Блог о саморазвитии

Как избежать ненужных покупок и влияния маркетологов?

Как избежать ненужных покупок и влияния маркетологов?

Мы регулярно совершаем импульсивные покупки и часто жалеем о них. Не все приобретённые товары оказываются действительно нужными, и тогда возникает закономерный вопрос: «Почему я это купил?». Его мы разобрали в статьях о психологии рекламы и нейромаркетинге, а сегодня предложим решение не менее важного вопроса: «Как не повторить эту ошибку в дальнейшем?».

1

Покупайте товар, а не образ

Практически в каждой рекламе создаётся образ успешного и счастливого человека. Купите эти часы – и вы хозяин мира, начните стирать вещи этим порошком – и ваша семья будет любить вас в 3 раза сильнее, а эти ботинки сделают из вас миллионера!

Конечно же, покупая товары, вы не приобретаете образы из рекламы. Помните, что товар – это товар, а не волшебная палочка, которая кардинально изменит мир вокруг вас и вас самих.

2

«Действительно ли это мне нужно?»

Каждый раз задавайте себе этот вопрос и обдуманно на него отвечайте. В этом вам помогут другие наводящие вопросы:

  1. Что точно будет, если я куплю этот товар?
  2. Чего не будет, если я его не куплю?
  3. Что будет, если я не куплю его?
  4. Какие мои потребности он удовлетворяет? Могу ли я их удовлетворить, не покупая его?
  5. Моё желание купить этот товар оправдано или на меня так повлияли реклама и общественное мнение, мода?

Здесь также имеет смысл напомнить о современной тенденции экологичного потребления. Задумайтесь, так ли уж вам нужна десятая пара обуви или очередной гаджет, предмет бытовой техники. В вашем доме есть место для новой покупки? Дали ли вы шанс уже имеющимся у вас вещам на «вторую жизнь»? Хотите ли вы купить много дешевых, но некачественных товаров или предпочтёте заплатить больше за хорошую надежную вещь, которая прослужит вам долго? Подобные рассуждения сделают ваши покупки более осознанными.

3

Учитесь распознавать уловки и приёмы манипуляций

Если вы знаете уловки и приёмы манипуляции, которые используют маркетологи, вы автоматически станете совершать покупки более осознанно.

Ведь вряд ли кому-то захочется купить ненужный товар, если он понимает, что этот продукт ему навязали и он даже знает, как именно это сделали. Если вы знаете, как именно вами могут управлять, вы знаете, как избежать подобного воздействия.

Поэтому настоятельно рекомендую вам прочитать предыдущие статьи из цикла: про психологию рекламы и нейромаркетинг.

4

Не торопитесь

Если вы ограничены временем или количеством предложений – это не повод совершать импульсивные покупки. Приобретать ненужную вещь только по той причине, что потом вы этого сделать не сможете, — не самое осознанное решение.

Всегда останавливайтесь и обдумывайте целесообразность покупки, игнорируя ограниченность предложения. Можете задать себе вопрос: «Купил бы я этот товар или услугу, если бы не было никаких ограничений по времени и количеству предложений?».

5

«Эксклюзивное» предложение – то же самое, что и обычное

Возьмите это за правило и не делайте разделения между специальным предложением и общим. Оценивайте их одинаково, пусть вас не подкупают никакие персональные условия.

Если, например, у вас есть уникальная возможность купить товар в 2 раза дешевле, чем он стоит для других, то не факт, что это удача. Представим, что этот товар вам совсем не нужен, значит вы просто пустите деньги на ветер. Да, в результате вы потеряете в 2 раза меньше других, но это слабое утешение.

6

Установите критерии покупки

Определите, что для вас является действительно важным в товаре. Его польза, соответствие моде, цена, что-нибудь другое? Можете составить список и при принятии решения о покупке ориентироваться на него.

Если товар не соответствует вашим истинным запросам, но «почему-то» вам хочется его купить – игнорируйте навязанное желание, не поддавайтесь импульсу.

7

Развивайте критическое мышление

Развитое критическое мышление поможет вам избежать ненужных покупок. Например, в рекламе говорится «9 из 10 экспертов рекомендуют!». Это не означает, что 90% экспертов предпочитают этот товар остальным, как могло бы показаться. Скорее всего, в ходе опроса экспертам можно было выбрать несколько вариантов и некоторых конкурентов рекомендовали не реже. Умейте анализировать информацию о товаре и видеть в ней возможные уловки. Станьте осознанным покупателем!

Ключевые слова: