Если вы мечтаете выучиться актерскому ремеслу и покорять сердца людей, вам недостаточно будет просто читать текст и выступать с репликами. Придется глубоко вникнуть в самую суть эмоционального интеллекта и межличностной коммуникации. Краеугольный камень на вашем пути – это эмпатия. Развитие данного навыка пригодится и тем, кто довольствуется восхищением чужими поступками с экранов. Выясняем, что такое эмпатия, зачем она людям и в особенности актерам.
Эмпатия – это процесс понимания субъективного опыта человека путем косвенного обмена этим опытом при сохранении позиции наблюдателя, зафиксировал исследователь Уильям Зинн из Гарвардского университета [W. Zinn, 1993].
Эмпатия – ключ к более эффективному общению. Более эмпатичные люди способны лучше и быстрее понимать, что происходит с другими, и устанавливать более тесные социальные отношения, что помогает другим чувствовать себя лучше: их больше слушают и уважают, они менее одиноки. Все это, в конечном итоге, приносит пользу и тому, от кого исходит эмпатия, ведь его уважают и ценят, что повышает его самооценку и чувство благополучия.
Широкомасштабное исследование ученых из Кембриджского университета 2018 года показало, что эмпатия на 10% определяется генетическими факторами и на 90% полом и социальным окружением человека [University of Cambridge, 2018]. Британские ученые подтвердили, что в целом женщины более эмпатичны, чем мужчины.
Ключевую роль играет социализация. В течение многих лет поднимался вопрос о том, является ли эмпатия врожденным даром или ее можно совершенствовать. Сегодня этот спор больше не актуален: существует консенсус в отношении того, что эмпатию можно развивать и усиливать.
Для этого потребуются:
- Навык активного слушания. В каком-то смысле, когда вы разговариваете с другим человеком, вы перестаете концентрироваться на себе и пытаетесь войти в мир собеседника. Также важно, чтобы другой человек чувствовал, что его слышат. Для этого важно уважать чужое время, не торопить собеседника и не перебивать. Нужно позволить говорящему чувствовать себя свободным не только говорить то, что он хочет, но и делать это так, как он хочет, так, как ему наиболее комфортно. Также важно не ограничивать внимание вербальным языком, словами: жесты, позы тела, взгляды, молчание и многие движения тела часто дают больше информации о человеке, чем то, что он сам говорит. Даже действия слушателя могут иметь решающее значение: эксперимент, проведенный учеными в Соединенных Штатах, подвел тех к выводу, что простой жест, такой как прикосновение к руке говорящего, иногда заставляет его чувствовать себя свободнее в выражении своих мыслей и лучше понятым [V. Warrier, 2018].
- Придание большего значения эмоциям, чем данным. Одни и те же факты по-разному влияют на разных людей. То, что для одного человека кажется совершенно несущественным, может вызвать эмоциональный срыв у другого. Поэтому, когда речь идет о развитии эмпатии, не так уж важно знать, как бы человек поступил в той или иной ситуации: важно иметь возможность представить и понять, как другой человек переживает эту ситуацию (исходя из его истории, контекста, который его окружает, и т.д.) и как она на него влияет эмоционально. Важно задействовать собственный эмоциональный интеллект.
- Отказ от предрассудков и готовность поставить собственное мнение на второе место. Высказывать свое мнение, когда его никто не спрашивает, проповедовать, выносить моральные или оценочные суждения или притворяться правым – все это противоположно эмпатии. Результаты таких реакций часто оказываются контрпродуктивными, создавая дистанцию, которая во многих случаях оказывается непреодолимой.
- Чтение и просмотр фильмов. Используя магнитно-резонансную томографию, ученые из Стэнфордского университета подтвердили, что, когда человек погружается в чтение художественного текста, у него активизируются области мозга, связанные с действиями или чувствами персонажей [El Diario, 2020].
По этой логике, кто как не актеры разбирается в эмпатии?
Уроки от Мерил Стрип
Обладательница трех премий «Оскар», восьми премий «Золотой глобус», двух премий BAFTA и трех премий «Эмми» Мерил Стрип убеждена, что «Дар эмпатии – это то, что есть у всех нас».
«Это способность, которую мы все должны нести в себе, когда возвращаемся к дневному свету», – говорит актриса, которая подарила сцене более 40 лет своей жизни [Perfiles, 2023].
Мерил Стрип уверена, что «эмпатия может быть радикальной формой сближения и дипломатии, одинаково полезной и в других сферах деятельности».
Она также подчеркивает, что «когда мы рождаемся, то отождествляем себя с другими, чувствуем сочувствие и общую человечность. Младенцы плачут, просто увидев чужие слезы. Но по мере взросления мы начинаем подавлять эти чувства и продолжаем делать это всю оставшуюся жизнь; вытеснять их в угоду самозащите или идеологии, а также относиться с подозрением и недоверием к мотивам других. Вот так мы и пришли к этому печальному моменту в истории».
По мнению Мерил Стрип, «эмпатия – это сердцевина актерского дара. Это ток, который связывает нас, меня и мой собственный пульс, с пульсом вымышленного персонажа». «Я могу заставить ваше сердце биться чаще или успокоить его в зависимости от того, что требуется для сцены», – отмечает эта уроженка Нью-Джерси.
Мерил Стрип считает, что «работа актера – вторгаться, воплощать жизни, которые не похожи на нашу собственную, потому что самая важная часть этой работы – сделать каждую жизнь доступной и прочувствованной публикой: независимо от того, сидят ли зрители в маленьком театре в Малаге или смотрят трансляцию в любой точке мира».
Более того, по словам Мерил Стрип, актер должен испытывать сочувствие и к злодеям: «Правило, которому актеров учат в театральных школах, заключается в том, что вы не должны осуждать персонажа, которого играете. Осуждение заставляет вас отказаться от их опыта. Когда вы ставите себя на их место, вы берете на себя обязательство смотреть на мир их глазами. Публика рассудит! Вы защищаете их дело, как можете» [Perfiles, 2023].
Что делает актер?
Личным примером своей карьеры и своего успеха Мерил Стрип показала и доказала, на какие высоты может вознести эмпатия в сочетании с талантом. Однако этим тема не ограничивается.
Во время сценической игры люди открывают для самих себя ту область своего разума и тела, которую они не выражают в повседневной жизни, рассказывает итальянская актриса и преподавательница драматургии Сильвина Альфи [Leo Migdal, 2020].
Вот как она это объясняет: «На самом деле вы играете не только на сцене, но и в жизни: надеваете костюм друга, того парня, отца. Но это жизнь, мы не понимаем ее как игру. С другой стороны, когда мы выступаем на сцене, мы пробуждаем те области, которые были спящими. Это и есть самое прекрасное в занятии театром – раскрытие множества возможностей, о существовании которых вы даже не подозревали».
По словам Альфи, театр может помочь раскрыть больше ощущений и возможностей, сопереживать другим на более глубоком уровне, чем человек привык это делать. Для этого нужно не только внимательно слушать, но и наблюдать: «В жизни мы гораздо больше привыкли говорить, чем слушать. А ведь наблюдение и слушание – два основных способа узнать других людей. Если я знаю собеседника, интересы и предпочтения, я буду знать его потребности и смогу понять их».
Когда актер выходит на сцену, чтобы сыграть персонажа, ему приходится отбрасывать все эмоции, которые он приносит с собой за день. Актеры могут использовать эту энергию во время игры. Этот гнев, счастье или печаль повседневной жизни могут каким-то образом проникнуть в работу, если актер знает, как правильно их использовать. Задача актера – использовать эмоциональную и физическую силу, чтобы выполнять свою работу лучше.
«Когда внутри вас есть какие-то эмоции, они создают определенное отношение в вашем теле. Например, когда мы злимся, наше лицо меняется. Но мы можем думать об этом и наоборот. Мы можем модифицировать физическое тело, чтобы изменить нашу эмоциональную силу. Например, если мы улыбнемся или выпрямим спину, мы почувствуем себя увереннее», – советует итальянская актриса.
По ее словам, магия актерского дела – это соблюдение баланса между импровизацией и сценарием, сочетание естественного и предписанного, наличие структуры: «Вы можете произносить одну и ту же речь, но каждый день будете разным, вы будете другим: важно играть с настоящим».
Готовность актеров каждый день погружаться в свои чувства, задумываться, каковы они сегодня, здесь и сейчас, и лежит в основе секрета их способности побеждать однообразие с помощью эмоций и страсти, получать удовольствие от постоянного выполнения одного и того же действия.
«Когда вы играете или продаете, все похоже: даже если вы делаете это каждый день, вас объединяет страсть, которую вы испытываете к этому занятию. Мы передаем страсть, именно поэтому зритель или клиент покупает. Мы не должны терять страсть к тому, что мы делаем», – настаивает Альфи.
Она также рекомендует:
- Почаще тренировать собственный голос. Модулировать, делать вокальные и дыхательные упражнения, но самое главное – иметь хорошую проекцию. Добиться того, чтобы голос звучал громко, четко и уверенно.
- Почаще обращать внимание на тело. Его положение влияет на голос, на то, как человека видят и как слышат другие. Если присесть, то голос будет звучать тише и дальше. А если встать и пошире раскрыть грудь, то голос станет громким и ясным [Leo Migdal, 2020].
А если вы от природы застенчивый человек и пока лишь мечтаете о свете софитов, то научиться распознавать и пускать свои эмоции в дело можно на нашей онлайн-программе «Эмоциональный интеллект: практические техники».
Как именно актеры используют эмпатию?
Умение сопереживать, т.е. ставить себя на место другого человека, имеет практическое значение для театральной постановки, а также для достижения здорового баланса в отношениях актера с самим собой. Дать жизнь персонажу, близкому или далекому от себя, – значит проявить эмпатию со всеми ее нюансами, развить ее осознанно.
Представители испанского театра с его многовековыми традициями убеждены, что у обывателей часто возникает неправильное понимание эмпатии, как будто она заключается в переживании того же, что и другой человек, или в проецировании себя на эту ситуацию.
Хотя оба эти навыка помогают нам сопереживать обстоятельствам и действиям других, способность к эмпатии также связана с минимизацией предрассудков, суждений и самопознанием.
«Мы используем термин «минимизировать», поскольку трудно освободиться от мнений, сформированных априори, например, не выносить суждения о том, что мы наблюдаем, т.е. мы не можем стремиться быть полностью объективными, но мы можем быть достаточно объективными.
С другой стороны, познание себя позволяет нам осознать, насколько сложно быть самими собой, интегрировать свой личный опыт так, чтобы он был позитивным для нас и наших отношений с другими, и насколько сильно мы обусловлены самыми разными обстоятельствами», – рассуждают авторы книги «Театр как возможность» Лаура Фернандес и Изабель Монтеро [El teatro como oportunidad, 2016].
Их идея заключается вот в чем: взгляд на сложность, с которой формировалась наша собственная личность, приближает нас к сложности других. Люди способны дистанцироваться от абсолютных дихотомий, таких как хорошее/плохое, которые дают лишь упрощенное видение целой цепочки ситуаций и процессов, внешних и внутренних, которые в конечном итоге приводят к действию, которое мы можем наблюдать в другом человеке.
Многие актеры работают над детальным воссозданием того, как они представляют себе жизнь и историю персонажа, чтобы соотнестись с его обстоятельствами и, следовательно, с его эмоциями. Очень часто актеры работают почти исключительно на основе импровизации, когда доля внешних факторов, приписывающих персонажу внутренние и жизненные контексты, весьма ограничена.
Таким образом, импровизация навязывает другой способ работы, основанный не столько на знании другого, сколько на открытости его действиям, даже если актер не до конца понимает причины или мотивы, на предположении, что мы все делаем то, что можем сделать в каждой ситуации, даже если наши действия «плохие» или «ошибочные» в глазах других.
Актеры свободны наблюдать за персонажами друг друга, за тем, что они говорят и о чем молчат, что они показывают и скрывают. При этом всегда существует возможность остановиться – чего часто не позволяет повседневная жизнь – и прокомментировать то, что заметили со стороны, поразмышлять о возникших эмоциях других людей и о своих собственных.
Испанские театроведы убеждены, что эмпатия – это не согласие, не одобрение, не переживание того же самого, это более глубокое видение, которое выходит за рамки своего собственного, которое рассказывает свою собственную историю и которое имеет свою собственную последовательность – даже в своей непоследовательности.
«Эмпатия связывает нас с человеческой стороной другого через человеческую сторону в нас самих: сложностью эмоций, мыслей и телесности и их взаимосвязей, с почти несоизмеримой природой любой биографии и с нашей собственной сложностью, через принятие – которое является формой любви – не только другого и его или ее поведения, но и реальности, как она себя проявляет», – резюмируют Фернандес и Монтеро [El teatro como oportunidad, 2016].
Эмпатия и дистанцирование в драматической терапии
Понятие «участия» в театре схоже с понятием эмпатии в психологии: это способность понимать и чувствовать другого, но при этом оставаться отдельной сущностью. Как и эмпатия, театральное «участие» представляет собой аффективное сопереживание. Это подразумевает эмоциональную близость, которая возникает между актерами, зрителями и представляемыми персонажами; речь идет о создании связи между ними.
Ключом к эмоциональному отождествлению себя с персонажами являются эмоциональный интеллект и эмоциональная память.
«Именно память помогает актеру повторять все известные, испытанные ранее ощущения (…) Подобно тому как в зрительной памяти перед вашим внутренним взором воскресает давно забытая вещь, пейзаж или образ человека, точно так в эмоциональной памяти оживают пережитые раньше чувствования», – записал в своем произведении «Работа актера над собой» создатель одноименной системы, уроженец Москвы Константин Станиславский.
Согласно его концепции, актер находит в своем эмоциональном архиве переживания, которые позволяют ему испытывать эмоции, необходимые для того, чтобы вдохнуть жизнь в персонажа, которого он играет. Эмоциональная память может помочь создать персонажа посредством эмпатии, но в рамках определенной реалистической или натуралистической эстетики, в которой существует своего рода соответствие между реальностью и вымыслом.
Оппонент Станиславского, основатель театра «Берлинский ансамбль» Бертольт Брехт, напротив, предлагал актеру дистанцироваться от своих персонажей; в его театре необходима эмоциональная дистанция между актерами и зрителями: «Актеру не позволяется полностью отождествлять себя с ролью, которую он играет на сцене».
Для Брехта эта дистанция необходима для того, чтобы иметь возможность мыслить объективно, чтобы актеры и зрители могли принимать собственные решения относительно происходящего, а не пассивно отождествлять себя с историей. Концепция отделения или дистанцирования связана со способностью к наблюдению, способом свидетельствования того, что мы наблюдаем или что проявляется в нас самих.
К 21 веку театроведы научились сочетать обе концепции: и Брехта, и Станиславского.
Когда актер посвящает себя изображению персонажа, всегда проявляется и соучастие (эмпатия), и отстраненность (наблюдение).
Актер эмоционально участвует в представляемой им реальности и в то же время наблюдает и становится свидетелем происходящего. Сцена позволяет проживать вымышленную правду и в то же время замечать свою собственную реальность как личности, поскольку часть человека остается отдельной и наблюдает за тем, что происходит на сцене. Возникает своеобразный человеческий парадокс между бытием и наблюдением за собой.
Подобный опыт полезен и в других областях. Например, в Испании применяют эмпатию и дистанцирование в гештальт-терапии.
Целевая аудитория следующая:
- Люди, которые испытывают серьезные трудности с выражением своих эмоций. Обычного пустого стула или смены роли иногда бывает достаточно, чтобы помочь пациенту поставить себя на место другого человека, достигая новой, более широкой и всеобъемлющей точки зрения на что-либо.
- Люди, которые чувствуют себя подавленными своими эмоциями, сбитыми с толку или очень запутавшимися в своих проблемах. К ним применимы отдельные техники дистанцирования, например, континуум сознания или театральный монолог. Терапевт просит пациента обратить внимание на то, что находится в его текущем поле внимания, и выразить это как самонаблюдение без излишнего осуждения. «Континуум сознания позволяет нам следить за состоянием человека, не прерывая его осознания. Таким образом, мы приближаемся к тому, что он чувствует, как он это чувствует и где он это чувствует, и мы можем увидеть, как эти ощущения трансформируются в потребности», – подчеркивают авторы «Практического руководства по гештальт-психотерапии» [A. Martín, 2006].
Позиция самонаблюдения или дистанцирования позволяет эффективнее увидеть то, что на нас влияет, без необходимости полностью отождествлять себя с каким-либо аспектом [El teatro como oportunidad, 2012].
Практические советы начинающим актерам
Актер, который не сопереживает своему персонажу, не может защитить человечность, которая в нем заложена. Он не может предложить «живописную правду», он не может двигаться, он не может волновать, настаивает специалист по гештальт-техникам, имеющая опыт работы профессиональной актрисой и преподавателем театра Хайде Меса [Educación 3.0, 2025].
Чтобы играть на сцене, нужно понимать не только с интеллектуальной точки зрения, но и с эмоциональной, подчеркивает Меса: «Проникая в боль, печаль или радость своего персонажа, вы активируете эти же эмоции у себя. Только тогда вы поймете глубоко и всесторонне. Помните значение слова «эмпатия»: проникновение в эмоции других».
Меса предлагает несколько советов, которые помогут научиться играть персонажа.
Ключи к интерпретации персонажа следующие:
- Проанализируйте характер. Ваша цель – определить: «Кто это?», «Каков этот человек?», «Чего он хочет?»
- Запомните текст так, чтобы вы могли «забыть о нем» – только тогда вы сможете справиться с эмоцией. Концентрация должна быть равномерно распределена между этими двумя аспектами. Для этого вам нужно очень хорошо запомнить текст.
- Создайте физическую характеристику вашего персонажа. Уровень энергии, тип движения, темп и физическая комплекция.
- Чтобы войти в эмоцию, используйте технику. Есть разные способы сделать это. Например, «Снаружи внутрь»: эмоциональность достигается через тело с помощью сенсорных упражнений, чтобы соединиться с эмоциями персонажа. Или «Изнутри наружу»: эмоциональность достигается за счет «эмоциональной памяти» и воображения, вспоминая сцену из своей жизни, в которой вы чувствовали нечто подобное.
- Выберите наиболее удобный для вас вариант [Educación0, 2025].
Глубже понять, как играть различные роли на сцене и в жизни, можно в нашем онлайн-курсе «Актерское мастерство».
Сила эмпатии в кино
Под занавес предлагаем рассмотреть пример того, как актеры учатся понимать других людей, на результате такой деятельности.
В мире кино многие фильмы дают нам возможность испытать широкий спектр эмоций и соприкоснуться с разными ситуациями. Среди этих фильмов порой мы находим истории, предлагающие ценные уроки, которые можно применять в разных сферах нашей жизни. Одним из таких фильмов является лента «Джой» 2015 года, снятая режиссером Дэвидом О. Расселлом с Дженнифер Лоуренс в главной роли.
Фильм выделяется тем, что в нем основное внимание уделяется эмпатии и тому, как именно ее можно использовать для достижения успеха.
Главная героиня ленты Джой Мангано использует понимание проблем и потребностей других людей для разработки инновационных продуктов и построения прочных отношений со своими клиентами. Сталкиваясь с препятствиями и отказами, Джой проявляет стойкость и упорство, всегда учитывая потребности и желания своих клиентов.
В фильме подчеркивается важность внимательного слушания, понимания разочарований и поиска креативных решений, отвечающих потребностям публики.
Героиня демонстрирует:
- Понимание потребностей клиентов. Даже тех, что выражаются невербально. Активное слушание, постановка соответствующих вопросов и чтение невербальных сигналов могут помочь в предоставлении индивидуальных решений.
- Способность устанавливать эмоциональные связи. Проявление искреннего интереса к жизни, проблемам и стремлениям других может укрепить доверие и способствовать долгосрочным отношениям.
- Адаптация к разным личностям. Чуткие продавцы способны подстраивать свой стиль продаж и общения под каждого клиента, что позволяет им устанавливать более эффективные связи и убедительнее доносить ценность своего продукта или услуги.
- Разрешение конфликтов с состраданием. В сфере продаж люди часто сталкиваются с конфликтными ситуациями. Сострадательный подход и попытка понять точку зрения клиента могут помочь найти взаимовыгодные решения.
- Ценность обратной связи. На примере Джой мы видим, как персонажи учатся ценить конструктивную обратную связь и использовать ее как возможность для личностного роста [Upnify, 2023].
Лента об эмпатии не была бы снята, если бы не актерский талант Лоуренс, которая к моменту съемок уже была признана выдающейся звездой в этой сфере. Причем особо додумывать знаменитости не пришлось: в ее распоряжении была не только автобиография, но и сама Мангано, которая выступила исполнительным продюсером фильма.
Мораль: очень часто, чтобы понять другого человека, вполне достаточно, чтобы он просто физически находился рядом. Чего мы вам и желаем.
Успехов! А чтобы проверить самих себя, рекомендуем вам пройти небольшой тест: