Меню курса

Урок 4. Письмо прописью

Урок 4. Изучение чисел Несмотря на то, что обучение детей правильному письму является одной из важнейших задач школьной системы образования, а надлежащая дошкольная подготовка всегда приветствуется, требование к этой самой дошкольной подготовке есть только одно – чтобы ребенок знал алфавит. Что же касается навыка красивого написания букв, то здесь все – как бог на душу положит – для «зачисления» в первоклассники этого не требуется.

Но и заботливые родители в свою очередь не хотят пускать развитие своего чада на самотек или перекладывать ответственность за это на плечи единственно педагогов. Поэтому и дошкольные занятия письмом – далеко не редкость. И тут мы вновь возвращаемся к наблюдениям учителей: было замечено, что дети, обучавшиеся письму в домашних условиях еще до школы, придя в первый класс, зачастую пишут хуже тех, кто начал осваивать столь трудный навык уже за партой.

Помимо рассмотренных нами в прошлом уроке причин этому, можно выделить еще одну: любой приобретенный навык может хорошо развиваться лишь, если он востребован на практике. Другими словами – если начинать учить ребенка писать прописью в дошкольном возрасте, чтобы он не растерял свои умения, он должен каждый день выполнять задания, связанные с письмом.

А еще есть другой вариант: ребенок научился писать рано, но применяет свое умение от случая к случаю, т.е. нерегулярно и нестабильно. В такой ситуации, даже если ребенку «поставили» хороший почерк, к моменту школьных занятий его письмо становится набором трудночитаемых символов.

По этим, а также другим уже известным вам причинам, мы еще раз обращаем ваше внимание: взявшись за дошкольное обучение своего чада письму, делайте это, во-первых, последовательно, а во-вторых, ни в коем случае не бросайте начатое на полпути. Развивайте и тренируйте навыки ребенка систематически, используя для этого специальные задания и пособия.

Содержание:

Задания на тренировку навыка письма

Если ручка вашего дитятки уже натренирована и подготовлена к письму, это очень хорошо, ведь разобраться с написанием прописных букв ему будет значительно легче. Однако это вовсе не повод оставлять занятия по разработке кисти и пальцев, развитию координации и уверенных движений. Если раньше вы учили дитя рисовать кружочки, черточки, палочки, штрихи и загогулинки, то теперь его работа существенно усложнится, ведь прописные буквы нужно и выводить более искусно, и уметь красиво соединять.

Начать занятия по освоению письма прописью можно с таких упражнений:

  • Давайте ребенку задания рисовать по точкам. Соединяя расположенные на листе линии и получая какое-то изображение, ребенок будет развивать движения руки, плавность, ритмичность и скорость рисования, которое вскоре станет письмом.
  • Давайте ребенку задания, где требуется проводить ровные небольшие линии, не используя линейку. Линии должны быть вертикальными, горизонтальными и диагональными. Каждая такая линия – основа какой-то буквы.
  • Давайте ребенку задания по рисованию элементарных геометрических фигур (квадратов, окружностей, овалов, треугольников), прерывистых и волнистых линий, маленьких и больших кругов. Все это превосходно тренирует пишущую руку и готовит ее к более сложным упражнениям.

Задания такого рода вы можете подготавливать самостоятельно в домашних условиях, а можете использовать специальные прописи для детей-дошколят, например, пособия И. Г. Медеева, К. В. Шевелева, И. Л. Вельской и других авторов. Но и выбор пособий – дело тонкое, и этому вопросу тоже стоит уделить внимание.

Пособия для тренировки навыка письма

Естественно, главный и основной помощник в процессе обучения ребенка письму прописными буквами – это пропись. Прописями называются специальные дидактические пособия, в которых собрана масса примеров, как именно ученик должен правильно писать буквы, их отдельные элементы и соединения.

Но не стоит торопиться приобретать школьные прописи, т.к. рассчитаны они на работу на уроках, а значит, подразумевают не очень много времени, отведенного для занятий по чистописанию. Соответственно, и самих заданий в них не много, и для систематической работы на дому их будет недостаточно. Исходя из этого, для эффективного обучения ребенка письму в домашних условиях, а также для постановки красивого почерка необходимо найти дополнительные прописи – специально для домашних уроков.

Какие прописи выбирать

Сегодня на рынке обучающих пособий встречается великое множество их вариантов, а потому нередко родители затрудняются с выбором. Выбирать же следует внимательно, т.к. дело касается такого серьезного навыка, как письмо. Далее мы расскажем о том, какой должна быть пропись для домашнего обучения, и какие задания в ней должны содержаться, чтобы время, силы и деньги не были потрачены впустую.

Итак, самые главные нюансы:

  • Образцы букв в прописях должны повторяться несколько раз подряд на одной строке (часто бывает, что они повторяются буквально пару раз в начале строки).
     
  • Обучение письму должно начинаться в прописи не с букв, а с их элементов, т.е. петелек, закругленных линий, крючков и других частей. Освоив базовые элементы, ваше чадо будет справляться с цельными буквами быстрее и лучше.
  • Пропись не должна быть слишком яркой, красочной и вычурной, ведь это инструмент для работы, а не книжка-раскраска или тетрадка для забавы. Ребенок должен концентрироваться на написании букв и их составляющих, а не на разглядывании картинок, чтении стишков и т.п.

По сути, это основные нюансы, служащие показателем хорошей прописи. Если вы подберете именно такую (или несколько таких), результаты будут вас только радовать. К тому же, по мере выполнения всех заданий в пособии, его не нужно выбрасывать. Просто распечатайте нужные листы, и у вас получится огромный запас наглядного материала для оттачивания ребенком правильного письма.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Когда ваш ребенок будет работать с прописью, вы наверняка заметите, что он торопится писать буквы, ведь он думает, что чем быстрее он заполнит строчку, тем скорее будет отдыхать. Допускать этого нельзя, т.к. все занятия будут сводиться к формуле «скорее бы закончить». Поэтому покажите своему чаду, что прописей у вас более чем достаточно, и что его спешка не имеет никакого смысла. Так вы замотивируете его к качественной, а не к быстрой работе.

Но и это еще не все. Просто учить ребенка писать – это одно, а делать это правильно, ответственно и профессионально – совсем другое. Нельзя лишь посадить юного ученика за стол, показать ручку с прописью и дать задание писать. Эффективные уроки нужно уметь проводить, по причине чего мы и хотим познакомить вам со стандартным алгоритмом проведения домашних занятий.

Как проводить домашние занятия

Представленный алгоритм достаточно прост для реализации на практике. Но для достижения успеха и получения максимального результата от домашних занятий нужно немного подготовиться. Таким образом, приготовьте:

  • Образцы букв (картинки, кубики, магниты и т.п.)
  • Пропись
  • Картинки (буквы, элементы букв, звуки, обозначаемые конкретными буквами)
  • Карандаш или ручку

Заранее предупредите ребенка, что скоро вы будете с ним заниматься чистописанием. Как только все будет готово, попросите свое чадо сесть за стол и выполнять предлагаемые вами задания. Сами же давайте ему подробные инструкции.

Алгоритм домашних занятий состоит из семи пунктов, которым нужно следовать:

  1. Удостоверьтесь в том, что ребенок правильно понимает разницу между большими и маленькими буквами вообще, хотя бы примерно знает, как пишется конкретная буква в большом и маленьком вариантах, помнит названия и букв и обозначаемые ими звуки. В качестве вспомогательных инструментов, оживляющих процесс и делающих его интереснее, можете использовать загадки, пословицы, картинки. Важно, чтобы в детском сознании прочно закрепилась информация о каждой букве.
  2. Продемонстрируйте ученику изображение с конкретной буквой и обозначаемым ей звуком. Помогите рассмотреть картинку, попросите назвать ассоциации, например, на что похожа буква «о» (на колесико) или буква «г» (на червячка), о чем напоминает буква «ж» (о жирафе) или буква «з» (о зебре) и т.д. Ассоциируя букву с чем-либо, ребенку будет проще запомнить и ее саму, и ее написание, а вы возьмите эти ассоциации на вооружение.
  3. Когда ребенок выскажет вам свои идеи, покажите ему подготовленные вами иллюстрации. Возможно, какие-то из них больше понравятся и запомнятся ему, а возможно для каких-то букв он и вовсе не смог подобрать подходящих слов. Тем самым вы облегчите ему задачу сохранить в голове информацию о буквах.
  4. Сначала расскажите ребенку о самых простых элементах прописных букв. Продемонстрируйте ему вертикальные палочки с закруглениями снизу и сверху. Для этого используйте подготовленные картинки. Пусть ученик внимательно рассмотрит и изучит каждый элемент, и попробует несколько раз обвести его по точкам. Для практической работы используйте детские прописи. Обращайте внимание своего подопечного на границы строк при написании букв, объясняйте, что он не должен выходить за них. Попрактиковавшись вместе, давайте задания для самостоятельного выполнения.
  5. Посмотрите на работу ребенка. Внимательно оцените его текущие способности и постарайтесь понять, в чем состоят недочеты. На ошибки указывайте тактично, чтобы не задеть чувств ученика, не кричите и не проявляйте недовольства. Сядьте вместе с подопечным и еще раз повторите написание изучаемых букв. Покажите, как пишутся элементы и как они соединяются в цельную букву. Можете взять в свою руку руку ребенка и начать выводить буквы вместе. Движения должны быть медленными, чтобы он успевал их запомнить, а также должны сопровождаться вашими комментариями по написанию каждого элемента («Сначала появляется палочка, затем сверху из нее выхолит загнутая вниз линия – так получается буква «Р» и т.п.). Работая с прописями, обязательно напоминайте, что буквы нужно писать под небольшим наклоном.
  6. Однообразные занятия могут наскучить ребенку, поэтому время от времени используйте незнакомые методы обучения. Так, можно вспомнить ритмический метод обучения детей письму, когда буквы пишутся под счет. Например, вы говорите «Раз», и ребенок делает прямую палочку, вы говорите «Два», и ребенок делает внизу закругление, вы говорите «Три», и ребенок делает новую палочку, и в результате получается буква «и». Разберитесь в элементах всех букв, и давайте ученику задания под счет на разные буквы.
  7. Когда первичные навыки написания прописных букв будут освоены, можно переходить к красивому написанию букв в тетрадках. Опять же, сначала ребенок пусть обводит буквы по точкам, затем – без точек. После букв переходите к слогам и соединениям букв. На последнем этапе начинайте писать слова (от простых – к сложным) и предложения.

Как вы и сами могли заметить, алгоритм достаточно простой. Но основная сложность состоит не в том, чтобы выполнить действия правильно, а в том, чтобы систематически снабжать ребенка потоком информации и практическими заданиями на закрепление навыков. Параллельно этому требуется проявлять к активности ребенка повышенное внимание, тщательно отслеживать прохождение каждого этапа, фиксировать ошибки и сразу же исправлять их. Далеко не каждый родитель, не имея соответствующих знаний и навыков, способен выполнять все эти действия практически одновременно, максимально осознанно и на протяжении долгого времени. Если же вы в состоянии соответствовать этому условию, все карты вам в руки, ведь знаний, как все сделать правильно, у вас теперь предостаточно.

Следующий же урок мы посвятим более сложной теме – мы поговорим о том, как научить ребенка писать уже не только правильно и красиво в плане техники исполнения, но и как писать без ошибок и грамотно. Мы рассмотрим принципы обучения детей грамотному письму и методы развития навыка списывания (переписывания) и письма под диктовку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теперь поговорим о грамотном письме без ошибок.

1Дети