графика, в котором смешиваются разные виды задач или разные виды материала в рамках одной учебной сессии. Идея в том, чтобы решать знакомые задачи разными способами и использовать освоенные способы для решения разных задач.
- Уточняющий опрос – создание объяснения того, почему явно установленный факт или концепция верны, что позволит глубже вникнуть в материал, а не просто «принять на веру» какой-то усвоенный факт.
- Самообъяснение – объяснение того, как новая информация связана с изученной ранее информацией. Это позволит эффективнее обрабатывать контент и интегрировать его в свои предыдущие знаниям.
Как признается автор материала, это выжимка из работы профессора психологии Кентского университета (Великобритания) Джона Данлоски и его коллег, содержание которой недоступно широкой общественности, но однозначно заслуживает внимания [J. Dunloskyet al., 2013].
Заслуживает внимания, как минимум, тем, что дает практические рекомендации по реализации всех этих стратегий. Так, даже если в изучаемом материале не предусмотрены тестовые задания или проверочные вопросы, вы можете сами записать основные термины и тезисы, которые только что усвоили, и спустя время сами себя проверить, помните ли вы их достаточно хорошо.
К слову, при возвращении и обращении к ранее пройденному материалу следует действовать аналогичным образом, пытаясь сначала вспомнить самостоятельно, что вы выучили, а уже потом перечитывать или пересматривать пройденный материал.
Заметим, что цифра «5» любима многими экспертами, когда они говорят про lifelong learning approach или подход к обучению на протяжении всей жизни. Мы ознакомились с тем, что нам советуют ученые, а сейчас посмотрим, что нам советуют практики, работающие в реальном бизнесе [M. Pomeroy, 2021].
5 стратегий самообразования от практиков:
- Ставить четкие цели и сразу решить, какие области выбрать для углубления имеющихся знаний, а где нужно узнать что-то новое.
- Расширять свои источники знаний, использовать Интернет, возможности корпоративного обучения, общение с экспертами, сотрудничество с волонтерскими проектами.
- Развивать обучающее мышление, искать возможности для обучения, когда вы работаете с новыми проектами, людьми или командами, наблюдать, как они решают те или иные задачи.
- Задавать себе вопросы, чему именно вы научились, как применили это на практике, и какой способ обучения вам больше нравится (чтение, видео, общение, практика).
- Делиться тем, что вы узнали, потому что, объясняя что-либо другим, вы структурируете свои знания и лучше понимаете тему.
Из полезных лайфхаков, как найти больше возможностей для обучения, можно выделить совет совместить личные и профессиональные интересы с миссией вашей компании и целями вашего отдела. Если вы находите метрики и данные значимыми, можно сразу начать с методов или инструментов, используемых в настоящее время в вашей компании. Если у вас есть страсть к разнообразию и инклюзивности, пересмотрите свои организационные цели по улучшению вашего рабочего места и культуры.
В любом случае, следует искать больше возможностей для моделей обучения, соответствующих вашему предпочтительному стилю обучения. Для кого-то это чтение, для кого-то просмотр видео и т.д. Если вас не будет «напрягать» процесс обучения, шансы на успешное самообразование будут гораздо выше.
В целом, тема самообразования настолько сейчас актуальна, что студенты получают задания в духе «Раскройте концепцию lifelong learning» и «Напишите lifelong learning essay». Кстати, это очень действенный подход со стороны преподавателей. Даже если студенты ничего нового на эту тему не придумают, это позволит им хотя бы понять, зачем им учиться и прилагать самостоятельные усилия к получению знаний. Давайте подумаем над этим и мы.
Зачем нам lifelong learning education?
Сегодняшняя жизнь такова, что, даже если мы совсем не понимаем, зачем нам учиться всю жизнь, мы все равно учимся всю жизнь. Как минимум, мы вынуждены регулярно покупать себе новый смартфон и разбираться с тем, как он работает, потому что всегда есть некоторые отличия от предыдущей модели.
Разработчики приложений регулярно выпускают обновления, да такие, что от прежнего релиза зачастую остается только название, а приложение необходимо в повседневной жизни. Например, электронная почта, онлайн-банк и многие другие. Это все нужно как-то изучить и пользоваться этим дальше.
Цифровые технологии пришли в те профессии, где предыдущие несколько тысячелетий для фиксации информации обходились писчими принадлежностями: врач, учитель, бухгалтер, почтальон, продавец, военный. Поэтому люди, получившие эти профессии в прошлом веке, вынуждены были освоить принципиально новые для себя навыки.
Да и те, кто лишь недавно начал свой трудовой путь, должны учиться постоянно, потому что, как мы только что выяснили, цифровые продукты постоянно меняются, развиваются и видоизменяются. В целом, эксперты выделяют несколько основных преимуществ lifelong learning.
Преимущества lifelong learning и самообразования:
- Профессиональное развитие – сегодня большинство профессий претерпели изменения, и дополнительное обучение превратилось из желательного в обязательное.
- Самореализация – новые профессиональные знания позволяют самореализоваться как специалисту, новое хобби делает жизнь более интересной и насыщенной.
- Физическое здоровье и интеллектуальный тонус – освоение новой информации держит в тонусе мозг, развитие новых двигательных навыков (спорт, танцы, прочее) способствует поддержанию сенсомоторных функций организма.
Последний пункт на сегодняшний день подтвержден множеством научных исследований. В частности, ученые взялись проверить гипотезу о том, что когнитивная активность на протяжении всей жизни связана со снижением когнитивных функций в пожилом возрасте, а не с общими нейропатологическими расстройствами [R. Wilson et al., 2013].
В итоге ученые пришли к выводу, что более частая когнитивная активность на протяжении всей жизни связана с более медленным снижением когнитивных функций в пожилом возрасте, которое не зависит от общих невропатологических состояний, что согласуется с гипотезой когнитивного резерва.
Тема когнитивного резерва достаточно обширна, и в контексте сегодняшнего материала скажем только, что человек имеет реальные возможности наращивать ресурс и потенциал собственного мозга.
Интересующимся можем порекомендовать обширную подборку материалов по данной теме со ссылками на первоисточники и цитатами мнений ученых относительно проблемы когнитивного резерва [В. Лившиц, 2013]. Пусть вас не смущает месторасположение подборки на сайте proza.ru: там есть не только разделы художественной прозы, но и публицистики, литературы по философии, естествознанию и другим наукам.
К слову, нарастить собственный когнитивный ресурс вы сможете с помощью наших программ «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования». Мы желаем, чтобы вашего потенциала хватало для реализации всех ваших самых амбициозных планов, и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: