Нынче настолько модно быть творческим, креативным и продуктивным, что многие считают себя таковыми, даже не задумываясь, что значат все эти умные слова. А между тем, крайне мало полагать, что человек обладает всеми этими качествами. Над ними нужно работать – кому-то больше, кому-то меньше – однако с неба мало кому что-то падает.
Сегодня мы будем говорить про развитие креативности. В частности, подумаем, как развить креативность за 30 дней. Всем прошедшим наши программы «Из мечты в цель» и «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» будет намного легче, потому в статье встретится много знакомых моментов. Однако так быстро вы еще точно не двигались, поэтому – к делу!
Что такое креативность?
Креативность – это способность человека генерировать новые, оригинальные идеи для достижения определенных целей или решения конкретных задач. Она сочетает в себе нестандартное мышление, гибкость ума и способность видеть новые возможности в привычных вещах, однако главный критерий – применимость на практике. Креативность является обязательным условием инноваций и научно-технического прогресса.
Ключевые характеристики креативности:
- Оригинальность – создание чего-то уникального, чего раньше не существовало.
- Гибкость мышления – способность переключаться между различными идеями и подходами.
- Приспособляемость – умение адаптировать идеи и концепции к различным ситуациям.
- Решение проблем – использование творческого подхода для нахождения эффективных решений.
- Инновационность – применение креативных идей для создания чего-то полезного и значимого.
Американский психолог Джой Пол Гилфорд (1897-1987), который одним из первых взялся за разработку такого понятия, как «креативность», и ввел слово «креативность» в повседневный оборот, выделял несколько основных компонентов креативности [J. Guilford, 1967].
Компоненты креативности (по Гилфорду):
- Беглость идей – способность быстро генерировать множество идей.
- Гибкость – разнообразие подходов к решению одной задачи.
- Оригинальность – создание уникальных идей, которые отличаются от привычных.
- Детализация – способность развивать и уточнять идеи, превращая их в конкретный продукт.
Чем креативность отличается от творчества? Термины «креативность» и «творчество» часто используются как синонимы, можно даже встретить словосочетание «творческая креативность», но между этими понятиями есть различия.
Творчество – это процесс и/или результат создания чего-то нового, оригинального и эстетически значимого, выражающего внутренние переживания, эмоции или идеи человека.
Так, разработка нового маркетингового подхода для продвижения продукта или создание технологического устройства для облегчения повседневной жизни – это креативность, а создание музыки, картины, романа – это творчество. Расхожее выражение «представил свое творчество на выставке» – как раз о том, что слово «творчество» применимо и к процессу, и к результату.
Теперь, когда мы разобрались с терминологией, можно переходить к тому, зачем мы все сейчас здесь, – к развитию креативности.
Уровни креативности
Прежде, чем мы приступим непосредственно к развитию креативности, нужно сказать пару слов о том, что креативность бывает разная, и существуют разные уровни креативности. Это примерно как в творчестве. И рисунок дошкольника, и картины импрессионистов – это творчество, но уровни разные.
Опять же, существуют разные классификации уровней креативности. Давайте рассмотрим самые известные. И поскольку нас сегодня интересует развитие креативности, сразу будем приводить общие рекомендации, как выйти на тот или иной уровень. Начнем с пятиуровневой модели креативности.
5-уровневая модель креативности:
- Репродуктивная креативность.
- Адаптивная креативность.
- Инновационная креативность.
- Революционная креативность.
- Трансцендентная креативность.
Теперь о каждом уровне подробнее.
Репродуктивная креативность
Репродуктивная креативность – это использование уже известных идей, методов и подходов для решения задач. На этом уровне человек не создает принципиально нового, а адаптирует или комбинирует существующее, что больше похоже на творчество.
Примером может служить составление рецепта из стандартных ингредиентов, опираясь на известные кулинарные техники. Или решение бытовых проблем с использованием готовых решений (например, починка полки подручными средствами).
Репродуктивная креативность идеальна для применения базовых навыков, создания полезных решений в стандартных условиях. Как развить? Учитесь адаптировать и применять известные идеи к новым контекстам. Изучайте примеры чужих решений, практикуйте повторение с вариациями.
Адаптивная креативность
Адаптивная креативность подразумевает модификацию существующих идей или методов для адаптации к новым условиям или улучшения текущего состояния. Примером может служить оптимизация рабочего процесса в компании, которая не меняет его сути, но повышает эффективность. Или улучшение дизайна продукта, которое делает его более удобным и функциональным.
Адаптивная креативность используется для повышения эффективности и улучшения существующих решений. Как развить? Как можно чаще задавайте себе вопросы наподобие «Как это можно улучшить? Как это адаптировать под новые условия? Какие еще есть варианты применения?» Ищите возможности улучшить что-то привычное, добавляя собственный взгляд.
Инновационная креативность
Инновационная креативность – это создание чего-то принципиально нового, что может изменить текущую практику или открыть новые возможности. Допустим, разработка нового продукта, который радикально меняет повседневные привычки, как когда-то их изменил компьютер, а затем смартфон.
Инновационная креативность формирует прорывные изменения, которые влияют на индустрии, науку или общество. Как развить? Работайте над междисциплинарным мышлением и ищите нестандартные связи между идеями. Исследуйте новые области знаний, комбинируйте идеи из разных сфер.
Революционная креативность
Революционная креативность – это генерация идей или решений, которые полностью меняют существующий порядок вещей, создавая новые парадигмы. Например, создание квантовой теории, изменившей понимание физики, переход от механических вычислений к компьютерам и прочие открытия, составляющие суть научно-технической революции.
Революционная креативность преобразует целые области знаний и способы мышления. Как развить? Исследуйте фундаментальные вопросы и работайте на пересечении нескольких дисциплин. Углубляйтесь в исследование сложных вопросов, экспериментируйте с новыми подходами.
Трансцендентная креативность
И, наконец, трансцендентная креативность. Это креативность на уровне идей, которые выходят за рамки традиционного человеческого опыта и знаний. Этот уровень часто связывают с духовными, философскими или художественными прорывами. Это создание новых мировоззренческих систем, религий, философских концепций.
Трансцендентная креативность формирует глубокие изменения в восприятии мира и человеческой культуры. Как развить? Развивайте критическое мышление, философское восприятие мира и воображение. Работайте над способностью к глубокому самоанализу, вникайте в историю культуры, философии, искусства. Первым шагом может стать наш онлайн-курс «История искусства».
Как применяются уровни креативности:
- В бизнесе – от оптимизации процессов (адаптивная) до создания новых рынков (инновационная и революционная).
- В образовании – от освоения базовых знаний (репродуктивная) до внедрения новых методов обучения (инновационная).
- В науке – от применения существующих теорий (репродуктивная) до создания революционных открытий (революционная).
- В повседневной жизни – от решения бытовых задач (репродуктивная) до изменения привычного уклада жизни (инновационная).
Любая креативность, какая бы она ни была и на каком бы уровне развития не находилась, всегда полезна в своем контексте. Репродуктивная креативность помогает решать повседневные задачи, адаптивная и инновационная – двигать бизнес и науку вперед, а революционная и трансцендентная – менять мир и культуру. Понимание этих уровней позволяет развивать креативность целенаправленно, учитывая свои цели и возможности.
Еще более широко известна модель креативности 4C (где C – это Creativity), которую разработали Джеймс К. Кауфман и Рональд Бегетто [C. Kaufman, R. Beghetto, 2009]. Эта модель разделяет креативность на четыре уровня, основанных на масштабе и влиянии креативной деятельности, и помогает понять разнообразие проявлений креативности от повседневных действий до глобальных открытий.
Модель креативности 4C:
- Mini-C (Мини-креативность).
- Little-C (Малая креативность).
- Pro-C (Профессиональная креативность).
- Big-C (Большая креативность).
Теперь подробнее, что это значит.
Mini-C (Мини-креативность)
Mini-C – это личное творческое открытие или понимание. Этот уровень связан с внутренним процессом обучения и самоосознания. Он не требует общественного признания и основан на субъективных переживаниях и интерпретациях.
Это, например, когда ребенок учится рисовать и придумывает собственный стиль или школьник находит свой способ понять и запомнить новый сложный материал. Этот уровень важен для личностного роста, обучения и развития, но пока недостаточен для решения сложных задач.
Как развивать Mini-C? Ставьте вопросы «Почему? Как? А что, если?..» по самым разным поводам, исследуйте новые области знаний, записывайте мысли, возникающие в течение дня, даже если они кажутся незначительными, учитесь новым навыкам или хобби без цели достичь мастерства, просто ради удовольствия.
Little-C (Малая креативность)
Little-C – это ежедневная креативность, которая помогает решать повседневные проблемы или улучшать качество жизни. Она обычно проявляется в бытовых ситуациях и не обретает глобальный масштаб.
Это может быть изобретение нового рецепта из остатков продуктов в холодильнике или разработка личной системы организации рабочего времени. Такая креативность помогает адаптироваться и находить нестандартные решения в обыденных условиях.
Как развивать Little-C? Постарайтесь выполнять рутинные задачи (уборка, работа) нестандартным способом, используйте мозговой штурм для поиска новых решений, развивайте наблюдательность, делайте что-то своими руками, играйте в настольные игры, требующие стратегического мышления.
Pro-C (Профессиональная креативность)
Pro-C – это креативность, развиваемая в рамках профессиональной деятельности. Она требует обучения, навыков и опыта. Такая креативность требует системного подхода, а результаты часто признаются коллегами или профессиональным сообществом.
Это, к примеру, дизайнер, который создает уникальную айдентику бренда, или инженер-конструктор, который разрабатывает новые образцы техники. Этот уровень способствует профессиональному росту и развитию отрасли.
Как развивать Pro-C? Повышайте квалификацию, постоянно обучайтесь новому в своей профессиональной области через курсы, семинары, мастер-классы, общайтесь с экспертами, вступайте в профессиональные сообщества, посещайте мероприятия, обменивайтесь идеями с коллегами, изучайте смежные области, реализуйте идеи в небольшом масштабе и тестируйте их.
Big-C (Большая креативность):
Big-C – это креативность, создающая инновации, которые меняют целые области знания, культуру, общество. Тут подразумевается признание на международном уровне, высокий уровень оригинальности и влияния.
Сюда можно отнести изобретение электричества, Интернета, создание теории относительности и прочие события подобного уровня. Такая креативность меняет мир и оставляет след в истории.
Как развивать Big-C? Ставьте амбициозные цели, работайте над проектами, которые требуют нестандартного подхода и влияют на широкую аудиторию, исследуйте глобальные проблемы, ищите пути решения мировых вопросов (например, изменение климата или цифровизация), учитесь убеждать других в ценности ваших идей и собирать команду для их реализации.
Как использовать модель 4C:
- В образовании – развитие Mini-C для стимулирования личного творчества и Little-C для решения задач в повседневной жизни.
- В бизнесе – поощрение Pro-C среди сотрудников для профессионального роста, инвестиции в развитие Big-C проектов, которые могут привести к инновациям.
- В личном развитии – признание значимости Mini-C и Little-C как основ для повседневного счастья и адаптивности и постановка долгосрочных целей для перехода на уровни Pro-C и Big-C.
Таким образом, креативность проявляется на разных уровнях, от личных до глобальных. Люди могут развиваться от Mini-C к Little-C, затем – к Pro-C и даже Big-C. Что, впрочем, не является обязательным, потому как не все стремятся к признанию на глобальном уровне. Каждый уровень важен в своем контексте.
В частности, мини-креативность необходима для обучения, малая – для жизни, профессиональная – для карьеры, большая – для преобразования мира. Так или иначе, креативность доступна каждому, независимо от масштаба и контекста. И ее можно развить за сравнительно короткий срок.
30 дней для развития креативности – это много или мало?
По сути, мы уже начали говорить о развитии креативности, и начали с самых общих рекомендаций. Мы уже знаем, что нужно делать, однако у нас сегодня конкретная задача: уложиться в 30 дней и развить креативность за этот короткий срок. Возможно ли это?
На самом деле, это во многом зависит от того, на каком уровне креативности вы находитесь сейчас. Одни и те же действия кому-то позволят сделать первые шаги на пути к развитию креативности, а кому-то, возможно, выйти на новый и весьма высокий уровень.
Развитие креативности за 30 дней возможно с помощью ежедневной практики, которая включает разнообразные упражнения, новые подходы к мышлению и сознательное внедрение творчества в повседневную жизнь. Давайте структурируем наши знания в пошаговый план на месяц, который позволит достичь максимального результата.
Нам в помощь рекомендации из статьи «30+ упражнений для развития креативного мышления» [QUASA, 2021]. И статья «Секреты неограниченного вдохновения: 15 способов стать более креативным» [Genius.Space, 2023].
План развития креативности за 30 дней
Разобьем наш план на недели.
Неделя 1 – освобождение мышления
Цель: убрать ментальные барьеры и начать думать шире.
День 1-2 – выйдите из рутины. Каждый день делайте что-то новое: попробуйте незнакомую еду, посмотрите фильм необычного жанра, выберите иной маршрут для прогулки. Заведите блокнот, где будете записывать все, что привлекает ваше внимание: интересные идеи, вопросы, странные наблюдения.
День 3-4 – развивайте ассоциативное мышление. Возьмите какое-нибудь слово (например, дерево) и придумайте пару десятков ассоциаций, связанных с ним (зеленое, хвойное, лиственное и т.д.) Еще упражнение: объедините две несвязанные вещи (например, «часы» и «птица») и придумайте, что из этого может получиться. Не останавливайтесь на варианте «время летит, как птица», думайте дальше!
День 5-7 – освободите свое воображение. Почитайте книги или статьи из совершенно разных сфер знаний. Сделайте упражнение: представьте, что вы пишете сценарий фильма о вашем дне. Что в нем можно изменить, чтобы сделать его захватывающим?
Неделя 2 – развитие творческих привычек
Цель: регулярно тренировать мышление.
День 8-10 – внедрите «креативные пятиминутки». Ежедневно тратьте 5 минут на любое творческое занятие: рисование, написание стихотворения, создание списков идей. Сделайте упражнение: за 5 минут придумайте 10 способов, как можно улучшить повседневный предмет (например, стул).
День 11-12 – играйте с ограничениями. Установите себе необычные рамки: нарисуйте картину, используя только три цвета, или напишите текст без использования какого-либо слова (например, расскажите о себе, не используя местоимение «Я»). Создайте историю из трех слов или предложений с необычным концом. Например, «Я проснулся, позавтракал и поехал домой».
День 13-14 – займитесь мозговым штурмом. Определите проблему или задачу и запишите 30 идей для ее решения, даже самых абсурдных. Не оценивайте идеи, а просто фиксируйте их.
Неделя 3 – внедрение новых инструментов
Цель: изучить методы, которые помогут мыслить нестандартно.
День 15-16 – используйте визуализацию. Попробуйте рисовать схемы или ментальные карты (mind maps) для обдумывания идей. Сделайте упражнение: визуализируйте свое идеальное рабочее место или проект мечты.
День 17-18 – метод случайного вдохновения. Возьмите любую книгу или сайт, откройте случайную страницу и выберите слово или предложение. Используйте его как отправную точку для новой идеи. Сделайте упражнение: сочетайте случайные объекты из окружающей среды и придумывайте их новый смысл.
День 19-21 – практикуйте «Шесть шляп мышления». Примените метод на простых задачах: например, как улучшить свой утренний распорядок. Используйте каждую «шляпу» для анализа вашей идеи.
Неделя 4 – расширение горизонтов
Цель: сформировать привычку смотреть на вещи по-новому.
День 22-24 – учитесь у других. Посмотрите выступления спикеров TED или интервью с творческими людьми. Подумайте, что из их подходов можно применить в вашей жизни.
День 25-26 – вдохновляйтесь искусством. Посетите выставку, театр, концерт или просто посмотрите необычный фильм. Сделайте упражнение: выберите предмет искусства и придумайте свою интерпретацию его смысла.
День 27-28 – сотрудничество. Найдите единомышленника и обсудите с ним ваши идеи. Создайте что-то вместе: проект, текст, арт-объект.
День 29-30: Подведение итогов. Пересмотрите свои записи и выполненные задания. Какие идеи вам понравились больше всего? Составьте план их реализации.
Чего можно достичь за 30 дней? Вы научитесь генерировать идеи быстрее и увереннее. У вас появятся новые подходы к решению задач и самовыражению. Регулярная практика сформирует привычку креативного мышления, которая будет работать автоматически.
Разумеется, это примерный план 30-дневного развития креативности. Возможно, упражнения на ассоциативное мышление вы сделаете очень быстро, а вот написание сценария фильма про ваш день займет целую неделю.
А еще определенные коррективы в план может внести цель, с которой вы решили поработать над креативностью. Сложно думать о развитии креатива «в общем и целом», когда у вас нет работы и пустой холодильник. Зато можно развить креативность за 30 дней так, чтобы это помогло увеличить доход или найти новый источник заработка.
Развить креативность с фокусом на увеличении дохода или поиске нового источника дохода можно, сочетая творческое мышление с практическими действиями. В этом случае 30-дневный план должен быть направлен на генерацию идей, их тестирование и использование творческого подхода для увеличения дохода.
План развития креативности за 30 дней с целью увеличения дохода
Снова разобьем наш план на неделю.
Неделя 1 – развиваем идеи и осознаем свои сильные стороны
Цель: понять свои возможности и найти точки роста.
День 1-3 – определяем зону экспертизы и интересов. Запишите свои сильные стороны, увлечения и навыки. Определите проблемы, которые вы можете решать с их помощью (например, обучение, услуги, творчество). Запишите все, как подтвержденное дипломом (например, учитель физики), так и благоприобретенное (например, умение показывать фокусы). Выделите 10 сфер, где ваш опыт потенциально может приносить доход.
День 4-5 – анализ рынка и конкуренции. Изучите актуальные тренды: какие продукты, услуги или знания востребованы сейчас? Найдите примеры успешных людей или компаний, монетизировавших свои идеи. Обращайте внимание на необычные виды бизнеса и нетривиальные способы заработка.
День 6-7 – генерация идей. Создайте список из 50 идей, как можно заработать на своих навыках. Выберите 5 идей, которые наиболее реалистичны и интересны.
Неделя 2 – тренируем нестандартное мышление
Цель: научиться находить необычные решения и подходы.
День 8-10 – внедряем практику мозгового штурма. Ежедневно придумывайте 10 нестандартных идей, как можно улучшить или удешевить процесс в выбранной сфере. Например, если вы могли бы создать онлайн-курс, подумайте, как сделать его уникальным (короткие уроки, юмористическая подача, интерактив).
День 11-12 – игра с ограничениями. Представьте, что у вас есть только 1000 рублей для старта. Как вы их используете? Придумайте, как заработать без вложений, используя социальные сети, обмен услугами или бартер.
День 13-14 – развиваем ассоциативное мышление. Берите случайные объекты и придумывайте, как они могут быть связаны с вашим проектом. Например, если вы разрабатываете курс по тайм-менеджменту, как его можно связать с концепцией игры или путешествия?
Неделя 3 – тестируем идеи на практике
Цель: проверить реалистичность идей и определить лучшие из них.
День 15-17 – минимальные тесты. Выберите 2-3 идеи и запустите их в минимальном формате. Допустим, протестируйте курс через бесплатный вебинар или запустите пробный проект на платформе фриланса. Предложите услуги знакомым или друзьям в соцсетях.
День 18-19 – сбор обратной связи. Узнайте у людей, которые приняли участие в тестировании, что им понравилось или не понравилось. Уточните, какие их проблемы вы могли бы решить более эффективно.
День 20-21 – улучшение идей. На основе обратной связи доработайте свои проекты. Придумайте 10 способов сделать свой продукт/услугу уникальным.
Неделя 4 – масштабирование и новые подходы
Цель: создать план монетизации и начать стабильно зарабатывать.
День 22-24 – создание системы монетизации. Определите подходящую бизнес-модель. Это может быть разовая продажа (услуги, курс), подписка (доступ к материалам, регулярные консультации), комиссия (партнерские программы). Рассчитайте, сколько клиентов вам нужно для достижения финансовой цели.
День 25-26 – продвижение. Разработайте стратегию продвижения. Подумайте, как необычно можно представить вашу идею в соцсетях, чтобы ваша реклама стала вирусной, т.е. самораспространяющейся.
День 27-28 – креативное масштабирование. Придумайте, как расширить проект с минимальными вложениями. Это может быть сотрудничество с другими специалистами из самых неожиданных сфер и создание дополнительных продуктов (чек-листов, мини-курсов).
День 29-30 – подведение итогов и планирование. Оцените результаты: что сработало, а что нет? Составьте план на следующие 3 месяца, включая новые эксперименты и развитие успешных направлений.
Ежедневная практика развивает навык креативного мышления, а фокус на доход, когда идеи сразу проверяются на возможность монетизации, будет поддерживать мотивацию развивать креативность. Опять же, это примерный план. Кто-то сгенерирует 50 идей заработка за пару часов, а кто-то остановится на двух десятках идей, и не сможет двинуться дальше.
На самом деле, ничего страшного. Может статься, что придумавший за неделю 20 способов заработка начнет зарабатывать гораздо быстрее, чем придумавший за полдня 50 способов. Мы помним, что креативность идеи проверяется практикой, и применимость на практике – один из главных критериев креативности.
В любом случае, эти 30 дней будут вам полезны, и к финишу ваша способность мыслить креативно будет на порядок выше, чем на старте. Это вполне можно измерить в исчисляемых показателях. Например, с помощью прохождения теста креативности Торренса.
Американский психолог Элис Пол Торренс креативность и творческое мышление исследовал на протяжении всей своей карьеры, в результате чего сумел создать наиболее полный тест креативности, включающий исследование самых разных аспектов мышления.
Кроме того, вы можете заметно прокачать креативность на наших программах «Из мечты в цель» и «ТРИЗ на практике». Это на будущее, а сейчас мы вам предлагаем проверить понимание основных понятий темы с помощью небольшого теста: