Почему кому-то создают все условия для нормальной учебы и разностороннего развития, а толку ноль? И почему кто-то выросший в нищете многодетной семьи добивается в этой жизни значительных успехов, хотя все вокруг больше мешало, чем способствовало этому?
Думается, подобные ситуации приходилось наблюдать каждому из нас. И задаваться вопросом: «А почему так?» Максимально приблизиться к ответу удалось тем, что уже прошел наши программы «Когнитивистика» и «Сам себе психолог».
Сегодня мы сделаем еще один шаг в этом направлении и поговорим про резильентность и развитие резильентности. В некоторых транскрипциях можно встретить иную вариацию термина «резильентность»: резилентность. Оба варианта являются правильными.
Резильентность: что это такое?
Если сказать коротко простыми словами, резильентность – это способность системы справляться с изменениями, стрессом, непредвиденными ситуациями и кризисами, а затем восстанавливаться и адаптироваться к ним. Этот термин часто используется в контексте устойчивого развития бизнеса, психологии, экологии, когда рассматривается территориальная резильентность, и технических систем.
Резильентность предполагает не только сопротивление разрушительным воздействиям, но и способность быстро восстанавливаться после них. Резильентные системы обычно обладают гибкостью, ресурсностью и способностью к самоорганизации. Они могут адаптироваться к новым условиям, сохраняя основные функции и структуры.
Термин «резильентность» происходит от английского resilience, что переводится как «устойчивость». Этот термин пришел в психологию из физики, где он означает способность упругих тел восстанавливать свою форму после механического воздействия.
В психологии под резильентностью понимается способность сохранять в условиях негативного воздействия стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из неблагоприятных ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям. Как видим, в общем и целом все понятно и не слишком сложно. Однако к такому пониманию явления наука пришла не сразу.
Исследования резильентности: исторический экскурс
По меркам истории, исследования темы резильентности начались сравнительно недавно, в 1971 году. Начало этим исследованиям положила Эмми Вернер (1929-2019), специалист в области психологии развития. Местом проведения исследований был выбран остров Кауаи на Гавайях, а субъектом исследований стали тинейджеры, родившиеся в 1955 году. Научные изыскания Эмми Вернер были сосредоточены на понимании того, почему некоторые люди могут преодолевать невзгоды и процветать, несмотря на сложные обстоятельства, в то время как у других ничего не получается.
С ее «легкой руки» психологи и социологи вплотную занялись темой исследования возможностей социализации и адаптации в обществе детей из неблагополучных семей. Под неблагополучием подразумевался широкий спектр факторов, потенциально осложняющих будущую жизнь детям: нищета, домашнее насилие, психические заболевания и алкоголизм родителей, высокий уровень преступности в районе проживания и слабая защищенность от преступных посягательств, отсутствие доступа к образованию и т.д.
Как показало инициированное Эмми Вернер исследование на острове Кауаи на Гавайях, две трети детей из таких семей предсказуемо продолжили «семейные традиции», приобщившись к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте, бросив учебу в школе и не желая работать. У девушек из неблагополучных семей массово «случались» ранние внебрачные беременности, а забота о родившихся детях в этом случае ложилась исключительно на плечи социальных служб.
Однако примерно треть детей, выросших в таких неблагоприятных условиях, решила не идти «по стопам родителей», а продемонстрировала высокий уровень адаптации в социуме, получив профессию, образование, создав нормальную семью и не проявляя интереса к наркомании и алкоголизму.
Вот именно эти дети и заинтересовали ученых, пожелавших выяснить, почему в практически идентичных обстоятельствах одни «плывут по течению», а другие способны идти наперекор и в будущем ничем не отличаться от своих сограждан, выросших в благополучных семьях.
Итоги этого долгосрочного исследования были подведены в конце 90-х годов прошлого века, когда родившиеся в 1955 году люди перешагнули 40-летний рубеж и стало возможным подвести некоторые предварительные итоги жизни. Если кратко, «выбились в люди» как раз те, кому был присущ «защитный фактор», который можно описать как резильентность. Именно резильентность позволила детям из неблагополучных семей стать социально адаптированными гражданами.
Подробности исследования можно узнать в обзоре Vulnerable but invincible: High risk children from birth to adulthood («Уязвимые, но непобедимые: дети с высоким риском от рождения до совершеннолетия») [E. Werner, 1997].
Впоследствии Эмми Вернер исследовала и другие аспекты детского и подросткового неблагополучия. В частности, в своей работе Children and war: risk, resilience, and recovery («Дети и война: риск, резильентность и восстановление») она указывает на интересную закономерность: чем старше ребенок и чем дольше он «пробыл» на войне, тем выше вероятность различных психических и физических заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, во взрослом возрасте [E. Werner, 2012].
В годы своей научной активности Эмми Вернер столкнулась с ограниченным объемом материала для исследований такого плана и отметила, что необходимы дополнительные лонгитюдные (долгосрочные) исследования с участием многих информантов для того, чтобы задокументировать «траектории» риска и резильентности детей, пострадавших от войны. И в дальнейшем оценить их долгосрочное развитие, психическое здоровье, определить эффективные подходы к лечению.
Мы не знаем, обрадовало бы Эмми Вернер нынешнее изобилие материала для исследований проблем «детей войны» или, наоборот, огорчило. Однако и проведенных на протяжении ее жизни исследований хватило, чтобы определить набор защитных факторов, которые способствовали способности детей преодолевать различные трудности и процветать, несмотря на невзгоды.
Факторы резильентности (по Вернер):
- Личностные характеристики – некоторые дети обладали определенными личностными качествами, такими как интеллект, общительность и чувство юмора, которые помогали им более эффективно ориентироваться в сложных ситуациях.
- Поддерживающие отношения – присутствие поддерживающих и заботливых людей, таких как члены семьи, учителя или наставники, сыграло решающую роль в смягчении негативных последствий невзгод и повышении устойчивости.
- Ресурсы сообщества – доступ к ресурсам сообщества, таким как школа, учреждения здравоохранения и социальные службы, обеспечил дополнительную поддержку детям, столкнувшимся с трудностями.
- Адаптивные стратегии преодоления – тут подразумеваются навыки решения проблем, эмоциональная саморегуляция и способность обращаться за помощью, когда это необходимо.
Исследования Вернер бросили вызов господствовавшему в то время убеждению, что дети, пережившие серьезные невзгоды, обречены на плохие результаты «по жизни». Ее выводы подчеркнули важность понимания резильентности как динамического процесса, на который влияют различные факторы, а не как некой фиксированной черты.
В целом, исследование резильентности, проведенное Эмми Вернер, дало ценную информацию о том, как люди могут преодолевать невзгоды и процветать. Во всех ее работах подчеркивалась важность защитных факторов и возможность достижения положительных результатов даже перед лицом серьезных проблем.
Последующие исследования подтвердили и расширили выводы, сделанные Эмми Вернер. В качестве примера можно привести научное исследование What is resilience? («Что такое резильентность?») [H. Herrman et al., 2011]. Примеры резильентности на стыке психологии и медицины можно найти в обзоре Resilience in Health and Illness («Резильентность в здоровье и болезни») [R. Babić et al., 2020].
Желающим погрузиться в тему поглубже можем предложить тематическую подборку Towards a Transversal Definition of Psychological Resilience: A Literature Review («На пути к трансверсальному определению психологической резильентности: обзор литературы») [A. Sisto et al., 2019].
А мы сосредоточимся на практических аспектах: как развить резильентность, можно ли рассматривать резильентность как качество или навык и т.д.
Как развить резильентность?
Мы уже начали говорить о том, как развить резильентность, когда рассматривали факторы резильентности, открытые Эмми Вернер. И помним, что далеко не все эти факторы врожденные или, скажем так, «предустановленные». Помимо личных качеств, имеют значение ресурсы общества и наличие поддерживающих отношений в ближнем круге общения, причем не только в семье.
В случае, когда семья продуцирует исключительно токсичные отношения, компенсировать недостаток социальной поддержки могут друзья, учителя, другие неравнодушные люди. Дети в силу возраста не могут подходить к решению столь сложной проблемы осознанно. Поэтому тут приходится уповать либо на их врожденные качества, либо на то, что на их жизненном пути встретятся хорошие люди, либо на удачное сочетание этих факторов.
А вот взрослые люди вполне могут отнестись к возникшим трудностям с полным их осознанием и целенаправленно выработать тактики их преодоления, в том числе путем развития резильентности. Ранее мы уже выяснили, что резильентность – это во многом динамическая характеристика, а не какое-то статичное качество, которое либо есть, либо нет.
На сегодняшний день можно найти немало рекомендаций, как развить резильентность. Нам в помощь статья «Голова на плечах: как не поддаваться стрессу и прокачать резилентность» [К. Айсин, 2022]. И нам будет полезен материал «Резильентность для управленцев: Как поддерживать себя в ресурсном состоянии в турбулентные времена» [Л. Гаврилова, 2023].
Советы по развитию резильентности:
- Развитие позитивного мышления – нужно учиться видеть ситуации с позитивной стороны и искать в них возможности для роста и саморазвития, практиковать благодарность и осознанность с тем, чтобы оценивать и ценить то, что вы имеете в настоящем моменте.
- Постановка реалистичных целей – всегда следует ставить ясные и достижимые цели, которые вы хотите достичь. Для удобства их можно «разложить» на более мелкие шаги и сосредоточься на прогрессе.
- Обеспечение социальной поддержки – нужно стараться поддерживать здоровые отношения с семьей, друзьями и сообществом, обращаться за помощью, если помощь действительно нужна.
- Забота о своем физическом благополучии – следует уделять внимание своему здоровью и самочувствию, практиковать регулярные физические упражнения, здоровое питание, отдых и сон.
- Забота о своем эмоциональном благополучии – столь же важно стараться удовлетворять свои эмоциональные потребности в счастье, радости и прочих положительных эмоциях. Можно составить свою личную «Азбуку удовольствия», где за каждой буквой алфавита будет «закреплено» то, что доставляет вам радость. Например, «А» – апельсин, «Б» – батут, «М» – музыка, «П» – пение, «Т» – танцы и т.д. Так вы всегда сможете быстро выбрать из списка наиболее доступное сейчас удовольствие.
- Наблюдение за собственными мыслями, душевным и физическим состоянием – это может быть как мысленная фиксация своего состояния, так и ведение дневника, вербализация чувств. Это позволит сделать шаг к осознанности – почувствовать и понять, что с тобой происходит.
- Развитие навыков управления стрессом – стоит изучить разнообразные стратегии управления стрессом, такие как глубокое дыхание, медитация, йога или релаксационные техники с тем, чтобы выбрать из них самые подходящие лично для вас. Практикуя эти методы регулярно, можно укрепить свою способность эффективно справляться со стрессом.
- Самосострадание – будет полезно научиться общаться с самими собой с позиции лучшего друга или подруги. Любой адекватный человек всегда поддержит близкого друга, если у того возникнут проблемы, и найдет для этого нужные слова. Так вот самосострадание – это умение сказать эти нужные слова в нужный момент самому себе.
- Извлечение уроков из неудач – вместо того, чтобы рассматривать неудачи как конечный результат, нужно учиться видеть их как возможность для роста и обучения. Следует внимательно анализировать свои ошибки и заранее продумывать более удачные тактики на случай сходных ситуаций в будущем.
- Решение проблем – у каждого человека есть дела и проблемы, требующие решения или личного участия в их решении. Следует отказаться от «страусиной политики», перестать избегать проблем, а взяться за их постепенное решение.
Более упрощенная схема развития резильентности включает всего пять основных компонентов, а именно смыслополагание, адаптивность, эмоциональную саморегуляцию, социальную поддержку и оптимизм:
Если вам пока сложно сразу «охватить» вниманием все рекомендации, как развить резильентность, можно сосредоточиться для начала на этих пяти базовых элементах. Однако изучить следует все пункты, которые затем можно постепенно вводить в каждодневную практику.
По поводу последнего пункта относительно решения проблем уточним, что наличие нерешенных проблем всегда «давит» эмоциональных грузом, даже если человек этого не осознает. И, конечно, это не способствует развитию резильентности, которая как раз и предполагает устойчивость и адаптивность к негативным воздействиям, в том числе различным проблемам.
Для начала следует письменно сформулировать проблему, причем «докопаться» до самой сути, не отвлекаясь на эмоции и скоропалительные оценки. Условно говоря, вас беспокоит то, что ваш коллега дурак, или то, что из-за него могут быть сорваны сроки сдачи проекта? Если второе, нужно подстраховаться от такого развития событий, и тогда это перестанет быть какой-то особой проблемой.
Тут как в краткой инструкции для женщин «Учитесь правильно задавать вопросы»: не «Почему мой муж идиот», а «Почему этот идиот – мой муж?» К слову, если научиться менять собственную оценку ситуаций, можно избавиться сразу от целого блока проблем, которые на поверку окажутся не проблемами, а обычными оценочными суждениями, которые бесполезно отравляют жизнь и никак не способствуют процветанию.
На психику человека влияют не столько сами события, сколько значение, которое человек придает тому или иному событию. В когнитивно-поведенческой терапии существует модель АВС, в которой А – это исходное событие, В – это мысли, происходящее в ответ на активирующее событие, С – последствия и то, как человек чувствует и ведет себя, когда у него возникают эти мысли [М. Елисеева, 2018]. В свою очередь, последствия делятся на две части: реакции и эмоции.
Терминология пришла к нам с «дикого Запада», поэтому давайте расшифруем англоязычную модель АВС:
- A – Activitating Event или Активирующее событие (тригер).
- B – Beliefs или Установки.
- C – Consequences или Последствия.
Так вот, настоящая революция в поведенческой психологии произошла, когда ученые нашли и обозначили составляющую «В». Именно эта составляющая отвечает за оценку ситуации и генерирует последствия в самом широком смысле слова. Психологи разъясняют, что эмоциональная реакция не выглядит как простая схема наподобие «идет дождь, поэтому мне грустно».
Между дождем и грустью может быть превеликое множество мыслей и оценок, начиная от воспоминаний о неудачно прошедшем из-за дождливой погоды отпуске и заканчивая констатацией факта, что в дождь некомфортно гулять в парке, а вам надоело сидеть дома, но вот простудиться из-за прогулки под дождем совсем не хочется, и т.д.
Меняя собственную оценку ситуации, человек меняет реакцию на нее. Поэтому крайне важно научиться задавать себе правильные вопросы: «Это событие действительно негативное или я просто привык так его видеть?»
И даже если в ходе размышлений вы придете к выводу, что дождь – это плохо, вы перестанете «гонять» эту бесполезную мысль по кругу, а сможете переключиться на размышления о том, что вам делать: одеться потеплее или погулять по торговому центру, где тепло и сухо? И не сожалеть о прошлом неудачном отпуске, а начать планировать следующий отпуск.
А еще лучше – найти возможность куда-то съездить на день или два в следующие выходные, потому что любое путешествие – это маленькая жизнь, в которой есть место положительным эмоциям. Проще говоря, всегда нужно искать рациональные «за» и «против», когда мы обдумываем что-либо. Все это в комплексе будет способствовать развитию резильентности.
В целом, развитие резильентности, способности преодолевать трудности и адаптироваться к изменениям является важным фактором для достижения ощущения личного благополучия. Если перестать воспринимать изменения исключительно как негативные, тогда адаптироваться к ним станет намного легче. Разумеется, такой совет вряд ли в полной мере поможет людям, которые, к примеру, в результате боевых действий остались без крыши над головой, похоронили близких, а то и сами стали инвалидами.
Однако заметим справедливости ради, что в большинстве случаев людей расстраивают гораздо более мелкие неприятности, нежели гибель близких, физическое увечье или разрушенное жилье. Возвращаясь к тому, с чего мы начали эту тему, а именно с изучения резильентности у детей, выросших в неблагополучных семьях, вспомним еще раз о способности взрослых людей относиться ко всему в этой жизни осознанно. И если для ребенка отсутствие красивых игрушек – это реальная трагедия, взрослые могут и должны научиться брать под контроль свои эмоции и не расстраиваться по мелочам.
Мы желаем, чтобы никакие проблемы и невзгоды не сломили ваше заложенное в психологии человека стремление к счастью. Мы ждем вас на наших программах «Когнитивистика» и «Сам себе психолог» и предлагаем поучаствовать в нашем опросе: