Блог о саморазвитии

Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?

Модернизм vs Постмодернизм: можно ли их сравнивать?

Что лично вам нравится больше: картины Эдуарда Мане или инсталляции Отто Пине? Импрессионизм Альфреда Сислея или концептуализм Марселя Дюшана? Футуризм Умберто Боччони или деконструктивизм Даниеля Либескинда? Или, быть может, вам нравится все сразу?

Если вас заинтересовали эти вопросы, но вы не вполне понимаете, о чем речь, рекомендуем изучить наш краткий курс «История искусства». А если на весь курс пока не хватает времени и энтузиазма, изучите урок 6 «Модернизм» и урок 7 «Постмодернизм», потому что вышеприведенные примеры взяты именно оттуда.

Что это за тренд такой – сравнивать модернизм и постмодернизм? И можно ли их сравнивать в принципе? На самом деле, сравнить эти две равновеликие эпохи в искусстве пытались многие искусствоведческие умы. Пожалуй, наилучшим образом это удалось российскому культурологу, поэту и композитору Валерию Брайнину, он же Брайнин-Пассек по матери.

Мы обязательно обратимся к его статье «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002]. А для начала давайте, все-таки, попытаемся вникнуть, что же такое модернизм и постмодернизм в искусстве.

О модернизме

Чтобы понять модернизм, следует вспомнить, с чего он начался. А начался он с работ Эдуарда Мане и Гюстава Курбе, возведших в ранг искусства сюжеты из обычной повседневной жизни с участием обычных, ничем не выдающихся людей. Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» буквально «взорвала» восприятие непривычным для того времени бытовым сюжетом:

Впрочем, ему «на пятки» наступал его современник Гюстав Курбе, а его «Мастерская художника», где среди множества лиц узнали себя многие представители тогдашнего городского бомонда, заинтересовала общественность ничуть не меньше:

Это были 60-е годы 19 столетия, и после вычурного барокко и рококо обычный человек, оказавшийся в центре внимания живописцев, стал настоящей сенсацией. Официальные функционеры от искусства не были в состоянии сразу принять такую сенсацию, поэтому картины Курбе, Мане и многих других передовых художников многократно отвергались членами оргкомитета «Парижского Салона» – официальной ежегодной выставки произведений изобразительного искусства.

Постоянные отказы сподвигли художников того времени объединиться для проведения альтернативных выставок, заручиться поддержкой тогдашнего правителя Франции Наполеона III, и со временем такая альтернативная презентация работ художников, отвергнутых оргкомитетом официального «Парижского Салона», получила название «Салон отверженных».

Модернизм принесет в искусство еще множество сенсаций и множество новых стилей. Это будет импрессионизм Альфреда Сислея, Клода Моне (не путать с Эдуардом Мане), Камиля Писсаро, постимпрессионизм Ван Гога и Поля Гогена, символизм Гюстава Моро и Михаила Врубеля, кубизм Пабло Пикассо.

Модернизм подарил нам скульптуру Огюста Родена «Мыслитель», кинетические эксперименты в скульптуре Наума Габо и Александра Колдера, высотное строительство и минимализм в архитектуре, целую плеяду величайших поэтов, писателей, музыкантов и композиторов.

А еще в эпоху модернизма зародился джаз и блюз, появился трагедийный театр и театр социальной маски, фотогения и монументальный стиль в только-только нарождавшемся кинематографе. При всем величии модернизма он все равно конечен и исчерпаем, как и потенциал любой другой эпохи. Поэтому на смену модернизму пришел постмодернизм.

О постмодернизме

Модернизм, выросший из отрицания прошлых устоев и создавший действительно, много нового со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, потому что развитие без связи с прошлым попросту невозможно. В противоположность модернизму постмодернизм построен на совмещении и смешении различных стилей.

Отчасти, конечно, постмодернизм тоже можно считать отрицанием. Как минимум, отрицанием монотонности и однообразия, к которым начал постепенно «скатываться» модернизм. Тем не менее симбиоз и плюрализм культур в большей степени отвечал веяниям второй половины 20 столетия, и потому получил развитие.

Тут стоит уточнить, что симбиоз и плюрализм культур включает в себя право на существование и развитие традиций модернизма. Другими словами, постмодернизм вполне можно было бы назвать «плюс модернизмом», потому что это не столько «вместо», сколько «в придачу». Но сложилось, как сложилось, поэтому будем пользоваться устоявшейся терминологией. Итак, как же чувствовал себя модернизм в эпоху постмодернизма?

В эпоху постмодернизма продолжили свое шествие традиции минимализма в архитектуре жилого строительства, зародившиеся в рамках модернизма, и в то же время появляются уникальные сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями, зарождаются новые архитектурные стили, такие как хай-тек и деконструктивизм.

Продолжаются начавшиеся во времена модернизма эксперименты с кинетическими скульптурами и появляется принципиально новое направление инсталляция, которое выходит за рамки привычного понимания скульптуры, но все равно относится к пространственному искусству.

В концептуальной живописи мы увидим прямые отсылки к творчеству модернистов, а в постмодернистской литературе – отсылки к художественным произведениям прошлых лет. К слову, такая интертекстуальность – отсылки к произведениям прошлых лет – стала отличительной чертой постмодернизма и прямым следствием его ориентированности на симбиоз и плюрализм стилей в искусстве.

Эпохе постмодернизма мы обязаны новыми стилями в музыке, такими как рок, рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, электронная музыка. И именно под влиянием постмодернизма сформировалась эстрадная популярная музыка в том виде и понимании, которое сохранилось до настоящего времени.

Разумеется, сама эстрадная музыка претерпела массу изменений, начиная от смыслового наполнения и заканчивая темпом мелодий, однако форматы подачи – телевидение, радио, концерты, гастрольные туры – сформировались именного тогда, и сохранились по сей день, обогатившись возможностями цифровых технологий.

Как же сравнивать эти две великие и по-своему значимые эпохи в искусстве? Думается, некоторые отличия вам интуитивно понятны уже из самого описания эпох. Давайте же конкретизируем ваши догадки и предположения.

Модернизм vs Постмодернизм

Итак, чем же, все-таки, конкретно отличается постмодернизм от модернизма? Значат ли эти отличия, что одно лучше другого, или каждый новый тренд – это не более чем ответ на новые вызовы новой эпохи? Давайте обратимся, как обещали ранее, к статье «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002]. Автор предлагает сравнивать признаки парами, чтобы яснее были видны отличия. Так выглядит его сравнительная таблица:

А теперь давайте рассмотрим более конкретно, что же имел в виду (мог иметь в виду?) автор статьи.

Отрицание прошлого в модернизме и адаптация прошлого в постмодернизме

Думаем, мы уже рассмотрели эти моменты достаточно подробно. Модернизм подарил нам множество новых стилей и направлений. Постмодернизм – вовсе не отказ от всего, чтоб было в модернизме либо ранее. Более того, если это «что-то» вписывается в насущную необходимость, оно получит дальнейшее развитие, как например, минимализм в жилищном строительстве в СССР.

Антимещанский пафос модернизма и деканонизация искусства в постмодернизме

Если модернизм, скажем так, «упивался» своим неприятием мещанских устоев прошлого, в постмодернизме мы никакого пафоса не увидим. Мы вообще не увидим границ дозволенного и недозволенного, поэтому нарушать и разрушать, по сути, нечего, и именно по этой причине нет почвы, чтобы упиваться свободой или вседозволенностью в искусстве.

Первичность как позиция модернизма и интертекстуальность как позиция в постмодернизме

Если в модернизме мы видим своеобразную попытку создавать «с нуля», делать то, чего никто не делал ранее, постмодернизм опирается на лучшие образцы искусства прошлого, и отсылки к работам творцов прошлых лет – художников, писателей, поэтов – абсолютно нормальная практика. Это позволило некоторым экспертам критиковать постмодернизм за некоторую «вторичность». Однако отказ от прошлого и абсолютная первичность модернизма во всем ведут в тупик и лишают потенциала к развитию.

Оценочность в самоназвании модернизма «Мы – новое» и безоценочность в самоназвании постмодернизма «Мы – это все»

Это, пожалуй, наиболее интересный постулат из статьи «О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике» [В. Брайнин, 2002]. Автор усмотрел в трендах модернизма и постмодернизма то, что можно считать «самоназванием». Далее остается лишь гадать, что круче, когда ты «новое» или когда ты просто «все, что есть».

Декларируемая элитарность модернизма и недекларируемая демократичность постмодернизма

Это постулат, скажем так, в продолжение темы. Если модернизм стремится к антимещанскому пафосу и в этом видит свою элитарность, постмодернизм формально никуда не стремится и вообще не имеет границ дозволенного и запретного. Поэтому в постмодернизме нет необходимости декларировать что-либо, и нам остается лишь констатировать факт демократичности постмодернистского искусства.

И если в модернизме взрывом сознания было обращение к обычным бытовым сюжетам наподобие завтрака на природе или работы в мастерской, в постмодернизме бытовая тематика зашла намного дальше, и к произведению искусства относится, например, изображение банок супа, которое сделал Энди Уорхол:

Преобладание идеального над материальным в модернизме и ориентация на коммерческий успех в постмодернизме

Искусство модернизма изначально ориентировано на личность человека как на самодостаточную ценность. Более того, представители модернизма решительно вступали в конфликт с функционерами от искусства, если те пытались фильтровать их работы на предмет допуска или не допуска к публичному показу.

Искусство постмодернизма изначально ориентировано на практическую сторону дела. Именно в рамках постмодернизма зародился поп-арт, где произведением искусства может стать даже обычная реклама. К поп-арту относится уже упомянутая работа Энди Уорхола «33 банки супа».

Скандальность модернизма и конформизм постмодернизма

Этот пункт в значительной степени производный от всех предыдущих. Модернизм как таковой начался со скандала, начиная от скандальности сюжетов картин первых модернистов Гюстава Курбе и Эдуарда Мане и заканчивая чередой скандалов в связи с не допуском их и многих других работ, выходящих за привычные рамки восприятия, на публичные художественные выставки. Постмодернизм изначально не ставит ограничений, что можно, а чего нельзя делать в искусстве, поэтому поводов для скандалов заведомо меньше.

Это основные пары признаков различий между модернизмом и постмодернизмом, выведенных Брайнином. На самом деле, пар признаков модернизма и постмодернизма для сравнения у Брайнина больше. Более того, в разных перепечатках и переводах статьи на другие языки мы увидим разное количество предлагаемых пар признаков для сравнения. Мы рассмотрели основные, потому что все остальные, так или иначе, перекликаются с уже рассмотренными признаками эпох.

И, как мы уже сказали вначале, сравнить модернизм и постмодернизм пытались многие культурологи. Свое видение различий модернизма и постмодернизма представил литературовед и писатель Ихаб Хассан в своей книге «Культура постмодернизма» [И. Хассан, 1985]:

Здесь мы видим явно более эмоциональную, нежели научную оценку различий. В принципе, такой подход имеет право на жизнь. Равно как и любое искусство имеет право на существование, как в рамках модернизма, так и в рамках постмодернизма, так и в рамках любого другого направления. И даже вне каких-либо рамок, что сегодня тоже актуально.

Чтобы лучше понять взгляды Хассана, будет удобнее ориентироваться на его авторские пояснения, которые он дает в своей статье «К концепции постмодернизма» [И. Хассан, 1987]. Как понятно из названия, основное внимание уделено постмодернизму. Но, поскольку мы уже разобрались и с тем, что такое постмодернизм, и с тем, что такое модернизм, этого вполне достаточно, чтобы понять различия этих двух направлений в искусстве, выведенные Ихабом Хассаном:

  1. Вторичность постмодернизма, основанная на противопоставлении модернизму, что видно даже исходя из приставки «пост» в слове «постмодернизм».
  2. Наличие большого количества разночтений, что же такое постмодернизм, и достаточно частое отнесение к постмодернизму любого авангардного искусства.
  3. Историческая нестабильность литературной концепции постмодернизма, что отчасти связано с присущей ей интертекстуальностью.
  4. Отсутствие четкой однозначной границы между модернизмом и постмодернизмом, когда признаки того и другого течения могут встречаться в пределах творчества одного художника, литератора, скульптора.
  5. Постмодернизм следует воспринимать с точки зрения непрерывности и прерывистости одновременно ввиду того, что какой-то один взгляд на постмодернизм не будет исчерпывающим и полностью информативным.
  6. Постмодернизм является конструкцией синхронической и диахронической, что мешает вписать его в какой-то однозначно определенный исторический период. Уточним, что слово «диахрония» имеет греческое происхождение и может быть переведено как «сквозь время».
  7. Постмодернизм обладает рядом противоположных, но при этом определяющих его суть признаков. Например, это в какой-то степени стремление к разрушению прежнего однообразия, и в значительной степени стремление к созидательному синтезу стилей и культур.
  8. Постмодернизм использует некую теорию инноваций и обновления, однако определить однозначно теоретические основы постмодернизма не представляется возможным ввиду его многообразия.
  9. Остается не совсем понятным, вышел ли постмодернизм за пределы художественного течения и стал социальным трендом или все-таки остался преимущественно художественным течением.
  10. Постмодернизм постепенно превращается в некое «почетное звание», а причисление чьего-либо творчества к постмодернизму автоматически повышает ценность такого творчества, зачастую без достаточных к тому оснований.

Предполагается, что модернизм этими свойствами не обладает, и именно в этом отличие модернизма и постмодернизма. Выше мы уже договорились, что любая точка зрения на любое течение в искусстве имеет право на жизнь, поэтому при всей эмоциональности и некоторой путаности данных Хассаном определений мы считаем нужным познакомить вас и с его взглядами.

Стоит уточнить дополнительно, что книга «Культура постмодернизма» вышла в 1985 году, а статья «К концепции постмодернизма» была написана в 1987 году. Соответственно, представленный анализ – это анализ по ситуации на тот момент, а именно по ситуации на 80-е годы 20 столетия. За последние 30-40 лет жизнь в целом и искусство в частности шагнули далеко вперед, наш словарь обогатился термином «метамодернизм», поэтому изложенные взгляды следует воспринимать именно с позиций 80-х годов прошлого столетия, а не с позиций сегодняшнего дня.

Так или иначе, благодаря основам истории искусства и аналитическим заметкам культурологов, взявших на себя труд сравнения двух больших эпох в искусстве, мы с вами разобрались, что же такое модернизм и постмодернизм, чем они отличаются и можно ли их сравнивать в принципе. Конечно же, это ни в коем случае не может быть сравнение по шкале «плохой – хороший» или «хуже – лучше».

Каждый тренд в искусстве – это продукт своей эпохи, хотя, разумеется, нельзя ставить знак равенства между искусством и социумом. В искусстве актуальность перемен всегда ощущается чуть раньше, чем даже в самом «продвинутом» обществе. А учитывая, что «продвинутая» часть всегда невелика в процентном соотношении к остальной консервативной части общества, именно искусство берет на себя роль локомотива грядущих перемен, которые со временем захватывают не только искусство, но и социум.

И еще один момент, на котором стоит остановиться, коль скоро речь идет о сравнении модернизма и постмодернизма. Любое сравнение направлений в искусстве будет более информативным, если будет наглядным. Детальный анализ произведений искусства модернизма и постмодернизма выходит за рамки статьи, посвященной общим трендам этих эпох. Однако если вас почему-либо заинтересовала эта тема или у вас есть желание поспорить с предложенными концепциями, оптимальным для вас вариантом будет изучение образцов творчества этих эпох в самых разных видах искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка, кино, театр.

Если вы ранее никогда не пытались самостоятельно анализировать произведения искусства и сравнивать культурно-исторические эпохи, рекомендуем получить базовые навыки на нашем курсе «История искусства». Этого будет достаточно, если вы далеки от гуманитарной сферы приложения усилий, и это может стать хорошей основой, на которой можно будет выстраивать более сложную конструкцию знаний, если вы мыслите себя историком, культурологом, журналистом, обозревателем.

Мы надеемся, что статья сподвигнет вас к знакомству с новыми шедеврами искусства разных эпох. А может, станет стимулом к своему собственному творческому развитию, когда вы поймете, что пора, наконец, эскизы превратить в картины, черновики – в рассказы, а стремление подбирать рифму и аккорды ко всему – в полноценный сборник стихов и песен.

Ключевые слова: