Мы постоянно общаемся с другими людьми, и от этого общения многое зависит. Поэтому совершенно необходимо развивать навыки эффективной коммуникации и разбираться в психологии общения.
Умение различать уровни общения помогает выстраивать гармоничные и эффективные отношения как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. Понимая, на каком уровне происходит взаимодействие, мы можем избегать недопонимания, манипуляций и конфликтов, а также осознанно выбирать подходящую глубину контакта в зависимости от ситуации и собеседника.
Ниже мы расскажем о семи уровнях общения по А. Б. Добровичу: от примитивного до духовного. Вы узнаете, как распознать каждый из них, в каких ситуациях они проявляются и как использовать эти знания для более осознанного и продуктивного общения. А еще сможете пройти тестирование по теме уровней общения.
Содержание:
- О системе А. Б. Добровича
- Первый уровень: примитивный
- Второй уровень: манипулятивный
- Третий уровень: стандартизированный
- Четвертый уровень: конвенциональный
- Пятый уровень: игровой
- Шестой уровень: деловой
- Седьмой уровень: духовный
- О переходе между уровнями
- Критика уровней общения А. Б. Добровича
- Проверочный тест
О системе А. Б. Добровича
Анатолий Борисович Добрович разработал свою классификацию уровней общения в 1978 году на основе клинической психологии, психотерапевтической практики и наблюдений за межличностными коммуникациями.
Анатолий Борисович Добрович (1933-2023) – советский и российский психотерапевт с международной практикой, специалист в области прикладной психологии, кандидат медицинских наук, автор ряда известных работ по психологии и психотерапии. В своей работе он уделяет особое внимание диалогическим методам решения личностных трудностей у пациентов любого возраста.
Как кандидат медицинских наук и психотерапевт, Добрович анализировал патологические формы общения (например, манипуляции, агрессию, отчужденность) и их влияние на психическое здоровье.
Его классификация отражает градацию от деструктивных к гармоничным уровням, что соответствует терапевтической цели – помочь людям двигаться к более осознанному и здоровому взаимодействию.
Подробнее об уровнях расскажем ниже, но уже сейчас заметим, что уровни вроде стандартизированного и конвенционального основаны на идее, что люди часто общаются не как личности, а как носители социальных ролей (начальник, подчиненный, продавец). Это, кстати, перекликается с теориями Эрика Берна («Игры, в которые играют люди») и Карла Юнга о «персонах».
Добрович выделял уровни, опираясь на бытовые и профессиональные примеры: от грубого уличного диалога (примитивный) до общения влюбленных (игровой) или близких друзей (духовный). И это делает теорию практичной и понятной для применения в жизни. Давайте же познакомимся с ней получше.
Первый уровень: примитивный
На самом низком уровне собеседник еще воспринимается, как объект, и его оценивают по шкале «нужен – мешает». Если собеседник-объект мешает, возникает желание как можно быстрее уйти от него, ничего при этом не объясняя. Внутренний мир личности на примитивном уровне общения не рассматривается. Речь, как правило, быстрая и немногословная.
Этот уровень «примитивный» еще и в плохом смысле. Открыто высказывается отношение к собеседнику, даже если это может его задеть, собеседники часто перебивают друг друга, не соблюдают нормы общения.
Допустим, что к человеку, идущему на работу, привязался какой-то пропойца. Вряд ли они будут здороваться и прощаться, а также пытаться рассмотреть внутренний мир друг друга. По всем признакам это пример примитивного уровня общения.
Второй уровень: манипулятивный
Как видно из названия, на втором уровне общения собеседник воспринимается как объект возможных манипуляций. Манипулятор пытается управлять свой жертвой, причем иногда бессознательно.
Примером второго уровня общения может быть взаимодействие с продавцом-консультантом. Вы уже соблюдаете нормы общения, но все равно относитесь друг к другу безразлично и не пытаетесь узнать друг друга как личностей. При этом продавец-консультант пытается оказать на вас психологическое влияние, чтобы вы совершили покупку.
Третий уровень: стандартизированный
Формальное и поверхностное общение. На этом уровне люди участвуют в общении с позиции какой-либо роли, а не с позиции своей личности. Т.е. общаются начальник и подчиненный, а не Антон и Андрей.
Этот уровень называют еще и уровнем «масок». Этими «масками» могут быть не только профессиональные, но и любые другие роли, которыми человек прикрывает свою личность.
Конечно же, когда человек надевает «маску» в общении, он становится неискренним и закрытым. Он не показывает своих настоящих чувств, не высказывает свои мысли. После общения на стандартизированном уровне трудно сказать, какой ваш собеседник на самом деле.
Четвертый уровень: конвенциональный
Культурное, вежливое и этичное общение. Оба собеседника имеют желание и готовность общаться. Как правило, общение на четвертом уровне проходит на равных (или близко к этому). Нет явного манипулятора и явной жертвы.
Собеседники уважительно относятся друг к другу, пытаются понять чужую точку зрения и, если мнения расходятся, стремятся договориться. Открытое и искреннее общение.
Конвенциональный уровень общения мы можем наблюдать на деловой встрече партнеров по бизнесу и иногда в семейных кругах или среди друзей.
Пятый уровень: игровой
Испытывается искренний интерес и симпатия к собеседнику. Характерной чертой пятого уровня общения является насыщенность чувствами и эмоциями. Как правило, на игровом уровне общаются те люди, которые уже не первый день знакомы друг с другом.
Примером пятого уровня может служить общение между женщиной и мужчиной на этапе влюбленности.
Шестой уровень: деловой
Здесь присутствует любовь к общему делу. Объединенные общей целью люди открыты друг другу, общаются на равных и всегда готовы помочь. Деловой уровень общения отличается открытостью его участников, взаимным доверием, верностью, искренностью, взаимоуважением и, что называется, «чувством локтя». «Маски» на этом уровне на имеют никакого значения.
На шестом уровне общаются старые друзья и супруги, у которых уже прошел бурный страстный период.
Седьмой уровень: духовный
Высший уровень общения – духовный. Он отличается свободой самовыражения, максимальной искренностью и откровенностью, полным принятием партнера и высоким уровнем взаимопонимания.
Мы иногда выражаемся «поговорить по душам», и это как раз о седьмом уровне. На нем общаются настоящие друзья и близкие родственники.
О переходе между уровнями
Уровень общения может изменяться. Причем как снизу вверх, так и сверху вниз. Также вы можете в различных ситуациях общаться с одним и тем же человеком на разных уровнях: например, если вы работаете со своим другом в одном месте, и он ваш начальник, тогда на работе вы можете общаться на конвенциальном или стандартизированном уровне, а в свободное время – на игровом или духовном.
Критика уровней общения А. Б. Добровича
Классификация уровней общения А. Б. Добровича, несмотря на свою популярность, сталкивается с рядом критических замечаний. Вот основные претензии к его теории:
| Упрощенность и жесткость границ. Критики отмечают, что деление на 7 уровней искусственно – в реальности общение часто сочетает элементы разных уровней одновременно. Например, деловые переговоры могут включать манипуляции (уровень 2) и искренность (уровень 6). Плюс нет четких критериев перехода между уровнями. Когда именно «игровой» уровень становится «духовным»? Теория не дает однозначного ответа. |
| Культурная ограниченность. Модель основана на советской/российской социальной реальности 1970-80-х годов. Например, «конвенциональный» уровень с его акцентом на вежливость может не работать в культурах, где прямое выражение эмоций считается нормой (Италия, Латинская Америка). Иерархичность уровней (от «плохого» примитивного к «хорошему» духовному) не учитывает, что в некоторых контекстах манипуляция или «маски» социально оправданы (дипломатия, актерская игра). |
| Недооценка контекста. Теория не объясняет, почему один и тот же человек в разных ситуациях проявляет разные уровни (например, с начальником – «стандартизированный», с ребенком – «духовный»). Нет анализа факторов, влияющих на эти переключения. Игнорируется роль власти и социального неравенства. Например, подчиненный физически не может перейти на «духовный» уровень с авторитарным боссом, даже если хочет. |
| Отсутствие эмпирической базы. Добрович не предоставил экспериментальных данных или статистики, подтверждающей, что уровни существуют как отдельные феномены. Это скорее умозрительная модель. В отличие, например, от теории Эрика Берна, у Добровича нет инструментов диагностики уровня общения (как «транзакционный анализ» у Берна). |
| Этическая спорность. Идея о том, что «духовный» уровень всегда высший, может стигматизировать тех, кому такое общение недоступно (например, людей с аутизмом или социофобией). А манипулятивный уровень описан слишком обобщенно. В реальности манипуляции бывают и конструктивными (педагогические приемы, переговоры). |
Иными словами, в академической среде теорию Добровича считают упрощенной, но полезной для обучения базовым принципам. В целом же критика теории уровней общения Добровича редко становится предметом отдельных научных статей, но упоминается в работах, посвященных анализу коммуникативных моделей.
В той или иной форме замечания по поводу теории Добровича можно найти в работах В. А. Горянина («Психология общения», 2002), В. Н. Куницыной, Н. В. Казариновой и В. М. Погольши («Межличностное общение», 2001), Н. И. Шевандрина («Психодиагностика, коррекция и развитие личности», 1998), А. А. Бодалева («Психология общения», 1996), С. А. Левашова («Эволюция моделей коммуникации в отечественной психологии» в журнале «Вопросы психологии», 2015, №3) и других.
И все же, несмотря на критику, модель Добровича остается практичным инструментом для самоанализа процесса коммуникации, обучения базовым навыкам общения, понимания, что диалог можно сознательно углублять. Ее главный плюс – это наглядность, а не научная строгость. Для глубокого же анализа сейчас чаще используют теории Вацлавика, Хабермаса или НЛП, но как «карта» для начинающих классификация Добровича работает.
Чтобы статья оказалось действительно полезной для вас, предлагаем вам в ближайшие несколько дней анализировать все свои контакты и определять уровень, на котором происходило общение. Устраивает ли он вас? Вы хотите повысить или понизить его? Исходя из описания уровней, как вы можете это сделать? Эти навыки однозначно помогут сделать ваше общение лучше.
Желаем успехов!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме статьи, можете пройти небольшой тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.