Блог о саморазвитии

Давайте учиться говорить или теория коммуникации на практике

Давайте учиться говорить или теория коммуникации на практике

У многих людей (вполне возможно, что и у вас) слово «теория» ассоциируется с чем-то скучным и малоинтересным. Однако если к этому слову добавить что-то более занятное и увлекательное, к примеру, «коммуникации», то получится нечто интересное. К тому же, если мы с уверенностью заявляем, что правильное использование знаний из теории коммуникации приведет вас к наилучшему результату в какой-либо деятельности, достижению целей, а также возможности управления людьми, вы точно остановитесь на данной статье. Итак, располагайтесь поудобнее.

Зачем нам нужно говорить?

Почему мы вообще прибегаем к коммуникации? Первое, что нужно отметить, отвечая на данный вопрос, – это потребность. Наше социальное поведение обычно связано с реализацией потребности, что напрямую зависит от других людей. Какие же именно потребности побуждают нас говорить? Назовем основные:

  • Избегание одиночества. Как представители общества, мы связываем нашу жизнь с другими людьми, элементарно приветствуя их, прощаясь с ними, поздравляя их и проч. (так называемое бессмысленное или ритуальное речевое поведение).
  • Самопознание путем сопоставления. Только общаясь с людьми, мы можем изучить себя, сравнивая те или иные качества, которые открываются по ходу взаимодействия. Кстати, отличным помощником на пути познания самого себя может служить наша интересная программа «Самопознание», где за 4 недели вы откроете 50 характеристик своей личности, что, безусловно, поможет вам для эффективной коммуникации.
  • Использование других людей (имеется в виду в хорошем смысле). Зачастую мы прибегаем к общению в целях удовлетворения потребностей (вызов эмоций, намерений, действий). Даже ребенок, который еще не может выражать свои мысли с помощью слов, начинает кричать (акт коммуникации), чтобы удовлетворить потребность в еде.
  • Владение информацией. В целях получения каких-либо сведений, мы обращаемся с вопросами к другим людям в ожидании ответа, что может нам помочь на пути реализации потребности.

Как видно, все отношения предполагают вступление в коммуникацию, и даже те, которые направлены на изучения себя самого.

Разрабатываем систему, по которой будем говорить

Итак, мы разобрались с тем, каковы основные цели коммуникации. Как же систематизировать знания в данной области? Ах, погодите, кажется, за нас это уже сделали!

В 1999 г. американским учёным-философом Робертом Т. Крэйгом в его самой известной и примечательной статье «Теория коммуникации как область знаний» (Communication Theory as a Field) была предложена теория коммуникации. До того момента обсуждались вопросы, связанные с общением людей, их взаимодействием, но заслуга Крэйга заключалась в том, что он разработал именно теоретическую базу для изучения коммуникации, которая считалась неизмеримой и сложной научной сферой.

Учёный предложил семь различных подходов, которые, с одной стороны, являются самостоятельными, а с другой, взаимодействуют между собой в процессе общения. Приведем список этих подходов:

  • риторический;
  • семиотический;
  • феноменологический;
  • кибернетический;
  • социально-психологический;
  • социально-культурный;
  • критический.

Давайте рассмотрим сущность каждого подхода и его действие в процессе диалога.

Риторический подход заключается в том, что во время беседы мы пытаемся применить способы и техники убеждения, прибегая при этом к искусству спора. Подбирая аргументы, тщательно и четко обосновывая свою точку зрения, мы дискутируем, пытаясь выглядеть более убедительными. Классическим примером применения риторического подхода при коммуникации служат споры Сократа, который пытался найти истину именно через путь дебатов.

Семиотический подход определяет взаимодействие людей посредством знаковых систем. Если вы пишете письмо или набираете текстовое сообщение, здесь в работу включается именно система кодирования ваших мыслей и ощущений.

Феноменологический подход определяет формирование отношений между субъектами коммуникаций. Согласитесь, есть разница между тем, общаетесь вы с сестрой или преподавателем, родителями или коллегами по работе. Каждый из возможных вариантов накладывает особенности в виде специфической лексики, стиля речи, используемых речевых оборотов и т.д.

Кибернетический подход предполагает раскрытие информации, которую вы передаете, и способ её передачи. Каждая новая беседа это посыл определенных сведений, каких-то знаний, данных, будь то обсуждение новой книги либо вопрос о завтраке.

Социально-психологический подход по Крэйгу содержательно определяется в соответствии с вашей индивидуальностью. Безусловно, специфика разговора будет зависеть от того, какие у вас взгляды на жизнь, чем вы интересуетесь, кто составляет ваше окружение и т.п. Допустим, если вы спокойный человек, вряд ли вам будет присуща агрессивная манера подачи материала.

Социально-культурный подход является скорее влиянием внешнего порядка и устройства общества. Познавая социальное и культурное окружение, мы выстраиваем ход мыслей определенным образом, что откладывается в нашем сознании и прослеживается в том, как мы ведем беседу.

И последний, критический подход нацелен на поиск истины через оспаривание и критику предлагаемой информации. Главное здесь – это анализ того, что собеседник предлагает вам, выяснение того, улучшит это положение либо усугубит.

Все рассмотренные подходы вступают в игру, когда вы становитесь участником коммуникации.

Как говорить эффективно?

Отличным способом улучшить свои коммуникативные навыки и добиться более эффективного взаимодействия с людьми может служить наша двухмесячная онлайн программа «Лучшие техники коммуникации», где вы узнаете о 72 коммуникативных техниках, собранных из десятков книг и тренингов. Здесь хотелось бы указать на некоторые приемы и лайфхаки, применение которых позволит вам общаться более продуктивно и быть приятным собеседником.

Будьте эмпатом

Умейте подстраиваться под эмоциональный тон вашего партнёра, слушайте то, как он говорит (темп и громкость речи, степень уверенности, сопровождающие чувства и др.), смотрите в его глаза, улавливайте невербальные способы общения (жесты, язык тела, движения).

Придерживайтесь актуальной темы

Если вы начнете обсуждать особенности гормональной системы человека с музыкантом, его это вряд ли увлечет, и такой диалог будет обречён на провал (если только у него нет второго медицинского образования). Подстраивайтесь под контекст вашей беседы и следите за её содержанием.

Слушайте

Да, слушайте больше, чем говорите. Не всем порой удается удержаться от комментариев либо порыва рассказать свою аналогичную историю. Однако психологически ваш партнёр чувствует, что его слова актуальны и нужны, что его мысли ценны, как раз, когда вы его слушаете.

Слушайте активно

Конечно, важно сохранять молчание, но не в течение всего разговора. Помните, что от вас периодически должны поступать сигналы о том, что вы слушаете. К числу таких сигналов относятся кивание, периодическое «угу», вопросы-уточнения, проговаривания (повторение за говорящим ключевых слов из фразы), резюмирование (перефразирование).

Подтверждайте прием информации

Существует петля обратной связи, состоящая из трех составляющих:

  • запрос («Вы бывали в этом месте?»);
  • ответ («Нет, никогда»);
  • подтверждение («О, как жаль»).

Суть петли заключается в том, что если вы отправляете запрос (задаете вопрос), то, получив ответ, вам необходимо на него отреагировать (отправить подтверждение), иначе в ходе диалога возникнет характер незавершенности и неудовлетворённости. Особенно важно не забывать о данном приеме в письменной речи (деловая переписка, формальные переговоры).

Задавайте вопросы

Человеку всегда приятно видеть какую-то обратную реакцию, а ведь если вы задаете вопрос, это значит, что вы слушали и заинтересовались. К тому же, благодаря вопросам, вы можете раскрывать своего собеседника, а значит, в некоторой степени им управлять.

Следуя указанным советам, вы заметите, что люди будут тянуться к вам больше. Тем не менее, помимо советов, давайте рассмотрим три запрета, которых лучше избегать:

  • Не перебивайте. Это просто невежливо, нетактично и признак моветона.
  • Не критикуйте. Никому не нравится признавать ошибки и слушать чье-то «субъективное мнение».
  • Не спорьте. Даже если не согласны с точкой зрения, постарайтесь выразить это в очень аккуратной форме (к примеру, «один мой знакомый полагал иначе…»), прочувствуйте последующую реакцию (принятие, согласие либо агрессия, опровержение) и стройте дальнейшую стратегию.

Да, именно стратегию. Ведь вступление в коммуникативный процесс – это всегда следование определённой стратегии. Помните, что вы имеете конкретную цель коммуникации, и чтобы её достичь необходимо быть терпеливым, стойким и тактичным. Все мы любим, когда нам достается внимание в той или иной форме. Постарайтесь давать ощущение того, что ваш партнёр по диалогу заслуживает вашего внимания и рассказывает интересные вещи.

Если у вас остались какие-либо вопросы по советам эффективной коммуникации, предлагаем вашему вниманию видеоролик, где можно послушать более подробно вышеописанный материал:

Помимо этого, вы также можете ознакомиться с нашей интересной статьей, посвященной теме коммуникаций и содержащей ряд других исследований в данной сфере. Наличие такого большого количества теорий коммуникаций объясняется тем, что эта область человеческой активности является очень обширной, сложной и порой неуловимой, потому что диалоги, выстраиваемые нами, модели поведения во время беседы, та или иная реакция – всё это непредсказуемо и подвержено влиянию слишком большого количества факторов.

Несмотря на наличие такого объема исследований, есть одно действенное правило, которое поможет вам при построении коммуникации: важно оставаться приятным и искренним человеком. Не менее значимо уметь ставить себя на место собеседника, представлять, что бы он хотел услышать, оценивать, в какой степени это устраивает вас и находить компромисс. В таком случае ваш собеседник потянется за вами и будет искать новые поводы для общения.

Желаем вам эффектных коммуникаций!

Ключевые слова: