Яблоко упало на голову Исаака Ньютона, и он открыл закон всемирного тяготения, Александр Белл изобрел телефон, а Томас Эдисон – электрическую лампочку… Что из этого правда, а что заблуждение? И как отличить правду от мифа?
Вас ничто не собьет с толку, если вы пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Критическое мышление». На программе «Когнитивистика» вы изучите репрезентативные системы и субмодальности, научный метод мышления, когнитивные искажения и когнитивные стили и многое другое.
А на программе «Критическое мышление» вы разберетесь с параметрами, по которым нужно оценивать любую входящую информацию, и научитесь легко распознавать манипуляции. На прохождение программ у вас уйдет пара месяцев, а про примеры научных заблуждений и заблуждений относительно научных открытий мы поговорим прямо сейчас.
Что такое научные заблуждения и заблуждения о научных открытиях?
Для начала уточним содержание понятий, которые мы будем использовать. Понятие «научные заблуждения» или «современные научные заблуждения» используется достаточно часто, в том числе в тех случаях, когда логичнее было бы говорить про «заблуждения о научных открытиях». В чем разница?
Понятие «научные заблуждения» относится к неправильным или ошибочным идеям, теориям, убеждениям или представлениям, которые ранее считались научными, но позднее были опровергнуты или отвергнуты в свете новых данных, исследований и доказательств.
Наука основывается на постоянном поиске, так что истина и заблуждение в научном познании идут «рука об руку». Через проведение экспериментов, сбор данных, анализ результатов и применение строгих методов научного исследования ученые формулируют гипотезы и теории для того, чтобы объяснить наблюдаемые явления. Однако, в ходе дальнейших исследований и развития науки, некоторые идеи могут оказаться неточными или неверными.
Можно привести такие примеры заблуждений в научном познании, как атомистическая теория Демокрита, которая была пересмотрена и развита в более сложную структуру атомов и элементарных частиц в современной физике. Или, например, представление о том, что Земля плоская, которое было опровергнуто множеством научных доказательств о шарообразной форме Земли.
В свою очередь, заблуждения о научных открытиях относятся к распространенным неправильным или искаженным представлениям об историях и результатах научных открытий и достижений. Это мифы или недостоверные утверждения, которые могут возникнуть из-за неправильного толкования событий, ошибочных источников информации, устаревших представлений или просто легенд и анекдотов, которые со временем стали принимать за правду.
Заблуждения о научных открытиях могут возникать как у обычных людей, так и ученых и историков, и могут распространяться в образовательных материалах, научно-популярной литературе, СМИ или на просторах Интернета. Эти заблуждения могут быть связаны с выдающимися учеными, их открытиями, историей науки или конкретными теориями. Для простоты их часто называют «научными заблуждениями».
Помимо этого, бывают еще так называемые «ненаучные заблуждения». Когда вас просят «Приведите примеры заблуждений научных и ненаучных», можно привести такой яркий пример ненаучного заблуждения, как астрология и гороскопы, согласно которым дата рождения предопределяет судьбу человека. Серьезных научных подтверждений относительно того, что какой-то знак Зодиака не имеет шансов на успех, до сих пор не найдено, однако вера в гороскопы жива.
Это можно считать ненаучным заблуждением или, быть может, развлечением для людей, осознающих условность астрологических рекомендаций, но не пренебрегающих советами наподобие «сегодня нужно уделить внимание родным и близким». Думается, в понятиях и определениях мы разобрались, и теперь можем спокойно поговорить про заблуждения о научных открытиях.
Заблуждения о научных открытиях: как появились и как это «развидеть»?
Заблуждения, как и любые другие когнитивные искажения, весьма устойчивы. То, во что мы поверили однажды, обычно сложно воспринимать иначе, даже получив сотню подтверждений, что это не так. Что именно большинство из нас видит «не так»?
Топ-9 заблуждения о научных открытиях:
- Яблоко упало на голову Ньютона.
- Колумб доказал, что Земля круглая.
- Томас Эдисон изобрел лампочку.
- Александр Белл изобрел телефон.
- Николая Коперника преследовала Церковь.
- Николай Коперник первым доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.
- Церковь преследовала Галилея за приверженность идеям Коперника.
- Александр Флеминг изобрел лекарство пенициллин.
- Альберт Эйнштейн был двоечником.
Теперь обо всех этих заблуждениях чуть подробнее.
Научное заблуждение №1: Яблоко упало на голову Ньютона
Легенда про яблоко, упавшее на голову Исааку Ньютону (1642-1727) и тем самым поспособствовавшее открытию закона всемирного тяготения является едва ли не самой популярной легендой в мире науки. Согласно этой легенде, молодой Ньютон сидел под яблоней в своем саду, когда одно яблоко упало на его голову.
В это момент он задался вопросом, почему яблоко движется к земле, а не в другую сторону или не движется вовсе. Ему пришла на ум идея притяжения Земли как силы, вызвавшей падение. Это предположение затем стало одной из ключевых идей его теории гравитации.
Было ли все так на самом деле? На самом деле, легенду об упавшем яблоке Исаак Ньютон придумал для своей любимой племянницы с тем, чтобы объяснить ей сложный закон физики простыми словами [А. Удовидченко, 2018].
Своим друзьям при жизни Ньютон рассказывал несколько иную версию открытия, и, согласно его собственной версии, он просто увидел, как падает яблоко, и задумался о закономерностях данного процесса. Впрочем, после того, как племянница рассказала эту историю многим другим и история дошла аж до самого Вольтера (1694-1778), Ньютон стал охотно поддерживать эту версию.
Версия, как видим, оказалась весьма живучей, а яблоня, так кстати уронившая плод на голову великому физику, практически целое столетие была объектом для посещения экскурсий и пересказа этой легенды, что называется, «с места события».
Научное заблуждение №2: Колумб доказал, что Земля круглая
Миф о том, что Христофор Колумб был первым, кто доказал, что Земля круглая, связан с искажением исторических событий и распространением ложной информации. В действительности, представление о шарообразной форме Земли сформировалось задолго до времен Колумба, а сам Колумб вовсе не собирался доказывать, что Земля круглая [ЖЗИ, 2021].
Аргументы в пользу шарообразной формы Земли приводил еще Аристотель (384-322), а древнегреческий математик Эратосфен (276-194) даже вычислил окружность Земли, и результат его вычислений оказался очень близким к значениям, принятым сегодня, когда технические средства позволяют замерять любые расстояния с точностью до нескольких сантиметров.
В средние века представление о том, что Земля круглая, было широко распространено и, конечно, известно Колумбу. Откуда тогда взялось это научное заблуждение, будто Колумб доказал, что Земля круглая? Думается, это произошло в большей степени из-за того, что предпринятая Колумбом экспедиция стала мощным практическим подтверждением «теории круглой Земли».
В какой-то степени рождению мифа способствовали математические расчеты, сделанные Колумбом накануне путешествия. Эти расчеты он выполнял вовсе не для того, чтобы доказать шарообразность Земли, а для того, чтобы выяснить, сколько воды и продовольствия нужно взять с собой в путешествие.
Колумб, вычисляя окружность Земли, «насчитал» на треть меньше, чем профессиональные математики, что и вдохновило его на это путешествие, потому как нужно будет преодолеть на треть меньшее расстояние. Получи Колумб значение длины окружности Земли, близкое к 40 000 километров, неизвестно, решился бы он на эту экспедицию или нет.
Вместимость тогдашних кораблей была весьма ограничена, поэтому путь на треть меньший, чем предполагалось изначально, давал шанс добраться до пункта назначения быстрее, чем закончатся вода и продовольствие. Что, собственно, и произошло. Правда, приплыл Колумб, как мы помним, не совсем туда, куда собирался, зато открыл Америку. Но это уже другая история.
Научное заблуждение №3: Томас Эдисон изобрел лампочку
Нам всем из школьного курса физики известно, что Томас Эдисон изобрел лампочку. Самые «продвинутые» помнят, что патент на изобретение лампы накаливания Томас Эдисон получил 20 декабря 1879 года. Что тогда не так в этой истории?
Дело в том, что к тому времени о лампах накаливания знали уже несколько десятилетий. И Эдисон был одним из множества ученых и изобретателей, работавших над созданием такой лампы.
Тут видится уместным уточнить, что понимается под «лампой накаливания». Это устройство, в котором происходит преобразование электрической энергии в световую. При этом способы преобразования могут быть разными.
Так вот еще в 1809 году англичанин Деларю сделал лампу накаливания с платиновой спиралью [ALTiE, 2011]. В 1838 году бельгиец Жобар изобрел лампу с угольной нитью, в 1854 году немец Генрих Гебель создал лампочку с бамбуковой нитью. В последующие годы свои вариации предложили русские инженеры Петр Яблочков и Александр Лодыгин, англичанин Джозеф Свон и многие другие.
Почему же тогда «пальма первенства» в деле изобретения лампы накаливания досталась Эдисону? Томас Эдисон оптимизировал лампочку, используя нить из углеродных волокон, и создал коммерчески успешную модель.
Он систематически исследовал различные материалы для нитей лампы и улучшил конструкцию с тем, чтобы добиться долговечности и коммерческой успешности лампы. В 1879 году он представил свою версию лампы с угольной нитью в высоковакуумной стеклянной колбе, которая действительно оказалась более долговечной и практичной, чем прототипы его предшественников.
При этом Эдисон активно занимался патентованием и продвижением своей лампы на рынке, что сделало его изобретение более широко известным. Его усилия привели к широкому распространению электрических ламп и основанию компании General Electric, которая стала крупнейшим производителем электрооборудования в мире.
Таким образом, миф о том, что Эдисон был единственным изобретателем лампочки, возник, скорее, из-за его успешной коммерциализации и популяризации лампы и его вклада в распространение электрического освещения. Однако исторические факты подтверждают, что работа по созданию лампочки была комбинацией усилий многих ученых и изобретателей на протяжении нескольких десятилетий.
Научное заблуждение №4: Александр Белл изобрел телефон
Подобная история произошла и с изобретением телефона. Нас долго убеждали, что телефон изобрел Александр Белл. Многие читали, что 7 марта 1876 года в США инженер и изобретатель Александр Грэхем Белл получил патент на аппарат для передачи звуков на расстоянии под названием «усовершенствованная модель телеграфа». И считается, что именно с этого момента у людей появился телефон.
Так ли это на самом деле? Как и в случае с лампочкой, изобретение стационарного телефонного аппарата в привычном для нас виде не было каким-то одномоментным актом. Скорее, это процесс эволюции технической мысли, и к изобретению телефона «приложили руку» многие известные инженеры-изобретатели 19 столетия. Это, в частности, Антонио Меуччи, Инноченцо Манцетти, Иоганн Филипп Рейс и Элиша Грей [Новая наука, 2020].
Элиша Грей, кстати, подал заявку на патент на три недели раньше, чем Александр Белл, из-за чего многие современники считали, что Белл просто укал идею у коллеги. В 2002 году Конгресс США признал, что телефон изобрел не Александр Белл, однако и не Элиша Грей. Признано, что заслуга изобретения телефона принадлежит итальянцу Антонио Меуччи, плохо говорившему по-английски и не имевшему денег на оформление патента [В. Матюхин, 2022].
Почему же столь живучим оказался миф о том, что телефон изобрел Александр Белл? Частично мы уже ответили на этот вопрос. В науке, как и во всем другом, «кто первый встал, того и тапки». Помимо того, что Белл вовремя «подсуетился» с патентом, в дальнейшем он преуспел в коммерциализации и монетизации изобретения. Поэтому появление телефона прочно увязалось с именем Александра Белла, что и привело к появлению массового заблуждения относительно данного научного открытия.
Научное заблуждение №5: Николая Коперника преследовала церковь
Тем, кто подзабыл, о чем речь, напомним вкратце суть научного открытия Николая Коперника. Древние астрономы считали, что Земля находится в центре Вселенной, и все небесные тела вращаются вокруг нее. Эти взгляды систематизировал и оформил в геоцентрическую модель астроном, географ, математик и теоретик музыки Клавдий Птолемей (100-170).
В 16 веке польский астроном Николай Коперник (1473-1543) разработал и предложил новую модель, известную как гелиоцентрическая система, в которой Солнце занимает центральное положение, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него. В этой модели Земля перестала быть основным центром Вселенной.
Считается, что это противоречило церковным догматам, за что церковь преследовала Николая Коперника. В качестве доказательства преследования приводится тот факт, что церковь внесла его фундаментальный труд De revolutionibus orbium coelestium («О вращении небесных сфер») в папский «Индекс запрещенных книг».
Однако если мы внимательно посмотрим на даты, увидим, что это произошло в 1616 году, спустя 73 года после смерти Николая Коперника, причем с пометкой «до исправления» [VokrugSveta, 2021]. Разумеется, исправления должен был внести не сам уже ушедший из жизни Коперник, а следующее поколение астрономов.
На протяжении всей своей жизни Коперник был уважаемым в церковных кругах человеком, служил советником у нескольких епископов, а его труды свободно распространялись в Европе. Первые наброски гелиоцентрической теории Коперник изложил в «Малом комментарии о гипотезах, относящихся к небесным движениям», который разослал многим своим современникам-интеллектуалам, в том числе служителям культа.
Еще за 10 лет до публикации работы «О вращении небесных сфер» немецкий теолог Иоганн Альбрехт Видманштеттер прочитал в Риме лекцию о гипотезе Коперника, которую, в числе прочих, прослушали Папа Климент Седьмой и несколько кардиналов.
Научное заблуждение №6: Николай Коперник первым доказал, что Земля вращается вокруг Солнца
В продолжение темы скажем, что Николай Коперник не был первым, кто доказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Эту идею еще в 3 веке до нашей эры выдвинул древнегреческий астроном Аристарх Самосский (310-230). Еще раньше, примерно в 5 веке до нашей эры, философы-последователи Пифагора высказывали гипотезу, что Земля вращается вокруг некого «небесного огня».
Были и другие ученые и мыслители, которые в своих работах опирались на идею, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Почему же тогда на протяжении почти полутора тысячелетий господствующее место в науке занимала геоцентрическая модель Птолемея, согласно которой Земля находится в центре Вселенной и все небесные тела вращаются вокруг нее?
Тут дело исключительно в практической полезности и применимости модели Птолемея. По его расчетам можно было определять положение звезд и планет на небе и использовать эту информацию для планирования торговых маршрутов, морских путешествий и прочих мероприятий, связанных с перемещением на большие расстояния и необходимостью внешних ориентиров [Тропы истории, 2023].
Таким образом, приняв за основу «центра Вселенной» планету Земля, Птолемей «привязал» все расчеты к этой основе и положение прочих небесных тел указывал относительно Земли, а не относительно Солнца. Собственно, для прикладных расчетов можно взять за ориентир любую условность или постоянно повторяющуюся закономерность, такую как положение одного небесного тела относительно другого. Этого вполне достаточно для проведения точных расчетов.
К слову, вполне возможно, что те, кто пользовался системой Птолемея, прекрасно знали, что Земля отнюдь не неподвижна. Однако людей, занятых выполнением практических задач, более интересует результат в виде точных расчетов, а не концептуальные выкладки насчет того, что вокруг чего движется и точно ли это именно так, а не иначе. Так что при всей значимости гелиоцентрической модели Коперника он не был первым, кто доказал, что Земля вращается вокруг Солнца.
Научное заблуждение №7: Церковь преследовала Галилея за приверженность идеям Коперника
Полная драматизма история жизни итальянского физика Галилео Галилея (1564-1642), которого сожгли на костре за его приверженность гелиоцентрической модели мира и он произнес напоследок знаменитую фразу «И все-таки она вертится», имея в виду Землю, известна всем со школьных лет. Сегодня нет возможности достоверно установить, произнес Галилей нечто подобное в последние минуты своей жизни или нет, но мы и не об этом.
Мы все дружно возмущались темнотой и невежеством Церкви и сочувствовали Галилео Галилею. Однако теперь, когда мы знаем историю научного открытия Николая Коперника, встает закономерный вопрос: коль скоро за идею гелиоцентрической модели мира Коперника не преследовали самого Коперника, почему вдруг за приверженность его идее начали преследовать его последователей?
Во-первых, тут нужно сделать небольшую ремарку. В то время, когда Коперник опубликовал свою работу, Реформация 1517-1660 годов уже начала оказывать влияние на церковь и католическую иерархию [С. Исаев, 2019]. Реформаторы критиковали церковь за ее авторитаризм и отсутствие открытости к новым идеям. Это заставляло церковных иерархов быть более осторожными в критике прогрессивных научных идей.
Как это часто бывает с растянутыми во времени историческими процессами, их интенсивность неодинакова на протяжении всего периода действия. В один из таких моментов ослабления влияния идей Реформации церковь и внесла работу Коперника «О вращении небесных сфер» в папский «Индекс запрещенных книг».
Для справки: реформация – религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе 16-17 веков, направленное на реформирование католической церкви как задачи-минимум, и на образование новой христианской конфессии (протестантизма) как задачи-максимум.
Но, как считают историки науки, это был повод, а не причина конфликта Галилея с церковью. Причиной историки науки склонны считать вздорный характер Галилео Галилея, отсутствие навыка цивилизованного ведения дискуссий и многих других, как сказали бы сегодня, софт-скиллз.
«Очень сильно после» внесения работы Коперника в папский «Индекс запрещенных книг», а именно в 1632 году, церковь разрешила Галилею издать свой труд «Диалог о двух главных системах мира», где он, в числе прочего, приводил аргументы в поддержку не одобряемой на тот момент гелиоцентрической системы мироустройства [Тропы истории, 2023]. Церковным иерархам этот замысел был известен заранее, однако разрешение на публикацию Галилей получил.
Великий ученый своего времени не нашел ничего умнее, как присвоить отрицательному персонажу «Диалогов» хорошо узнаваемые черты своего покровителя римского папы Урбана Восьмого. Мало того, он еще и дал персонажу, похожему на папу римского, весьма говорящее имя «Симпличио», что в итальянском языке означает «простак» и частенько употребляется в контексте «бездарь».
Все эмоции Урбана Восьмого описывать не будем. Думается, их было много, потому что Галилей успел разослать свою книгу многим известным людям, в том числе церковным деятелям, которые, конечно, поняли, кого имел в виду под Симпличио автор.
Напомним только, что сразу после этого Галилео был отправлен в тюрьму, а после суда и публичного отказа от своих взглядов на всю оставшуюся жизнь оказался под домашним арестом и контролем инквизиции без права где-либо выступать и что-либо публиковать.
Прав или не прав был в таком своем решении Папа Римский, оставим за скобками. Нас сегодня более интересует то, что приверженность идеям Коперника была в большей степени поводом для расправы над Галилео Галилеем, нежели первопричиной всех его неприятностей.
Научное заблуждение №8: Александр Флеминг изобрел лекарство пенициллин
Тут нужно внести несколько уточнений и разделить понятия «открыл пенициллин» и «изобрел лекарство пенициллин». Так, Александр Флеминг, действительно, в 1928 году обнаружил, что штамм плесени Penicillium Notatum убивает стафилококк.
Однако Флеминг не взялся за разработку лекарства, полагая это задачей сложной и нерентабельной ввиду ограниченности возможностей Penicillium Notatum по уничтожению бактерий. Ученые из Оксфорда Эрнст Чейн и Говард Флори так не считали, и, вдохновленные разработками Флеминга, в 1940 году выделили препарат в чистом виде.
Первый укол пенициллина была сделан человеку, страдавшему от заражения крови в 1941 году, однако оказалось, что для выздоровления нужно гораздо больше инъекций, чем предполагалось изначально. Запасов препарата на полный курс лечения, к сожалению, не хватило, и человек умер. Этот случай заставил задуматься о необходимости производства лекарства в промышленных масштабах.
В 1943 году в США началось массовое производство пенициллина, а в 1945 году все имевшие отношение к изобретению лекарства, а именно Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейн были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Поэтому говорить, что Александр Флеминг изобрел пенициллин в 1928 году, не совсем корректно. А если копнуть поглубже, то окажется, что Флеминг далеко не первый, кто заметил полезные свойства плесени. Так, данные о применении плесени для лечения людей содержатся в работах персидского Авиценны (980-1027) и Парацельса (1493-1541) [ТАСС, 2016].
Первым формулу антибиотика, имеющего похожие с пенициллином свойства, вывел в 1896 году итальянец Бартоломео Гозио, когда изучал причины поражения риса плесенью. Годом позже француз Эрнест Дюшен изучил состав плесени и в ходе экспериментов с морскими свинками выявил эффективность плесени в борьбе с брюшным тифом. Он презентовал свое открытие в институте Пастера, однако научной общественности на тот момент оно не показалось перспективным.
В 1913 году ученые из США Карл Альсберг и Отис Фишер Блэк выделили из плесени кислоту, которая обладала противомикробным эффектом, но начавшаяся Первая мировая война помешала довести исследования до логического конца и создать лекарство.
Поэтому существующее убеждение, что Александр Флеминг изобрел пенициллин, конечно, не совсем заблуждение, потому что именно его открытие стало основой, на которой началась разработка инновационного на тот момент препарата. Однако и считать изобретение пенициллина эксклюзивной заслугой Александра Флеминга в такой же степени неверно.
Научное заблуждение №9: Альберт Эйнштейн был двоечником
А теперь несколько слов о популярном заблуждении, имеющем отношение сразу ко всем научным открытиям Альберта Эйнштейна (1879-1955), потому что едва ли не в каждой статье, посвященной научным открытиям Эйнштейна, упоминается, что учился он в школе плохо.
Страждущим подробностей можем порекомендовать статью «Был ли Альберт Эйнштейн двоечником на самом деле» с описанием всех жизненных перипетий великого ученого [Mel, 2017]. Всем, кому интересен только ответ по существу, скажем: нет, не был. Аттестат с оценками по 6-балльной системе может изучить каждый желающий и убедиться, что там всего одна «тройка» по французскому языку:
Думается, для человека, выросшего в Германии и несколько лет прожившего в Италии, это вполне извинительно. По поводу известного пассажа, что, мол, «Эйнштейн бросил школу», нужно уточнить, что школу он бросил, потому что скучал по уехавшим в Италию родителям и решил отправиться к ним.
Кроме того, в Германии ему «светила» обязательная служба в армии, куда призывали с 17 лет и куда можно было попасть прямо со школьной скамьи. Заблаговременный отъезд решил эту проблему, потому что позволил Эйнштейну отказаться от немецкого гражданства.
Нежелание служить в армии никогда не было чем-то экзотическим в истории человечества, равно как и профилактические меры, позволяющие избежать этой участи. Пожертвовать школьным образованием на родине и получить его чуть позже в другой стране – вполне нормальный ход по меркам 19 столетия, да и по меркам 21 века, видимо, он сохраняет актуальность.
Окончил школу, кстати, Альберт Эйнштейн в кантоне Арау в Швейцарии, где французский язык является государственным, а для многих еще и родным, так что тем, для кого это второй язык, конкурировать в такой языковой среде бывает сложно.
Итак, мы с вами рассмотрели 9 самых известных заблуждений о научных открытиях. Нужно ли бороться с научными заблуждениями? Скажем так, тиражировать существующие мифы или пытаться «нести истину в массы», каждый решает сам. В конце концов, нет никаких гарантий, что историки науки не выяснят еще чего-нибудь, что откорректирует ныне существующую информационную картину.
В любом случае, знания лишними не бывают, так что осведомленность относительно известных научных мифов будет полезна. Вы и сами всегда сможете распознать признаки придумки в любой истории, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Критическое мышление». А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: