Блог о саморазвитии

Протокол «Думай вслух»: что это такое и как его использовать

Протокол «Думай вслух»: что это такое и как его использовать

В процессе самообразования в области психологии и экономики многие часто сталкиваются с упоминанием загадочного «протокола «Думай вслух». «Загадочного», потому что в Рунете мало объяснений на эту тему, англоязычные ресурсы часто воспринимают этот протокол как вещь в себе и дают термин в кавычках, а русскоязычные модераторы либо игнорируют сложную тему, либо просто не удосуживаются объяснить людям, что это такое. «Думай вслух» – это не о шизофрении или эзотерике. Это самый что ни на есть прикладной метод практических исследований.

В современном мире протокол «Думай вслух» используют в области психологии, дизайна, в ряде социальных наук, при разработке программного обеспечения, а также для сбора данных при тестировании удобства использования при проектировании и разработке продуктов.

В литературе протокол «Думай вслух» часто обозначают следующими фразами:

  • вербальные отчеты;
  • одновременные вербальные протоколы;
  • ретроспективные вербальные протоколы.

Протокол «Думай вслух» позволяет исследователям выяснить, что на самом деле думают пользователи. Это способ проникнуть в их голову.

Кто придумал?

Тестирование удобства использования многим напоминает сеанс психотерапии. И это не совпадение. Образ пациента, лежащего на кушетке Зигмунда Фрейда и обнаруживающего подавленные чувства, хорошо знаком широкой публике. Возможно, именно с кушетки и началась вся та практика, что сегодня носит название «Думай вслух».

Фрейд считал, что пациенты могут получить доступ к бессознательному, находясь в сознании, и разработал практику психоанализа и разговорной терапии. Цель состояла в том, чтобы вывести бессознательные мысли на поверхность. До Фрейда для достижения этой цели пользовались гипнозом.

В свободной ассоциации Фрейда пациенты позволяли своим мыслям свободно течь без цензуры или сознательного вмешательства. Не имело значения, если мысли были непоследовательны; идея состояла в том, чтобы поделиться ими вслух, когда они приходят на ум. Цель Фрейда состояла в том, чтобы получить представление о бессознательных процессах, что-то похожее на то, что сейчас просят сделать от участников взаимодействия с интерфейсами.

По мере того, как психология продолжала развиваться как наука, развивались теория и практика мышления вслух. Немецкий физиолог Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию и использовал метод, называемый самоанализом, чтобы проникнуть внутрь сознания пациента. Он заставлял пациентов озвучивать свои ощущения и мыслительные процессы, сообщать о своих сокровенных мыслях и сосредотачиваться на фрагментах информации, когда те проходили через сознание.

Вундт просил обученных участников таких экспериментов описать ощущения, которые они испытывали при взгляде на простые физические стимулы, на объект. Например, люди могли смотреть на маргаритку и представлять ее круглой, с шелковистыми белыми лепестками, пятью листьями на стебле и желтым центром. Врач также просил их описать чувства, связанные с этим восприятием, например, как маргаритка заставляет их чувствовать себя счастливыми или молодыми в душе. Затем Вундт проанализировал отношения между ощущениями и чувствами.

Ученик Вундта, англичанин Эдвард Титченер, принес идею интроспекции в США и развил ее в более систематический метод.

По мере развития психологии развивались и конкурирующие теории. Фрейд и Вундт полагались на способность людей выражать свои внутренние мысли, что трудно проверить. Ставший популярным в начале 20 века бихевиоризм выступал против интроспекции как слишком субъективного метода. Как следует из названия, бихевиористы подчеркивали важность поведения как чего-то, что можно объективно измерить. К тому времени исследования ума и, следовательно, размышления вслух вышли из моды. Это противоречие между тем, что люди говорят, и тем, что они делают, продолжает существовать спустя десятилетия, когда мы измеряем пользовательский опыт.

Примерно в то же время, когда Америку и Европу захватил бихевиоризм, в далеком СССР советский педагог Лев Выготский наблюдал у детей «частную речь». Если у вас есть дети, вы, вероятно, видели, как они разговаривают сами с собой (и это хороший признак). Дети в возрасте от 2 до 7 лет участвуют в речи, которая ни на кого не направлена, но считается, что она помогает в саморегуляции и связана с памятью, ранним развитием грамотности и творчеством.

Обычно в школьном возрасте эта «частная речь» становится внутренней. Многие взрослые сообщают, что у них есть «внутренний голос», который также иногда выражается вслух, когда они остаются одни или обдумывают сложную проблему. Сила внутреннего голоса, вероятно, влияет на способность участника мыслить вслух. Не все участники обладают одинаковой способностью формулировать свои мысли, что может быть связано с различиями в их внутренней речи.

Методология «Думать вслух» очень интересовала немецкого психолога Карла Дункера, который стал одним из наиболее выдающихся исследователей мышления. Дункер заставлял участников своих лабораторных наблюдений думать вслух, решая задачи, «позволяя активности [участника] стать вербальной» [Memory & Cognition, 2004].

Дункер придумал известную «задачу со свечой». Участникам эксперимента давали коробку спичек, коробку чертежных кнопок и свечу и просили прикрепить и зажечь свечу на стене, чтобы воск не капал на стол внизу. Это вербальное изложение мыслей отличалось от самоанализа, потому что участников не просили анализировать свои собственные мысли, а вместо этого просили сосредоточиться на проблеме и вербализовать свои мысли.

Дункер обнаружил, что участники, которые думали над кнопками вслух, на самом деле справились с этой задачей лучше, чем другие. Это говорит о том, что простой акт просьбы людей подумать вслух, вероятно, меняет их поведение, что имеет явные последствия для его применения.

Под влиянием когнитивной психологии ученые стремились исследовать взаимосвязь между мозгом и поведением, изучая «черный ящик» когнитивных процессов. Вырос интерес к методам, которые могли бы предоставить данные о внутренних мыслительных процессах.

В 1960-1970-х годах один из праотцов искусственного интеллекта Герберт Саймон из США вместе со своим соотечественником Алленом Ньюэллом, который специализировался на когнитивной психологии, определил протокол «Думай вслух». Это последовательность действий, с помощью которых исследователи наблюдают за субъектом, занятым самоанализом, который высказывает свои мысли вслух, что позволяет изучить его интроспекцию.

Протокол помог выработать теорию моделирования поведения человека при решении проблем с использованием правил производства. Вместе со шведским психологом Андерсом Эрикссоном Саймон разработал экспериментальную технику анализа вербального протокола.

Саймона интересовала роль знания в опыте. За свою совместную работу с Ньюэллом и «фундаментальный вклад в искусственный интеллект, психологию человеческого познания и обработку списков» Саймон был удостоен премии Тьюринга. Того самого, который объяснил, откуда пятна на шкуре животных.

Созданный Саймоном протокол «Думай вслух» получил популярность и не мог не вызвать волну критики. В 1977 году выходит книга «Рассказывая больше, чем мы можем знать: вербальные отчеты о психических процессах», авторы которой, Ричард Нисбетт и Тимоти Уилсон, разгромили теорию Саймона. Нисбетт и Уилсон выступили против размышлений вслух, аргументируя это тем, что участники опытов не имели сознательного доступа к высокоуровневым когнитивным процессам, которые регулируют влияние стимулов на реакцию.

Если простыми словами, подумайте о том, что вы ели сегодня утром на завтрак. Можете ли вы описать, как вы получили свой ответ? Описание того, как вы пришли к тому, что вспомнили, как завтракали, существенно отличается от простого воспоминания о гладкости фарфоровой чашки кофе и вкуса ветчины в бутерброде.

Но Эрикссон и Саймон выдержали удар. Они ответили на критику Нисбетта и Уилсона книгой «Анализ протокола: устные отчеты как данные». В ней ученые утверждают, что определенные типы вербального выражения были точными, но не те, которые использовали Нисбетт и Уилсон. Признавая, что существуют явные ограничения того, как далеко могут завести нас мысли вслух, Эрикссон и Саймон подчеркивают, что это не означает, что их протокол – бесполезный инструмент. В книге подробны описаны «подводные камни» вербальных отчетов и вербализации как вокализации внутренней речи [Protocol Analysis: Verbal Reports as Data, The MIT Press, 1993, PDF].

В концепции ученых, задача исследователя – вытащить закодированную информацию из кратковременной памяти другого человека.

Эрикссон и Саймон разделили «мышление вслух» на три уровня:

  1. Уровень 1: Прямая артикуляция информации, хранящейся в языке.
  2. Уровень 2: Артикуляция или вербальное отступление непропозициональной информации без дополнительной обработки.
  3. Уровень 3: Артикуляция после сканирования, фильтрации, логического вывода или генеративных процессов меняет доступную информацию.

Когда информация, обрабатываемая для выполнения основной задачи, не является вербальной или пропозициональной, она может замедлить работу и повлиять на производительность. Но когда задачи расположена на первом уровне, мысли вслух не меняют ход и структуру когнитивных процессов, утверждают Эрикссон и Саймон.

В их протоколе взаимодействие между исследователем и участником минимально, и участников не просят фильтровать, анализировать, объяснять или интерпретировать свои мысли, даже если то, что они говорят, исследователю трудно понять.

Экспериментальная техника анализа вербального протокола заинтересует других соотечественников Саймона, которые, как и он, трудились в областях обработки информации, искусственного интеллекта и сложных систем: Марвина Ли Минского, Клейтона Льюиса и Джона Римана. Последние двое перенесут принципы протокола «Думай вслух» из когнитивистики в кибернетику и экономику, использовав этот метод при тестировании удобства использования цифровых продуктов.

Отредактированный Льюисом и Риманом протокол «Думай вслух» станет идеальным практическим руководством, которое будет отвечать конкретным запросам и потребностям программистов и дизайнеров конца 20 века и начала 21 века.

Протокол «Думай вслух» Льюиса и Римана отличается от протокола Эрикссона и Саймона:

  1. Его удобнее применять при выполнении прикладных задач.
  2. Разрешается запрашивать дополнительную информацию чаще, чем это позволили бы Эрикссон и Саймон.
  3. Составители протокола должны следить за тем, чтобы не влиять на то, что говорят и делают участники.

Базовые принципы протокола «Думай вслух» Льюиса и Римана описаны в их совместной методичке. Эта книга рассказывает, как применять протокол «Думать вслух» [Task-centered user interface design, University of Colorado, 1993].

Процесс

Типичная процедура протокола «Думай вслух» включает следующие этапы:

  1. Планирование исследования и составление практического руководства: необходимо определить количество и тип участников опроса. Как правило, пяти участников достаточно [Nielsen Norman Group, 2000].
  2. Следующим шагом является написание руководства, в котором участников просят выполнить намеченные задачи с четкими пошаговыми инструкциями. Сценарий должен содержать напоминания участникам высказывать свои мысли при выполнении заданий.
  3. Набор участников: команда должна настроить проверку на соответствие требованиям участников. После связи с интересующим лицом и настройки деталей встречи, таких как время и место, команда также может предоставить дополнительную информацию, чтобы помочь участнику лучше подготовиться к мероприятию.
  4. Реализация протокола «Думай вслух»: после формулировки цели и запроса согласия команда должна продолжить, дав инструкции участнику. Необходимо задавать открытые и уточняющие вопросы. Команда должна избегать задавать наводящие вопросы или давать подсказки.
  5. Анализ результатов и подведение итогов: команда должна использовать записи, сделанные во время сессий, чтобы генерировать идеи и находить общие закономерности. Основываясь на результатах, команда дизайнеров может определить направления дальнейших действий.

Протоколы «Думай вслух» бывают двух типов: параллельный (собранный во время выполнения задачи) и ретроспективный (собранный после). Во втором случае участнику помогают аудио- и видеоматериалы, на который зафиксирован процесс выполнения задания.

Юзабилити

Чаще всего протокол «Думай вслух» используют в контексте тестирования удобства использования («юзабилити»). Когда участники думают вслух, исследователи получают множество качественных данных о мыслительных процессах и потенциальных причинах проблем. На основании протокола «Думай вслух» были созданы тесты Джозефа Дюма и Берта Лоринга, которые содержат подробные рекомендации для модераторов и «золотые правила» модерации, в том числе обсуждение мыслей вслух.

Ключевая трудность заключается в том, что участники исследования не всегда могут достоверно описать, что и как они думают. Часть знания и вовсе слабо коррелирует со словесным описанием (например, процесс завязывания шнурков).

Еще одна трудность в том, что участникам часто кажется утомительным и запредельно неестественным «думать вслух», если тестирование проводится в полевых условиях, скажем, в публичном месте или в течение длительного периода времени. Другими словами, из-за ограничений человеческой природы протокол чаще всего проводят в лабораторных условиях, которые далеки от реальности, что влияет на конечный результат [UXPA, M. Hertzum, 2023].

Несмотря на широкое использование и богатую историю протокола «Думай вслух», некоторые вопросы области юзабилити остаются без ответов, в том числе:

  1. Насколько необходимо выявлять проблемы?
  2. Как это может повлиять на поведение пользователей и в какой степени?
  3. Искажаются ли метрики во время размышлений вслух?
  4. Какой процент населения может эффективно мыслить вслух?
  5. Насколько хорошо мысли вслух подходят для удаленных немодерируемых исследований юзабилити?
  6. Влияет ли культура на результаты «Думай вслух»?

Все эти темы являются объектами текущей исследовательской деятельности, как подчеркивает статистический аналитик, основатель проекта MeasuringU и автор знаменитой книги «Аналитика клиентов для чайников» Джефф Сауро [The Origins and Evolution of Thinking Aloud, 2016].

Где и кому может пригодиться?

Тестирование удобства использования применяют в кибернетике и экономике, в самых разных ее категориях, от индустрии до изучения состояния потребительского рынка.

Помимо сферы юзабилити протокол «Думай вслух» часто задействуют в таких областях, как:

  1. Дизайн.
  2. Проектирование.
  3. Сбор данных (любых – от военной разведки до гражданской социологии).
  4. Образование и педагогика (особенно часто протокол применяют в исследованиях процесса чтения и письма).
  5. Принятие решений и отслеживание процессов (HR, GR, PR).
  6. Психология (метод помогает воссоздать, проанализировать и понять допущенную неадекватную реакцию и эмоцию).
  7. Переводы и переводоведение.
  8. Спорт (некоторым атлетам проговаривание помогает повысить уровень концентрации, особенно в моменты стресса).
  9. Религия (церковь тысячелетиями использует метод «А поговорить», но не успела составить соответствующий протокол и определить алгоритм действий для формализации взаимодействия исповедника и исповедуемого).

Т.к. протокол «Думай вслух» подразумевает групповое взаимодействие, его не следует применять к рефлексии.

Тех, кого заинтересовал протокол «Думай вслух», но кто испытывает трудности с планированием и зачастую превращается в жертву прокрастинации, зовем на нашу онлайн-программу «Из мечты в цель». На ней вас обучат расставлять приоритеты, преодолевать страх первого шага и ставить цели в условиях неопределенности.

«Говори вслух»

На исходе 20 века профессор канадского Университета Ватерлоо Брэд Меленбахер предложил немного доработать классический протокол и предложил свою версию, т.н. «Протокол “Говори вслух”».

Участники опроса должны описывать только свои действия, а не все то, что приходит им в голову.

Критики метода Меленбахера считают, что описанные им инструкции уже содержатся в классических руководствах Эрикссона и Саймона по расшифровке вербальных кодов [J. Nielsen, T. Clemmensen, C. Yssing, Copenhagen Business School, 2002].

Человечество тысячелетиями мечтает о телепатии, передаче мыслей на расстоянии и универсальном способе узнать, что хранится в голове другого человека. Протокол «думай вслух» обеспечивает доступ к субъективному опыту и позволяет исследователям добиться результатов, схожих с теми, что были получены придуманными Джоан Роулинг волшебниками из саги о Гарри Поттере с помощью фиала, Омута Памяти и волшебной палочки.

Протокол «думай вслух» предоставляет гуманный способ вытащить закодированную информацию из кратковременной памяти другого человека без применения пыток.

Объекту исследования, т.е. пользователю, протокол дает возможность стать участником анализа собственных познавательных процессов. Его можно применять при самообразовании и в планировании революционных изменений в собственной жизни.

Удачи вам с ними! И обязательно пройдите небольшой тест, чтобы закрепить знания:

Ключевые слова:,