ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 6. Избавление от безграмотности на письме. Преодоление нежелания заниматься

Урок 6. Избавление от безграмотности на письме. Преодоление нежелания заниматьсяМногие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.

Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?

Что же касается взрослых, то и для них умение грамотно писать крайне важно. К примеру, если человек пишет на «своем» языке, делая неправильные окончания, ставя в слова не те буквы и т.д., его попросту могут не принять всерьез – не принять на работу, не обратить внимания на заявление, пренебрежительно отнестись к составлению договора и т.д.

Чтобы ваш ребенок лучше уяснил для себя значение грамотности в жизни, попросите его самому назвать вам несколько примеров, где может понадобиться умение грамотно писать. Вполне возможно, он придумает реальные ситуации, но если у него возникнут затруднения, задайте ему несколько наводящих вопросов:

  • Ты бы хотел, чтобы тебя уважали одноклассники и учителя?
  • Ты бы хотел уметь доходчиво и правильно доносить свои мысли до других?
  • Ты бы хотел, чтобы тебя считали способным и умным человеком?
  • Ты бы хотел быть успешным в жизни и всегда добиваться целей?

Объясните, что все это зависит от многих факторов, и грамотность занимает среди них далеко не последнее место. А когда проведете небольшую познавательную беседу, попробуйте определить, насколько грамотен ваш ребенок, чтобы понять, как выстраивать обучение дальше.

Содержание:

Показатели грамотности для детей разных возрастов

Показателем грамотности для любого ребенка является, как правило, его способность правильно писать слова, которые он знает (изучает в школе). Но нередко детей оценивают и по их умению предполагать написание незнакомых слов с основой на опыт и правила орфографии. Если же обобщить требования к грамотности вообще, для детей разных возрастных групп они могут немного разниться:

  • Дети в 6 лет должны правильно писать простые слова, которые пишутся так же, как и слышатся, например: «лесом», «полем», «стадо», «ручка», «рукавица» и т.п.
  • Дети в 8 лет должны правильно писать словарные слова (слова, не предполагающие проверочных слов, например: «багровый», «береза», «аллея» и т.п.) и слова с двойными согласными, например: «рассказ», «группа», «балл» и т.д.
  • Дети в 9 лет должны правильно писать слова, часто использующиеся в обычной жизни, например, адреса, названия предметов в школе и т.д., а также базовые названия, такие как названия городов, стран, месяцев, дней недели и т.д.
  • Дети в 10 лет должны правильно писать всевозможные термины и исторические слова.

На эти показатели должны ориентироваться и вы – они сразу же дадут вам понять, в каком направлении двигаться, чтобы не повторять пройденный материал, идти вперед и избавляться от безграмотности. А в самом процессе вы можете использовать специальные орфографические упражнения и игры.

Орфографические упражнения и игры

Игры – один из самых интересных, веселых и эффективных методов обучения любому навыку, и грамотное письмо – не исключение. Упражнения и игры, о которых мы расскажем, подходят детям от 6 лет. Всего же мы предлагаем 5 игр.

1

Игра «Юный следопыт»

Первая игра относится к категории настольных. Для нее вам нужно приготовить словарь, карандаши и два листа бумаги. Попросите ребенка открыть словарь, найти любое длинное слово и выписать его на лист большими буквами, например, слово «аквариум». После этого вместе с ребенком ищите маленькие слова, которые можно составить из букв основного. В нашем случае это могут быть слова «аква», «рим», «мир», «рак», «мука», «рука» и т.д.

2

Игра «Догадайся или сдавайся»

Играть в эту игру можно и дома, и на улице, и в автобусе и в любом другом месте. Один из вас загадывает слово и обрисовывает в общих чертах смысловую категорию. Затем он называет первую и последнюю буквы загаданного слова. Если второй игрок догадался, он по буквам говорит, что это за слово, и называет количество букв. Советуем вам иногда поддаваться, чтобы ребенку было легче играть.

3

Игра «Буквы-карточки»

Играя в такую игру, ваш ребенок быстро выучит сложные и проблемные в написании слова. Для игры вам нужно на отдельных листах бумаги написать все буквы алфавита (в качестве альтернативы подойдут и карточки с буквами, которые можно найти в любом книжном магазине).

Вы называете слово, а ребенок выбирает из набора буквы и выкладывает в нужном порядке. Если слово составлено неверно, узнайте, где ошибка. Если все верно, переверните одну букву и попросите ученика назвать ее. Также можно усложнять задачу, переворачивая сразу несколько букв.

Затем можете попросить ребенка написать новое слово в тетрадке. Если при написании будут допущены ошибки, вернитесь к карточкам, сымитируйте ошибку и попросите ребенка исправить ее. После этого снова приступайте к написанию слова.

4

Игра «Веер слов»

Еще одна игра из категории настольных. Приготовьте карандаши и два листа бумаги, и придумайте задание для отбора слов. К примеру, вы можете выбрать слова:

  • С конкретным количеством букв
  • С началом на конкретную букву
  • С окончанием на конкретную букву
  • Относящиеся к конкретной группе (герои сказок, профессии, страны, животные и т.д.)

Теперь вы и ребенок должны написать по одному слову на своих листах, а затем сложить гармошкой. Точно так же пишутся и остальные слова. В итоге из листа должен получиться веер. Как только это будет сделано, меняйтесь листами и проверяйте правильность написанных слов, ставя возле написанных неверно вопросы (можно специально делать ошибки, проверяя внимательность ребенка).

Если ученик сам видит ошибку, вы ничего не делаете, но если он ошибку не видит, рядом с неправильным вариантом (на другой стороне веера) вы пишете правильный, но уже другим цветом. Смысл игры – сделать так, чтобы с одной стороны веер остался абсолютно чистым.

5

Игра для устранения пунктуационных ошибок

Затруднения с расстановкой знаков препинания – одна из самых распространенных проблем среди детей. Если и вам это знакомо, можете поступать следующим образом: вместе с ребенком пишите небольшие рассказы на любую тему, состоящие из 5-6 предложений. Во время написания и вы, и он специально должны делать ошибки в пунктуации. После написания меняйтесь рассказами, перечитывайте и исправляйте ошибки цветным карандашом. Любая ошибка должна быть обоснована – почему должна стоять запятая, двоеточие, кавычки и т.п.

Помимо вышеперечисленных игр, если ваше чадо уже показывает на письме определенные успехи, можете приобрести такие популярные игры, как «Эрудит» или «Скрэббл» (о других настольных играх для детей читайте здесь). Лучше и веселее играть парами, в каждой из которых по одному ребенку и взрослому.

Но игры – играми, а занятия все-таки есть занятия. Бывает так, что дети играть-то не хотят, что уж говорить об учебе. Вполне вероятно, что и у вашего ребенка не всегда есть желание садиться за занятия. Может быть, он вообще не хочет заниматься правописанием, и все ваши попытки усадить его за стол и взяться за уроки тщетны. Чтобы повлиять на ситуацию в положительном ключе, возьмите на вооружение несколько советов.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься

На помощь родителям детей, не желающих учиться правописанию, придут следующие рекомендации:

  • Чтобы заниматься ребенку было приятно, все упражнения должны начинаться с легкого позитивного напутствия. Это благоприятно воздействует на самооценку ученика, поднимает настроение и мотивирует к учебе.
  • Заниматься следует систематически, но не долго. Хороший вариант – 10-15 минут в день. А чтобы ребенок не думал, что вы вводите его в заблуждение, можете засечь время и установить будильник. Но смотрите, чтобы ученик не видел таймер, т.к. он постоянно будет его отвлекать. Носите часы с собой или положите туда, где они будут незаметны. Заканчивать занятия нужно со звонком будильника, даже если задание не завершено.
  • В процессе изучения правил не возбраняется использование интернета. В Сети есть множество упражнений с наглядными примерами, поговорок и стишков, делающих запоминание информации значительно легче.
  • Чтобы слова лучше отпечатывались в сознании ребенка, называйте ему схожие по звучанию слова, например, к слову «мозг» подойдут слова «воск», «лоск», «киоск» и т.п.
  • Чтобы нагрузка на детский мозг была меньше, эффективно использовать ассоциации. К примеру, к слову «тайна» можно ассоциативно подобрать слова «тайно», «тайный», «втайне», «тайник», «потаенный», «таинственный» и другие. Эти слова можно записывать и составлять предложения с ними.
  • Если ребенок пишет не очень красиво, не обращайте на это его внимания, иначе он будет отвлекаться на правильное выведение букв, а не на грамотное написание. Оставьте написание на другое время, а ребенку давайте задания выкладывать слова карточками с буквами.
  • Как можно чаще хвалите свое чадо за любые успехи. Написал правильно какое-то слово – похвалите, вспомнил трудный термин – похвалите, не ошибся там, где ошибся вчера – похвалите! Помните, что похвалы много не бывает.
  • Чтобы ребенок был горд за свои достижения, найдите работу, где он не совершил ни одной ошибки, и сфотографируйте ее. Можно даже поставить ее в рамочку для фотографий. А когда кто-то будет приходить в гости – демонстрируйте успех ученика. Одобрение окружающих мотивирует очень хорошо.
  • Если ученик противится занятиям, попросите его обосновать свое нежелание, а затем согласитесь с ребенком. К примеру, скажите: «Прекрасно тебя понимаю. У тебя вчера не получилось написать диктант. Но чего ты боишься? Что не выйдет снова? Ну и пусть не выйдет, ты ведь еще только учишься, а я постоянно замечаю у тебя прогресс». Ребенок должен осознать, что вы его понимаете, и что все неудачи – это лишь вопрос времени и занятий.
  • Ни в коем случае не рассказывайте своему чаду о собственных ошибках. Не приводите отрицательных примеров. Делайте наоборот – рассказывайте об успехах: как учились вы, как стала грамотной бабушка, как знание русского языка помогло в жизни папе и т.п. Старайтесь приводить примеры с людьми, знакомыми ученику и служащими для него авторитетом.
  • Сделайте словарь настольной книгой ребенка. Давайте ему задание ежедневно читать по странице из словаря. На этой уходит не больше 5-10 минут, а результат с лихвой оправдает затраченное время и усилия.

Кстати, по поводу словаря тоже следует поговорить отдельно, ведь множество детей воспринимают эту полезную книгу, как какого-то «кровного врага», а не помощника. Но словарь – это один из тех мощных инструментов, используя которые ребенок может очень быстро «поднатаскаться» в русском языке и стать настоящим грамотеем.

Правильная работа со словарем

Некоторые мамы и папы, увидев в «писанине» своего подопечного какую-то ошибку, указывают властным перстом на толстенный словарь и заставляют искать проблемное слово. Такая «методика» действует на психику ребенка раздражающе, вследствие чего он, естественно, терпеть не может словари. К тому же со словарями нужно долго возиться, а это ужасно скучно.

Чтобы ваш доморощенный ученик начал воспринимать словарь в качестве помощника, вы должны помочь ему перестать испытывать по поводу него негативные эмоции. Для этого нужно-то всего лишь раз в неделю ради интереса вместе с ребенком листать страницы «заветной книги». Попросите его помочь вам найти какой-то термин, сказать, как он правильно пишется или что означает. Охотно помогая вам, ребенок, сам того не осознавая, поймет пользу словаря, и в случае затруднения будет к нему обращаться. Вам останется только купить для него новенький красивый словарь и положить на стол. Можно даже ничего не говорить по этому поводу.

Что же касается техники использования словаря детьми, то здесь основная причина затруднений состоит в том, что в словарях, как правило, не всегда легко сориентироваться. Научите ребенка открывать словарь на страницах с конкретными буквами, расскажите, для чего пишутся слова наверху каждой страницы, объясните удобство этого приема.

Отличный вариант словаря для ребенка – это его собственный словарь. Возьмите красивую толстую тетрадь с тематической обложкой и записывайте в нее проблемные для вашего чада слова. Приучите ученика самостоятельно вносить в словарь слова, с которыми у него возникают затруднения.

И, подводя итог этому большому уроку, мы расскажем вам о принципах, на которых должно выстраиваться выполнение ребенком домашних заданий. Это будет полезно и если ребенок уже ходит в школу, и если он только готовится к первому классу.

Как выполнять домашние задания

Нижеизложенные принципы были составлены известным педагогом с многолетним опытом работы и основателем и директором центра «Как воспитать ребенка, который слушает, слышит и понимает» в Лондоне – Ноэль Дженис-Нортон (для интереса и пользы можете почитать ее книгу «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки»).

Педагог считает, что выполнение любого домашнего задания должно строиться на трех этапах:

В ключе темы правописания каждый из этапов может выглядеть так:

1

Мозговой штурм

Для начала вам нужно подготовить личный словарь своего ребенка, где собраны все сложные для него слова. Делая уроки, ребенок должен всегда фиксировать этот словарь в поле зрения. Далее вы читаете задание, которое нужно выполнить, и выясняете, какие у ученика есть вопросы или сложности с его выполнением. Узнав эту информацию, спросите, как он планирует решать проблему, и дайте несколько советов. Затем пусть ребенок приступает к работе.

2

Самостоятельная работа

Когда ученик выполняет задания, вы не должны ему помогать, даже если он что-то спрашивает (изначально предупредите его об этом). В доступе ребенка есть его помощник – словарь, которым он может свободно распоряжаться. Вы не должны давать даже намека на правильные ответы. Это позволит ребенку, во-первых, почувствовать спортивный интерес к уроку, а во-вторых, укажет ему на то, что он несет полную ответственность за свои действия.

3

Исправление ошибок

Помните, что открыто демонстрировать ребенку его ошибки нельзя. Поэтому работу над ошибками следует начинать с указания на то, что выполнено верно, и только потом переходить к ошибкам, указывая на них как можно мягче и тактичнее. Так вы заинтересуете ученика процессом и добавите ему уверенности в своих силах. Когда же дело дойдет до недочетов, пусть ребенок старается сам их исправить. А новые слова вместе с ним заносите в словарь.

Представленный метод вполне применим не только к правописанию, но и к чтению, счету и другим направлениям обучения. Помните о том, что грамотность не всегда бывает врожденной, но, по сути, это навык, а значит, ее всегда можно развить и закрепить, одновременно прививая ребенку тягу к знаниям и стремление к успеху.

После освоения основных составляющих письма самое время переходить к написанию сочинений – это умение можно назвать заключительным. Поэтому в восьмом уроке мы расскажем, с чего начинать обучение ребенка написанию сочинений, по какому алгоритму проходит работа над сочинениями, а также представим особенности разных видов сочинений и подскажем, как научить ребенка работать с материалами из интернета.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.