«Не верю!» – восклицал Станиславский, а недоумевающие современники пытались понять, чего же не хватает великому мастеру. Чтобы зрители поверили артисту, он должен быть «здесь и сейчас», в текущем моменте, и максимально убедительно переживать эмоции, с этим связанные.
Для этого нужно как минимум уметь понимать эмоции других людей, в том числе литературных персонажей. И, конечно, научиться регулировать проявление собственных эмоций. Эти навыки можно прокачать на наших программах «Эмоциональный интеллект» и «Психическая саморегуляция».
Уточним, что эмоциональный интеллект – это умение распознавать эмоции, намерения, желания других людей и свои собственные, и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
В свою очередь, психическая саморегуляция – это умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, деятельностью и поведением, позволяющее сохранять работоспособность и функциональность. Все это – важные составляющие осознанности, без которой актерское мастерство как таковое невозможно в принципе.
Что такое осознанность?
Осознанность – это способность фиксироваться на своем внутреннем состоянии и/или том, что происходит вокруг в настоящий момент. Это то самое «внимательное присутствие», когда человек осознает, что он делает, почему он это делает и какие ощущения испытывает в данный момент.
Актерская игра требует полного вовлечения в процесс, и осознанность становится ключевым инструментом для достижения естественности, выразительности и глубокой эмоциональной связи с персонажем и партнерами по сцене.
Отметим, что для сценической игры это даже важнее, чем для киноискусства, где всегда есть возможность сделать еще один дубль и переснять не слишком удачный кадр. Так или иначе, любая школа актерского мастерства и любые курсы актерского мастерства уделяют особое внимание практике осознанности на сцене.
Почему важна осознанность на сцене:
- Присутствие в моменте – актер не просто механически произносит текст, а проживает каждое слово и действие в реальном времени. Полное внимание к партнеру и происходящему на сцене – это тот самый «центр осознанности», который помогает избежать заученных, «мертвых» интонаций.
- Контроль над телом и голосом – осознание физических ощущений помогает актеру управлять движениями, жестами и голосом, делая их естественными и выразительными. В частности, глубокое дыхание снижает напряжение, делая голос более устойчивым и уверенным.
- Эмоциональная глубина – осознанный подход помогает актеру лучше понимать мотивы и внутренний мир персонажа, а не просто поверхностно изображать эмоции. Вместо фальшивого выражения переживаний актер действительно «чувствует» своего героя.
- Гибкость и адаптация – на сцене могут возникнуть неожиданные ситуации (ошибки, забытый текст, реакции зрителей), и осознанность помогает не теряться и быстро адаптироваться. Гибкость мышления позволяет актеру свободно импровизировать.
- Работа с тревогой и волнение перед выходом – дыхательные практики и медитация осознанности перед выступлением помогают снизить стресс и сконцентрироваться. Фокусировка на моменте убирает страх ошибок и суждения.
Думается, все перечисленное может быть полезно каждому из нас в каких-либо сложных непривычных ситуациях, таких как экзамены, публичные выступления, важные переговоры. Элементы артистизма и навыки импровизации нередко спасают даже в самых провальных ситуациях, а уж сколько раз за жизнь помогают найти выход из неожиданного поворота событий – и вовсе не счесть.
Коль скоро это все может быть полезно каждому из нас, давайте посмотрим, как актеры работают над развитием осознанности в контексте своей профессии.
Как развить осознанность актерского мастерства?
Итак, мы с вами разобрались, что осознанность – это способность полностью осознавать свои чувства, мысли и окружающую реальность без автоматических реакций или отвлечений, способность находиться «здесь и сейчас». Как же развить осознанность в контексте актерского мастерства?
Для этого существуют специальные актерские упражнения, которые широко представлены на нашем онлайн-курсе «Актерское мастерство». Сегодня мы вам предложим некоторые наиболее простые упражнения, которые помогают актерам развить осознанность на сцене, полностью присутствовать в моменте и свободно выражать эмоции.
Каждое упражнение направлено на развитие различных аспектов осознанности: внимание к дыханию, телесным ощущениям, эмоциональному состоянию и взаимодействию с партнером. Эти базовые упражнения могут быть полезны каждому из нас в повседневной жизни.
Топ-10 актерских упражнений на осознанность:
- Осознанное дыхание.
- Сканирование тела.
- Упражнение «Заземление».
- Упражнение «Эмоциональное присутствие».
- Визуализация и перенос эмоций.
- Упражнение «Контакт глаз».
- Упражнение «Слушаем партнера».
- Импровизация «Да, и...»
- Техника «Реакция на импульс».
- Рефлексия после репетиции.
А теперь расскажем, как выполнять эти упражнения.
Осознанное дыхание
Как вы уже поняли, это упражнение направлено на нормализацию дыхания, а значит, и на нормализацию прочих функций организма, потому что в организме человека все взаимосвязано.
Как выполнять:
- Сядьте или встаньте в удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.
- Медленно вдохните через нос, ощутив, как воздух наполняет легкие, а затем выдохните через рот, представляя, что с каждым выдохом уходит напряжение.
- Повторяйте упражнение в течение 3-5 минут.
Осознанно выполняемые дыхательные практики хорошо успокаивают нервы, снижают уровень стресса и помогают сосредоточиться на текущем моменте, подготовив актера к работе на сцене.
Сканирование тела
Эта телесная практика нужна, чтобы взять под контроль физические ощущения, понять, что вы чувствуете на уровне тела, и убрать ненужное напряжение.
Как выполнять:
- Лягте или сядьте в спокойном месте, закройте глаза и мысленно «пройдитесь» по всему телу: от пальцев ног до макушки.
- Обратите внимание на участки, где чувствуете напряжение или дискомфорт, и попытайтесь целенаправленно расслабить эти зоны, делая глубокий вдох и медленный выдох.
- Выполняйте до тех пор, пока не почувствуете расслабление на физическом уровне.
Сканирование тела в сочетании с глубоким дыханием приводит человека в состояние гармонии, когда тело начинает вас слушаться и становится помощником в реализации задуманного, в том числе в актерской игре на сцене.
Упражнение «Заземление»
Иногда вернуться «с небес на землю» полезно всем, в том числе актерам. Разыгрывая самые фантастические придуманные кем-то ситуации на сцене, они все равно находятся на земле и пытаются воздействовать на эмоции обычных земных людей.
Как выполнять:
- Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.
- Представьте, что из ваших ног растут корни, прочно вросшие в землю. Ощутите эту стабильность и опору.
- Сфокусируйтесь на этом ощущении заземления, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Такая практика помогает актеру сохранять баланс, как физический, так и эмоциональный, укрепляя чувство стабильности, устойчивости и безопасности на сцене. Думается, ощущение стабильности – это то, чего сейчас не хватает многим, так что упражнение полезно в любом случае.
Упражнение «Эмоциональное присутствие»
Мы подготовили тело к присутствию «здесь и сейчас», поэтому можем перейти к эмоциям. Начнем с самого простого упражнения, с которого начинаются любые курсы актерского мастерства.
Как выполнять:
- Выберите несколько эмоций (радость, грусть, удивление, гнев) и по очереди произносите одну и ту же фразу, стараясь максимально точно передать выбранное чувство через голос, мимику и жесты.
- Затем можно поэкспериментировать, меняя интенсивность и темп произнесения фразы в разных эмоциях.
Даная практика повышает эмоциональную выразительность и осознанность собственных чувств, помогает актеру лучше управлять своими эмоциями на сцене, и к тому же способствует развитию четкости и выразительности речи. Более предметно поработать над своим голосом и речью вы можете на нашем курсе «Развитие голоса и речи».
Визуализация и перенос эмоций
Техника визуализации достаточно распространена в различных духовных практиках, медитациях и ретритах. Уточним, что ретрит – это практика временного ухода от повседневной жизни с целью восстановления внутреннего равновесия и духовного роста.
Термин является транслитерацией английского слова «retreat», что переводится как «отступление» или «уединение». Специальный ретрит «Осознанность» – это слишком масштабное действо, а выполнить практику визуализации может каждый.
Как выполнять:
- Закройте глаза и представьте себе определенную сцену или образ, который вызывает у вас сильные эмоции (например, спокойное озеро, бурное море, солнечный день).
- Сосредоточьтесь на деталях: цвет, звуки, запахи, тактильные ощущения, чувства радости, возбуждения или умиротворения, которые вызывает у вас эта картина.
- После визуализации попробуйте воспроизвести эти эмоции в голосе и движениях.
Отметим, что визуализация как перевод мысленных представлений в зрительные образы улучшает способность переносить внутренние образы в выразительную актерскую игру и лучше понимать связь между внутренним миром и внешним выражением.
Упражнение «Контакт глаз»
Взаимодействие на сцене – важный элемент актерской игры, если только это не моноспектакль. Правда, в моноспектаклях часто предусмотрено взаимодействие со зрителем, хотя бы визуальное. Так или иначе, актеры должны отрабатывать упражнения на взаимодействие в парах и группах. Самое простое упражнение – это «Контакт глаз».
Как выполнять:
- В паре актеры становятся лицом к лицу и удерживают зрительный контакт без слов в течение минуты.
- После завершения этой «минутки внимания» нужно обсудить ощущения, возникшие у каждого из актеров.
Упражнение развивает эмпатию и эмоциональную связь с партнером, учит быть полностью присутствующим в моменте и сосредоточенным на сценическом взаимодействии.
Упражнение «Слушаем партнера»
Партнера на сцене важно не только видеть, но и слушать, и слышать, не полагаясь исключительно на заранее выученный текст и заученные реакции. Во-первых, любой из актеров может иногда забыть или перепутать текст. Во-вторых, актерское мастерство предполагает естественность, чего при заученных механических реакциях добиться нереально.
Как выполнять:
- В паре один актер произносит короткий монолог или рассказ, а второй слушает, не перебивая и не готовя ответ.
- После завершения рассказа второй актер должен описать, что он услышал и какие эмоции испытал, а затем можно обсудить ощущения.
- Далее актеры меняются ролями: второй говорит, а первый слушает.
Упражнение тренирует внимание и концентрацию на партнере, потому как партнеры не знают заранее, какой текст им предложат к прослушиванию. Если ответственно выполнять задание и действительно не спешить готовить заранее ответ, можно открыть массу новых эмоций внутри себя, что позволяет сделать еще один шаг к осознанности.
Импровизация «Да, и...»
Ранее мы уже начали говорить о том, как важны навыки импровизации для актера. Над этим навыком лучше поработать в паре, дополняя друг друга. Важно сосредоточиться на настоящем моменте, не планируя заранее реплики, а реагируя спонтанно.
Как выполнять:
- Первый участник произносит любую фразу. Например, «Мама мыла раму».
- Задача второго участника – согласиться с утверждением и дополнить его в формате «Да, и...»
- Первый участник должен согласиться с дополнением второго, и, свою очередь, предложить продолжение истории, используя все тот же формат «Да, и...»
Это упражнение на импровизацию развивает способность к мгновенному реагированию и помогает избавиться от страхов и сомнений, связанных с ошибками.
Техника «Реакция на импульс»
Актерам часто приходится взаимодействовать не только вдвоем, но в группе. Например, в массовых сценах. Тут тем более важно «не потеряться» в общем потоке действия, поэтому хорошая школа актерского мастерства предполагает групповые тренировки на осознанность. В частности, отработку техники «Реакция на импульс».
Как выполнять:
- Ведущий подает звуковой сигнал. Допустим, хлопок в ладоши, свисток или короткая мелодия, исполненная на музыкальном инструменте.
- Актеры должны мгновенно изобразить свои эмоции, которые они чувствуют в данный момент, в мимике и жестах.
- Ведущий оценивает, насколько сходные эмоции испытывают актеры, и дает возможность по желанию объяснить, почему тот или иной сигнал вызвал ту или иную эмоцию в текущий момент времени.
Это упражнение тренирует спонтанность и умение действовать «здесь и сейчас», развивает внутреннюю свободу и уменьшает страх ошибки.
Рефлексия после репетиции
Любое важное дело требует осмысления и подведения итогов. Тренировка осознанности, да и любая репетиция актеров не является исключением.
Как выполнять:
- После репетиции или сценического упражнения уделите несколько минут, чтобы в тишине вспомнить, какие ощущения вы испытали во время игры.
- Можно записать эти ощущения в дневник, что облегчит дальнейшую самостоятельную работу и практику осознанности.
- Полезно организовать в рамках труппы короткое обсуждение с участием актеров и режиссера тех ощущений, которые возникают во время упражнений и актерской игры.
Регулярная рефлексия помогает анализировать собственное состояние, выявлять сильные и слабые стороны в игре, постоянно совершенствовать актерское мастерство. Кроме того, обмениваясь мнениями и впечатлениями, актеры учатся понимать, как их воспринимают коллеги, и предположить, как их могут воспринимать зрители.
Развитие осознанности на сцене позволяет актерам быть более эмоционально выразительными, гибкими и уверенными в себе, лучше взаимодействовать с партнерами и создавать живые, аутентичные образы.
Описанные нами упражнения предназначены для взрослых сознательных людей, которые целенаправленно работают над тем, чтобы совершенствовать актерское мастерство и развивать осознанность. А как помочь в этом совсем юным актерам, играющим в детских театральных студиях и творческих объединениях? Давайте посмотрим!
Актерское мастерство для детей
Итак, актерское мастерство и тренировка осознанности для детей – как сделать так, чтобы дети научились осознанно играть на сцене? Вряд ли кто-то всерьез возьмется добиться от детей, чтобы они глубоко и осознанно дышали 5 минут, искали напряжение в различных участках тела или молча визуализировали ощущения, которые вызывает у них солнце или ветер. О том, чтобы спокойно смотреть друг на друга целую минуту, ни разу не показав язык, речь вообще не идет.
Как минимум, с детьми нужно разговаривать и говорить им, что нужно делать. Например, «Представь, что ты дерево и у тебя глубокие корни. Как ты будешь раскачиваться на ветру?», «Представь, что ты сейчас пойдешь купаться в теплом прозрачном море. Ты рад этому? Покажи, как ты радуешься!», «Тебе понравилась сегодняшняя репетиция? И что тебе понравилось больше всего?» Однако можно подобрать и специальные детские актерские упражнения, соответствующие младшему школьному и даже дошкольному возрасту:
- Упражнение «Эмоциональное зеркало».
- Упражнение «Угадай эмоцию».
- Ролевые игры и импровизация.
Теперь поясним, как организовать занятия.
Упражнение «Эмоциональное зеркало»
Для упражнения следует заранее подготовить карточки, на которых будут указаны разные эмоции: радость, грусть, злость, обида и т.д. Детей распределяют по парам, где один ребенок берет карточку и изображает указанную эмоцию, а второй должен максимально точно повторить увиденное. Затем роли меняются.
В качестве арбитра выступает руководитель творческой студии, который оценивает, во-первых, точность изображения написанной на карточке эмоции, во-вторых, точность копирования эмоции вторым участником в паре. Совсем маленьким детям, которые не умеют читать и которым пока сложно оперировать понятием «эмоция», можно предложить просто строить рожицы: один строит, второй пытается повторить.
Упражнение «Угадай эмоцию»
Это еще одно парное упражнение с изображением эмоций. Здесь задача второго участника состоит в том, чтобы угадать, какую эмоцию пытался изобразить первый участник. На самом деле, все не так просто. Конечно, отличить радость от грусти смогут все, а вот отличить радость от восторга или грусть от скуки – это задача посложнее.
Отметим, что это вовсе не дубль упражнения «Эмоциональное зеркало». Скопировать что-либо можно, совершенно не вникая в суть увиденного, а задуматься и описать словами увиденное – это уже более взрослый подход. Данное упражнение можно использовать не только для развития осознанности в актерской игре, но и для знакомства детей с более широким спектром эмоций и особенностями передачи разных сложных эмоций на сцене.
Ролевые игры и импровизация
Ролевые игры открывают самый широкий простор для импровизации и детей, и художественного руководителя. Например, можно дать им задание разыграть сценку из уже знакомой им сказки, представив себя принцессой, феей, Красной Шапочкой, Серым Волком, Алисой в Стране Чудес и т.д.
Как вариант, можно разделить детей на небольшие группы или пары и предложить им придумать короткую сценку по заданной теме: например, встреча в волшебном лесу, покупка мороженого, поход в школу. Тема, как вы поняли, может быть сказочной либо взятой из повседневной жизни.
И, конечно, можно задать импровизацию в формате «Да, и...» Бывает забавно предложить детям такое же задание, как и взрослым, и посмотреть, чем будет отличаться детский подход к заданию от взрослого.
Важно, чтобы занятия проходили в игровой творческой атмосфере, где дети получают удовольствие от самого процесса обучения. Постепенно дети начинают осознавать, что они могут контролировать свои эмоции и использовать их для создания ярких, правдоподобных образов на сцене.
Впрочем, игровой подход может использовать и школа актерского мастерства для взрослых. Ведь что наша жизнь? Игра! А, значит, жить эту жизнь нужно «здесь и сейчас», в текущем моменте и состоянии полной осознанности.
Это самое главное. Что мы вам собирались сказать по сегодняшней теме. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Эмоциональный интеллект» и «Психическая саморегуляция». И предлагаем пройти небольшой тест на усвоение материала: