Блог о саморазвитии

Микрообучение как путь к супердостижениям

Микрообучение как путь к супердостижениям

«Ну что с ним делать, совсем не хочет учиться!» Если эта ваша претензия обращена к ребенку-первокласснику, лучше не нервничайте, а вспомните себя в его возрасте. Вряд ли вам в 7 лет так уж хотелось писать прописи и складывать 11 плюс 18. Здоровым и энергичным детям нравятся лыжи, коньки, футбол, велосипед, лазить по деревьям, висеть на турнике вниз головой и «зависать» в гаджетах.

Если дети не хотят учиться в старших классах, когда уже пора бы задуматься о том, чем они хотели бы заниматься во взрослой жизни, это печальнее. И совсем печально, когда взрослые люди, закончившие вуз 10-15 лет тому назад, не прочитали за эти 10-15 лет ни одной статьи или книги по своей специальности, не попытались усовершенствовать свои софт скиллз и в принципе научиться чему-то новому.

Если вы как раз один из таких взрослых, вот вам и ответ, почему ваши дети не хотят учиться. Подумайте сами, как вы выглядите со стороны, когда рассказываете детям, как важно и нужно читать книги, однако ребенок ни разу не видел вас с книгой в руках? Это как в самолете, где перед каждым полетом напоминают, что в случае чрезвычайной ситуации сначала нужно надеть кислородную маску на себя, и только потом на ребенка. В педагогике дела обстоят точно таким же образом.

Всегда быть в хорошем интеллектуальном тонусе вам поможет наша программа «Лучшие техники самообразования», а сегодня мы познакомим вас с одной из прогрессивных техник образования и самообразования, за которой закрепилось название «микрообучение».

Микрообучение – что это такое?

Термин «микрообучение» имеет англоязычное происхождение и является прямым переводом слова microlearning. Считается, что авторство данного термина принадлежит Герхарду Гасслеру, а впервые термин «microlearning» презентован в работе Integrated Micro Learning: An outline of the basic method and first results [G. Gassler et al., 2004].

Само явление микрообучения появилось заметно раньше. Да и перевод названия статьи «Интегрированное микрообучение: Обзор основного метода и первых результатов» прямо указывает на то, что к моменту написания материала уже были достигнуты определенные результаты в реализации данного направления.

Термин тут же подхватили и начали использовать в своих публикациях другие исследователи. Например, в появившейся годом позже работе Self Directed Learning With Personal Publishing and Microcontent («Самостоятельное обучение с персональными публикациями и микроконтентом») [S. Mosel, 2005].

В чем суть микрообучения? Это обучение небольшому объему знаний или навыков за отрезок времени в пределах 5 минут. Изначально такой формат был опробован для обучения в условиях ограниченного времени, отведенного на усвоение знаний. В первую очередь это касалось получения профессиональных навыков и адаптации на конкретном рабочем месте.

Позже оказалось, что метод вполне приемлем для обучения отстающих студентов и школьников, которым тяжело долго удерживать внимание на предмете изучения. Более того, есть мнение, что растущая популярность формата объясняется все снижающейся способностью к концентрации внимания у детей и молодежи.

Часто приводятся данные со ссылкой на исследования компании Microsoft, что с начала 21 века среднее время способности к максимальной концентрации внимания снизилось с 12 до 8 секунд. Правда, журналистское расследование, предпринятое информационной службой ВВС, так и не смогло обнаружить первоисточник этих данных, так что вопрос остается открытым, а корректность получения данных дискуссионной.

Свой путь поиска истины обозреватель ВВС обнародовал в материале «Устойчивость внимания: меньше, чем у золотой рыбки?» [С. Мейбин, 2017]. И, возможно, сам того не желая, затронул самый главный аспект любого обучения в любой области: результативность.

Если сказочной золотой рыбке хватает 8 секунд, чтобы запустить механизм исполнения желаний, так, возможно, ей и не нужно думать дольше. А если каждый, кто воспользуется методом микрообучения, научится достигать результатов, как у золотой рыбки в сказке, тогда и переживать из-за снижения длительности концентрированного внимания не стоит от слова «совсем».

Еще больший всплеск интереса к форматам микрообучения наблюдается в последние пару лет в связи с пандемией и всеобщей «удаленкой». Заставить первоклассника 45 минут слушать учительницу, глядя в монитор компьютера, практически невозможно. И, если в классе при традиционном обучении можно практиковать игровые паузы (вспомните «наши пальчики писали и теперь они устали»!) и физкультминутки, на «дистанционке» это часто проблематично из-за разницы бытовых условий в семьях учащихся.

Кроме того, перебои с Интернетом и электричеством регулярно «отсекают» часть учеников и студентов от учебного онлайн-процесса. Поэтому возникла необходимость в асинхронном преподавании и подготовке материалов, к которым можно обратиться в любой момент, когда дадут свет и возобновится интернет-соединение.

И оказалось, что, если не тратить время на замечания типа «Петя, не вертись», «Вася, не списывай», «Маша, прекрати разговаривать со Светой», среднестатистическую тему школьного урока при среднем темпе речи можно объяснить за 10-20 минут в зависимости от предмета и сложности темы.

Это еще не совсем микрообучение, но и от привычных стандартов очень сильно отличается. В целом, микрообучение в образовании – это подход, при котором ученик получает новую информацию небольшими блоками, а затем регулярно ее повторяет самостоятельно.

Аналогичную картину можно наблюдать и в прочих отраслях, где попытались применить удаленный режим работы. Мануалы к используемым программам, инструкции к crm, презентации основных продуктов компании – общее знакомство с таким контентом занимает примерно те самые 5 минут, за которые можно понять некий блок информации или освоить несложный навык.

Наличие постоянного доступа к этой информации позволяет «освежить» ее в любой момент и не загружать память избытком деталей по темам, которые возникают раз в 2-3 месяца. Это тоже вносит свой вклад в популярность и востребованность данного формата обучения. Чему можно научить в таком формате? Давайте рассмотрим подробнее!

Микрообучение: примеры, виды, формы

В принципе, микрообучением можно считать любое обучающее действо, в результате которого за 3-5 минут появляется новое знание или новый навык. Или делается шаг на пути к большой цели, которую нельзя достичь за 5 минут.

В самой общей классификации можно выделить два вида микрообучения: это собственно обучение кого-то чему-то и самостоятельное изучение чего-либо небольшими блоками. Чаще всего в контексте микрообучения приводят следующие примеры:

  • Чтение и понимание абзаца книги, учебника, письма, презентации. Грамотно отформатированный абзац – это, условно говоря, «1 бит учебной информации», который можно усвоить за один подход.
  • Прослушивание аудио либо просмотр видео длительностью до 5 минут. Классика жанра – обучающий контент на YouTube, когда вы за 3 минуты можете научиться добавлять дополнительный экран на смартфоне Xiaomi Redmi или разучить упражнения для расширения вокального диапазона.
  • Использование флеш-карт с небольшим количеством информации (слово, предложение, формула). Лучше всего помогает освоить такое микрообучение иностранные языки, потому что на карточку вполне можно записать новое слово с транскрипцией и переводом, спряжение глагола, схему построения вопросительного предложения.
  • Сортировка объектов в определенном порядке. Например, когда вы даете задание ребенку сложить карточки с цифрами от «0» до «9» в возрастающей последовательности.
  • Выбор варианта ответа из предложенного списка. В качестве примера можно привести любой тест на проверку знаний, где после вашего ответа выдается правильный, и вы, даже если ошиблись, все равно узнаете, как было правильно на самом деле.
  • Запоминание четверостишия – несложное короткое стихотворение можно запомнить за 3-5 минут, а за несколько подходов выучить все фрагменты по 4 строчки, из которых состоит полный текст стихотворения.

В качестве примера микрообучения иногда приводят микроигры, которые можно освоить буквально за пару минут, да и сеанс игры длится примерно столько же. Вопрос, учат ли чему-то сами микроигры, если только они изначально не «заточены» на геймификацию учебного процесса, мы оставим на усмотрение читателей, потому что отношение у каждого свое.

Желающим вникнуть в тему можем предложить почитать статью «Микроигры: ничего лишнего» [П. Ильин, 2015]. Кстати, чтение этой статьи займет всего 5 минут, и вы получите общее представление о том, что такое микроигры, если ранее не сталкивались с этим понятием.

Как видим, возможны самые разнообразные формы микрообучения [М. Маркина, 2021]. Давайте систематизируем эти формы:

  • Видео – видеоурок, видеоинструкция, обучающее видео с паузами для повторения упражнения.
  • Аудио – аудиокниги, аудиоподкасты, аудиоуроки по темам, в том числе в микрообучении иностранным языкам.
  • Изображение – инфографика для наглядного представления динамики изменения статистических данных, картинка с изображением пирамиды Маслоу для получения общего понятия об уровнях, картинка со схемой устройства внутренних органов человека и т.п.
  • Текст – четкое, краткое и структурированное изложение материала по сути позволяет запомнить самое главное, что потом можно использовать как базу для расширения знаний.
  • Игры – геймификация процесса обучения набирает обороты, и, как показывают исследования, игровой формат может увеличить эффективность обучения на 35% [ Legaki et al., 2020].
  • Мобильные приложения – это часто симбиоз игры, видео, аудио и графического представления материалов и/или результатов вашего обучения. Например, в виде диаграммы с соотношением правильных и неправильных ответов.

В качестве примера можно привести приложение «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», где по каждой теме предусмотрен как теоретический блок, с которым можно ознакомиться за 3-5 минут, так и набор практических упражнений на распознавание интервалов, имитацию ритма, гаммы и аккордов. Правильность выполнения оценивается по 10-балльной системе с возможностью сохранить результаты для последующего сравнения с новыми достижениями.

К слову, в современном информационном пространстве микрообучение часто ошибочно ассоциируют исключительно с мультимедийными технологиями. В реальности, как мы уже выяснили, микрообучением можно считать любое обучающее действо, в результате которого за 3-5 минут появляется новое знание или новый навык.

Другими словами, если вы за 5 минут научили ребенка завязывать шнурки или лепить пельмень, это тоже микрообучение, потому что в результате ребенок получает пусть несложный, но вполне конкретный навык. В частности, завязать шнурки на ботинках, положить начинку в кружочек теста и склеить его по краям. Или любой другой навык, которому вы захотите его обучить.

Микрообучение: альтернатива или дополнение?

После всего вышеизложенного появляется вполне закономерный вопрос: а может ли микрообучение полностью заменить традиционные форматы образования? Например, занятия ТРИЗ в детском саду? Или уроки правописания для первоклассников? Обучение физике, математике, литературе, биологии? А как могут взаимодействовать микроообучение и высшее образование?

Тут, наверное, стоит уточнить, что система образования как таковая решает сразу множество задач, а не только внедрение в мозг студентов и учащихся некой суммы знаний. Да, микрообучение, как тенденция современного образования детей, показало свою эффективность для получения элементарных знаний и навыков, запоминания простой «однобитной» информации, заучивания иностранных слов и всего прочего, что не требует глубокой аналитики.

Однако будет ли толк, если дети просто запомнят формулы по физике и химии, но не поймут их суть? Допустим, закон Ома для участка цепи можно наглядно изложить за 5 минут. А вот закон Ома для полной цепи требует более развернутых пояснений, и тут 5 минутами не ограничишься [Российская электронная школа, 2021].

Даже если «разнести» по отдельным микроурокам понятия электродвижущей силы, разности потенциалов, и еще сделать уроки-«напоминалки» по расчету сопротивления, напряжения и силы тока, все равно потом нужно будет свести эту информацию воедино и продемонстрировать наглядными формулами, примерами, задачами.

Что тогда говорить про вузы, где изучают высшую математику, теоретическую механику, всемирную историю и прочие предметы, вмещающие огромный массив информации и требующие навыков системного мышления. И этот процесс является взаимообразным: с одной стороны, для полного и глубокого понимания материала по большинству вузовских дисциплин требуется системное мышление, с другой стороны, сам процесс изучения этих предметов способствует формированию навыков системного мышления.

Аналогичным образом обстоят дела и с профессиональным обучением. То, что профессию инженера-технолога, радиофизика или финансиста вряд ли можно получить в формате микрообучения, уже понятно. Однако и рабочие профессии требуют вдумчивого подхода и практики более длительной, чем 5 минут подряд.

Так, устройство токарного или фрезерного станка невозможно объяснить за 5 минут при всем желании. И даже если разбить материал на части, где в первом уроке дать общую схему устройства, а потом рассмотреть по отдельности все блоки, все равно нужно будет свести воедино все знания и рассмотреть устройство станка во взаимодействии всех частей и механизмов.

Тем не менее, микрообучение персонала нашло самое широкое применение в самых разных отраслях, в том числе производственных. Например, за 5 минут можно объяснить, как вытачивать какую-то конкретную деталь на станке, при условии, что обучаемый уже умеет работать на этом типе станков и обладает базовыми знаниями о технике безопасности.

Обучение операторов продавцов, операторов колл-центров, грузчиков тоже производится в формате микрообучения, когда сначала вкратце объясняют, «что, где, куда, как», а потом по мере необходимости инструктируют, как сделать отмену платежной операции или куда складывать негабаритные грузы.

В офисах микробучение персонала тоже практикуется остаточно широко. Это не только инструкции, мануалы и презентации для новичков. Это и рассылка отраслевых новостей, когда человек за 5 минут прочтения получает представление, что произошло за неделю в самолетостроении, пассажирских перевозках, налоговом законодательстве, на рынке криптовалют или межбанковских торгах.

Это и обзоры отраслевых конференций, где кратко изложены основные тезисы докладов. Это и уроки делового английского, адаптированного под специфику отрасли, в которой работает компания. И даже краткое 5-минутное совещание с разбором нового кейса от конкурентов – это тоже своего рода микрообучение, потому что за 5 минут вы получаете знания о новой технологии, разработке, маркетинговой стратегии.

Итак, вы уже поняли, что микрообучение не может служить заменой базовому образованию и базовой профессиональной подготовке. Но оно имеет ряд плюсов для решения сиюминутных задач, восполнения пробелов в знаниях, быстрого усвоения свежей информации, освоение простых навыков и операций [Mirapolis, 2021].

Сама по себе статистика популярности обучающих приложений, согласно которой каждое второе скачивание на Android – это обучающие приложения, говорит о многом [Statista, 2021]. Вот как выглядит общий рейтинг предпочтений пользователей:

Среди пользователей  iPhone популярность образовательных приложений находится на третьем месте, что тоже свидетельствует о серьезной востребованности такого контента [Statista, 2021]. Здесь рейтинг предпочтений такой:

Так что давайте рассмотрим подробнее преимущества микрообучения.

Преимущества микрообучения

Как вы уже поняли, основным преимуществом является широкая применимость микрообучения для самых разных сфер деятельности, задач и возрастных групп: от дошкольников до профессионалов зрелого возраста. Итак, почему еще микрообучение столь популярно и продолжает набирать обороты?

Топ-8 несомненных плюсов микрообучения:

  1. Полезность – все по существу, никакой «воды», только самое главное.
  2. Применимость – один «бит информации» легко запомнить и начать использовать уже сейчас.
  3. Краткость – освоение информации занимает не более 5 минут.
  4. Автономность – за один подход рассматривается только один вопрос, одна небольшая тема, один фрагмент большой темы.
  5. Самодостаточность – хорошо продуманное микрообучение за один подход дает исчерпывающую информацию о рассматриваемой теме или фрагменте темы, когда больше нет необходимости искать дополнительную информацию.
  6. Интерактивность – обучаемый может сам выбирать удобное время и место для обучения.
  7. Доступность – короткое видео не займет много места на устройстве, флэш-карточки легко поместятся в сумке или кармане, аудио можно прослушать даже в очереди на кассу в универсаме.
  8. Вариативность – одну и ту же информацию можно подать в формате видео, аудиозаписи объяснения, схемы, диаграммы, текстового материала.

Относительно вариативности форм подачи материала следует помнить, что люди старше 40 лет предпочитают больше читать, а молодежь и подростки – смотреть видео. Эти возрастные особенности следует учитывать при подготовке материалов для микрообучения, и тогда оно будет максимально полезным и эффективным.

Еще один тренд – это сравнение микрообучения и steam-подхода в обучении. Тут стоит заметить, что одна образовательная технология не исключает другую, а, наоборот, может органично дополнять. Проще говоря, steam-подход в обучении вполне можно реализовать и в формате микрообучения тоже.

Поясним, что STEM расшифровывается как Science, Technology, Engineering and Mathematics (наука, технологии, инженерия, математика) [Ю. Пахомов, 2021]. Можно еще встретить аббревиатуру STEAM, где в STEM добавляется буква А, обозначающая Art (искусство).

В основе STEM / STEAM заложены 4 принципа:

  1. Проектная форма организации учебного процесса.
  2. Практическая направленность проекта, когда результаты проекта потенциально можно внедрить в быту, учреждении образования или на производстве.
  3. Межпредметный характер, когда для решения проектной задачи требуются знания сразу по нескольким предметам.
  4. Изучение прикладных дисциплин и получение практических навыков.

Как видите, все они вполне могут быть реализованы в рамках микрообучения. Так, для участников проекта можно подготовить вводный урок, где они за 3-5 минут ознакомятся с задачами проекта и перечнем заданий, над которыми предстоит работать.

Для более простой отработки навыков можно заранее подготовить ознакомительное видео. Например, как пользоваться микроскопом, как подключать вольтметр в цепь, как программировать блок управления для робототехники. Да, конкретно в России STEM- и STEAM-технологии в образовании направлены в большей степени на подготовку будущих специалистов инженерного профиля и робототехников.

Далее можно подготовить список предметов с темами, знание которых потребуется для реализации проекта, и ссылки на эти темы. Кроме того, базовый курс по робототехнике вполне можно разбить на микроуроки, в каждом из которых будет рассматриваться конкретный аспект. Например, создать отдельные мини-уроки по блок-схемам, базовым алгоритмам, передаче данных и прочим разделам робототехники.

Другими словами, прямое сравнение микрообучения и steam-подхода в обучении, исходя из принципа, что лучше, а что хуже, здесь не работает. Скорее, это взаимодополняющие модели обучения, при которых у детей редко, когда возникает проблема, что им скучно, неинтересно или они не хотят учиться.

И теперь, наверное, остается самый главный вопрос: а можно ли реализовать концепцию микрообучения в виде целостного алгоритма от А до Я? Для этих целей существуют платформы для микрообучения.

Платформа для микрообучения

Как выбрать платформу для микрообучения и что это такое в принципе? По сути, платформа для микрообучения – это инструмент для создания цепочки контента и контроля/самоконтроля результатов обучения. Как выбрать? Тут многое зависит от стоящих перед вами задач, аудитории, для которой предназначен контент, да даже от удобства интерфейса и простого человеческого «нравится» или «не нравится».

Со своей стороны можем лишь рекомендовать перед началом работы изучить и по возможности протестировать несколько платформ для микрообучения, чтобы выбрать наиболее подходящую. Вам в помощь предлагаем подборку наиболее популярных платформ.

Популярные платформы для микрообучения:

  • ТренингСпэйс – платформа мобильного микрообучения персонала.
  • SwipeLMS – платформа для микробучения и онбординга сотрудников.
  • Skill Cup – платформа для микрообучения плюс полезные статьи о бизнесе и личные истории успеха
  • EdApp – англоязычная платформа с виртуальным классом.
  • OpenLearning – англоязычная платформа с большим набором виджетов и инструментов.
  • Kahoot – англоязычная платформа с возможностями для геймификации.
  • Quizlet – англоязычная платформа с возможностью использования цифровых флэш-карт.
  • CoreApp – платформа для создания онлайн-курсов.

Последний вариант предполагает более широкое позиционирование как платформа для онлайн-обучения без приставки «микро». Однако вам ничто не мешает сделать уроки любой, в том числе минимальной продолжительности, вкусить все прелести микрообучения и прийти к своим супердостижениям максимально коротким и эффективным путем.

Можно ли адаптировать эти платформы для обучения детей школьного возраста? Думается, в рамках STEM- и STEAM-технологий возможно если не все, то многое, и микрообучение на платформах для обучения взрослых людей тоже. В любом случае, нужно пробовать и искать оптимальный вариант получения и преподнесения знаний.

Мы желаем вам исключительно полезных и интересных знаний, ждем на нашей программе «Лучшие техники самообразования» и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова: