Проблемы – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы встречаемся с проблемами каждый день, пытаемся найти решение и предотвратить их появление в будущем. Однако они возникают вновь и вновь, осложняя нашу жизнь в той или иной степени. Но можно ли найти способ, который поможет решать их качественно, быстро и интересно? Такой способ есть, и называется он дизайн-мышление. Давайте разбираться, что означает этот термин, в чем сущность дизайн-мышления и где его можно применять.
Дизайн и дизайн-мышление – одно и то же?
Для начала давайте сразу определим: дизайн как «эстетическое преобразование промышленных объектов» не имеет практически никакого отношения к дизайн-мышлению, разве что очень отдаленное. Почему же тогда дизайн-мышление (design thinking) получило такое название? Если посмотреть перевод слова design, то среди списка значений можно увидеть следующие: «задумывать», «замышлять», «разрабатывать». Как раз эти значения и являются определяющими на пути понимания того, что такое дизайн-мышление.
Термин «дизайн-мышление», а точнее design thinking перешёл в Россию относительно недавно, хотя его идея зародилась ещё в 1969 году. Герберт Саймон, американский учёный в области социологии, политики и экономики, впервые употребил понятие «дизайн-мышление» в своей книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее эта идея была продвинута учеными из Стэнфордского университета, затем они же основали Стэнфордский институт дизайна, активно поддерживая концепцию дизайн-мышления.
Сегодня же эта техника используется во всем мире, успешно применяется в сфере бизнеса, психологии, инженерии и самых разных областях жизнедеятельности, включая, собственно, дизайн (эти два понятия соприкасаются именно здесь).
Итак, давайте приступим к раскрытию сущности дизайн-мышления.
Принципы и этапы дизайн-мышления
Дизайн-мышление – способ решения поставленных задач, ориентированный на улучшение качества жизни человека при помощи имеющихся технологий. Из определения можно увидеть, что дизайн-мышление оперирует несколькими важнейшими принципами, среди которых:
- Антропоцентризм (логика дизайн-мышления предполагает совершенствование качества жизни, прежде всего, человека).
- Thinking outside the box (мыслим нестандартно, дословно – «за пределами коробки», находим людей, которых сложно назвать посредственными).
- Интуитивный подход (неструктурированный опыт дизайнера, суть – интуиция, несет определенную ценность).
Дизайн-мышление включает в себя следующие этапы:
Эмпатия
Термин «эмпатия» ассоциируется у многих, в первую очередь, с сопереживанием, сочувствием, что верно и в данном контексте. На этапе эмпатии мы пытаемся осознать проблему, доставляющую дискомфорт человеку, группе людей, обществу и т.п. Как определяют многие ораторы и коучи, это этап, когда мы пытаемся «влезть в чужие ботинки», прочувствовать на себе тяготы и неудобства, причиняемые проблемой.
Анализ и синтез
После сбора информации о возникающих проблемах дизайн-мышление предлагает систематизировать и проанализировать весь полученный объем, классифицировать эту информацию, отыскать возможные противоречия, убрать лишний материал. После такой фильтрации информации мы собираем самое важное, фокусируемся на главном, синтезируем, то есть обобщаем существенные моменты в тезисную форму.
Генерация идей
Итак, настало время идей! Предлагаем самые разнообразные варианты решения выявленной проблемы, и здесь приветствуются как простые, так и самые неординарные мысли. Данный шаг предполагает создание множества вариантов разрешения проблемы, что возможно только с рассмотрения проблемы под разными углами зрения. Поэтому желательно, чтобы в команде дизайн-мышления работали люди различных профессиональных областей. Именно тут придется «мыслить вне коробки» и не бояться быть креативным, даже чудаковатым, ведь порой самые нестандартные идеи оказываются наиболее полезными. Но не забывайте также и об их жизнеспособности.
Если вы хотите научиться находить множество оригинальных вариантов решения проблем, мы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике». На этой программе за 4 недели вы освоите применение творческих и изобретательских алгоритмов, что поможет вам решать задачи в самых разных областях вашей жизни.
Прототипирование
Этот шаг можно назвать еще и моделированием. Здесь мы создаем реальную модель, прототип, шаблон того, что мы выбрали в качестве решения проблемы. И для этого не нужны большие денежные, людские, временные затраты, – достаточно иметь под руками простые средства, способные в простейшей форме испытать вашу идею. Это может быть обычный лист бумаги, ножницы, конструктор, маленькие фигурки и т.д. Данный шаг позволит наглядно представить работу вашего прототипа, выявить его недостатки, осуществить доработки либо опровергнуть его жизнеспособность и ценность (в таком случае вернитесь на предыдущий этап и выберите другую идею). В любом случае, беритесь за дело и творите!
Тестирование
Когда вы создали прототип и уверились в его эффективности и способности решить поставленную задачу, начинайте пробовать его непосредственно на той аудитории, которая заинтересована в этом в наибольшей степени, то есть на опрашиваемых на этапе эмпатии. Тестирование даст вам ответ на вопрос: решена ли поставленная задача? Смогли мы создать модель, ликвидирующую ту проблему, что была обнаружена на начальных этапах? В случае положительного ответа считайте, что вы практически закончили процесс дизайн-мышления по созданию нового в некой степени инновационного продукта с высокой эффективностью и переходите на следующий заключительный этап.
Сторителлинг
После реализации идеи важно её грамотно оформить, упаковать, придать ей релевантный и выгодный образ. Необходимо составить историю, чтобы продукт был интересен так называемым стейкхолдерам (то есть людям, кому этот продукт интересен напрямую). При таком раскладе вы увеличите вероятность наступления коммерческого успеха.
Представленные шесть этапов и составляют сущность дизайн-мышления, которое, как видно, представляет собой интересную нестандартную технологию, приносящую решение при невысоких затратах. Конечно, принципиально важным этапом является генерация идей, и чем больше вы предложите вариантов, подвергая их критическому анализу, тем больше путей решения проблемы вас ожидает.
Примеры использования дизайн-мышления
Как уже отмечалось выше, дизайн-мышление применяется во многих сферах жизнедеятельности человека, при этом наибольшая коммерческая выгода достигается, безусловно, в бизнес-сфере. Кстати, отличной книгой по этой теме может быть книга знаменитого Тима Брауна, CEO и президента компании IDEO, который сотрудничал с такими международными корпорациями как Microsoft, PepsiCo, Procter & Gamble, Steelcas, создал детскую зубную щетку Oral-B, компьютерную мышь для Apple и многое другое. Книга называется «Дизайн-мышление в бизнесе».
Тим Браун указывает в своей книге, что концепция дизайн-мышления призвана не только решать проблемы в сфере управления, администрирования, но и более глобальные проблемы, то есть, в некотором смысле, это универсальная концепция, способная производить какой-либо полезный продукт, улучшающий качество жизни человека в его общем понимании.
Из компаний, задействовавших в своей деятельности дизайн-мышление, можно отметить такие корпорации как:
- Сбербанк, разработавший благодаря данной технике операции по самообслуживанию в банкоматах (взнос-выдача, запрос баланса, переводы другим клиентам и др.)
- ВТБ, создавший платформу customer journey map (карта путешествий потребителя), подстроенную под типичный день клиента (Доброе утро – Дорога Дом-Работа – Работа – Обед и т.д.)
- ЦИАН, проработавший отдельный сайт по новостройкам Москвы и возможность размещения платных объявлений в социальных сетях.
- X5 Retail Group, реализующий проект «Доступная среда», помогающий людям с ограниченными возможностями без проблем осуществлять покупки в розничных сетях «Пятерочка» и «Перекресток».
- Консалтинговая компания McKinsey & Company, проанализировавшая самый загруженный транспортно-пересадочный узел столицы в Выхино, рекомендовала брать наиболее широкий диапазон карты путешествия потребителей, охватывая все возможные сценарии пути.
Конечно, это не единственные примеры использования дизайн-мышления в бизнес-среде. Посмотреть еще больше примеров применения данного метода можно в этой статье.
Также не стоит забывать, что в рамках классических подходов при исследовании какого-либо вопроса мы обычно оперируем методологией критического мышления. Напомним, в практике критического мышления мы обычно исследуем вопрос наиболее подробно, анализируем его, обращаемся к источникам, синтезируем какую-либо идею. Тем не менее, главная задача дизайн-мышления как альтернативной методологии сводится не к исследованию как таковому, а к разработке нового продукта, способного улучшить окружающую среду, то есть материальному результату.
Если вы заинтересовались концепцией дизайн-мышления, мы рекомендуем пройти наш бесплатный курс «Дизайн-мышление», где вы найдете много дополнительной увлекательной информации, а также более детально изучите технику каждого этапа.
Также можно прослушать лаконично и интересно изложенную мини-лекцию от молодого кандидата культурологии РГГУ Оксаны Мороз:
Вместо заключения
Люди всегда стремились найти способ, служащий словно панацеей от проблем, некую универсальную технику, которая бы устраняла или разрешала любую из возникших сложностей. Однако кто-то скажет, что это невозможно с учетом того разнообразия, которое окружает нас в жизни, с учетом особенностей отдельных личностей, их профессиональных сфер, интересов и предпочтений. Ну а кто-то скажет, что таким универсальным методом является дизайн-мышление, которое последовательно, пошагово предлагает на базе интуиции и мозгового штурма решить любую задачу. Что ж, применять дизайн-мышление или нет – решать вам. Но мы все же рекомендуем попробовать.
Желаем вам успехов!