Креативные способы ведения заметок и записей

Креативные способы ведения заметок и записей

Нам с детства твердят, что внимательность на уроке, заседании или лекции – это часть процесса запоминания. Однако этой внимательности почти никогда не бывает достаточно для восстановления услышанных знаний во время экзамена или по прошествии некоторого времени. Вот тут-то и приходит на помощь ведение заметок и записей.

Его цель – синтезировать основные линии, представленные лектором. Прежде всего, это позволяет просмотреть/изучить свой предмет. Наконец, эффективное ведение заметок экономит время при просмотре и передаче ключевых данных. Поэтому крайне важно научиться структурировать конспекты курса и разучить мнемотехники. Так как же это сделать?

Зачем это надо?

Письмо – это мощный ресурс обучения, с помощью которого можно добиться успеха в разных областях, как в образовании, так и на рабочем месте.

Одним из фундаментальных столпов обучения являются записи, которые вы делаете в классе, которые помогут вам позже создать учебный материал (заметки, конспекты, резюме и т.д.) Вот почему так важно делать хорошие записи.

Пухлый и весь заполненный заметками блокнот – отличное подспорье для нашей памяти, т.к. после 20 минут изучения чего-то нового забывается 42% услышанного и увиденного, а через 1 час забывается уже 65%, в мозгу происходит переформулирование исходных идей и комментариев [Educrea, 2024].

Именно поэтому ведение записей так важно. Необходимо делать это четко и упорядоченно, поскольку заметки позволяют вам поразмышлять над тем, что вы узнали. Вот как:

  1. Они требуют активной концентрации и внимания во время занятий, поскольку требуют вмешательства нескольких органов чувств и, следовательно, интеграции восприятия, облегчая процесс запоминания.
  2. Они помогают тренировать умственную ловкость посредством процессов синтеза, классификации и связи.
  3. Они улучшают качество письма, понимание понятий, изложенных в предмете, способствуя интересу, динамизму и процессу обучения.

Несмотря на то, что мы знаем, насколько важно делать хорошие записи в классе, лишь немногие учителя тратят свое время на систематическое и целенаправленное обучение этому навыку.

Исследование, опубликованное научным журналом Frontiers in Behavioral Neuroscience, показало, что письмо на бумаге или использование электронной ручки на электронном устройстве (iPad или планшете) улучшает активность мозга при попытке запомнить информацию [K. Umejima, 2021].

Ведение заметок способствует эффективной организации и кодированию полученной информации.

Если вы хотите улучшить свои методы обучения или понимание сложных тем любого рода, мы объясним, как делать заметки, и дадим советы.

На что обратить внимание?

Ведение заметок делится на 4 ключевых этапа:

  1. Прослушивание.
  2. Понимание.
  3. Синтез.
  4. Аннотирование.

Первым шагом к правильному ведению заметок является определение соответствующих данных.

Они могут включать:

  • даты;
  • имена;
  • места;
  • другие детали, важные для понимания обсуждаемой темы.

Любая информация, важная для понимания темы, должна быть выделена в ваших заметках.

Для их выявления обратите внимание на ключевые слова, т.е. те термины и словосочетания, которые обобщают основные понятия темы. Включив их, вы сможете оптимизировать учебу и легко сканировать при чтении своих заметок.

Еще один фундаментальный совет, который вам следует иметь ввиду, – это источник информации, будь то имя человека, книга, журнал, блог или сайт. Таким образом, вы сможете обратиться к источникам в будущем, если не до конца поняли тему.

Делая заметки, обязательно добавляйте примеры – это полезный инструмент для понимания абстрактных или сложных концепций. Если преподаватель или оратор приводит пример во время презентации, вы можете добавить его в свои заметки и закрепить идею.

Не забывайте принимать во внимание любые вопросы или проблемы, которые у вас возникают во время занятий или рабочих встреч. Это поможет вам вспомнить то, что вы не поняли, и вернуться к теме, чтобы устранить путаницу.

Когда вести заметки?

Если вам кажется, что на этот вопрос есть только один, очевидный ответ, вы ошибаетесь.

Однако рассмотрим все поподробнее.

Для ведения заметок есть следующие временные опции:

  1. Во время активного прослушивания новой информации. Во время занятий заметки полезны для сбора важной информации, представленной лекторами, и ее последующего анализа. Заметки – это способ зафиксировать обсуждения и решения. Конечно, на уроке нужно быть внимательными и одновременно записывать основные мысли. Если вы структурируете свои конспекты с самого начала во время урока, вы сэкономите время позже. Это называется проактивным слушанием. Однако не все им владеют.
  2. После занятий. Надеемся, что урок прочно закрепился в вашей голове. Это идеальное время, чтобы быстро просмотреть и при необходимости скорректировать записи, сделанные вами в классе. Вне занятий заметки помогают организовать мысли и обеспечить понимание.
  3. Во время исследования. Такие заметки необходимы для запоминания источников и облегчения создания библиографии.
  4. Перед экзаменом. Некоторые студенты учат уроки прямо накануне экзамена. Большинство! Нагрузка значительная, и даже самого лучшего конспектирования не всегда достаточно для быстрого запоминания материала. Чтобы избежать этого стресса, мы советуем вам регулярно просматривать свои конспекты, чтобы не забывать то, что вы узнали.
  5. Перед сном. Чтобы легче усваивать новую информацию, просматривайте свои записи прямо перед сном. Ваш мозг будет работать за вас, и когда вы проснетесь, вы систематизируете свои идеи и усвоите основные понятия урока.
  6. Во время интервью. Такие заметки позволяют записывать ответы для использования в качестве текстовых цитат или перефразирования в последующих работах [Universidad Simón Bolivar, 2023].

А теперь давайте подведем предварительные итоги.

Итак. Что важнее всего зафиксировать при ведении заметок:

  1. Ключевые слова. Переформулируйте суть того, что говорит лектор, емко и кратко.
  2. Использованные источники. Совершенно необходимы для графиков, изображений и цитат.
  3. Вопросы от товарищей или коллег. Внимательно слушайте вопросы, которые задают другие слушатели. Иногда учителя могут использовать их как проверку знаний. Важно записать эти вопросы и/или ответы на них, изученные во время занятий.
  4. Визуальные схемы. Чтобы объяснить свои слова, ваш лектор иногда использует диаграммы, рисунки, графики, иллюстрации... Эти рукописные или цифровые изображения полезны для запоминания объяснения.

Мы все это фиксируем, чтобы удержать в памяти. А если оно там не держится? Тогда на помощь приходят мнемотехники – специальные приемы запоминания информации с помощью ассоциаций, метода локаций, интервальных повторений и других способов. Им посвящена наша онлайн-программа, которая так и называется: «Мнемотехники: развитие памяти».

10 советов как вести заметки

А теперь рассмотрим ведений записей в подробностях.

Внимание

Концентрируйтесь на том, что вы слышите и видите во время занятия. Это основа процесса. Не витайте в облаках! Помните о своей цели: хотите ли вы сообщить о выступлении? Хотите ли вы сделать заметки о встрече, чтобы выделить повестку дня или записать идеи своих коллег? Будут ли ваши краткие заметки переписаны, чтобы вы могли сделать более полную запись или усвоить знания?

Что бы это ни было, внимательно слушайте своих собеседников и старайтесь восстановить ключевые слова, чтобы расположить их в соответствии с вашими будущими потребностями. Записи должны быть продолжением вашего слушания и вспомогательным средством для запоминания на будущее.

Сокращения

Хорошие заметки прежде всего используются для отслеживания устной речи и записи основных идей, чтобы повторно использовать их в качестве напоминания или в качестве основы для написания отчета, профессиональных сочинений или более комплексного проекта. Поэтому заметки требуют быстрого письма.

Сокращение слов, безусловно, снижает качество письма, но содержание заметок, как правило, не предназначено для распространения в том виде, в котором оно есть. Действительно, часто необходимо возвращаться к собственным заметкам и перерабатывать их, чтобы впоследствии поделиться ими. Однако будьте осторожны!

Не злоупотребляйте сокращениями. Было бы обидно, если бы, перечитывая свои заметки, вы больше не могли понимать их смысл. Заменяйте только общие формулы или длинные слова сокращениями, которые понятны прежде всего вам. А в идеале, и всем остальным.

Ключевые слова

Конспектирование – это синтез того, что вы слышите. Как и в случае мозгового штурма, сосредоточьтесь на смысле и сути. Цель состоит не в том, чтобы скопировать слово в слово то, что может сказать говорящий или ваши собеседники, а в том, чтобы получить основные идеи. Ваша задача – получить синтетический документ, полезный для запоминания основных моментов сказанного.

Символы и диаграммы

Использование графического сопровождения может быть полезным для лучшего понимания текста во время перечитывания, чтобы двигаться быстрее или просто иметь лучшую визуальную память вашего синтеза. Символы и диаграммы полезны для создания интеллект-карт и лучшего усвоения содержания заметок. Также можно использовать таблицы, ведь они помогают структурировать идеи.

Визуальные акценты

Выделение жирным, использование цвета, написание заголовков заглавными буквами... Все эти действия помогут вам лучше запомнить содержание ваших заметок, лучше их проанализировать и составить эффективные резюме и отчеты. Так что вооружитесь маркерами и лучшим набором карандашей, чтобы сделать заметки эффективными и приятными для чтения!

Легко идентифицируемая структура

Когда вы делаете заметки, сохраняйте их логичность, чтобы вы могли сориентироваться позже. Регулярная структура ваших заметок будет главным условием для лучшего анализа вашего текста.

Используйте разные цвета для той или иной информации (например, красный – для заголовков, зеленый – для подзаголовков и т.д.) или заглавные буквы для заголовков основных разделов.

Вы сами выбираете структуру, которую хотите придать каждому элементу, но как только вы сделаете свой выбор, старайтесь придерживаться его во всех своих заметках.

Пустое место

Отвлечения или несвязная презентация могут потребовать от вас повторного просмотра определенных моментов по мере того, как вы просматриваете свои заметки.

Оставляя поля с пробелами для добавления аннотаций, исправлений или пояснений для улучшения ваших заметок на протяжении всей лекции, вы избежите появления беспорядочных и нечитаемых заметок.

Оставьте около 1/4 вашего листа в макете для аннотирования информации в дополнение к тому, что вы уже написали.

Одна лекция – один документ

Не записывайте все подряд в одну простыню текста. Мало того, что скоропись трудно разобрать, так еще ведь придется распознавать, где начало, а где конец лекции. Оно вам надо?

Плохо организованные заметки легко забыть или неправильно понять или, что еще хуже, потерять среди десятков бумаг, лежащих на вашем столе. Чем быстрее вы датируете, идентифицируете и подошьете свои заметки к остальным, тем более полезными они будут в дальнейшем. Почувствуйте в себе талант классификатора!

Физические носители

Файлы, блокноты, папки, разделители. Чтобы эффективно делать заметки от руки, необходимо хорошее оборудование для записи и хранения информации. Не увлекайтесь канцелярией чрезмерно, но и отказываться от последних изобретений делопроизводства не стоит.

Цифровые носители

Если вы точно знаете, что усвоенные знания придется оцифровывать, можно изначально вести заметки с помощью гибридного графического планшета, на котором, в отличие от ноутбука, можно рисовать и чертить, как на привычной бумаге. У некоторых уже есть встроенная функция копирки: положив лист прямо на активную поверхность, записанные вами данные сохранятся в памяти вашего устройства [ISKN, 2024].

А уж сохранятся ли они в вашей памяти, зависит только от вас!

Методы ведения заметок

Существует много методов как вести записи, но наиболее эффективным является... тот, который подходит именно вам. Чтобы найти его, необходимо испробовать несколько техник и выбрать ту, которую вам будет легче освоить. А возможно, лучшим вариантом станет сочетание нескольких методов.

Ментальная карта

Фиксация идей и концепций на листе бумаги или на доске. Начинается с основной идеи, размещенной в центре страницы, а оттуда добавляются ветки, представляющие подтемы, концепции, примеры и т. д. Ментальные карты существуют в следующих формах:

  1. Круговая карта – определение в контексте и мозговой штурм.
  2. Пузырьковая карта – описание прилагательными.
  3. Блок-схема – сортировка и последовательность.
  4. Карта зажимов – представление чего-либо в целом и его частей.
  5. Древовидная карта – сортировка и группировка.
  6. Двойная пузырьковая карта – сравнение и противопоставление.
  7. Множественная карта потоков – анализ причин и следствий.
  8. Карта моста – просмотр аналогий [Creately, 2024].

Это очень наглядные и креативные инструменты, позволяющие организовать информацию иерархически и ассоциативно.

Концептуальная карта

Подвид ментальной карты.

Чтобы создать концептуальную карту, сосредоточьтесь на ключевых словах, форме и соединителях для визуализации концепций.

Главная тема располагается, соответственно, в центре, а вокруг нее размещаются связанные с ней идеи. Затем они соединяются стрелками, несущими краткое объяснение (1-2 слова), объясняющее тип связи между двумя идеями.

Используя концептуальную карту для заметок, вы можете легко систематизировать свои идеи, глубже вникать в концепции и находить взаимосвязи, которые вы бы упустили, когда впервые услышали об этом.

Цвета и сокращения

С помощью цветов вы можете выделить наиболее важные понятия и облегчить запоминание и просмотр информации.

Кроме того, использование сокращений поможет вам писать быстрее и делать более краткие заметки.

Система конспектирования Корнелла

Она же Корнелльский метод.

Эта техника ведения заметок ориентирована на организацию и синтез информации.

Делим страницу на три раздела:

  1. Основной столбец.
  2. Столбец сводки и выводов.
  3. Нижний раздел для комментариев и вопросов.

Идея состоит в том, чтобы делать заметки в основном столбце, затем синтезировать информацию в столбце сводки и, наконец, использовать нижнюю часть, чтобы задавать вопросы или комментировать то, что было изучено.

Метод разделения страницы

Поможет во время подготовки к экзамену или для просмотра важной информации.

Как следует из названия, страница должна быть разделена на два раздела. В одном делаются записи, а в другом задаются вопросы по поводу полученной информации.

Суперзаписи

«Стенография мыслей». Форма организации информации, где разделение содержания осуществляется с помощью геометрических фигур.

Концепция разработана мотивационным оратором, автором бестселлера «Учимся учиться: максимизируем свой потенциал производительности» Тринидад Хант в 1997 году.

Помимо графиков и виньеток, техника поощряет находить ответы на вопросы, которые помогут написанию и пониманию темы:

  • «что»;
  • «как»;
  • «когда»;
  • «почему».

Хант описывала суперзаписи как «метод, который использует преимущества естественного способа обработки информации мозгом» [G. I. Bolio-López, 2022]. По словам самой Хант, на создание этой техники ее вдохновили шедевры Уолта Диснея [Prezi, 2015].

Графические диаграммы

Если вы не знаете, как делать систематизированные заметки, диаграммы станут творческим визуальным элементом для достижения этой цели.

Их можно использовать для иерархического размещения информации, выделения наиболее важных понятий или просто для создания визуальной структуры с удобоваримой и легко запоминающейся информацией.

Метод контура

Если вы одни из тех, кто составляет списки и любит использовать маркеры, с помощью этого метода вы будете чувствовать себя очень комфортно при создании заметок, а также у вас будет больше свободы для создания и адаптации информации.

Контурный метод заключается в приоритезации информации по теме. Для этого необходимо создать список и разделить идеи с помощью пунктов, чтобы вы могли организовать темы и подтемы в соответствии с их важностью [Universidad Simón Bolivar, 2023].

Разобраться подробнее в ментальных картах, способах ведения мозгового штурма и применения творческих изобретательских алгоритмов можно в нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике: творческий подход».

Приложения-помощники

Береста, папирус и глиняные таблички для письма остались в далеком прошлом. Т.к. мы с вами живем в 21 веке, пора осваивать новейшие цифровые системы ведения заметок. В настоящее время существует множество технологических инструментов, которые облегчают эффективное ведение заметок.

Упомянем некоторые из самых популярных:

  1. Good Notes. Ориентирован на производительность и имеет несколько функций, которые упрощают управление заметками и поиск нужной информации.
  2. Google Keep. Имеет параметры организации по меткам и цветам, а также напоминания, помогающие запомнить важные задачи, сопровождаемые визуальными ресурсами, такими как фотографии и видео.
  3. OneNote. Это приложение Microsoft, которое позволяет создавать заметки и организовывать их по разным разделам. Включает возможности добавления изображений, аудио- и видеозаписей, а также пользовательских тегов. Есть функция поиска.
  4. Evernote. Эта платформа позволяет вам делать цифровые заметки в различных форматах, включая текст, изображения и аудио. Объединяет функции для создания списков дел, аннотаций PDF и совместной работы в режиме реального времени с другими пользователями. Имеет параметры организации по меткам и цветам, а также систему напоминаний.
  5. Notability. Это бесплатное приложение, созданное для устройств Apple, но у него есть платная версия, если вам нужно больше функций. Позволяет создавать всевозможные заметки от руки, записывать аудио, добавлять изображения, сканировать документы, а также редактировать PDF-файлы.
  6. Byword. Это приложение имеет простой и приятный дизайн. Позволяет экспортировать документы в PDF, HTML, Word или RTF, однако совместимо только с устройствами Apple.
  7. Keep. Эта платформа Google полностью бесплатна и позволяет вам делать письменные заметки голосом или изображениями. Также имеет систему напоминаний, чтобы вы не упустили что-то важное в своем учебном календаре.

За последние годы мировые корпорации-производители подобных приложений активно осваивают искусственный интеллект и расширяют соответствующий функционал своих творений. Определять, в какой мере стоит разбавить собственную креативность услугами алгоритмов, решать только вам.

Вести запись в этом мире должны не только учителя и бухгалтеры. Заметки – это наши самые лучшие друзья в мире информации, познания и освоения глубин мироздания. Используя новейшие технологические платформы, проявляя креативность, внимательность и любопытство, можно не только усвоить новое, но и создать что-то абсолютное уникальное и прекрасное.

Поэтому – пишите заметки и творите чудеса.

Успехов! А для закрепления материала статьи предлагаем пройти небольшой тест: