Меню курса

Урок 2. Как научить ребенка писать: подготовка, игры, хитрости, рекомендации

Урок 2. Как научить ребенка писать: подготовка, игры, хитрости, рекомендацииНаучить ребенка писать – задача, пусть и сложная, но вполне выполнимая, причем под силу она любому ответственному родителю. Вопрос состоит скорее в том, когда следует приниматься за дошкольное обучение, ведь если начать слишком рано, в будущем у ребенка могут появиться проблемы. Именно по этой причине первое, чему нужно уделить внимание – это развитие мелкой моторики.

Например, знаменитый педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что истоки детских способностей и талантов находятся на кончиках пальцев детей. Далеко не секрет, что с развитием мелкой моторики развиваются и соответствующие отделы мозга, тренируется мышечная память, внимание, усидчивость, т.е. происходит самая настоящая подготовка к письму. И здесь нужно «ловить момент», когда требуется сделать все, чтобы уже в первом классе ребенок мог легче учиться.

Русский невропатолог и психиатр Владимир Бехтерев предлагал обучать детей правильно держать карандаш в период от 1,5 до 2 лет, т.к. в противном случае могут неправильно усвоиться движения руки при письме (графомоторные навыки), что скажется на способности к письму в целом. Далее мы и поговорим о том, как подготовить ребенка к письму.

Содержание:

Подготовка ребенка к письму. Блок №1

В плане техники исполнения письмо можно назвать одним из самых трудоемких процессов, с которыми вообще приходится сталкиваться детям. Навык письма – это не просто хорошо развитые мелкие мышцы руки и двигательная координация, но и солидная доля терпения и усидчивости. Поэтому изначально нужно развивать данные способности, а уже потом переходить к освоению букв, буквосочетаний, слогов и слов. Помните: чем лучше вы подготовите к письму свое чадо, тем быстрее и легче он его освоит. Но что же может помочь вашему ребенку – как ученику, а вам – как педагогу?

На самом деле есть немало вспомогательных приемов, которыми вы можете воспользоваться. Рассмотрим их подробнее:

  • Игры, развивающие тактильное восприятие. С их помощью у детей тренируется чувствительность рук и развиваются навыки определения качеств объектов, например, текстуры, веса, формы, упругости и т.д. Узнавая особенности предметов, ребенок сам формирует для себя базу для правильных движений кистью руки и регулировки силы захвата. Кроме того, улучшается и мышечный тонус, благодаря чему приобретается точность движений.
  • Массаж рук. По сути, это целенаправленная гимнастика рук, оказывающая общеукрепляюще воздействие на мышечную систему, повышающая сократительную способность и эластичность мышц. В дополнение к этому массаж рук снимает моторную напряженность рук и делает пальцы более подвижными и гибкими.
  • Пальчиковые игры. Этот прием вообще занимает особое место в развитии мелкой моторики. Смысл пальчиковых игр – при помощи пальцев инсценировать события, происходящие в коротеньких зарифмованных сказках и историях. Такие игры корректируют движения пальчиков малыша относительно друг друга и по отдельности, развивают точность двигательных реакций, способствуют выработке ловкости и способности к управлению движениями, развивают способность к концентрации на одном виде активности.
  • Конструкторы и мозаики. Они не только способствуют совершенствованию двигательной координации, но и развивают осязание. Детали конструкторов и элементы мозаик могут быть совершенно разных видов, форм, размеров и цветов. Изначально рекомендуется давать малышу простые задания, например, раскладывать детальки по цвету или размеру, выкладывать полоски, дорожки, круги и т.д. Затем работа усложняется – составляющие мозаик и конструкторов используются по назначению – из них создается что-либо на основе образца или инструкции.
  • Пластилин, глина и тесто. Лепка из этих материалов отлично развивает мелку моторику, делает сильнее мышцы пальцев, помогает детям придать движениям рук «тонкость», а также закрепляет навыки осязательного изучения. Этому способствует необходимость в постоянном разминании, скатывании или сплющивании материалов.
  • Рисование. Еще один прием, улучшающий координацию кисти и пальцев. Также он способствует преодолению скованности и неуверенности движений. Интересно и то, что рисовать любят все дети, и получают от этого огромное удовольствие. К тому же рисовать можно практически где угодно, ведь для этого подходит и бумага, и картон, и песок, и снег, и запотевшие окна, и асфальт. Полезно просить ребенка обводить трафареты или переносить на бумагу картинки через кальку, а затем раскрашивать их.
  • Физические упражнения. Подобные нагрузки, основанные на хватательных движениях, замечательно тренируют мелкие мышцы рук и развивают двигательную точность. К таким упражнениям, как правило, относятся занимательные игры. Среди них:
  • Игры со шнурками. Просите ребенка завязывать, развязывать, переплетать шнурки или выкладывать из них цифры, буквы, фигуры. Шнурки должны быть цветными и яркими.
  • Игры с бусинами и пуговицами. Покажите ребенку, как нанизываются бусины на леску, и пусть он повторяет за вами, чередуя маленькие и большие бусины. А с пуговицами есть интересная игра «Лыжники»: средний и указательный пальцы ставятся в углубления пуговиц, а затем пальцами имитируются движения лыжников. Играть лучше на столе.
  • Игры с бигудями. Обычные бигуди можно катать ладошками, гнущимися и мягкими – выкладывать цифры, буквы и фигуры, а «липучки» – цеплять друг за друга.
  • Игры с носочками и мешочками. Маленькие носочки или мешочки наполняются разной крупой, а малыш мнет их, используя один или несколько пальчиков, а также ладошки. Еще можно пришить к носочку бусины, сделав таким образом «массажер», которым нужно массировать ладошки ребенка, просто надев носочек на руку.
  • Игры с перчатками. Пришейте к перчатке тканевую липучку, чтобы можно было приклеивать большой палец к остальным. Делайте это, каждый раз меняя пальцы.
  • Игра «Сухой бассейн». Насыпьте в объемную емкость крупы, гороха, фасоли, бобов, макарон, пластиковых пробок, колпачков от ручек и других мелких предметов, разбавив все это маленькими игрушками. Пусть ребенок опускает руки в этот «бассейн» и ищет игрушки.
  • Игры с зубными щетками. Возьмите свободную зубную щетку, и начните растирать ей подушечки пальцев ребенка. Начинайте с кончика пальца, постепенно спускаясь к основанию. Когда закончите со всеми пальцами, помассируйте ладошку.
  • Игры с катушками для ниток. Малыш может просто катать катушки в ладошках, а может наматывать на них нитки.

Готовя малыша к обучению письму, почаще вспоминайте о том, что залог хорошего почерка – это не раннее обучение прописным буквам, а подготовленное восприятие и развитая для письма ведущая рука.

И теперь мы расскажем вам он нескольких маленьких хитростях, которые вы сможете использовать, чтобы ребенок научился писать быстрее.

Несколько полезных хитростей для обучения

Перед тем как демонстрировать ребенку написание букв, научите его правильно держать в своей ручке то, чем ему предстоит манипулировать, т.е. ручку, карандаш или фломастер. Такие занятия вполне можно начинать с 2-2,5 лет, ведь в это время малыш уже способен улавливать и запоминать правильные движения. Более подробно о том, как научить дитя держать ручку, мы еще поговорим, а пока предлагаем ознакомиться с несколькими способами, которые позволят малышу зафиксировать в сознании верное положение кисти и пальцев.

Всего есть три простых способа:

  • Специальные насадки на ручки и карандаши. Они просто не дают ребенку брать пишущий предмет неправильно. Подобные гаджеты можно найти для правшей и левшей. Но злоупотреблять ими не стоит, а почему – вы узнаете из четвертого урока.
  • Специальные упражнения. К примеру, можно просить ребенка захватывать салфетку мизинцем и безымянным пальцем, а остальными – брать карандаш (в этом случае правильный захват будет отрабатываться естественно). Самым малышам можно давать задание «укладывать спать» карандашик: ребенок кладет карандаш на средний пальчик («в кроватку»), указательный палец кладет под головку карандаша (подкладывает «подушечку»), а сверху кладет большой пальчик (накрывает карандаш «одеялком»).
  • Специальные трехгранные карандаши и ручки. Их форма способствует тому, что пальцы ребенка автоматически принимают правильное положение (пишущий предмет обхватывается с трех сторон). Важно заметить, что чем младше малыш, тем толще следует подбирать карандаш или ручку, т.к. манипулировать тонким предметом он не сможет.

Что же касается обучения непосредственно письму, то для этого вам тоже потребуются дополнительные приемы и инструменты.

Начало обучению ребенка письму

Начинать обучать свое чадо письму рекомендуется с освоения простых палочек и штрихов – пускай малыш рисует их на бумаге в любом виде и последовательности. Понемногу он будет привыкать к положению руки и контролю движений. Когда палочки и штрихи будут освоены, переходите к незамысловатым узорам на разлинованных листах. Это будет тренировать глазомер и развивать чувство границ строки.

Далее нужно прибегнуть к использованию вспомогательных инструментов:

  • Книжки-раскраски. Раскрашивание картинок – излюбленное детьми занятие, за которым они могут проводить часы напролет.
  • Рисование. Рисуйте вместе со своим чадом такие картинки, где есть сочетания разных линий: горизонтальных, вертикальных, волнистых, прямых и т.д. Во время такого рисования у ребенка будет тренироваться глазомер и формироваться навык равномерных движений руки по бумаге.
  • Прописи. Имеются в виду не прописи с буквами, а специальные пособия с различными фигурами, изображениями, контурами, черточками и завитками. Обводить их ребенку будет очень интересно. Кстати, детские прописи служат прекрасным дополнением для раскрасок.
  • Буквы. Написание первых печатных букв нужно отложить, пока ребенок не подрастет – пока ему не исполнится 5-6 лет. Здесь-то и придет пора начинать объяснять последовательность начертания элементов букв, их особенности, пропорции и т.д. В самом начале изучайте простейшие буквы, типа «л», «а», «о» или «с», а затем переходите к более сложным. Навык должен регулярно закрепляться путем систематического повторения написания знакомых букв.

Если вы приняли решение научить свое дитятко писать, заранее настройтесь на то, что сразу будет получаться далеко не все. Первые успехи вообще будут очень скромными, т.к. дети, не умея манипулировать пишущими предметами, как правило, сильно сжимают их, отчего их ручки быстро устают.

Не нужно заниматься с малышом подолгу. Через 5 минут занятий делайте массаж или расслабляющую гимнастику: 5 раз сожмите и разожмите пальчики малыша, а затем легкими движениями помассируйте кисти и предплечья.

Не рекомендуется давать детям до 4-5 лет фломастеры и ручки, т.к. для письма с их помощью требуются лишь легкие надавливания. А вот карандаши – самое то, т.к. работа с ними всегда требует некоторых усилий, благодаря чему формируется необходимый для правильного письма нажим. Карандаши должны быть цветными и самыми простыми. Но эти вопросы мы более подробно разберем дальше.

Из четвертого урока вы узнаете, почему и чем еще чревато преждевременное обучение детей письму, познакомитесь с основными трудностями, возникающими у детей на письме, и вариантами занятий с самыми маленькими детьми. Также мы расскажем о пяти способах, позволяющих научить ребенка правильно держать ручку и карандаш.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее рассмотрим тему обучения письму самых маленьких.

1Дети