Урок 2. Популярные теории типов личности
Типы личности – это ключевая концепция, которая помогает понять, как люди отличаются друг от друга по своим внутренним особенностям, предпочтениям и способам взаимодействия с окружающим миром. В этом уроке мы погрузимся в современное видение типов личности, исследуем наиболее популярные теории, которые описывают разнообразие человеческих характеров, а также обсудим их научную обоснованность и критику.
Мы рассмотрим такие теории, как модель Майерс-Бриггс (MBTI), теория темпераментов, Большая пятерка и Эннеаграмма, которые широко применяются как в научных исследованиях, так и в повседневной жизни.
Вы узнаете, в чем заключается привлекательность каждой теории, какие доводы приводят их сторонники и критики и насколько эти подходы применимы на практике.
Содержание:
- Современное видение типов личности
- «Большая пятерка»
- Типология Майерс-Бриггс
- Теория темпераментов
- Эннеаграмма личности
- Проверочный тест
Задача этого урока не только познакомить вас с основными типологиями, но и помочь вам критически осмыслить их, чтобы использовать полученные знания осознанно и с учетом их особенностей. Начнем же мы с небольшого разговора о том, как типы личности понимаются в современном мире.
Современное видение типов личности
Современное понимание типов личности значительно отличается от классических подходов, которые базировались на статичных, жестких характеристиках и стремились упорядочить людей в определенные категории.
В настоящее время концепция типов личности более динамична и сложна, основана на обширных исследованиях в психологии, нейробиологии и социологии. Она учитывает множество факторов, таких как генетика, воспитание, культурные влияния, а также межличностные и социальные взаимодействия. И ниже мы представим несколько ключевых особенностей современного понимания типов личности.
Континуальность, а не дихотомия
Одной из главных особенностей современного подхода к типам личности является отказ от дихотомических моделей, которые делили людей на жесткие противоположности (например, интроверт и экстраверт). Современные теории рассматривают типы личности как континуум или спектр, на котором человек может занимать различные позиции в зависимости от обстоятельств.
Например, в модели «Большая пятерка» экстраверсия рассматривается как непрерывная шкала, где одни люди склонны к большей активности и общительности, а другие – к более спокойному и замкнутому поведению. Важно понимать, что большинство людей не попадают в крайние точки этого континуума, а занимают промежуточные позиции [P. Costa, R. R. McCrae, 1999].
Пластичность и изменчивость личности
Современное понимание типов личности также подчеркивает изменчивость и адаптивность личности в течение жизни. В отличие от более старых теорий, которые утверждали, что личностные типы фиксированы и остаются неизменными на протяжении всей жизни, современные исследования показывают, что личность может меняться под воздействием различных факторов, таких как жизненный опыт, травмы, воспитание, изменение окружающей среды или работа над собой. Например, черты личности могут изменяться в ответ на важные жизненные события, такие как начало новой работы, переезд или вступление в брак.
Эти изменения могут быть как временными, так и долговременными, что отражает динамичную природу человеческой личности. Психологи сейчас признают, что личностные черты могут развиваться и меняться, хотя существуют базовые тенденции, которые остаются относительно стабильными [B. W. Roberts, K. E. Walton, W. Viechtbauer, 2006].
Многофакторность и влияние среды
Современные модели типов личности учитывают сложное взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов. С точки зрения биологии, генетика играет важную роль в формировании черт личности, однако также признано, что влияние среды (например, воспитание, социальные группы, культурные нормы) не менее значимо. Такой подход учитывает, что личность формируется под воздействием множества факторов и может варьироваться в зависимости от контекста.
Комплексность и многоуровневость
Современные модели типов личности все больше склоняются к многоуровневому подходу. Личность теперь рассматривается как многослойное образование, включающее в себя не только поверхностные черты и поведенческие паттерны, но и глубинные установки, мотивации, когнитивные схемы и эмоции.
Такой многоуровневый подход дает более точное и гибкое понимание личности и позволяет лучше понять, как различные аспекты личности взаимодействуют между собой и проявляются в различных ситуациях [D. McAdams, 1995].
Функциональность и контекстуальность личности
Современные теории типов личности фокусируются на контекстуальности личности, т.е. на том, как поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Эта идея впервые получила серьезное развитие в работах таких исследователей, как Уолтер Мишель, который утверждал, что человеческое поведение скорее зависит от конкретных ситуаций, чем от фиксированных черт личности. Например, один и тот же человек может проявлять разные черты личности в рабочей и домашней обстановке.
Это означает, что тип личности человека проявляется не просто как набор устойчивых характеристик, но как динамическая система, которая адаптируется в зависимости от контекста. В некоторых ситуациях человек может проявлять более экстравертные качества, а в других быть более интровертным в зависимости от требований окружающей среды, настроения и других факторов [W. Mischel, 1973].
Акцент на индивидуальные различия
Современное понимание типов личности уделяет особое внимание индивидуальным различиям и уникальности каждого человека. В отличие от старых моделей, которые пытались классифицировать всех людей в ограниченное число категорий, современные подходы признают, что каждый человек уникален, и его личность – это результат уникального взаимодействия генетики, опыта и среды. Индивидуальные различия становятся объектом более глубокого анализа и исследования, позволяя лучше понимать, как именно различия между людьми формируют их поведение, мышление и эмоциональные реакции.
Этот акцент на индивидуальные различия также отражает изменения в подходах к диагностике и лечению психологических проблем. Вместо того чтобы применять универсальные подходы, психотерапевты и консультанты все чаще используют персонализированные методы работы, учитывающие особенности личности каждого клиента [W. Fleeson, 2001].
Благодаря этому теории типов личности становятся все более гибкими и точными инструментами для понимания человеческой природы, что делает их полезными как в науке и практической психологии, так и в повседневной жизни каждого из нас.
И теперь давайте познакомимся с теориями типов личности, которые пользуются сегодня наибольшей популярностью среди специалистов и обычных людей, стремящихся лучше понять себя и окружающих. Но напомним, что сейчас мы представим лишь краткий обзор каждой из теорий, а уже в следующих уроках будем рассматривать каждую теорию детально.
Большая пятерка (Big Five)
Теория «Большая пятерка», также известная как модель личностных черт или пятифакторная модель личности Голдберга, берет свои корни в исследованиях середины 20 века. Первоначально она формировалась в рамках лексического подхода к изучению личности [thomas, 2024].
Исследователи, такие как Льюис Голдберг, Пол Коста и Роберт МакКрэй, изучали язык и слова, которыми люди описывают поведение и черты личности. На основе многолетних анализов и статистического обобщения выделились пять устойчивых факторов, которые повторно подтверждались в различных культурах и выборках.
Суть теории
Модель «Большая пятерка» описывает личность через пять основных черт, которые определяют различные аспекты поведения и мышления человека. Вот эти черты:
1 | Экстраверсия (Extraversion) – склонность к общительности, активности и энергичности. Люди с высоким уровнем экстраверсии часто коммуникабельны и энергичны, тогда как низкие показатели указывают на интроверсию, предпочтение уединения и тихой обстановки. |
2 | Доброжелательность (Agreeableness) – склонность быть внимательным, отзывчивым и доброжелательным к другим. Высокий уровень доброжелательности указывает на альтруизм и сочувствие, тогда как низкий – на более скептичное или даже конфликтное отношение. |
3 | Добросовестность (Conscientiousness) – склонность к организованности, дисциплине и целеустремленности. Люди с высокими показателями добросовестности обычно более аккуратны и надежны, тогда как низкие показатели могут свидетельствовать о спонтанности и склонности к беспорядку. |
4 | Нейротизм (Neuroticism) – склонность к эмоциональной нестабильности и тревожности. Высокий уровень нейротизма связан с частыми переживаниями негативных эмоций, таких как тревога и депрессия, тогда как низкий – с эмоциональной стабильностью и уверенностью. |
5 | Открытость опыту (Openness to Experience) – склонность к креативности, любопытству и новаторству. Люди с высоким уровнем открытости часто склонны к абстрактному мышлению и поиску нового, тогда как низкий уровень указывает на консерватизм и приверженность привычным подходам. |
Теория «Большая пятерка» подтверждается многими исследованиями и широко используется в психологии. Представленные пять черт были воспроизведены в разных культурах и на больших выборках людей, что указывает на универсальность данной модели.
Методы измерения, такие, к примеру, как NEO-PI-R, разработанный Костой и МакКрэем, обладают высокой надежностью и валидностью, что делает их полезными как в научных исследованиях, так и в прикладной психологии, включая управление персоналом и психотерапию [Assessment Centre, 2024].
Критика
Несмотря на широкое признание, тест «Большая пятерка» подвергается критике по нескольким направлениям. Во-первых, ее критикуют за то, что она слишком упрощает сложную природу личности, ограничивая ее пятью базовыми чертами [J. Block, 2010].
Некоторые исследователи утверждают, что модель не учитывает важные аспекты личности, такие как мотивация или психодинамические процессы. Также модель критикуется за недостаточную объяснительную силу в плане того, как черты личности взаимодействуют с конкретными жизненными ситуациями [S. Srivastava, 2010].
И все же «Большая пятерка» остается одной из наиболее признанных и исследованных теорий личности. Ее простота, универсальность и эмпирическая база делают ее полезным инструментом для оценки и понимания индивидуальных различий, хотя она не свободна от ограничений и критики.
Типология Майерс-Бриггс (The Myers-Briggs Type Indicator, MBTI)
Типология Майерс-Бриггс была разработана в середине 20 века Кэтрин Кук Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс Майерс. Вдохновленные работами швейцарского психиатра Карла Густава Юнга о психологических типах, они стремились создать систему, которая могла бы помочь людям лучше понимать свои предпочтения в восприятии и принятии решений.
Первая версия MBTI была разработана во время Второй мировой войны и предназначалась для применения в военных и профессиональных контекстах, чтобы улучшить совместимость людей в командах и распределение ролей [ENCYCLOpedia, 2018]. Но уже в 50-60-е годы о типологии положительно отзывались видные ученые, были проведены новые опыты, позволяющие уточнить методику.
Суть теории
MBTI классифицирует людей по четырем парам дихотомий, составляющих 16 типов личности. Вот эти дихотомии:
1 | Экстраверсия (E) – Интроверсия (I): ориентация человека на внешний мир (общение и действие) или на внутренний мир (размышления и идеи). |
2 | Сенсорика (S) – Интуиция (N): способ восприятия информации через конкретные данные и детали (сенсорика) или через абстрактные идеи и возможности (интуиция). |
3 | Мышление (T) – Чувствование (F): подход к принятию решений на основе логики и объективного анализа (мышление) или на основе эмоций и ценностей (чувствование). |
4 | Суждение (J) – Восприятие (P): склонность к организованности и планированию (суждение) или к гибкости и спонтанности (восприятие). |
На основе комбинации этих предпочтений формируются 16 типов личности, например, ISTJ (интроверт, сенсорик, логик, судящий) или ENFP (экстраверт, интуит, эмпат, воспринимающий) и т.д.
MBTI широко используется в различных сферах, включая управление персоналом, психологическое консультирование и личностное развитие. Однако научная поддержка MBTI остается спорной.
Некоторые исследования показывают, что модель типов личности по Майерс-Бригс имеет определенную надежность и предсказательную способность в отношении предпочтений поведения и выбора карьеры. В частности, исследования подтверждают стабильность типологических предпочтений на протяжении времени, что может говорить о частичной валидности модели [VeryWellMind, 2023].
Тем не менее, исследования демонстрируют смешанные результаты относительно способности теста Майерс-Бриггс предсказывать жизненные исходы, такие как профессиональный успех или личные взаимоотношения. Хотя типология Майерс-Бриггс может быть полезна в понимании личностных предпочтений, она не всегда точно предсказывает поведение в реальных ситуациях.
Критика
Типы личности по MBTI подвергаются критике за ряд недостатков. Во-первых, одна из главных проблем заключается в том, что модель базируется на дихотомиях, в то время как большинство черт личности существует на континууме. Люди часто не попадают строго в одну категорию, что ограничивает точность описания их личности [Live Science, 2019].
Во-вторых, критики отмечают недостаток эмпирической поддержки MBTI. Несмотря на популярность методики, многочисленные исследования показывают, что тест MBTI имеет низкую валидность и не всегда коррелирует с другими признанными моделями личности, такими как, к примеру, «Большая пятерка». Более того, отсутствие надежной научной базы вызывает сомнения в пригодности типологии MBTI для серьезных психологических исследований [StackExchange, 2012].
В целом же несмотря на то, что научная обоснованности типологии Майерс-Бриггс остается спорной, она является одной из самых популярных типологий личности. Она может быть полезна в контексте самопознания и межличностных отношений. Но при этом следует помнить, что ограничения теории делают ее менее надежным инструментом для научных исследований и практической психологии.
Теория темпераментов (Temperament Theory)
Теория темпераментов имеет древние корни и является одной из старейших типологий личности. Ее истоки уходят к работам древнегреческого врача Гиппократа (5-4 века до н.э.), который предположил, что типы темпераментов связаны с преобладанием определенных телесных жидкостей: крови, слизи, черной желчи и желтой желчи [RAJRAS, 2020].
Эти идеи были развиты Галеном (2 век н.э.), который описал четыре классических типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. А в 18-19 веках теория подверглась пересмотру в свете новых научных данных, но основные типы в теории темперамента продолжили оставаться частью психологического анализа [Knowlea, 2020].
Суть теории
В теории темперамента предполагается, что личность каждого человека может быть описана через один из четырех основных типов темпераментов, которые различаются по эмоциональной реакции и степени активности:
- Сангвиник – активный, жизнерадостный, энергичный человек, склонный к быстрой смене настроения и энтузиазму. Быстро адаптируется к изменениям и любит общение.
- Холерик – активный, вспыльчивый и решительный человек, склонный к резким эмоциональным всплескам и энергичным действиям. Целеустремлен и легко раздражается.
- Меланхолик – пассивный, склонный к переживаниям и самоанализу человек. Чувствителен к стрессу и часто испытывает беспокойство или печаль.
- Флегматик.
Эти типы описывают устойчивые паттерны поведения и эмоциональных реакций, которые проявляются у каждого человека на протяжении жизни.
В 19 и 20 веках теория темпераментов была переосмыслена в свете современных исследований. Например, в работах Ганса Айзенка теория темпераментов была связана с биологическими основами, такими как уровень возбуждения нервной системы. Айзенк предложил связь темпераментов с экстраверсией и невротизмом, что легло в основу его трехфакторной модели личности (PEN-модель) [H. J. Eysenck, 1967].
Современные исследования также связывают темперамент с биологическими факторами, такими как генетика и нейрофизиология, что привело к развитию более сложных моделей темперамента, включающих в себя такие измерения, как эмоциональная реактивность и уровень активности [HelpfulProfessor, 2023]. Но даже при всей своей истории и значимости теория темпераментов не лишена недостатков.
Критика
Критики теории темперамента указывают на ее чрезмерную упрощенность. Одной из главных проблем является то, что она основана на древней гуморальной теории, которая давно утратила научную обоснованность. Современная психология рассматривает личность как более сложную и многомерную структуру, чем четыре базовых типа [La Psicologia de Todo, 2021].
Критики также указывают на недостаток эмпирической поддержки классической модели темпераментов. Хотя современная наука признает роль биологических факторов в формировании личности, идея четырех фиксированных типов не поддерживается многими исследованиями. Модели, такие как «Большая пятёрка» или теории, основанные на когнитивных и поведенческих характеристиках, считаются более точными в описании индивидуальных различий [T. Alexander, C. Stella, 1977].
Тем не менее, типология темпераментов остается одной из самых популярных и востребованных в массовой культуре и используется во многих формах психотерапии и педагогики, особенно с целью быстрого и упрощенного объяснения человеческого поведения.
Эннеаграмма личности (Enneagram of Personality)
Эннеаграмма личности, или просто Эннеаграмма, имеет сложную и спорную историю происхождения. Ее корни уходят в мистические традиции древнего Ближнего Востока и раннего христианства, однако современная система была разработана в 20 веке [Ranker, 2021].
Одной из ключевых фигур в ее развитии был боливийский философ и мистик Оскар Ичазо, который в 1950-х годах разработал модель девяти типов личности, соединяя древние идеи с современными психологическими концепциями.
Позже американский психиатр Клаудио Наранхо внес значительный вклад в популяризацию эннеаграммы, адаптировав ее для западной аудитории и интегрировав элементы психоанализа и психотерапии [EnneagramUserGuide, 2024].
Суть теории
Эннеаграмма описывает девять различных типов личности, каждый из которых характеризуется определенными мотивами, страхами и способами взаимодействия с окружающим миром. Эти типы представлены в виде девяти точек на диаграмме, где каждый тип связан с двумя соседними типами через так называемые «крылья». Также внутри диаграммы существуют линии, которые связывают типы друг с другом, что отражает динамические изменения личности в условиях стресса или благополучия:
Каждый из девяти типов личности можно кратко описать следующим образом:
- Перфекционист/Реформатор (Тип 1) – стремится к порядку и совершенству, чувствует ответственность за улучшение мира.
- Помощник (Тип 2) – мотивирован потребностью помогать другим и получать любовь в ответ.
- Достигатор (Тип 3) – ориентирован на успех, стремится к признанию и достижению целей.
- Индивидуалист (Тип 4) – чувствительный и эмоциональный, сосредоточен на своей уникальности и внутреннем мире.
- Исследователь/Наблюдатель (Тип 5) – наблюдательный и аналитический, предпочитает уединение и интеллектуальное понимание мира.
- Лоялист/Скептик (Тип 6) – стремится к безопасности и стабильности, часто испытывает тревогу и неуверенность.
- Энтузиаст (Тип 7) – любит приключения и новые возможности, избегает боли и ограничений.
- Лидер/Босс (Тип 8) – стремится к власти и контролю, защищает свою независимость и часто принимает на себя ответственность.
- Миротворец (Тип 9) – ищет гармонию и мир, избегает конфликтов и стремится поддерживать спокойствие.
Эннеаграмма также описывает, как каждый тип личности человека может изменяться в зависимости от обстоятельств: в условиях стресса или при достижении личного роста человек может временно проявлять черты другого типа.
Тем не менее, система привлекла внимание в психотерапевтических кругах благодаря своей способности углублять самоосознание и помогать в личностном развитии. Некоторые практикующие используют ее как инструмент для анализа глубинных мотивов поведения и выявления путей для самосовершенствования. Есть данные, что Эннеаграмма может быть полезна для улучшения межличностных отношений и работы в командах, но ее научная база остается ограниченной.
Критика
Основная критика эннеаграммы исходит из-за ее недостаточной научной обоснованности. Несмотря на ее популярность в некоторых кругах, она не прошла строгую валидацию в психологических исследованиях.
Критики указывают на отсутствие статистической надежности и эмпирической доказательной базы. Большинство исследований Эннеаграммы проводилось вне академических кругов и часто опирается на субъективные отчеты и наблюдения, что делает ее менее надежной в сравнении с другими теориями личности.
Другой аспект критики касается ее духовной природы. Некоторые исследователи считают, что Эннеаграмма больше относится к сфере духовности и личностного развития, чем к строгой психологии, и может быть полезной для самопознания, но не для диагностики или предсказания поведения [R. A. Newgent, 2001].
Кроме того, эннеаграмма часто критикуется за свою склонность к типологизации и ограничению личности девятью фиксированными категориями, что может не учитывать всю сложность и вариативность человеческой психики [E. F. Edinger, 2003].
Но в целом, Эннеаграмма личности – это интересная модель, которая предлагает уникальный взгляд на человеческие типы и мотивы действий. Она может быть полезной в контексте личностного развития и самоанализа. А вот с точки зрения современной психологии, требует более глубокого изучения и валидации, прежде чем ее можно будет рассматривать как надежный инструмент для научного анализа личности.
И все же каждая из представленных теорий по-своему интересна и заслуживает внимания, ведь совсем недаром они вошли в арсенал инструментов изучения личности множества ученых, психологов и самостоятельных исследователей. В последующих уроках мы подробно рассмотрим каждую из перечисленных типологий и научимся их применять. И по ходу курса вы сможете сделать выбор: какая же из теорий подходит более всего лично вам.
Пока же предлагаем сделать небольшой перерыв и пройти тест на закрепление материала урока.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В следующем уроке мы подробно изучим теорию большой пятерки.