«А как вы себе это представляете? Вот прямо так подойти и сказать?..» На самом деле, у каждого из нас свои представления о нормах дозволенного и недопустимого в отношениях между людьми, о самих себе и своем месте в системе отношений с окружающими.
У кого-то эти представления адекватные, у кого-то не очень. Кому-то эти представления помогают строить отношения, а кому-то мешают. Можно ли как-то объективно оценить самих себя и свое отношение к окружающим без свойственного любому из нас приукрашивания себя любимого?
Тем, кто прошел наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений», это уже удалось. Однако и они могут узнать много полезного, если уделят чуть-чуть времени нашей сегодняшней теме и почитают про тест межличностных отношений Лири.
Тест отношений Лири: что это такое?
Тест Лири, он же «Интерперсональная диагностика личности» – это методика диагностики представления личности о собственном реальном и идеальном «Я». С помощью теста Лири выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимной оценке.
Кроме того, данный тест используется для диагностики взаимоотношений в малых группах, например, внутри семьи. Кстати, в нашей стране в адаптированном варианте эта методика так и называется: тест Лири «Диагностика межличностных отношений».
Свою методику американский психолог Тимоти Лири подробно описал в монографии The Interpersonal Diagnosis of Personality на целых 517 страниц [T. Leary, 1957]. Сама методика была готова еще в 1954 году, а еще три года понадобилось для того, чтобы подробно расписать все нюансы методики и оформить ее в виде книги.
К нашим сегодняшним реалиям методику 50-х годов 20 столетия адаптировала российский психолог, доктор психологических наук Людмила Собчик, выпустив практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» [Л. Собчик, 2010]. В чем суть метода? Давайте изучим пояснения к тесту Тимоти Лири.
Содержание и диагностика теста Лири
Итак, на чем построен данный метод? По сути, межличностный тест Лири рассматривает две пары взаимосвязанных характеристик:
- Доминирование-подчинение.
- Дружелюбие-агрессивность или враждебность.
Именно вокруг этих факторов, по мнению автора теста Лири, выстраивается общее впечатление о личности в процессе взаимодействия с окружающими. В зависимости от степени выраженности этих качеств тест Лири выделяет типы отношения к окружающим.
Как это делается? Для презентации основных типов Тимоти Лири разработал круговую схему, разделив круг на 16 секторов:
Изначально внутри круга по горизонтальной и вертикальной оси выстроены четыре типа характеристик, о которых мы упоминали ранее. Это доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Так складываются первые восемь секторов. Далее следуют еще восемь секторов с тем, чтобы обеспечить еще более детальное описание того или иного типа отношения к окружающим. В итоге получается следующая схема с пояснениями по каждому сектору:
Тест позволяет выявить выраженность типа, степень адаптированности поведения и соответствие либо несоответствие между целями и достигаемыми результатами коммуникаций. Слабая адаптивность часто указывает на наличие неврозов, дисгармонии в деле принятия решений или же неких травмирующих ситуаций в жизни человека.
Тест Лири можно использовать для самооценки и оценки людей как бы «со стороны». Для сторонней оценки нужно отвечать на вопросы, основываясь на своих представлениях о другом человеке. Если спросить мнение об «этом другом» у нескольких человек в семье, студенческой группе, трудовом коллективе, можно составить усредненный портрет «этого другого». И, соответственно, понять отношение к нему остальных членов группы.
Тест состоит из 128 оценочных вопросов-суждений. Испытуемому предлагается оценить, соответствует ли то или иное суждение оцениваемому объекту, в качестве которого может выступать реальное «Я» испытуемого, идеальное «Я» или личность другого человека. В случае ответа «Да» нужно поставить значок «+», при ответе «Нет» нужно поставить значок «-». При обработке результатов ответы объединяются в 8 октантов по 16 пунктов в каждом.
Для справки: Октант – любая из восьми областей, на которые пространство делится тремя взаимно перпендикулярными координатными осями.
Результаты презентуются в виде круговой схемы. Сам круговая схема основывается на установке следующего плана: чем ближе результат к центру окружности, тем мощнее связь соседних переменных.
Как производится расчет? Сумма баллов по каждому типу трансформируется в специальный индекс с помощью формул, которые мы приведем чуть позже. Таким образом, при обработке итогов теста подсчитываются индексы дружелюбия, индексы доминирования и превалирующий тип взаимоотношений с окружающими.
Тимоти Лири выделял восемь типов отношения к окружающим или типов интерперсонального поведения. Перечислим эти типы, а в скобках укажем названия, принятые в адаптации и модификации Людмилы Собчик:
- Авторитарный (властно-лидирующий).
- Эгоистичный (независимо-доминирующий).
- Агрессивный (прямолинейно-агрессивный).
- Подозрительный (недоверчиво-скептический).
- Подчиняемый (покорно-застенчивый).
- Зависимый (зависимо-послушный).
- Дружелюбный (сотрудничающий конвенциальный).
- Альтруистический (ответственный великодушный).
Считается, что задаваемых в рамках теста вопросов достаточно для того, чтобы выявить превалирующий тип взаимоотношений с окружающими, а предложенных восемь типов достаточно для того, чтобы описать все возможные конструкты взаимодействий с окружающим миром.
Сегодня любой желающий может пройти тест Лири онлайн, поэтому мы не станем перечислять все вопросы теста, а сосредоточимся на интерпретации результатов.
Тест Лири: расшифровка
Итак, как именно происходит обработка результатов теста Лири? На первоначальном этапе производится подсчет баллов по каждой октанте при помощи ключа к опроснику. За каждым вопросом, как мы помним, «закреплена» определенная характеристика отношения к окружающим, а ключ расшифровывает, на какую из этих типов-характеристик указывает положительный ответ на тот или другой вопрос:
По каждой характеристике можно набрать максимум 16 баллов. Далее полученные баллы наносятся на круговую схему, которую мы рассмотрели ранее. Чем выше балл, тем дальше от центра круга. Минимальное значение может составлять 0 баллов, максимальное, как мы уже знаем, 16 баллов.
Затем верхние точки соединяют, и образуется профиль личности. Для наглядности пространство внутри границы профиля заштриховывается. Уточним, что для каждого «Я» строится своя схема. Общая итоговая схема может выглядеть, к примеру, следующим образом:
На следующем этапе подведения итогов теста Лири с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам: «Доминирование» и «Дружелюбие».
Формула «Доминирования»:
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Формула «Дружелюбия»:
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
С помощью этих формул 16-бальная система трансформируется в два цифровых индекса. Теперь можно сделать анализ личностного профиля и определить типы отношения к окружающим.
Подсчет баллов для реального «Я» и идеального «Я» ведется отдельно. Показателем неблагополучия является слишком большие различия между представлениями человека о самом себе и желаемом образе. Максимальная оценка, как мы помним, 16 баллов, однако она разделена на четыре степени выраженности:
- 0-4 балла – слабая выраженность, адаптивное поведение.
- 5-8 баллов – средняя выраженность, адаптивное поведение.
- 9-12 баллов – сильная выраженность, экстремальное поведение.
- 13-16 баллов – экстремальная выраженность, патология поведения.
Что все это означает? Положительный результат по формуле «Доминирование» означает стремление личности к лидерству в общении. Отрицательное указывает на готовность к подчинению и нежелание нести ответственность.
Положительный результат, полученный по формуле «Дружелюбие», свидетельствует о стремлении человека к сотрудничеству. Отрицательный указывает на агрессивную конкурентность, которая препятствует успешному взаимодействию.
Собственно баллы теста Лири являются количественными показателями степени выраженности этих параметров. Характеристики, не выходящие за пределы восьми баллов, являются свидетельством гармоничной личности. Все, что выше восьми баллов, указывает на акцентуацию параметров, выявляемых данным октантом.
Показатели, превышающие 13 баллов, свидетельствуют о проблемах личности в социуме, а показатели менее четырех баллов могут свидетельствовать о скрытности и неискренности ответов. Если в итоговой схеме-психограмме нет показателей выше четырех баллов, эти данные нельзя считать полностью достоверными.
Что еще можно сказать относительно интерпретации результатов теста Лири? Первые четыре типа межличностных отношений, за которые «отвечают» октанты 1-4, характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью суждений, готовностью отстаивать собственную точку зрения. Октанты 5-8 отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, стремление к компромиссу.
В целом интерпретация итогов тестирования должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени на некие абсолютные величины. В большинстве случаев не наблюдается значительных расхождений между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как стимул к самосовершенствованию. Какие еще можно обнаружить корреляции? Давайте посмотрим.
Взаимосвязи между октантами:
- Одновременное превалирование 1 и 5 октантов присуще людям с болезненным самолюбием и склонностью к авторитарности.
- Превалирование одновременно 4 и 8 октантов означает наличие конфликта между стремлением к признанию группой и враждебностью к группе или проблему «подавленной враждебности».
- Преобладание одновременно 3 и 7 октантов указывает на борьбу стремления к самоутверждению и стремления быть в группе.
- Преобладание одновременно 2 и 6 октантов указывает на проблему независимости и подчиняемости, возникающую в ситуации, которая вынуждает подчиняться тогда, когда это делать не хочется.
- Преобладание одновременно 5, 6, 7 октантов наблюдается у людей со сниженной самооценкой.
- Преобладание 4 октанта бывает у людей, пребывающих в ситуации длительного конфликта.
По мнению автора теста Лири, неудовлетворенность собой – это прерогатива людей с заниженной самооценкой (преобладающие 5,6,7 октанты) и людей в ситуации затяжного конфликта (4 октант).
Люди, у которых превалирует доминантное, агрессивное и независимое поведение, редко недовольны своим характером или взаимоотношениями с людьми. Тем не менее, у них может наблюдаться стремление к совершенствованию стиля общения с окружающими. Рост показателя того или другого октанта указывает вектор, по которому идет самостоятельное «движение» личности к самосовершенствованию.
Итак, мы разобрались с расшифровкой теста Лири, и теперь можем перейти собственно к характеристикам типов межличностных отношений.
Типы межличностных отношений по тесту Тимоти Лири
Ранее мы уже перечислили основные типы межличностных отношений, определяемых тестом Лири, поэтому сразу перейдем к описанию. Цифры означают количество набранных баллов.
Авторитарный (властно-лидирующий) тип:
- 0-8 – упорная, настойчивая и достаточно уверенная в себе личность, но не всегда занимающая позицию лидера.
- 9-12 –энергичный и компетентный лидер, который успешен в делах, требует уважительного к себе отношения и при этом пользуется авторитетом.
- 13-16 – диктатор по своей сути, тип сильной личности, желающей лидировать во всех видах групповой деятельности, всех наставлять и поучать. Как правило, окружающие признают такое право за людьми данного типа.
Эгоистичный (независимо-доминирующий) тип:
- 0-12 – выраженный эгоизм, эгоцентризм, склонность к не всегда здоровому соперничеству.
- 13-16 – желание быть «над всеми» и при этом «в стороне» от всех. Такой человек часто бывает самовлюбленным, самодовольным, хвастливым и расчетливым, решение проблем охотно «делегирует» окружающим.
Агрессивный (прямолинейно-агрессивный) тип:
- 0-8 – упорство, энергия, настойчивость.
- 9-12 – требовательность, прямолинейность, откровенность, граничащая с резкостью.
- 13-16 – враждебность по отношению к людям, причем агрессия часто ведет к асоциальному поведению.
Подозрительный (недоверчиво-скептический) тип:
- 0-8 – критичность в отношении окружающих людей и социальных явлений.
- 9-12 – неуверенность в себе, сложность в установлении контактов, замкнутость и скептицизм.
- 13-16 – отчужденность, обидчивость и склонность подозревать всех в плохом к себе отношении, постоянное недовольство буквально всем (шизоидный тип характера).
Подчиняемый (покорно-застенчивый) тип:
- 0-8 – скромность, граничащая с робостью, сдержанность и уступчивость, часто отсутствие собственного мнения, готовность честно выполнять свои обязательства.
- 9-12 – застенчивость и склонность подчиняться более сильному в любой ситуации.
- 13-16 – покорность, склонность к самоунижению и постоянным уступкам, слабоволие, пассивность и желание «опереться» на более сильного.
Зависимый (зависимо-послушный) тип:
- 0-8 – мягкость, конформность, постоянное ожидание помощи извне, доверчивость и склонность к восхищению окружающими.
- 9-12 – покорность, боязливость, часто беспомощность и уверенность в том, что всегда прав кто-то другой.
- 13-16 – неуверенность в себе, склонность к навязчивым мыслям и страхам, зависимость от чужого мнения.
Дружелюбный (сотрудничающий конвенциальный) тип:
- 0-8 – склонность к конструктивному сотрудничеству и компромиссам, стремление найти «общий язык» с окружающими, сознательный конформизм, готовность следовать правилам. При этом ярко выраженный энтузиазм и инициативность в достижении целей группы, стремление быть в центре внимания, заслуживая признание и любовь.
- 9-16 – дружелюбное отношение и любезность со всеми, ориентация на социальное одобрение и цели микрогруппы, развитые психологические механизмы вытеснения и подавления, эмоциональная лабильность (признаки истероидного типа характера).
Альтруистический (ответственный великодушный) тип:
- 0-8 – мягкость, деликатность, отзывчивость, бескорыстие, готовность поддержать и подбодрить.
- 9-16 – гиперответственность, готовность жертвовать своими интересами ради других вплоть до навязчивости в предложении помощи.
Если вкратце подытожить все вышеизложенное, первые четыре типа межличностных отношений можно характеризовать превалированием неконформного и часто конфликтного поведения, независимостью суждений и готовностью их отстаивать, выраженным потенциалом лидера.
Следующие четыре типа демонстрируют более конформное поведение, податливость чужому мнению, готовность к компромиссу. Зачем нам все это знать? Где и для чего может быть полезен тест Лири на межличностные отношения? Давайте посмотрим!
Тест Лири и диагностика межличностных отношений: где нужно?
Мы уже начали говорить о том, что тест Лири и диагностика межличностных отношений могут быть полезны для понимания самих себя и своего места в системе взаимоотношений с окружающими. Однако данная методика может гораздо больше, чем просто удовлетворить чье-то настойчивое любопытство.
Понимание своего типа взаимоотношений с людьми, как и возможность прояснить нюансы поведения других людей могут создать более прочную основу для более конструктивных коммуникаций, нежели в отсутствие такого понимания.
И, конечно, такая основа может быть весьма полезна для тимбилдинга в любом коллективе, нацеленном на достижение конкретных результатов без отвлечения на внутренние дрязги и разборки. Ввиду объемности и некоторой трудоемкости тест Лири чаще используют для диагностики внутри малых групп, таких как семья или небольшой трудовой коллектив. Впрочем, при наличии времени и желания ничто не мешает задействовать такое тестирование для коллективов численностью 20-30 человек – школьный класс, студенческая группа, мотопехотный взвод и т.д.
Кроме того, молодые люди могут пройти самостоятельное тестирование не просто из праздного любопытства, а целью более точной профориентации. Так, прежде чем подавать в вуз документы на модную нынче специальность менеджера и строить планы на покорение бизнес-вершин, будет нелишним уточнить, насколько хорошо развит собственный лидерский потенциал и готовность брать ответственность на себя. Итак, давайте подытожим сферы применения теста Лири:
- Психологическая диагностика и самодиагностика.
- Семейная психотерапия.
- Тимбилдинг.
- Профессиональная ориентация.
- Подбор психологически совместимых групп.
Относительно последнего пункта уточним, что в некоторых узкоспециальных сферах деятельности есть резон создать команду «с нуля» именно по принципу психологической совместимости. Так, чтобы внутри команды не было разногласий относительно того, кому подчиняться, а неформальный лидер не вступал в конфронтацию с официальным руководством. Точнее, будет лучше, если образы формального и неформального лидера «совместятся» в одном человеке.
Где это может быть важно? Например, в длительных экспедициях в составе малочисленной группы, в которой даже и поговорить будет больше не с кем, кроме как с 3-4 коллегами, и так несколько месяцев. Такой отбор желателен при организации групп для работы на потенциально опасных объектах, где банальная ссора и стресс могут привести к неточностям в работе с техникой, а любая неточность, к примеру, на атомной станции или атомной подводной лодке чревата последствиями.
И в принципе, если есть возможность организовать комфортное эффективное взаимодействие без потери качества работы, при прочих равных условиях будет лучше отбирать в состав малочисленной рабочей группы психологически совместимых людей, и тест Лири вполне может этому помочь.
Это основное, что мы собирались вам рассказать про тест Лири. Мы желаем вам добра и взаимопонимания с окружающими, приглашаем на наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений» и мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи: