Память – это то, что, как может казаться, принадлежит только нам. Но проблема в том, что это только кажется. Как показывают исследования Элизабет Лофтус и ее коллег, на память одного человека оказывают влияние другие люди, информационный фон, собственные впечатления и размышления. В результате воспоминания об одном и том же событии с течением времени могут изменяться. Также человек может стать обладателем воспоминаний о каком-то происшествии, в котором он не участвовал, хотя уверен, что это было с ним на самом деле.
Из этой статьи на примере исследований Элизабет Лофтус вы узнаете, как на мозг могут влиять внешние факторы и искажать воспоминания, а также что и почему определяет верность их воспроизведения. Отметим: влиянию более подвержены люди со слабыми когнитивными способностями.
Снизить риски нежелательного «вторжения» поможет понимание, как работает мозг, возможность использования его возможностей для улучшения качества жизни и управления памятью, эмоциями, поведением и т.д. Обо всем этом вы узнаете на онлайн-программе «Мозг и нейронауки». А на программе «Мнемотехники» вы освоите эффективные приемы для улучшения качества запоминания фактов, предметов, событий, чтобы оградить воспоминания от искажения.
В какой области работала Элизабет Лофтус?
Американский исследователь памяти Элизабет Лофтус, специалист по проблемам когнитивной психологии, занимается изучением воспоминаний и различных вариантов их искажения, а также поиском причин последнего. Ее исследования на практике помогли освободить из-под стражи ошибочно осужденных заключенных американских тюрем, людям с ожирением избавиться от лишнего веса, определить степень искажения воспоминаний очевидцев трагических событий и справиться с сильными переживаниями по поводу травмирующего опыта.
Элизабет – бакалавр Калифорнийского университета 1966 года и магистр Стэнфорда. С 1973 года Лофтус преподает психологию и занимает должность профессора психологии, доцента и старшего преподавателя, она кандидат психологических наук, заслуженный профессор [ORCid, 2021].
Деятельность Элизабет Лофтус началась с интереса к вербальному научению. Она вдохновилась работами Берреса Скиннера, известного и влиятельного американского ученого 20 века, который утверждал, что поведение животных может быть проконтролировано с помощью системы поощрений и наказаний и, соответственно, объяснено. Лофтус предположила, что подобный механизм работает и у человека, и на протяжении научной деятельности шла к изучению этого вопроса.
Элизабет – автор 350 научных статей, соавтор 20 книг, среди самых известных и имеющих вес в научном сообществе «Миф о подавленной памяти», «Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем», «Свидетель защиты. Шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний» [Livelib, 2022]. Ее работы опубликованы на известных тематических порталах, книги Элизабет Лофтус есть на epub и в других форматах, их можно купить и скачать для ознакомления.
Научная деятельность и ключевые эксперименты
В Стэнфорде Элизабет с группой коллег занималась изучением семантической обработки в долговременной памяти, задачей работы группы было опровержение теории М. Р. Квиллиана о неограниченном объеме той самой долговременной памяти, в том числе с подключением визуальных источников восприятия [APA PsycNet, 1975]. Но, как позже она призналась, существенного практического применения эта работа не имела, и вскоре она переключилась на другие проекты.
Далее рассмотрим известные эксперименты Элизабет Лофтус, которые оказали существенное влияние на изучение формирования и трансформации памяти каждого человека.
Наводящие вопросы
Одной из первых значимых работ тогда еще начинающего ученого было исследование свидетельств дорожно-транспортных происшествий. Эксперименты Элизабет Лофтус и Джона Палмера показали взаимосвязь восприятия студентов, видевших запись ДТП, с их воспоминаниями об этом в зависимости от постановки задаваемых им вопросов [Science Direct, 1974].
Так, если человека спрашивали о скорости, с которой двигался автомобиль во время столкновения, испытуемые называли более высокие цифры, чем при постановке вопросов с использованием глаголов «столкнулись» или «ударился» вместо «разбились». При повторном опросе тех же самых людей оказалось, что свидетели, в опросе которых следователь использовал слово «разбить», утвердительно отвечали «да» на вопрос «Видели ли вы разбитое стекло?», хотя факт доказывает обратное: либо в действительно не видели, либо окна автомобиля оставались целыми. Исследовательская работа Элизабет Лофтус помогла составить вопросы для следователей таким образом, чтобы показания были корректными и правдоподобными.
Исследование показало, как внешние факторы, в частности, формулировка вопроса, влияют на воспоминания. Отсюда следует, что задавать их нужно правильно, этому искусству обучают следователей, дознавателей, клиентских менеджеров и других специалистов, которые работают с данными субъекта. В случае построения вопроса важно, чтобы вопрошающий сам не сформировал ложное воспоминание у спрашиваемого. Этим приемом активно пользуются журналисты, которые преследуют определенную повестку, поэтому к тому, что пишут и говорят в новостях, следует относиться критично.
Семантическая интеграция вербальной информации в зрительную память
Еще один похожий эксперимент на влияние зрительных данных на память был проведен на большой группе студентов из 1232 человек, которым были показаны слайды одного и того же дорожно-транспортного происшествия. Через некоторое время им снова давали информацию о том же ДТП, но с искажением, либо данные, которые к делу не имели никакого отношения [APA PsycNet, 1978]. После этого следовало тестирование, показавшее любопытные результаты:
- Вводящая в заблуждение информация привела к сложности в распознавании ответов «да-нет».
- Искаженные факты, представленные испытуемым, приводили к затруднениям при выборе из вариантов с заданным утверждением.
- Вводящая в заблуждение информация сильнее влияла на респондента, если вводилась непосредственно перед тестированием, чем сразу после представления оригинальных фото.
В результате исследователи пришли к выводу, что вводящая в заблуждение информация, представленная после события, запоминается людьми как изначальный опыт, т.е. фиксируется в мозге как свершившийся факт. Этот прием активно используется в информационных и когнитивных «войнах», когда обывателю навязываются определенные факты, мысли, повестка. Таким образом размывается история, сдвигаются ориентиры, «герои» становятся «врагами» и нехорошими людьми.
Этот опыт дополнил исследование, в котором команда Лофтус изучала достоверность воспоминаний из-за влияния задаваемых вопросов, и показал, что память гораздо менее объективна, чем может показаться.
Детские воспоминания – настоящие?
Исследования детской памяти и ее искажения занимали большую часть практической деятельности Элизабет Лофтус, ведь сама она в детстве потеряла мать и тяжело переживала этот опыт.
Как оказалось, детские воспоминания тоже подвергаются деформации, в частности, их интерпретации, и на это влияют:
- Показания участников, например, ребенок запомнил событие одним образом, а его родители несколько иначе и транслируют ему это.
- Подавленные состояния ребенка, когда его психика закрывает некоторые события травмирующего опыта – разного рода насилие, потерю близких и важных вещей.
- Навязанные воспоминания (ложные) в процессе гипноза, всевозможных развивающих упражнений с воображением и т.д. [Pubmed, 1993].
Такие выводы были сделаны по результатам экспериментов с детскими воспоминаниями. Самый яркий из них – так называемый ложный рассказ от семейного информатора, его также знают как «метод потерявшегося в магазине ребенка».
В эксперименте участвовали взрослые люди и подростки. Им вручили рассказы с якобы воспоминаниями от имени их родственников о том, что испытуемые в детстве потерялись в торговом центре. Участникам эксперимента предстояло вспомнить детали того происшествия. Четверть из них, читая врученный рассказ, смогли не просто «вспомнить», но и дополнить историю деталями, будто бы извлеченными из собственной памяти.
Идентичные эксперименты проводились и с другими событиями, которые на самом деле в жизни людей не происходили: будто участники исследований были госпитализированы ночью, становились жертвами нападения животных, были свидетелями тех или иных несчастных случаев, тонули в реке и были спасены и т.д. Результаты оказывались идентичными: многие «вспоминали» истории в деталях. Те же исследования показали, что больший отклик случался в случае описания приятных по характеру событий, а не трагических.
Негативные события вспомнить сложнее, чем позитивные, но труднее их и внедрить. По этой причине к поступающей извне информации необходимо относиться критически, особенно внутри семьи, где градус доверия, как правило, высокий. Родственникам легче внушить нам то, чего не было на самом деле.
Подавленные воспоминания и судебная практика
Вопросу вытеснения из памяти отдельных участков биографии или конкретных событий Элизабет Лофтус уделяла много внимания, когда работала с детьми. Этот феномен схож с процессом воспроизведения ложных воспоминаний [Pubmed, 1993].
Проблема подавленных воспоминаний заключается в купировании мозгом негативных сюжетов и травмирующего опыта. Таким образом психика защищает человека от тревожностей и посттравматического расстройства. При этом воспоминание никуда не девается, просто откладывается в какой-то участок бессознательного, а в какой-то момент может всплыть, причем не факт, что в оригинальной интерпретации.
В 90-х годах в США, где жила и работала Элизабет Лофтус, вышел закон, разрешающий гражданам подавать в суд на предполагаемых обидчиков, совершивших физическое или сексуальное насилие над потерпевшим много лет назад. В то время участились иски от людей, которые в детстве таким образом пострадали. Но, в связи с этим, появился ряд вопросов:
- Насколько распространено подавление воспоминаний при жестоком обращении с детьми?
- Каким образом присяжные реагируют на подобные воспоминания истцов и могут ли сохранять объективность при этом?
- При каких условиях всплывают подобные вытесненные воспоминания?
- Полдлинны ли эти воспоминания или навязаны, вымышлены?
В ходе исследования были проведены разные тесты и эксперименты. Например, человеку показывали фотографии преступников вместе с изображениями невинных людей. Порой испытуемый выбирал знакомое лицо, но не преступника. Через три дня эксперимент повторялся, только с другими фото – с одним невинным персонажем из прошлой пачки и тремя новыми фотографиями невинных. И 24% участника эксперимента выбирали фото, которое видели тремя днями ранее, 16% выбирали одно фото из новых, напомним, невинных людей. Оказалось, что около 60% опрашиваемых выбирали фото невинного человека.
Такие погрешности оказывали негативное влияние на судей – те становились дезориентированными и в ряде случаев выносили реальные наказания невиновным. Настоящие воспоминания, смешанные с интерпретациями, приводили к ошибкам, в основе которых была недостоверность информации. В таких делах Элизабет Лофтус была приглашенным экспертом и помогала разобраться следствию с реальностью свидетельских показаний. Немалое количество заключенных под стражу обвиняемых были реабилитированы.
По этому опыту была написана книга Элизабет Лофтус «Свидетель защиты», скачать бесплатно ее можно на торренте и разных интернет-стоках в любом формате.
Как подменить историю?
Любопытное исследование с фальшивыми фотографиями и видео было проведено в начале 2000-х годов командой Элизабет Лофтус [APPLIED COGNITIVE PSYCHOLOGY, 2007].
Итальянским респондентам показывали оригинальные изображения протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году и протесты против войны в Ираке в Риме в 2003 году. Они также отвечали на вопросы о восприятии увиденного по этим фотографиям. Через некоторое время тем же людям показали те же фото, но дополненные деталями.
События в Пекине:
События в Италии:
Опыт Элизабет Лофтус о ложных воспоминаниях показал: фотографии, увиденные во второй раз, оставили в памяти респондентов более негативные воспоминания и ухудшили восприятие представленных событий. У людей повышалась тревожность, изображения напоминали физическую конфронтацию.
В этом эксперименте проглядывалась явная манипуляция: люди склонны доверять фотографиям. Но они не учитывали утверждение Рассела Франка: «Тот, кто сказал, что камера никогда не лжет, был лжецом». Обработанные фотографии способны влиять на общественное мнение. Так, в 2004 году во время президентской кампании в США по газетам и Интернету разлетелось фото сенатора Джона Керри, сделанное в 70-х годах, на котором он в компании с Джейн Фонда якобы выступал против войны во Вьетнаме, т.е. занимался антиамериканской деятельностью:
Позже выяснилось, что фото – коллаж, Керри не выступал с Фонда. Тем не менее, скандал случился крупный и потрепал нервы сенатору, подорвал доверие к его персоне. Это говорит о том, что в цифровую эпоху манипулировать мнением и пошагово менять историю – вполне реальное дело, даже если не брать в расчет теории заговоров и проделки глобалистов. Визуальному контенту люди верят гораздо больше, чем обычным рассказам, поэтому в эпоху информационных атак важно сохранять бдительность и не верить всем фото, которые показывают в новостях, особенно в неофициальных пабликах в соцсетях.
Воспоминания о сверхъестественном
Совместный эксперимент Элизабет Лофтус и Джулиана Мацони показал, что воспоминания о сверхъестественных явлениях тоже можно подсадить в память [Academia.edu, 2001].
В эксперименте участвовали студенты, отношение которых к мистике было скептическим. В ходе исследования им было необходимо читать статьи о том, как люди сталкивались с одержимостью, паранормальными явлениями. В материалах были упоминания о том, что со сверхъестественным сталкиваются дети – на этом был сделан акцент. Разумеется, статьи были вымышленными.
Далее студентам предлагалось анкетирование на предмет выявления страхов. В результате большинство испытуемых отмечали, что в детстве, возможно, были свидетелями бесноватости, но не были в этом уверены. В завершение студенты оценивали вероятность того, что становились свидетелями паранормальных явлений в возрасте 3-4 лет, 25% опрашиваемых отметили, что убежденность в существовании сверхъестественного у них усилилась.
Из этой же оперы эксперимент с кроликом Багз Банни в Disneyland [Psycnet.apa.org, 2002]. Посетителям парка показывали поддельный рекламный ролик с мультипликационным героем из «Диснея», в результате 16% опрошенных позже утверждали, что встретились среди аттракционов с тем самым кроликом, а некоторые даже вспомнили объятия с ним, хотя никакого Багза Банни в «Дисней-Ленде» быть не могло.
Эксперимент показал: новые внедряемые воспоминания тем легче воспринимаются, чем ближе они к культурному опыту человека. Если «надавить» на актуальную тему, подсадку можно осуществить куда эффективнее. Соответственно, следует уделять внимание тому, какая новая информация вызывает у вас эмоциональный отклик, и включать «фильтры» внутреннего критика.
Изменение поведения: пищевой эксперимент
Эксперимент, за который Элизабет Лофтус получила шквал критики, но при этом и положительных откликов было достаточно – такой резонансной и интересной оказалась работа.
В ходе эксперимента людям сообщили о том, что в детстве они пережили отравление яйцами или маринованными огурцами. Вскоре после этого участников пригласили на вечеринку, где был накрыт стол с обозначенными продуктами в том числе. Как показал опыт, участники эксперимента к яйцам и огурцам не прикоснулись, хотя воспоминания об отравлении для них были ложными.
Отвращение к отдельным продуктам было внушено людям, чей лишний вес зашкаливал, но уже на добровольных началах. Некоторые американцы таким образом смогли нормализовать массу тела.
Истинные и ложные воспоминания
В настоящее время способность отличать истинные воспоминания от ложных носит статистический характер. Экспериментальным путем в 1995 году удалось установить: истинных воспоминаний людям придерживаться гораздо проще и делают они это более уверенно [Psycnet.apa.org, 1995]. Выходит, не все так страшно, память не каждого человека можно трансформировать, но для этого с ней необходимо работать самостоятельно – тренировать и прокачивать когнитивные функции, развивать критическое мышление.
Самый простой способ внедрения ложных воспоминаний – подвести человека к этому убеждению через визуализацию, неоднократное повторение и использование ложной обратной связи – лжесвидетельств, ненастоящих фото- и видеоматериалов, а также внушить чувство узнавания этих событий.
Подробно о том, как работает память человека и почему она несовершенна, Элизабет Лофтус описала в книге «Память», где привела примеры из многолетних наблюдений и поделилась своим видением проблемы искажения воспоминаний.
Критика
Основное направление деятельности Элизабет Лофтус по сей день базируется на изучении ложных воспоминаний и работы с ними. Психолог утверждает: внушение – это метод психотерапии, а «подселение» в память выборочных событий или фактов во время экспериментов прошло этическую экспертизу [Идеономика, 2022].
Элизабет удалось многое узнать о работе памяти и о рождении ложных воспоминаний. Однако не все ученое сообщество признало ее исследования. В частности, Линн Крук и Марта С. Дин уверены: исследование с ребенком, «потерянном в торговом центре», – это явное нарушение этики. По их убеждению, таким образом психотерапевты исследовательской группы Лофтус внушали своим пациентам воспоминания о ложной автобиографической травме их жизни.
Несмотря на полученное разрешение Вашингтонского университета на этот опыт, критики ставят под сомнение результаты работы из-за возможных методологических ошибок и обоснованности сделанных по результатам выводов и обобщений [Pubmed.ncbi, 1999] . Сама Лофтус уверена, что критика основана не на адекватном понимании ее исследований, а на личной неприязни к ней.
По мнению ученых и психотерапевтов, внедрение ложных воспоминаний способно оказать негативное влияние на психику человека, у которого, спустя годы, вдруг «всплывает» некая травма, о которой он не подозревает. Даже если эти ложные воспоминания во благо, например, для снижения веса и избавления от недугов, особенно детских [Идеономика, 2022].
Подытожим
Полученные в ходе экспериментов выводы приводят к мысли, что память – механизм довольно хрупкий и подверженный влиянию окружения, пропаганды, внешних событий в стране и мире. Люди научились управлять воспоминаниями других людей с целью получения сторонников, ложных обвинений, манипуляций и т.д.
Зная об этой уязвимости, мы можем взять информацию на вооружение и принять меры для защиты, например, тренировать память. Это вообще полезный навык, который поможет расширить емкость внутреннего «хранилища», улучшить качество жизни и освоить языки.
Разобраться в работе мозга и выяснить, как он работает в разных ситуациях, как влияют на его работу эмоции и переживания, и как научиться всем этим управлять, приглашаем вас на онлайн-программу «Мозг и нейронауки» – здесь вы узнаете много интересного о своих возможностях.
Возвращаясь к вопросу тренировки памяти, рекомендуем освоить программу «Мнемотехники»: на ней вы изучите техники запоминания и примените их в жизни уже во время обучения, что снизит риски возможного искажения ваших воспоминаний когда-либо.
Предупрежден – вооружен: держите воспоминания под собственным контролем! И не забудьте пройти тест по материалу статьи: