Блог о саморазвитии

Развитие инициативности: а кому это нужно?!…

Развитие инициативности: а кому это нужно?!...

Знаете ли вы о том, что инициатива наказуема? Даже если вам не довелось испытать такое на себе, выражение вам наверняка знакомо, и о последствиях вы точно наслышаны. Стоит ли в таком случае развивать инициативность?

Те, кто уже прошел наши программы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций», прекрасно знают ответ на этот вопрос. А всех остальных приглашаем обсудить такие качества, как инициативность и самостоятельность, способы развития инициативности и нужно ли это делать в принципе.

Что такое инициатива и инициативность?

Для начала определимся с терминами. Инициатива – это некое самостоятельное решение, принятое человеком, и связанные с этим решением последующие действия. Инициативность – это стремление проявлять инициативу, способность к самостоятельным решениям и действиям, умение самостоятельно ставить цели и проявлять активность в направлении их достижения.

Термин происходит от латинского «initium», что переводится как «начало». Таким образом, инициатива – это нечто первоначальное, то, что происходит от первоисточника. Отметим, что инициировать что-либо может только одушевленное существо, поэтому как таковое качество «инициативность» может быть присуще только тому, кто обладает хотя бы минимальным уровнем сознания и осознанности действий.

Так, хищник в животном мире может инициировать драку, погоню, нападение, травоядное животное может инициировать освоение новой кормовой базы и первым сделать шаг в сторону только что увиденной полянки с зеленой сочной травой. В контексте нашей темы нас более интересует инициативность как качество, присущее людям, включающее стремление принимать волевые решения, способность к самостоятельным активным действиям и т.д.

Можно найти и более детализированное определение. Например, в обзоре «Профессиональное качество: инициативность» [С. Апанасевич, 2020]. Так, активность, инициативность деятельности включает в себя следующие аспекты:

  • Жизненная энергия и темперамент, который находит выход в конкретных решениях, действиях, инициативах.
  • Физическая, интеллектуальная и прочая активность.
  • Стремление к свободному самовыражению.
  • Находчивость, предприимчивость, проактивность.

Следует отдельно остановиться на таком качестве, как проактивность. Оно настолько тесно взаимосвязано с понятием инициативности, что иногда эти термины употребляют чуть ли не как синонимы. Проактивность означает способность действовать осознанно с тем, чтобы решить поставленные задачи, достигнуть поставленных целей, «закрыть» свои насущные желания и потребности [Д. Александров, 2021].

Например, если абитуриент имеет желание поступить в университет, он углубленно изучает предметы, которые предстоит сдавать, узнает об условиях обучения, знакомится с выбранным вузом. Для того, чтобы это все состоялось, ему нужно проявить инициативу: зайти на сайт вуза, прочитать об условиях приема, посетить «День открытых дверей», задать вопросы представителям вуза, откомандированным на «День открытых дверей» для общения с потенциальными абитуриентами.

Если абитуриент обладает таким качеством, как инициативность, он именно так и сделает. Если же он безынициативен и за него все решают родители, они же и будут заниматься всем вышеперечисленным: сидеть на сайте вуза, узнавать, когда пройдет «День открытых дверей», изучать условия приема, стоимость контракта на различные специальности и прочее.

В особо тяжелых случаях родители сами выберут абитуриенту вуз, а самому абитуриенту останется только выразить недовольство выбором родителей, желательно ближе к окончанию обучения, когда будет потрачено немало денег и времени, а «переигрывать» ситуацию будет довольно хлопотно. Все бы ничего, однако последствия неподходящего решения родителей и собственной безынициативности нынешнему абитуриенту и будущему специалисту придется «расхлебывать» самому.

Даже если обязанность по поиску работы переложить на родителей, что в случае, когда они сами выбрали ему специальность, вполне логично, то ходить на работу все равно придется ему самому. И в случае, если работа будет категорически неприятна, это вызовет ежедневную неудовлетворенность жизнью, недовольство родителями и начальством, а в наихудшем случае приведет к стрессу и депрессии.

Таким образом, инициативность – качество нужное и полезное, позволяющее избежать многих неприятностей. Разумеется, инициативность должна быть разумной и ответственной. В идеале, любая социальная инициативность = ответственность и самостоятельность, даже если речь идет о старшекласснике, выбирающем вуз и будущую профессию.

«А как же насчет того, что инициатива наказуема?» – вспомнит кто-то. «И нет ли тут какого-то противоречия между наказуемостью и инициативностью как способом избежать неприятных последствий решений, принятых за человека без его участия?» И точно ли нужно развивать инициативность, если инициатива наказуема? Давайте со всем этим разберемся поподробнее!

Развитие инициативности: нужно или нет?

Начнем с того, что инициатива далеко не всегда наказуема. Да, возможен вариант, когда инициатива поступления в университет культуры и искусства вместо уготованного родителями медицинского или юридического будет наказана скандалами, недовольствами и ограничением материальной продержки на время учебы на актерском факультете, которая предназначалась исключительно в случае поступления в медин или на юрфак.

А быть может, родители вздохнут с облегчением, поняв, что их великовозрастному отпрыску хоть что-то в этой жизни интересно, и он вполне адекватно оценивает многочасовые очереди на кастинг, строгий отбор на роли и не слишком щедрое материальное вознаграждение начинающим актерам на стартовом этапе.

Точно так далеко не во всех фирмах предложение проявлять инициативу и выступать с предложениями носит номинальный характер. Да, есть директора, для которых существуют только два мнения: их собственное и неправильное.

Однако немало случаев, когда руководство вполне готово выслушать идеи и предложения маркетологов, pr-менеджеров и отдела продаж по продвижению на рынок и увеличению прибыли. Правда, обычно такая толерантность к чужому мнению случается лишь тогда, когда свои собственные идеи завели руководство в глухой лес долгов и неустоек. Но сейчас не об этом.

Сейчас хотелось бы сказать о том, что даже полное, всестороннее и всецелое понимание наказуемости инициативы в определенных случаях никак не исключает необходимости развивать инициативность и самостоятельность.

Во-первых, даже жесткий конфликт и некоторые неудобства из-за недовольства вашим выбором вуза, работы, жениха, невесты со стороны родителей все равно лучше, чем пожизненное мучение на нелюбимой работе или с нелюбимым человеком.

Во-вторых, всегда можно подумать, как смягчить удар, нанесенный по самолюбию окружающих вашей инициативой. Для этого зачастую хватает просто попытаться вникнуть в пожелания окружающих и найти, как ваша инициатива приближает их к реализации их желаний.

В-третьих, далеко не всегда инициативу нужно проявлять в срочном порядке. Гораздо чаще у человека есть ресурс времени, чтобы обдумать свою инициативу со всех сторон, а также ее уместность в той или иной ситуации, например, на работе.

Так, если вам заранее известно, что у начальника на все случаи жизни два мнения, его и неправильное, вряд ли стоит выступать с инициативой, противоречащей его мнению. Ясно, что любая просьба выдвигать предложения тут носит формальный характер, а предложение будет принято, только если оно совпадает с идеей начальника, но сформулировано чуть иначе.

Аналогичным образом, если вам известно, что ваше начальство не любит радикальных инноваций, то и не нужно выдвигать инициативу, которая в случае реализации должна перевернуть с ног на голову весь привычный, пусть даже не всегда успешный, производственный процесс. Можно запустить, что называется, «пробный шар» и выйти с инициативой каких-то небольших изменений.

В защиту консервативных начальников скажем, что далеко не все «инициативы снизу» всегда бывают разумны и полезны. Иногда они бывают вредны и разрушительны, причем не всегда в этом кроется злой умысел инициаторов.

Рядовые сотрудники и даже ведущие менеджеры компании по умолчанию знают о планах и стратегии хозяев бизнеса меньше, чем сами хозяева бизнеса, поэтому желательно думать не только о том, как «продвинуть» свое мнение, но и толерантно относиться к мнению окружающих. Иначе наказуемость инициативы станет прямым следствием вашей нетерпимости к чужому мнению и неуживчивости в трудовом коллективе.

Более подробно данный аспект темы рассмотрен в статье «Не делайте этого: когда инициатива не принесет пользы ни вам, ни другим» [И. Ван, Ш. Паркер, 2021]. И еще раз акцентируем внимание, что все вышесказанное никак не отменяет необходимости развивать инициативность как личностное качество. Как развивать? Об этом тоже стоит поговорить подробнее.

Развитие инициативности: советы, рекомендации

Если мы обратим запрос о развитии инициативности в Google всезнающий, то увидим огромный массив информации, как развивать инициативность ребенка, дошкольника, старшего дошкольника, младшего школьника. Чуть дальше от верхушки рейтинга выдачи расположены рекомендации, как развивать инициативность старшеклассников, студентов, сотрудников, причем в последнем случае чаще рассматривается «Управление инициативой сотрудников», нежели собственно меры по ее развитию [Н. Прокофьева, 2007].

В целом, все логично. Инициативность, как и прочие качества, лучше развивать в детском возрасте, чем во взрослом, когда человек уже сформировался и «оброс» взглядами, принципами, жизненными установками и ограничивающими убеждениями. Рассмотрим, как это делать, и начнем с дошкольников.

Развитие инициативности у дошкольников

На самом деле, ребенок делает первые шаги на пути развития инициативности намного раньше, чем сделает свой первый в жизни шаг, встав на ножки. И это мы не берем в расчет простые физиологические реакции, когда младенец захотел кушать и начал плакать, проявляя инициативу на предмет кормления.

Инициатива – это когда он решил рассмотреть поближе игрушку и потянулся за ней, увидел телефон в руках у мамы и произнес некое подобие слова «дай». Когда ребенок пошел, и тем более побежал, инициатив становится больше: догнать кошку, погладить собаку, отобрать лопатку у другого малыша в песочнице и масса других неотложных детских забав.

Еще позже начинается период «я сам», когда ребенок по своей инициативе пытается самостоятельно завязать шнурки, собрать конструктор, достать чашку, закрутить на место выпавший шуруп и т.д. Задача взрослых – не мешать и направлять инициативность и темперамент в мирное и безопасное для ребенка русло.

Эксперты дают конкретные советы по развитию инициативы дошкольников, простые и доступные для исполнения как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений [ГАУ РК «Центр информационных технологий», 2021].

Способы развития детской инициативности:

  • Создание игровой предметно-пространственной среды с тем, чтобы ребенок мог сам выбрать себе занятие.
  • Наличие коллектива ровесников, чтобы ребенок мог выбрать круг общения по интересам.
  • Поощрение вопросов наподобие «почему?», «зачем?», «как?» и прочих.
  • Помощь детям в самостоятельном поиске ответов на вопросы.

Есть рекомендации и для поддержания уже проявляемой инициативы:

  • Самостоятельность во всем, что не опасно для жизни и здоровья детей.
  • Возможности для реализации собственных детских замыслов.
  • Похвала любых успехов детей.
  • Воздержание от критики неудач и выражений наподобие «Я так и знала», «Вечно у тебя ничего не получается».
  • Формирование у детей привычки самостоятельно находить себе занятие, пользоваться игрушками и настольными играми, не докучать взрослым нытьем «Мне скучно».
  • Наличие в свободном доступе игрушек, настольных игр, спортивных принадлежностей.

К слову, игры и спорт – благодатная почва для взращивания ростков инициативности. Подробные рекомендации расписаны в подборке «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через организацию двигательной деятельности» [Ж. Кваскова, 2019].

Так, рекомендуется давать детям доступные для их возраста задания и поддерживать словами «У тебя получится», «Это несложно», «Я помогу». Например, можно предложить детям составить свой собственный комплекс утренней гимнастики из числа ранее изученных упражнений, и самим выбрать музыку из 2-3 предложенных треков.

Еще одно благодатное поле деятельности в деле развития инициативности – это творчество. Полезные советы содержатся в материале «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста на занятиях художественным конструированием» [Ю. Юшкова, 2020].

Развитие инициативности через творчество:

  • Обучение разным приемам работы с бумагой, тканью, пластилином, природными материалами.
  • Изготовление атрибутики для героев детских сказок.
  • Изготовление поделок для оформления интерьера комнаты.
  • Возможность самостоятельно выбрать цвет бумаги или ткани для поделки, материала для изготовления того или иного элемента конструкции.

Важно помнить, что инициативность и самостоятельность идут «рука об руку», поэтому воспитательный процесс следует организовать так, чтобы у ребенка было свободное время, которым он может распорядиться на свое усмотрение, сам выбрать себе занятие, сам придумать себе цель и воплотить ее в жизнь [Е. Амелина, 2018].

Кроме того, следует приобщать детей к простым бытовым обязанностям с возможностью проявить инициативу. Например, не просто убирать за собой игрушки, а самостоятельно поддерживать порядок в комнате. При этом необходимо объяснить, что такое порядок, из чего он складывается, как понять, в какой момент его следует наводить. Это уже уровень задачи для старших дошкольников.

Больше рекомендаций вы найдете в научной работе «Развитие инициативности детей дошкольного возраста» [Е. Коротаева, А. Святцева, 2016]. Но, конечно же, этот процесс не ограничивается дошкольным возрастом.

Развитие инициативности у школьников

Школьникам уже можно ставить задачи посложнее. Например, даже в младших классах детям под силу самостоятельно при небольшой помощи со стороны учителя подготовить праздничный концерт к Новому году или 8 марта, тематический праздник, посвященный национальным обычаям и традициям народов мира.

Задача учителя – подсказать направление и алгоритм действий, а школьники вполне могут самостоятельно найти информации о традициях народов мира, составить рассказ, который потом прозвучит со сцены, подобрать музыку для демонстрации народного танца, разучить несложные танцевальные движения из танцев народов мира.

Больше практических рекомендаций можно найти в работе «Развитие инициативности младших школьников» [Е. Черноколпакова, 2020]. Немало интересных наблюдений содержится в работе «Развитие инициативности у младших школьников в процессе коллективной творческой деятельности» [К. Сентемова, 2016]. А также в статье «Развитие инициативности в младшем школьном возрасте» [И. Довольнова, 2017].

Отчасти воспитанию инициативности у школьников помогает система школьного самоуправления. Предполагается, что каждый ребенок может попробовать свои силы в деле самоуправления и самоорганизации. На деле этой возможностью обычно пользуются лишь те ребята, у кого инициативность уже сформировалась, а школьное самоуправление лишь помогает улучшить и углубить различные навыки. Тем не менее, пренебрегать этой возможностью не стоит.

В целом, тема развития инициативности актуальна, и ей уделяется немало внимания как в традиционном образовании, так и в различных экспериментальных методиках. Подробнее можно ознакомиться в сборнике «Воспитание: авторские программы школ России» [Н. Селиванова, 2020].

Что же касается домашнего воспитания, родителям желательно помнить, что в школе учится ребенок, а не они сами. Так, начиная с 1 класса, ребенка следует приучать, что выполнение домашних заданий – это его зона ответственности, и он должен делать уроки без напоминания со стороны родителей.

Кроме того, ребенок сам должен усвоить, по каким параметрам выставляются школьные оценки, что нужно для того, чтобы получить высший балл, и за что конкретно учитель имеет право снизить оценку. В идеале, ребенок сам должен откорректировать свою самостоятельную подготовку так, чтобы максимально приблизиться к высоким оценкам.

Со стороны родителей допустимо подсказать данное направление хода мыслей, но ни в коем случае не «стоять над душой» у ребенка, пока он делает уроки, и тем более не делать их вместо него. А еще родителям детей школьного возраста будет полезна статья «Как воспитать в ребенке инициативность: 7 советов от психолога» [alpinabook, 2017].

Топ-7 советов по развитию инициативности:

  1. Не перегружать – слишком плотное расписание убивает любе проявления самостоятельности. У ребенка должно бать свободное время, в том числе на то, чтобы поскучать.
  2. Дать право решать самому – родители имеют право (и должны) лишь задать рамки безопасного и разумного поведения, а выбор кружков и секций для занятий, книг для чтения, фильмов для просмотра и одежды для прогулки оставить ребенку.
  3. Ослабить контроль – бесконечные подсказки, что и как делать, и разделение всех действий на «правильные» и «неправильные» может убить любые ростки инициативности. К решению, что правильно, а что нет, ребенок должен прийти сам.
  4. Поддерживать в самостоятельно выбранных увлечениях – даже если они кажутся спорными, ерундовыми и неперспективными. Не стоит запрещать петь или играть на гитаре, если вам кажется, что у ребенка нет музыкального слуха. Во-первых, слух можно развить. Во-вторых, не факт, что он есть у вас и вы можете объективно оценить чей-то творческий потенциал.
  5. Находить и отмечать сильные стороны ребенка – дети, да и взрослые, не всегда могут посмотреть на себя со стороны и увидеть, в чем они явно превосходят окружающих. Это может быть что угодно, от хорошей памяти и быстрого набора текста на компьютере до умения рифмовать слова и подбирать на слух мелодии.
  6. Никогда не переходить на личности – независимо от масштабов того, что натворил ребенок. «Двойка» в школе не означает, что он тупой. Возможно, ему стоит уделить больше времени домашним заданиям по математике. Где взять дополнительные 20 минут – сократить прогулку на улице или время компьютерной игры – пусть решит сам ребенок.
  7. Показывать ребенку, что вы его любите – даже в случае неудач. Родительская любовь – это мощная поддержка и потенциал энергии для будущих свершений и новых попыток, даже если что-то не получается с первого раза.

Если учителя и родители будут уделять достаточное внимание развитию инициативности детей, к моменту поступления в вуз это уже будет достаточно сформировавшаяся личность, обладающая такими качествами, как инициативность, ответственность и самостоятельность. Однако и вуз может внести свой вклад в формирование инициативного и ответственного специалиста, готового к профессиональным вызовам и штурму карьерных вершин.

Развитие инициативности у студентов

«От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия, а сессия всего два раза в год». Все мы слышали эту песенку, и большинство из нас согласно, что студенческие годы – самые веселые и беззаботные. Те, кто окунулся в беззаботность и веселье с головой, выныривая лишь в самый канун экзаменов, испытали на себе и другую сторону студенческой жизни: «хвосты» по окончании сессии, лишение стипендии, а то и отчисление из вуза.

Учитывая, что в вузе нет ежедневных домашних заданий и ежедневного контроля за успеваемостью, как в школе, сам формат обучения предполагает наличие такого качества, как инициативность. Студент должен сам проявить инициативу, прийти на кафедру, выбрать тему курсовой работы и сдать готовую работу к означенной дате. Никто не будет все это делать за него, а если курсовая не будет сдана вовремя, студента просто не допустят к сессии.

Аналогичным образом студент сам должен проявить инициативу, чтобы найти нужные материалы для подготовки к семинару, и далеко не во всех случаях для этого достаточно поиска в Сети. Если нужно обращаться к материалам, изданным в 18-19 веке и пока что не оцифрованным, как это часто бывает при обучении, к примеру, на историческом факультете, нужно найти время на посещение библиотеки и попросить библиотечных работников заказать нужную книгу из книгохранилища.

Поэтому студенты, не обладающие хотя бы минимальной инициативностью, обычно «не доживают» в этом статусе даже до конца первого курса. В армии отсутствие тяги к проявлению инициативы не слишком критично, так что все складывается как нельзя лучше.

Впрочем, как мы заметили выше, вуз может внести свой вклад в формирование инициативного и ответственного специалиста, готового к профессиональным вызовам и штурму карьерных вершин. Если преподаватели спрашивают со студентов за результат и требуют, в первую очередь, знания, а не формальное присутствие на лекциях, выпускники таких вузов обычно более инициативны и более ответственно относятся к своим обязанностям.

Как это реализовать на практике в рамках учебного процесса, можно прочитать в статье «Развитие инициативности студентов на основе выбора преподавателем интерактивных форм обучения» [Д. Лучанинов и др., 2017]. Кроме того, интересна в этом плане работа «Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической работе» [И. Попова, 2009].

И, наконец, как развивать инициативность у взрослых людей, которые уже влились в трудовые коллективы и своей работой влияют на успех компании? Обсудим и это!

Развитие инициативности у сотрудников

В принципе, мы уже обсудили некоторые нюансы проявления инициативы со стороны наемных работников в различных ситуациях и возможных последствий инициативности. Не будем повторяться, а пойдем «от противного». Итак, «25 вредных советов, которые помогут истребить инициативность ваших сотрудников», написанных весело, с юмором, по образу и подобию «Вредных советов» популярного писателя Григория Остера [И. Батечко, 2022].

Топ-25 вредных советов начальникам:

  1. Все решения принимать самому.
  2. Не давать никаких полномочий подчиненным.
  3. Не объяснять решения.
  4. Не приглашать на совещания сотрудников, даже если обсуждаются вопросы, относящиеся к их зоне ответственности.
  5. Не давать высказывать сотрудникам их мнение.
  6. Перебивать тех, кто решил высказаться.
  7. Спорить до последнего.
  8. Использовать фразы «Дайте гарантию», «Это так не работает» и прочий скептицизм.
  9. Всегда спешить и отвечать на любые вопросы «Мне некогда».
  10. Исчезать из поля зрения сотрудников, все равно не давая им полномочий.
  11. Ставить нереальные цели.
  12. Постоянно менять приоритеты в работе.
  13. Давать пошаговую инструкцию для каждой мелкой задачи.
  14. Штрафовать всех, кто отклонился от инструкции, даже если задача выполнена.
  15. Никого никогда не хвалить.
  16. Никого никогда не выделять за успехи.
  17. Не давать карьерных перспектив.
  18. Гиперконтроль и микроменеджмент – это «наше все».
  19. Цепляться к мелочам.
  20. Ругаться по мелочам.
  21. Закатывать глаза по каждому поводу.
  22. Выражать недовольство сотрудниками без пояснения причин.
  23. Рассказывать, как вам сложно.
  24. Постоянно напоминать людям об их промахах, в том числе мелких.
  25. Инициаторам всегда говорить, что идея крутая, и не давать полномочий для ее воплощения.

Думается, расшифровка тут излишняя, потому что и так все понятно. Если ваш начальник как раз из таких, а возможности сменить работу прямо сейчас у вас нет, можем предложить пройти наши программы «Психическая саморегуляция» и «Лучшие техники коммуникаций», которые помогут слегка отрегулировать ситуацию в вашу пользу.

Еще мы хотим вам пожелать, чтобы ваши инициативы всегда находили отклик у окружающих, и попросить ответить на вопрос по теме статьи: