ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Чек-лист по мозговому штурму


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

О мозговом штурме написано много, даже слишком много. Всего и не перечитать. Поэтому мы решили сделать более-менее краткий гайд (или чек-лист, как хотите) по этому методу генерации креативных идей. Мы не ставили перед собой цели расписывать все подробно, напротив, это скорее шпаргалка для тех, кто не хочет пропустить ни одного важного этапа в процессе. Так что добавляйте статью в закладки и не забудьте проштудировать ее перед очередным сеансом мозгового штурма.

Этап 1. Подготовка

Первый шаг – уже половина дела, не так ли? Многие думают, что для проведения мозгового штурма им нужен: 1. стол; 2. стопка стикеров для записывания идей. Возможно, и так, но это не будет самый эффективный мозговой штурм в вашей жизни. Ниже вы найдете список необходимых вещей, более приближенный к реальности.

Но подождите. Во-первых, спросите себя (или свою команду) так ли уж нужен брейншторм для решения вашей проблемы? Не усложняете ли вы себе жизнь? Перефразируя известную пословицу, мозговой штурм для проблемы, а не проблема для мозгового штурма. Все еще считаете, что на правильном пути? Что ж, поехали!

1.1. Главный вопрос

Убедитесь, что тема мозгового штурма задает правильное направление для решения задачи. Существует простой принцип, который заключается в том, чтобы переписать вопрос так, чтобы он начинался с “Как бы мы могли…”. Например, “Как бы мы могли получить больше платежеспособных клиентов?”, “Как бы мы могли быстрее обрабатывать заявки клиентов?” и так далее.

Все просто: вы не получите правильные ответы, если не зададите правильные вопросы. Эффективный брейншторм не должен принести вам кучу креативных идей. Он должен вылиться в конкретные действия по решению задачи. И сама постановка задачи должна вести к тому же.

1.2 Локация

Расположение – пожалуй, самый пренебрегаемый критерий подготовки к мозговому штурму. Ну, конечно, место ведь найдется всегда, не так ли? Но подходящее ли это место? Скучный офис с четырьмя унылыми стенами и низким потолком означает более высокий шанс появления банальных идей. Работа в среде, стимулирующей творчество, гарантирует возникновение креативных решений. Это действительно так просто.

Вот что должно быть в правильном месте для креативных брейнштурмов:

  • Естественный свет;
  • Растения в комнате;
  • Высокий потолок;
  • Вдохновляющая обстановка (пункт для персональных опций, например, можно повесить на стену портрет какого-нибудь гения).

Помните, что слишком яркое, праздничное оформление скорее вдохновит вас на мысли об отдыхе, досуге и т.п. Идеи, связанные с предпринимательством, бизнес-моделями и финансовыми успехами, обязательно посетят вас при соблюдении баланса рабочей и креативной обстановки.

1.3 Команда

Люди – это то, что делает вашу сессию успешной или провальной. Причем не только люди сами по себе, но и то, как они работают вместе, как влияют друг на друга. Слишком активные участники могут подавлять тихих гениев, не давая последним возможности проявить себя. Иногда пригласить генерального директора компании на мозговой штурм – тоже плохая идея: подчиненные часто склонны соглашаться с мнением босса, даже если оно ошибочно. Настоятельно рекомендуем вам нанять профессионального модератора для сессии (или же обучить этому кого-нибудь из сотрудников), это поможет регулировать отношения в команде и сэкономить массу времени.

Какие люди могут проводить успешные брейнштурмы?

  • Люди-универсалы с набором различных навыков (очень часто хорошие идеи появляются на стыках знаний в разных видах деятельности);
  • Люди с конструктивным мышлением (они помогут обуздать любителей пофантазировать);
  • Люди, которые симпатизируют друг другу (мозговой штурм в атмосфере ненависти навряд ли будет достаточно эффективным).

1.4 Материалы

Необходимость использования определенных материалов в процессе работы зависит от методов мозгового штурма, которые вы будете использовать для решения поставленной задачи. Тем не менее, не стоит переходить грань и заказывать разноцветные головные уборы для иллюстрации метода шести шляп. А вот со следующим набором вы никогда не пролетите мимо кассы.

Итак, классический набор для мозгового штурма:

  • Стикеры (желательно размером побольше, чтобы можно было писать маркером);
  • Разноцветные маркеры;
  • Доска (чем больше, тем лучше).

Этап 2. Разминка

Многие считают разминку пустой тратой времени. Совсем наоборот! Каждый профессиональный спортсмен тщательно делает разминку перед тренировкой. Наш мозг и наша творческая мышца тоже нуждаются в разогреве. В конце концов это как минимум дает заряд энергии.

В качестве разогрева вы можете использовать любые упражнения или игры для развития творческого мышления, также можно провести пробный маленький мозговой штурм для решения незначительной проблемы.

Даже классические словесные игры вполне подходят для того, чтобы размять творческую часть вашего мозга. Хорошую подборку таких упражнений вы можете найти на нашем сайте.

Этап 3. Дивергентный поиск идей

Это, собственно, то, что обычно называют мозговым штурмом. Креативное мышление. Поиск идей.

Во время мозгового штурма люди склонны сосредотачиваться на этом шаге, но забывают об остальном. Мы рассматриваем этап дивергенции как часть более крупного процесса. И обычно мы делим этот этап на две части:

3.1. Раунд #1 Мозговая свалка

Мозговая свалка используется, чтобы очистить ваш разум от всех идей, которые его загромождают в данный момент.  Может быть, вы думаете, что уже знаете решение. Запишите это! Практически на любой вопрос можно найти быстрый ответ, но далеко не всегда правильный. Поэтому тем более вы должны избавиться от него. А иногда решение действительно лежит на поверхности, и почему бы тогда не остановиться на нем?

3.2. Раунд #2 Креативный

Избавившись от поверхностной шелухи, мы переходим к более неочевидным решениям.  Реалистичные идеи великолепны и все такое, но давайте копнем глубже и добавим немного творчества.

Из всего разнообразия методов генерации идей выберите тот, который больше подходит под вашу ситуацию, или же просто нравится вам (и вашим коллегам). Есть техники, более удачные для групп или одиночек, подходящие профессионалам или любителям, интровертам или экстравертам. В этой подборке вы можете познакомиться с десятью наиболее распространенными из них.

3.3 Мы закончили..?

Зачастую брейнштурм заканчивается именно на этом этапе (а ведь иногда и начинается здесь же). Сначала вы смотрите на часы, потом на доску, разрисованную разноцветными маркерами и обклеенную стикерами. Выглядит красиво и очень креативно. Можно уже идти пить кофе? Нет. Вы только на полпути к финишу. Впереди еще много работы.

Этап 4. Конвергенция

Предположим, что дивергенция прошла отлично, и вы сгенерировали 300 идей. Следующий шаг – отделить зерна от плевел. Иногда этот процесс выглядит как: «О, дорогой, осталось не так много времени. Быстро выбирай что-нибудь!». Но есть также и несколько рабочих и эффективных методов. Вот они:

4.1. Нейминг

Оценить 300 идей и выбрать наилучшие? Фраза навевает скуку, не так ли? Поэтому разделите идеи на классы.

  1. Объедините идеи, которые похожи друг на друга.
  2. Дайте им одно название. Если все идеи в кластере связаны с “превращением миллениалов в послов бренда”, то назовите его “миллениальные послы”. Или что-то в этом роде.

4.2 Тегирование

Следующий способ заключается в том, что команда присваивает каждой идее один из хэштегов по смыслу: #wow (вау), #now (сейчас), #how (как), #no (нет). Это занимает чуть больше времени, но вы сразу же поймете, что нужно делать с каждой идеей.

Этап 5. Решение

Итак, вы распределили все идеи на несколько классов. Что ж, пришло время решить, что будет дальше. Какие идеи вы планируете реализовывать? Какие нуждаются в доработке? Что пойдет в мусорную корзину? Эта стадия намного короче предыдущей, однако именно от нее зависит дальнейшая судьба всех идей, поэтому отнеситесь к ней максимально ответственно.

Вот один из методов, с помощью которого вы можете принять коллегиальное решение.

Попросите участников отнести каждую идею к одной из следующих категорий:

  • Идеи, над которыми вы бы хотели работать;
  • Идеи, которые вы считаете самыми уникальными;
  • Идеи, которые будут эффективны в краткосрочной перспективе;
  • Идеи, которые будут работать в долгосрочной перспективе.

Та идея, которая получит больше всего голосов, заслуживает более пристального внимания. Обсудите с участниками ее преимущества и то, чем она отличается от других – и примите решение.

Еще больше методов оценки идей смотрите здесь.

Этап 6. Действия

И последний, но не менее важный этап – действия. Пора воплотить эти идеи в жизнь. Это одна из самых больших проблем мозгового штурма, потому что именно здесь люди понимают, что есть работа, которую нужно сделать. Придумав идею, мозг расслабляется – решение ведь уже есть! А значит можно отдохнуть и отправить стикеры с придуманными решениями подальше в ящик стола.

Чтобы избежать этого, убедитесь, что вы не покинете сессию, пока не узнаете, что произойдет с идеями, одобренными вашей командой.

Пройдитесь по каждой из них следующим чек-листом:

  • Каким будет следующий шаг по реализации идеи?
  • Когда это произойдет?
  • Кто отвечает за реализацию?
  • Как нам оставаться в курсе происходящего?

Наконец-то! Теперь вы можете похлопать себя по плечу – ваш мозговой штурм прошел успешно и продуктивно.

Резюме

Подготовка к мозговому штурму – половина победы. Вы должны убедится, что правильно продумали свой главный вопрос, у вас есть вдохновляющее место для сессии, сплоченная команда и необходимые материалы. Как хороший интеллектуальный спортсмен, не забудьте провести разминку. Вынесите на берег весь плавающий сверху мусор (иногда там бывают и вполне рабочие идеи), а затем ныряйте глубже и ищите жемчужины – креативные решения. Разбейте идеи на группы, а затем оцените их. Выберите те идеи, которые будете воплощать. Последний этап – убедиться, что для реализации идеи есть хотя бы эскизный план действий, и начать его воплощать в жизнь.

 

 

 

Ключевые слова: