Меню курса

Урок 3. Обучение письму самых маленьких

Урок 3. Обучение письму самых маленькихВ прошлом уроке мы уже начали разговор о подготовке детей к обучению письму. Далее мы продолжим эту тему и одновременно перейдем к практике начального обучения. Как уже стало понятно, подготовка начинается еще за несколько лет до школы. Но многие родители, торопясь быстрее приступить к занятиям наспех изучают методы, но совершенно не уделяют внимания самоконтролю, т.к. только он позволяет избежать совершения наиболее распространенных ошибок. Самая главная из них – это слишком раннее начало обучения.

По мнению педагогов начальных классов, основанному на многолетнем опыте работы, родителям не стоит заниматься обучением детей в дошкольном возрасте письму (особенно прописью). И категоричность этого мнения, конечно же, основана на ряде конкретных причин:

  • Во-первых, до пяти лет дети еще просто не готовы к письму в силу возрастных физических и психических особенностей. Часто в этом возрасте не развита мелкая моторика рук, отчего плохо работают механизмы, отвечающие за нервно-мышечную регуляцию и зрительную координацию. В дополнение к этому еще окончательно не окостенели запястья и фаланги пальцев.
  • Для обучения написанию каждой буквы алфавита имеется своя схема, на которой профессиональные педагоги выстраивают свои занятия. Не имея специального образования, множество родителей неправильно учат детей, а значит, что они осваивают неверную и неэффективную технику письма.
  • Плохой почерк – распространенное явление среди детей, рано научившихся писать. Для овладения каллиграфическими навыками, ребенок должен быть обеспечен занятиями конкретно прописными буквами как минимум на час в день, а давать такую нагрузку дошкольникам нельзя. Кроме того, все это время нужно тщательно наблюдать за тем, как ребенок отображает на бумаге различные элементы букв, но родители и сами не всегда в состоянии следовать этому условию.
  • Родители не уделяют внимания формированию и развитию пространственной ориентации детей. Вследствие этого дети не могут быстро и уверенно сориентироваться в характеристиках, необходимых для письма (лево и право, низ и верх, дальше и ближе и т.п.).

Несложно заметить, что мнение педагогов имеет под собой прочный фундамент. Однако это совсем не значит, что вам теперь остается опустить руки и не заниматься с ребенком. Напротив, заниматься можно и нужно, но идти следует по правильному пути. Поэтому в первую очередь подготовка, и только потом – письмо прописными буквами. Именно в таком порядке тем и мы продолжим разговор.

Содержание:

Подготовка ребенка к письму. Блок №2

Процесс освоения письма и постановки почерка должен проходить правильно, а это достигается только выполнением конкретных действий. Что нужно делать, чтобы грамотно подготовить ребенка к письму?

1

Осваивать карандаш

Если вы считаете, что ваш малыш готов к новым знаниям, торжественно вручите ему карандаш. Почему именно карандаш, мы уже говорили. Следите за тем, чтобы ребенок обращался с ним осторожно (не поранился, не ткнул себе в глаз и т.д.). Сначала крохе нужно привыкнуть к новому предмету в своей ручке, понять, как он «устроен» и что им можно делать. А вы покажите ему, что карандашом можно водить по бумаге, отчего получаются линии. Кстати, первые буквы тоже можно писать карандашом, потому что в таком случае их легко исправить.

2

Заниматься – не более 5 минут за раз

Когда показываете ребенку начертания печатных букв и помогаете выводить их элементы, старайтесь не утомлять его. Лучше всего написать одну строчку, а потом передохнуть. Как вы помните, маленьким детям еще сложно концентрироваться, так что занимайтесь по 2-3 минуты (максимум – 5 минут) за раз, а затем отдыхайте.

Кстати, интересный факт состоит в том, что в начале обучения, чем меньше будет писать ребенок, тем лучше у него будет получаться. Вместо того чтобы закидывать свое чадо заданиями и страницами букв, которые нужно повторить на письме, занимайтесь по чуть-чуть и не ставьте слишком сложные задачи.

3

Осваивать пространственную ориентацию

У каждого ребенка имеются трудности с написанием конкретных букв: одни, к примеру, пишут вместо буквы «д» букву «в», другие выводят букву «е» в неправильном направлении и т.д. Также многие «съезжают» со строчек или вовсе путаются, откуда начинать писать. Чтобы всего этого избежать, с малых лет приучайте ребенка правильной ориентации на листе.

Чтобы выработать правильную ориентацию, можно давать малышу несложные задачки: просите его искать отличия в картинках, рисовать точки и палочки в указанных вами областях листа (внизу, вверху, слева, справа, относительно какого-то объекта на листе или странице и т.п.). Полезно учить ребенка рисовать большие и маленькие круги, а затем сравнивать их величину.

Уже при написании печатных букв можно использовать тетрадки в косую линейку с дополнительными линиями. Такие тетради сделаны специально, чтобы перед глазами ребенка всегда фигурировал правильный наклон.

4

Импровизировать с образами букв

Чтобы ребенок быстрее и лучше понял, как пишутся буквы, рисуйте их образы в воздухе. Изначально показывайте большие буквы, рисуя их всей рукой. Затем понемногу уменьшайте размер. Задача – дойти до использования лишь кисти руки. Выполняйте это упражнение вместе с ребенком, помогая ему выводить невидимые буквы.

5

Выделять лучшие буквы

О важности поощрения ребенка даже за самые скромные успехи мы уже говорили. Прибегайте к этому методу и здесь. Когда малыш учится писать свои первые печатные буквы, большинство из них буду получаться плохо, но некоторые будут выходить вполне сносно. Обращайте внимание ребенка именно на получившиеся хорошо буквы, выделяя их, например, зеленым маркером для заметок. Говорите крохе, что нужно, чтобы все его буквы выходили такими же красивыми и правильными. Ориентируясь на успешные примеры, ему будет намного легче научиться писать правильно.

6

Используйте насадки на ручки

О специальных насадках на ручки и карандаши мы говорили в прошлом уроке, указывая на то, что они способствуют формированию правильного захвата. Также мы сказали о том, что с насадками лучше не усердствовать, и вот почему. Постоянно взаимодействуя с насадками, ребенок к ним привыкает. Впоследствии он просто не сможет писать без них, а пишущий предмет будет болтаться в его руке.

В продолжение темы правильного захвата мы предлагаем несколько способов, которые помогут вам научить свое чадо держать ручку при письме правильно.

Как научить ребенка правильно держать ручку

С проблемой неправильного захвата пишущего предмета сталкиваются как родители, занимающиеся развитием дошколят, так и учителя, преподающие в младших классах. Дело в том, что нередко на освоение правильного захвата уходит масса времени и сил. В итоге мамы и папы, видя, что дитя и так вроде пишет неплохо, захватывая ручку, как ему удобнее, оставляют все, как есть. Но в будущем это может быть чревато проблемами.

В первую очередь заметим, что, научившись неправильно держать ручку, ребенок настолько к этому привыкает, что даже во взрослом возрасте продолжает это делать. Кроме почерка, это воздействует на здоровье кистей рук – при неправильном захвате они быстрее устают, из-за него могут неверно окостенеть запястья и даже развиться болезни суставов, сколиоз, проблемы зрения.

Поэтому о правильном захвате нужно беспокоиться заранее, причем намного раньше, чем ребенок впервые возьмет в руки «пишущую палочку». Всегда обращайте внимание на то, как ваше дитя держит погремушку в руке, лепит из пластилина, калякает мелками и т.д., т.к. эти занятия уже являются подготовкой к письму.

Что же касается признаков неправильного захвата карандаша или ручки, определить их не составляет никакого труда. Достаточно просто понаблюдать за ребенком в процессе письма. Показателем того, что малыш держит пишущий предмет неправильно, могут быть:

  • Зажим пишущего предмета в кулачок
  • Зажим пишущего предмета как бы «в щепотке»
  • Расположение большого пальца ниже указательного
  • Поддержание ручки указательным, а не средним пальцем
  • Расположение пальцев слишком близко к пишущей головке или слишком высоко от нее
  • Направленность верхней части ручки «от плеча», а не «к плечу», как при правильном захвате
  • Слишком сильный или еле ощутимый нажим на пишущий предмет
  • Постоянное напряжение пишущей руки
  • При письме ребенок поворачивает не кисть руки, а лист бумаги, на котором он пишет

Если вы заметили за своим чадом нечто подобное, как можно скорее начинайте исправлять дефекты захвата. В этом вам помогут пять хороших способов (они подходят и для исправления неправильного захвата, и для формирования правильного).

1

Пальцы-пинцеты

Приготовьте ручку (если ребенок совсем мал, можно взять корпус от ручки). Пусть малыш хватает ручку тремя пальцами, используемыми для письма, а затем упирает ее в стол. После этого попросите кроху соскользнуть пальцами вниз по ручке и остановиться в нужном для правильного письма месте.

2

Мелки

Это один из простейших способов формирования правильного захвата. Малышу нужно просто-напросто рисовать цветными мелками. Но мелки следует разломать на несколько частей длиной примерно 3 см. Такие части малыш в кулачок взять не сможет, и брать тремя пальцами будет удобнее всего.

3

Дартс

Когда ребенок метает дротики, его пальцы держат их точно также, как нужно держать ручку. Купите безопасный набор дротиков для детей, и каждый день упражняйтесь в их метании. Вместе с правильным захватом будет тренироваться глазомер и меткость.

4

Круг и точка

Еще один простой способ, позволяющий научить малыша держать карандаш или ручку. Нарисуйте на верхней фаланге среднего пальчика малыша цветной кружок, а на пишущем предмете – яркую точку в том месте, где предмет нужно держать. Пусть ребенок тренируется держать ручку или карандаш так, чтобы точка на нем соприкасалась с кружком на пальце.

5

Убегающая салфетка

Разрежьте обычную салфетку на две половины, т.к. с целой ребенку работать будет неудобно. Возьмите одну половину и положите ее в малышовый кулачок. Попросите кроху прижать салфетку к ладошке безымянным пальцем и мизинцем, а другими тремя взять ручку или карандаш, но чтобы салфетка оставалась на месте, т.е. не «убегала».

Вроде бы совершенно простые приемы, но результаты они дают очень хорошие. Не пренебрегайте ими – и вам не придется тратить время и силы на исправление ошибок.

Информации из двух блоков по подготовке ребенка к письму и блока по обучению правильному захвату достаточно, во-первых, чтобы понять специфику действий, а во-вторых, чтобы начать их выполнять.

В итоге они должны привести к такому результату*:

  • Ребенок правильно держит ручку
  • Ребенок ориентируется на пространстве тетрадного листа
  • Ребенок не разворачивает лист, на котором пишет
  • Ребенок без проблем рисует картинки, соответствующие размеру букв

*Не забывайте об информации из раздела «Подготовительный период» первого урока

Вышеназванные особенности будут показателем того, что вы удачно справились с задачами этапа подготовки, и грамотно проводили домашние занятия. И если вы уверены в том, что печатные буквы освоены достаточно (ребенок знает их элементы, умеет отображать их на бумаге, помнит названия букв), мелкая моторика, память, пространственная ориентация и координация развиты хорошо, а самому ему уже вскоре настанет пора идти в школу, можно, опять же – понемногу, начинать заниматься освоением прописных букв. О том, как это делается, мы и поговорим в пятом уроке. Из него вы узнаете, как начинается процесс обучения письму прописными буквами, какие для этого существуют пособия и какие приемы применяются.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Следующий урок посвящен письму прописью.

1Дети