Мы все хотим, чтобы наши дети росли умными, здоровыми, счастливыми, добрыми и отзывчивыми. Для этого мы одеваем их как можно теплее зимой и следим за календарем прививок, покупаем конструкторы и разноцветные игрушки, записываем в спортивные секции и творческие студии, водим в музыкальную школу и кружок рисования.
Однако ничуть не менее важно развитие эмоционального интеллекта у детей. Умение понимать и выражать эмоции, оказывать поддержку и просить о помощи, сочувствовать и сопереживать как раз и делает человека добрым, отзывчивым, психически здоровым и, в конечном итоге, счастливым и умным.
Да, умным, ведь мы говорим именно про эмоциональный интеллект, а не просто про какой-то набор эмоций и навыков общения. Для того чтобы человек во взрослом возрасте был умным, развитие эмоционального интеллекта детей и подростков играет ничуть не менее важную роль, чем развитие академического интеллекта, знание физики, математики, иностранных языков и прочих школьных предметов.
Вы можете поработать над этим самостоятельно с помощью нашей программы «Эмоциональный интеллект». А дополнить свой арсенал приемов общения можно с помощью нашей программы «Лучшие техники коммуникаций». Сегодня же мы поговорим про развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка.
Эмоциональный интеллект: что это такое?
Наши постоянные читатели, скорее всего, не нуждаются в пояснениях относительно того, что следует понимать под эмоциональным интеллектом, потому что материалов на эту тему в нашем блоге достаточно много. Однако для всех остальных мы напомним вкратце, что же это такое. Это способность понимать и выражать эмоции, управлять эмоциями, распознавать стремления и мотивацию окружающих.
Понятие эмоционального интеллекта встречается в работах ученых-психологов, начиная с 60-х годов 20 века. В частности, в сборнике научных работ, посвященных эмоциональной сфере [J. Davitz, M. Beldoch, S. Blau, 1964]. В широкий оборот понятие вошло после выхода в свет в 1995 году книги Дэниеля Гоулмана «Эмоциональный интеллект», многократно переизданной в последующие годы [Д. Гоулман, 2021].
Мы уже вспомнили, что эмоциональный интеллект включает в себя ряд навыков и способностей, таких как управление эмоциями, эмпатия и другие. Можно ли всему этому научиться и научить своих детей? Не только можно, но и нужно, потому что эмоциональный интеллект играет важную роль в межличностных отношениях, профессиональном успехе, решении проблем и общем благополучии личности.
Результат будет максимально положительным, если как можно раньше взяться за развитие эмоционального интеллекта – у детей дошкольного возраста пластичная психика, и они легко усваивают различные модели действий и поведения.
Развитие эмоционального интеллекта у детей
Итак, как же действовать родителям и воспитателям и что конкретно нужно делать? Нам в помощь советы детских психологов, изложенные в материале «Как развить эмоциональный интеллект ребенка?» [Progkids, 2023]. И нам в помощь советы профессора психологии и автора книг по детской психологии Юлии Гиппенрейтер, которые она в свое время дала в интервью Forbes Woman [Н. Ломыкина, 2014].
Способы развития эмоционального интеллекта у детей:
- Моделирование эмоционального поведения – будьте образцом для детей, показывайте, как вы осознанно выражаете и управляете своими эмоциями. Дети могут многое усвоить, просто наблюдая за поведением взрослых.
- Обсуждение эмоций – регулярно обсуждайте эмоции с детьми, спрашивайте, как они себя чувствуют, и поощряйте их выражать свои эмоции словами. Следует воздерживаться от отрицания эмоций ребенка и употребления фраз «Тут нечего бояться», «Перестань плакать», «Не стоит так расстраиваться» – это вам не страшно, а ребенок маленький, и ему может быть очень боязно.
- Наблюдение за эмоциями – помогайте ребенку понимать чужие эмоции, объясняйте ему, что другие люди могут чувствовать в разных ситуациях, как наши действия могут влиять на чувства других.
- Обучение стратегиям управления эмоциями – это может включать в себя методы расслабления, дыхательные упражнения, умение сделать паузу, счет до 10 и другие способы, помогающие успокоиться.
- Обучение поведению в конфликтных ситуациях – учите ребенка разрешать конфликты мирным путем, объясняйте, как можно решить проблему, не используя насилие или грубость. Поощряйте ребенка рассуждать, какие варианты решения могут быть наиболее эффективными.
- Моральная поддержка – проявляйте сочувствие и при этом поддерживайте позитивное мышление, помогайте ребенку по возможности найти положительные стороны различных ситуаций и способы преодоления трудностей.
- Социальное взаимодействие – поддерживайте детей в развитии социальных навыков, учите их взаимодействовать с окружающими и строить положительные отношения.
- Чтение книг – используйте сказки и прочую детскую литературу для того, чтобы обратить внимание детей на способы проявления эмоций у различных персонажей, реальных и вымышленных. Книги могут быть отличным инструментом для обсуждения чувств и ситуаций, в которых дети могут столкнуться.
- Стимулирование воображения – поощряйте детей рисовать, петь, танцевать, фантазировать, придумывать и изобретать что-то новое. Конкретные подсказки по развитию изобретательности можно позаимствовать из методики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
- Упражнения и игры для развития эмоционального интеллекта у детей – специальные игры и упражнения включают элементы ролевых действий и сценариев с различными эмоциональными контекстами, которые могут помочь детям осваивать социальные навыки и развивать эмпатию.
Игру как элемент технологии развития эмоционального интеллекта детей стоит обсудить более подробно, потому что игра – это самый естественный процесс в жизни маленьких детей. И такое имплицитное обучение в процессе игры может быть весьма результативным.
Игры для развития эмоционального интеллекта у детей
Итак, в какие игры нужно играть для того, чтобы способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей? Программа может быть самая обширная, однако следует сделать акцент на играх, где в центре внимания находятся чувства и эмоции самого ребенка либо вымышленных персонажей. Психолог Анастасия Глебова подобрала семь простых игр для развития эмоционального интеллекта у ребенка, в которые вы можете поиграть вдвоем [А. Глебова, 2021].
Игры для родителей с детьми:
- «Дай карандаш» – фразу «Дай карандаш» нужно произносить с разными эмоциями (весело, серьезно, грустно, строго и т.д.) Можно заранее распечатать смайлики и показывать их, чтобы задавать тон, либо просто озвучить правила.
- «Сказка на новый лад» – предложить ребенку пересказать известную ему сказку с определенной интонацией или поменяв местами персонажей. Например, как будет звучать сказка, если Красная Шапочка будет злой, а Серый Волк – добрым.
- «Разноцветная классика» – предложить ребенку «нарисовать музыку». Сначала включить, допустим, «Времена года» Вивальди, а потом попросить ребенка изобразить то, что он услышал. Обязательно потом спросите у него, почему он нарисовал линии или волны, зеленым цветом или красным, на весь лист или где-то в уголке.
- «Танцуем настроение» – просто включаете музыку и предлагаете подвигаться под нее. Заодно можно сделать краткий ликбез о стилях и направлениях в музыке, пояснив, что блюз – это когда грустно, а марш нужен для поднятия боевого духа.
- «Где живут эмоции?» – такой вопрос нужно задать ребенку и попросить его рассказать, что он чувствует, когда радуется встрече с бабушкой, когда пугается злую собаку, когда обнимает мурчащего кота. К слову, эта информация поможет родителям лучше понимать ребенка, и помогать бороться со стрессом.
- «Разговор на языке эмоций» – это уже для детей постарше. Нужно предложить ребенку составить фразу из трех частей: «Я чувствую… потому что… я хотел бы…». Например, «Я чувствую злость, потому что мама заставляет меня есть суп, а я хотел бы сначала съесть конфету». Разумеется, ругать за эмоции и высказывания не следует – нужно просто объяснить, почему следует сначала съесть суп, а потом сладости.
- Настольная игра Brainy Trainy «Эмоциональный интеллект» – это набор карточек, где на одной стороне карточки описана ситуация и варианты действий, а на обратной стороне есть правильный ответ. Ребенок выбирает, как и почему он бы поступил, а потом сверяется с правильным ответом. Помним, что ругать ребенка за его выбор нельзя.
Существуют и групповые игры на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в детском садике. Это не только полезно, но и весело, а свои рекомендации нам предоставит федеральная сеть детских клубов и садов «Бэби-клуб» для детей от 3 месяцев до 7 лет [Бэби-клуб, 2021].
Игры в детском садике:
- «Эмоциональные пиктограммы» – это специальные карточки с изображениями эмоций. Дети по очереди вытягивают карточки с эмоциями и пытаются изобразить их так, чтобы остальные могли угадать, что это за эмоция.
- «Театр теней» – дети используют свои тени, чтобы передать различные эмоции, изображенные на пиктограммах. Остальные участники угадывают, что это за эмоция.
- «Эмоциональные статуи» – дети занимают статичное положение, как у статуи, которое отражает эмоцию из пиктограммы. Остальные дети угадывают, какую эмоцию изображает «статуя».
- «Что я чувствую сегодня» – предлагаете детям самим выбрать эмоциональную пиктограмму, отвечающую их настроению, и рассказать о ней.
- «Угадай по голосу» – воспитатель произносит нейтральные фразы с разной эмоциональной окраской (например, грустно произносит «Я пойду в магазин»), а дети должны угадать эмоцию в голосе и объяснить, почему эмоция может быть именно такой (например, если жаль тратить деньги).
- «Эстафета эмоций» – детям предлагается перебрасывать друг другу мяч и, поймав, заканчивать предложенную воспитательницей фразу на свое усмотрение (например, «Я люблю, когда меня хвалят / когда мы едем к дедушке / когда на улице солнышко»).
- «Составь лицо» – дети учатся составлять лица из частей (глаз, губ, рта, бровей) так, чтобы изобразить ту или иную эмоцию. К примеру, поменяв положение бровей или рта. «Запчасти для лица» можно расположить на столе либо закрепить на доске. Задача остальных – угадать эмоцию.
К слову, игра «Составь лицо» очень стимулирует развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) [М. Котова, 2023]. Играть в эту игру можно как в инклюзивной группе детского садика, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.
Кроме того, для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ полезно упражнение «Что я чувствую?» Детям предлагается рассказать, что они видят, слышат, чувствуют носом и ощущают кожей [И. Авилова, 2018]. Это станет отличным «мостиком» для дальнейшего понимания эмоций.
Перед тем, как рассказывать, что ребенок видит, ему следует предложить закрыть руками уши, дабы не отвлекаться на звуки. Когда ребенок прислушивается к звукам, которые его окружают, лучше закрыть глаза. А когда вдыхает ароматы, стоит закрыть и глаза, и уши.
Важный момент: Переходить к упражнению на осознание своих ощущений можно только после того, как у ребенка разовьется телесная чувствительность.
В целом, сегодня развитие эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как основной компонент, способствующий благоприятной адаптации к школе [И. Авилова, 2018]. И нужно заметить, что эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта, психики и здоровья имеет свои особенности.
Эмоциональное развитие детей с нарушением интеллекта и ограниченными возможностями здоровья
Педагогам и родителям важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта – это постепенный процесс, и каждый ребенок развивается индивидуально. Поддержка и понимание со стороны родителей и педагогов могут сыграть ключевую роль в формировании эмоциональной компетенции у детей.
Особенно это касается детей с различными генетическими нарушениями здоровья и умственного развития, потому что у них, в силу объективных причин, формирование эмоционального интеллекта затруднено. Педагогам и родителям следует набраться терпения и понимать, с какими вызовами они сталкиваются [ЮНИСЕФ, 2020].
Что учесть при работе с детьми с ОВЗ:
- Ограниченная способность выражения эмоций – дети с нарушением психики и интеллекта могут испытывать трудности в выражении своих эмоций словами или через мимику, что может создавать трудности в коммуникации и понимании эмоций со стороны окружающих.
- Затруднения в обработке информации – обработка эмоциональной информации может быть более сложной, что может влиять на способность адекватно реагировать на различные ситуации и эмоциональные стимулы.
- Ограниченные социальные навыки – способности к социальному взаимодействию, включая умение читать эмоции других и адекватно реагировать, могут быть менее развитыми, что может создавать трудности в установлении социальных отношений и вхождении в группу.
- Трудности в саморегуляции – дети с нарушением интеллекта и психики могут испытывать трудности в контроле своих эмоций и поведения, что может влиять на способность эффективно управлять собой в различных ситуациях.
- Ограниченные языковые навыки – ограниченный словарный запас или трудности в понимании языка могут создавать трудности в выражении и понимании эмоций, что может затруднять общение и выражение эмоциональных потребностей.
- Трудности в абстрактном мышлении – способности к абстрактному мышлению, включая понимание сложных эмоциональных концепций, могут быть ограничены, что может усложнять разговор о более сложных эмоциональных аспектах.
- Повышенная уязвимость – дети с нарушением интеллекта и ограниченными возможностями здоровья могут быть более уязвимыми к воздействию стресса и изменений в окружающей среде, поэтому таким детям необходима поддерживающая образовательная среда.
Для поддержки эмоционального развития детей с нарушением психики, интеллекта и здоровья важно использовать индивидуальные методы обучения, создавать безопасную и структурированную среду, сотрудничать со специалистами для эффективного поддержания их эмоционального благополучия.
Впрочем, рекомендации относительно индивидуального подхода и при необходимости сотрудничества с психологами, неврологами и логопедами актуальны и для родителей нормотипичных детей.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?
Итак, мы уже разобрались, как развивать эмоциональный интеллект у детей. Однако ввиду того, что все это может показаться кому-то очень хлопотным, возникает вопрос: а точно ли нужно развивать эмоциональный интеллект у детей? И, в принципе, зачем это делать?
Может ли эмоциональный интеллект у детей развиться самостоятельно, без помощи взрослых, пока дети общаются между собой и наблюдают за окружающим миром? Забегая вперед, скажем, что, конечно, взаимодействие детей с окружающим миром помогает развитию эмоционального интеллекта.
Однако результат будет намного лучше, если взрослые помогут ребенку обратить внимание на нюансы чьего-то поведения, расскажут, как называются и как проявляются те или иные эмоции у окружающих и у самого ребенка.
Поэтому стоит разделить вопрос «Зачем?» на несколько составляющих: значение эмоционального интеллекта в жизни человека, и значение целенаправленной помощи ребенку в развитии интеллекта. И разобраться, какие еще действия косвенно помогают развитию эмоционального интеллекта детей, коль скоро вы не всегда можете уделить им внимание в том объеме, в каком хотелось бы.
Начнем со значения эмоционального интеллекта, развитие которого играет важную роль в общем развитии и успешном адаптивном функционировании. Давайте изучим «5 весомых причин развивать эмоциональный интеллект» [РСВ, 2021]. И возьмем еще несколько из статьи «Зачем ребенку эмоциональный интеллект и как его развить» [iSmart, 2022].
Значение эмоционального интеллекта:
- Самопонимание – эмоциональный интеллект помогает детям лучше понимать свои эмоции, их источники и влияние на поведение. Это осознание себя помогает детям лучше управлять своими реакциями и принимать осознанные решения.
- Саморегуляция – развитие эмоционального интеллекта учит детей эффективно регулировать свои эмоции. Умение контролировать свои реакции на стрессовые ситуации и различные вызовы важно для создания здоровых и устойчивых стратегий адаптации.
- Развитие социальных навыков – эмоциональный интеллект способствует развитию навыков социального взаимодействия. Дети, понимающие свои и чужие эмоции, лучше умеют проявлять эмпатию, строить отношения с окружающими и решать конфликты.
- Успешные отношения – развитый эмоциональный интеллект способствует успешному взаимодействию с окружающими. Дети, умеющие выражать свои чувства и воспринимать чувства других, строят более полноценные отношения с другими людьми.
- Лучшая адаптация в обучении – дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше справляются со стрессом, связанным с учебой. Они способны эффективнее решать проблемы, работать в группе и адаптироваться к новым ситуациям.
- Профессиональный успех – эмоциональный интеллект играет важную роль в профессиональной карьере. Люди с развитыми навыками эмоционального интеллекта легче управляют своими эмоциями и эффективнее справляются с командной работой и межличностным взаимодействием на рабочем месте.
- Психологическое благополучие – развитие эмоционального интеллекта способствует общему психологическому благополучию детей. Они более устойчивы к стрессу, способны эффективнее решать проблемы и легче справляться с жизненными вызовами.
В целом, развитие эмоционального интеллекта у детей способствует их успешной и сбалансированной жизни, содействует их социальной и эмоциональной адаптации в различных ситуациях. Поэтому так важно целенаправленно работать над развитием эмоционального интеллекта у детей, начиная с дошкольного возраста.
При этом мы все понимаем, что невозможно быть рядом со своими детьми в режиме 8/25, да это и не нужно. Эмоциональный интеллект в значительной мере формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой и другими людьми: воспитателями, ровесниками, руководителями творческих студий, тренерами спортивных секций, родителями друзей и т.д.
Поэтому вы вполне можете направить активность детей в нужное русло так, чтобы время и каждодневные занятия «работали» на развитие эмоционального интеллекта ребенка.
Что может помочь развитию эмоционального интеллекта у детей:
- Опыт и взаимодействие – дети получают опыт и развивают свой эмоциональный интеллект, сталкиваясь с различными ситуациями и взаимодействуя с другими детьми и взрослыми. Опыт игры, общения и решения конфликтов вносит вклад в развитие эмоциональной компетенции.
- Наблюдение за другими – наблюдение за эмоциональными реакциями других людей, особенно взрослых, может помочь детям лучше понимать и распознавать эмоции. Это может происходить как в семейной среде, так и в обществе.
- Чтение и обсуждение – книги и истории могут служить отличным средством для обучения детей эмоциональной грамотности. Чтение книг о чувствах и их обсуждение с взрослыми может помочь детям лучше понимать свои и чужие эмоции.
- Игры и творческие занятия – разнообразные игры и творческие занятия, такие как рисование, лепка, конструирование, танцы, музыка могут предоставить детям платформу для выражения своих эмоций и развития социальных навыков.
- Спорт и физическая активность – участие в спортивных мероприятиях и занятия в спортивных секциях позволяют детям научиться управлять стрессом и находить здоровые способы выражения своих эмоций.
- Самостоятельные рефлексии – поощрение детей к самостоятельному обдумыванию своих эмоций, их источников и способов управления способствует развитию эмоционального интеллекта.
Так что родители вполне могут слегка облегчить себе жизнь, отдав ребенка в студию детского творчества, спортивную школу, на музыку или рисование, где у него сформируется собственный опыт взаимодействия с социумом. Важно лишь не забывать интересоваться у ребенка, как прошел его день, чем он занимался, насколько нравится ему спорт или музыка и т.д. Поддержка взрослых, обсуждение эмоций и создание безопасной среды для выражения чувств играют ключевую роль в успешном развитии эмоционального интеллекта у детей.
Это самое главное, что мы собирались рассказать про развитие эмоционального интеллекта у детей. Презентация «Развитие эмоционального интеллекта у детей как основа успешности» может стать отличной шпаргалкой в вашем телефоне, где собраны и наглядно представлены основные рекомендации и тезисы [Коучинг-Центр Юг, 2022].
Мы желаем вам добра и взаимопонимания, ждем вас на наших программах «Эмоциональный интеллект» и «Лучшие техники коммуникаций» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: