Вряд ли вы найдете хотя бы одно поколение, которое не пыталось бы мечтать о школе будущего. И при жизни практически каждого поколения проводилась хотя бы одна реформа школьного образования, призванная, конечно же, изменить школу к лучшему.
Что это за «школа будущего», которая не дает покоя уже нескольким поколениям реформаторов и нервирует своими новшествами детей и их родителей? И возможно ли создать некую «идеальную школу», в которой будет одинаково комфортно учителям и ученикам, и при этом знания учеников будут крепкими, прочными и практически полезными?
Возможна ли в принципе некая «идеальная школа будущего» – время покажет. Главное, не бояться мечтать и стремиться к своей цели. В этом вам помогут наши программы «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования». А мы сегодня поговорим о том, какой могла бы быть школа будущего.
Школа будущего – что это такое?
Мы уже начали говорить о том, что практически каждое поколение желает изменить школьное образование в лучшую сторону и даже предпринимает для этого какие-то попытки. Почти каждая школьная реформа начинается с констатации того факта, что нынешняя школа не отвечает требованиям времени, а разрыв между школьным образованием и реальной жизнью нужно ликвидировать немедленно.
И не важно, какой год на дворе: 1958-й или 2022-й. Аргументация совпадает если не слово в слово, то по смыслу совершенно точно. Так, 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х годов [Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, 2021].
И что же мы видим и читаем сегодня, спустя более, чем 60 лет? Оказывается, «разрыв между школой и реальным миром на сегодняшний день настолько велик, что пора принимать глобальные меры и действовать незамедлительно» [Д. Кораблев, 2022]. Чем тогда занималось государство на протяжении 60 с лишним лет из поколения в поколения? Об истории школьного образования в нашей стране мы обязательно поговорим, а пока дадим определение, что такое школа будущего.
Итак, школа будущего – это образовательное учреждение, которое приспособлено к изменяющимся потребностям и вызовам современного мира. Она ориентирована на развитие как знаний и навыков, так и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.
Школа будущего имеет ряд отличий от традиционной школы. Например, она должна более активно использовать новые технологии для улучшения учебного процесса, предлагать индивидуализированные программы для каждого ученика, уделять больше внимания развитию критического мышления и навыков работы в команде.
Одним из основных принципов школы будущего является инновационный подход к образованию, который позволяет создавать и внедрять новые методики обучения и формы работы, активно взаимодействовать с внешним миром. Важной характеристикой школы будущего является ее устойчивость к социальным, экономическим и экологическим вызовам [Д. Кораблев, 2022].
Школа будущего готовит учеников к будущей взрослой жизни и помогает им развиваться как личностям, осознавать свои ценности, находить свое место в обществе и принимать ответственность за свои поступки. Школа будущего должна отвечать ряду критериев для того, чтобы обеспечить высокое качество образования и готовность учеников к вызовам современного мира.
Критерии школы будущего:
- Инновационность – школа должна внедрять инновационный подход к обучению, использовать новые технологии и методы обучения для того, чтобы удовлетворить потребности учеников в плане адаптации в быстро меняющемся мире.
- Индивидуализация – школа должна разрабатывать индивидуальные образовательные программы для каждого ученика, учитывая их уникальные потребности и интересы.
- Критическое мышление – школа должна обучать учеников критическому мышлению и анализу информации, что поможет им развивать навыки оценки и принятия обоснованных решений.
- Командная работа – школа должна развивать навыки работы в команде с тем, чтобы ученики могли эффективно сотрудничать с другими людьми и достигать общих целей.
- Социальная ответственность – школа должна учить учеников быть социально ответственными и помогать развивать навыки межкультурного взаимодействия для того, чтобы они научились уважать и принимать разнообразие культур, жить в полиэтничном и мультикультурном мире.
- Гибкость – школа должна быть гибкой и адаптивной с тем, чтобы адекватно реагировать на меняющиеся требования современного мира.
- Подготовка к будущей работе – школа должна готовить учеников к профессиональной деятельности, обучая их навыкам, которые потребуются на рынке труда в будущем.
Подготовка в рамках школы к будущей профессиональной деятельности на протяжении истории имела разный контекст в разные годы в зависимости от обстоятельств и очередной объявленной реформы. И сейчас самое время сделать небольшой исторический экскурс в тему развития образования в нашей стране.
Школа будущего: немного истории
Практически любая реформа ставит своей целью приблизить школьную программу к требованиям реальной жизни. Однако в большинстве случаев все сводится к изменению продолжительности обучения, системы оценивания знаний и иногда перемежается с попытками дать школьникам какую-нибудь профессию.
В нашей стране уже многократно переходили с 11-летнего образования на 10-летнее и обратно. Так, в 1958 году в школах СССР был введен дополнительный 11-й класс с тем, чтобы школьники старших классов два дня в неделю трудились на производстве и к концу обучения в школе получали рабочую специальность. Соответственно, школьных занятий в эти два дня не было, поэтому профессиональное обучение воспринималось больше как отдых от уроков, нежели как подготовка к будущей взрослой жизни.
Данный эксперимент был признан неудачным, в первую очередь из-за нехватки рабочих мест для такого количества старшеклассников, и в течение 1964-1966 годов в школах Советского Союза вернулись к 10-летнему образованию.
После двух десятилетий относительно спокойной жизни, ныне именуемой застоем, школьное образование вновь начали сотрясать реформы. В 1984 году были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» и поставлена задача «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, усилить политехническую, практическую направленность преподавания» [LibUSSR, 1984].
Аргументы были примерно такие же, как и четверть века назад: укрепление связи школы с реальной экономикой и обучение школьников рабочим профессиям. Кроме того, было предложено начинать обучение с 6 лет, начальную школу расширить до четырех классов вместо трех, и вновь ввести 11-летнее образование. Нужно сказать, что в этот раз все делалось более плавно.
Начиная с 1986 года стали набирать экспериментальные первые классы в школы, дальнейшее обучение в которых было рассчитано на 11 лет. В 1989 году 11-летнее образование было закреплено на законодательном уровне, однако в тот момент переход на 11-летнее обучение ознаменовался лишь «перенумерацией» классов, когда школьники массово пошли после третьего класса в пятый ввиду того, что они завершили обучение в начальной школе, которая по новым правилам занимала 4 года.
Остальные классы точно таким же образом «перескочили» на один год вперед, продолжая 10-летнее образование и получая аттестат за 11-й класс. По факту, две системы школьного образования – 10-летняя и 11-летняя – мирно сосуществовали до конца столетия.
Окончательный переход на 11-летнее обучение состоялся лишь в 2001 году, когда школа будущего первоклассника начала зачислять на обучение исключительно по 11-летней программе. С этого момента школа предупреждала каждого родителя будущего первоклассника, что дети будут учиться 11 лет, и другой альтернативы нет. «Последние из могикан», обучавшиеся 10 лет, были выпущены в 2010 году.
Получение рабочей профессии было вплетено в программу фактически продолжавшего действовать 10-летнего образования таким образом, что школьники работали на производстве всего один день в неделю, а не два, как их родители в 1958 году.
В школу в этот день идти было не нужно, а поскольку электронный журнал (сокращенно элжур) «школа будущего» введет лишь в третьем тысячелетии, информация о прогулах производственного обучения доходила в школу лишь к концу четверти, чем некоторые недобросовестные ученики пользовались и просто устраивали себе выходной. Впрочем, большинство достаточно лояльно относилось к идее научиться «что-то делать руками», и не отлынивало от работы.
У многих из тех, кто окончил школу в конце 80-х годов, до сих пор где-то лежит свидетельство о присвоении первого разряда слесаря-сборщика, швеи-мотористки и даже разрисовщика изделий из пластмасс, если в регионе было предприятие соответствующего профиля. Кое-где обучали на водителя категории «С» (грузовые автомобили), но брали туда только с идеальным зрением 100% и преимущественно мальчиков. Желающих было гораздо больше, чем мест, потому что по итогам обучения был шанс «подсуетиться» и открыть в придачу категорию «В» (легковые автомобили), что для взрослой жизни весьма и весьма полезно.
Отдельная тема – система оценивания знаний. Пятибалльная система была внедрена в школах СССР еще в 1944 году и продержалась без изменений до конца столетия. В 2000 году в экспериментальном порядке кое-где попытались отказаться от привычных пяти баллов, что спровоцировало длительную многолетнюю дискуссию о целесообразности данного действа и обсуждение темы «как лучше оценивать школьные знания», в которую включились ведущие вузы страны [НИУ ВШЭ, 2004].
Локальные эксперименты в разных школах страны продолжаются по сей день, а время от времени поднимается тема глобальных изменений. Не далее как в октябре 2022 года было предложено ввести трехбалльную систему оценивания знаний: «Хорошо», «Очень хорошо», «Отлично», дабы не травмировать психику детей плохими оценками [Б. Гонтермахер, 2022]. По сути, это возврат к тому, как было до 2000 года, только без двоек.
Единицы в советской и ранней постсоветской школе старались не ставить ввиду того, что ушлые школьники могли запросто исправить «1» на «4» так, что сразу и не заметишь, а запомнить все без исключения отметки, выставленные на параллели численностью 150 учеников, способны далеко не все учителя. Ну, разве что ученик в придачу к полному незнанию материала является еще и злостным нарушителем дисциплины и постоянно срывает уроки.
Идея трехбалльной системы нашла живой отклик у россиян. Кто-то вспомнил, что «Юмористы в советское время предлагали двухбалльную систему: пришел на урок – отлично, не пришел – хорошо». В контексте заявленного импортозамещения было предложено поберечь психику не только детей, но и отечественного товаропроизводителя и не говорить производителю, что его продукт плохой, а говорить «условно превосходный» и ни в коем случае не сравнивать с зарубежными аналогами.
С учетом объявленной в сентябре 2022 года мобилизации россияне заметили, что «для выпускников достаточно и однобалльной системы – годен к строевой, без вариантов». В этом потоке саркастических комментариев чуть было не затерялась весьма здравая мысль следующего содержания – не пришла ли пора пересмотреть всю образовательную программу так, чтобы ответы были только на «Отлично»?
На самом деле, это и есть краеугольный камень всей системы образования: коль скоро материал включен в учебную программу, значит, он должен быть полностью освоен без пробелов и изъятий. Освоение в полном объеме означает высший балл в действующей системе оценивания знаний.
В идеале школьная программа должна быть выстроена так, чтобы все без исключения нормотипичные дети могли освоить учебный материал в полном объеме и продемонстрировать отличные знания при любом формате проверки, будь то контрольная работа за четверть, устный ответ у доски по изученной теме или итоговый экзамен по предмету.
Так может, это и есть основная идея школы будущего – оставить в программе только те знания, которые реально нужны, и преподавать их таким образом, чтобы нормотипичный ребенок мог их освоить полностью?
На самом деле, как гласит известная поговорка, «Все новое – это хорошо забытое старое». И попытки составить программу так, чтобы среднестатистический ребенок мог ее освоить, просто внимательно слушая объяснение учителя в школе и выполняя домашние задания, уже предпринимались.
В советские времена, когда вся страна от Владивостока до Калининграда из поколения в поколение изучала базовые школьные дисциплины по одним и тем же учебникам, такая стабильность давала возможность выверить все программы и учебные материалы так, чтобы в них не оставалось неясных моментов.
Школьникам оставалось лишь внимательно читать учебники и последовательно выполнять все задания, которые в них содержались. Квесты под названием «Помоги ребенку сделать уроки – почувствуй себя идиотом» вошли в моду одновременно с видовым разнообразием учебной литературы, отредактировать которую должным образом никто не брался.
Количество учебников начало множиться в 90-е годы, когда для чиновников «от науки» открылась возможность «протолкнуть» разработанный учебник в качестве рекомендуемого Министерством образования. Это, в свою очередь, предполагало бюджетное финансирование для его издания и получение авторского вознаграждения в зависимости от объема напечатанного и отправленного в школы страны тиража.
С тех пор в школьных учебниках математики можно увидеть задачки, условия которых начинаются со слов «Отец на 6 лет старше сына», «Велосипедист едет со скоростью 135 км/ч», «На дереве сидели 4 рыбы, потом прилетели еще 2», «Мама купила 5 пачек соли, 2 пачки соли съели на обед» [Crazy in school, 2015].
Совершенно шедеврально выглядит задание, где детям нужно ответить, что общего у всех нарисованных кружочков:
По мнению составителей учебника, все эти синие, желтые, зеленые и прочие кружочки одного (!) красного цвета. Отличный повод немного отвлечься от геометрических фигур и объяснить ребенку, кто такие дальтоники.
По воспоминаниям старожилов, самый большой виденный ими «косяк» в советских учебниках – это задание на орфограмму-пробел в учебнике русского языка за 5 класс, притом, что про саму орфограмму-пробел в учебнике не было ни слова.
К слову, по сей день самое внятное объяснение, что такое орфограмма-пробел, можно увидеть отнюдь не в словарях и учебниках, а на форумах вопросов и ответов, где пользователи пытаются помочь друг другу и объяснить сложные вещи простыми словами [Абитуриент, 2023].
Возможно ли построить такую школу будущего, где все нужные и важные вещи будут объяснять простым доступным языком без необходимости искать альтернативный источник информации из-за того, что основной никуда не годится? Давайте подумаем!
Школа будущего – проект или реальность?
Школа будущего – это не только выверенная программа и доступное для понимания детей изложение материала. Построение школы будущего – это сложный многогранный процесс, который требует внимательного изучения новых технологий, моделей обучения и потребностей учащихся. На сегодняшний день есть удачные примеры и подходы в данном направлении, как в нашей стране, так и за рубежом [С. Башкиров, 2022]. Итак, на каких же принципах строится школа будущего?
Основы школы будущего:
- Инновации и технологии – школа будущего должна быть оборудована самыми последними технологиями, такими как интерактивные доски, устройства виртуальной и дополненной реальности, облачные сервисы и многое другое. Это поможет создать более интерактивную и увлекательную учебную среду, сделать подачу материала более наглядной.
- Персонализированное обучение – школа будущего должна учитывать индивидуальные потребности каждого ученика, персонализировать обучение, внедрять системы адаптивного обучения и «умные» учебные платформы.
- Стимулирование творческой мысли – школа будущего должна стимулировать творческую мысль, развивать креативность, для чего необходимо включить в учебный процесс проектное обучение, творческие задания, STEM-технологии.
- Улучшение коммуникаций – школа будущего должна помогать ученикам в развитии навыков коммуникации и сотрудничества. Для этого необходимо включать в учебный процесс такие методы, как работа в группах, проекты совместного создания и обмен знаниями.
- Поддержка саморазвития – школа должна «научить учиться», самостоятельно находить нужную информацию и оценивать ее полноту и достоверность, помогать ученикам развивать критическое мышление. Для этого следует увеличить долю самостоятельной работы учеников, а педагогам уделять больше внимания развитию навыков учебной работы у школьников.
Так или иначе, для школы будущего самое главное – это обеспечить ученикам опыт обучения, который будет соответствовать современным требованиям, и помочь им найти свой жизненный путь, свою профессию, свое дело, которое будет соответствовать их способностям, запросам, интересам и при этом позволит «вписаться» в актуальный рынок труда. К слову, при этом школа будущего может быть частная, бесплатная, инклюзивная, и подобный опыт в России уже имеется [А. Щукин, 2020].
И, конечно, школа будущего должна быть полностью безопасным местом, где не будет места буллингу, травле и прочим проблемным отношениям, где будет царить взаимное уважение между учениками и учителями. Роль учителя в школе будущего является определяющей. Даже когда речь заходит о том, чтобы внедрить в учебный процесс учителей-роботов, подразумевается лишь оптимизация дистанционного формата преподавания, а отнюдь не замена преподавателя машиной.
Иногда можно встретить определенный скептицизм в отношении массовой готовности учителей к работе в школе будущего. В качестве примера приводят ситуацию с пандемией и то, что учителя максимально старались воссоздать цифровую версию того, к чему они привыкли, меняя только форму, а не организацию учебного процесса [С. Башкиров, 2022].
Тут следует уточнить, что такое положение дел – вовсе не вина учителей, а прихоть чиновников от образования, которые по-прежнему требуют, чтобы урок длился 45 минут, и зарплату педагогам начисляли только тогда, когда учитель выходил в эфир «вживую», а не записал урок заранее и выложил ссылку для просмотра. Более того, если Zoom плохо работал, учителю приходилось связываться с учениками через другие доступные сервисы и объяснять материал еще раз. При этом дополнительные затраты сил и времени учителям в пандемию не оплачивали.
К слову, уже много лет среди школьников проводится олимпиада «Учитель школы будущего», и в конце 2022 года стартовала олимпиада «Учитель школы будущего-2023», где дети могут оценить свои потенциальные возможности стать в перспективе педагогом [МГПУ, 2023]. Это хорошее начинание, потому что будущее принадлежит детям, и именно сегодняшние школьники через несколько лет будут преподавать в школе будущего и воплощать в жизнь те идеи, которые они высказывают сегодня.
Как видят дети школу будущего? Тут надо отдать должное нашей системе образования в том плане, что педагоги активно стимулируют мыслительный процесс школьников в данном направлении. В Сети можно найти весьма интересный проект «Школа будущего» – презентация составлена еще в 2011 году школьником из Новосибирска, и уже тогда ребенок предлагал овальное здание школы без острых углов, зато с крышей-трансформером, озелененной территорией, крытым бассейном, спортивной площадкой на крыше, зоной отдыха и кафе вместо столовой [Д. Аникин, 2011].
В 2011 году масштабы цифровизации были гораздо меньше, чем сейчас, поэтому вполне логично, что ребенок сосредоточился на внешнем дизайне школы, нежели на инновациях собственно образовательного процесса.
В более поздних презентациях на тему школы будущего дети пишут о необходимости всеобщей компьютеризации, отказа от тяжелых рюкзаков и перехода на электронные учебники [Д. Пилипенко, 2020]. А еще предлагают, чтобы вместо уроков физкультуры в школе была ежедневная зарядка и спортивные секции на выбор, ученики распределялись по классам в зависимости от интереса к тем или иным предметам, и раз в четверть ученик мог выбрать интересный для себя предмет и «погрузиться» в него на всю неделю.
В некоторых презентациях фигурируют идеи компьютерной проверки домашних заданий с целью получения более объективной оценки знаний, изучение робототехники в рамках школьной программы и строительства школьных гостиниц для учеников, которым далеко добираться до школы [И. Панарин, 2019]. Таким образом, в понимании детей школа будущего, занятия по интересам, развитие способностей – это все звенья одной цепи.
Это идеи школьников, а что же думают об этом взрослые? Взрослые думают над воплощением идеи школы будущего уже давно. Так, в 2016-2017 годах тогдашний руководитель департамента образования Москвы подготовил серию статей под общим названием «Школа будущего меняет мир сегодня» [И. Калина, 2017]. Среди прочего там описан опыт проведения родительских собраний онлайн еще до того, как это стало мейнстримом и вынужденной мерой повсеместно.
Что еще можно сказать? Можно сказать, что появился тренд на название, отображающее стремление к созданию школы будущего уже сегодня. Так, у нас есть Ялтинская средняя школа №2 «Школа будущего» [МБОУ Ялтинская средняя школа №2, 2023]. В городе Дзержинский Московской области есть ООО «Школа будущего-4» [Школа будущего-4, 2022]. В 2015 году Школа будущего поселка Большое Исаково Калининградской области впервые вошла в топ-200 лучших сельских школ России [ruwest, 2015].
Правда, иногда школой будущего называют просто красивую современную школу со свежим ремонтом, новой мебелью, мощными компьютерами, просторной библиотекой и собственным залом хореографии, как в московской школе №1387 [Д. Чистопрудов, 2016]. Достаточно ли всего этого, чтобы считаться школой будущего, сказать сложно, однако за учеников этой школы и появившуюся у них возможность учиться в комфортных условиях стоит порадоваться в любом случае.
Так возможна ли школа будущего в том понимании, как мы рассмотрели сегодня? А именно как образовательное учреждение, которое приспособлено к изменяющимся потребностям и вызовам современного мира, ориентированное на развитие как знаний и навыков, так и личностных качеств, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире? Думается, что возможна, потому что идея назрела и над ее реализацией задумывается все большее количество людей.
Как быть с тем, что представления о будущем с течением времени меняются и то, что вчера казалось фантастикой, завтра станет реальностью, и мы начнем мечтать о каком-то другом еще более фантастическом будущем? Ответ содержится в самом определении школы будущего. В центре внимания школы будущего должна быть личность ребенка, а определяющая роль в развитии такой школы принадлежит учителю. Если этот баланс сил будет соблюдаться, школе будущего быть!
Мы желаем вам и вашим детям самого прекрасного будущего. Мы ждем вас на наших онлайн-программах «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: