Кем быть? Куда пойти учиться? В эпоху всеобщей нестабильности, когда между странами и континентами мигрируют потоки беженцев, а ваше рабочее место может сравнять с землей случайное попадание ракеты, тема поиска своего нового места в жизни (или места в новой жизни?) может в любой момент стать актуальной для каждого из нас.
У вас все не так мрачно, и максимум, что угрожает вашему благополучию, так это потенциально возможное сокращение штатов или закрытие предприятия, на котором вы работаете? Это тоже крайне неприятно, однако к этому можно морально подготовиться, если заранее понимать, что делать в этом случае и как именно искать свое новое место в меняющейся структуре занятости.
Вы будете лучше ориентироваться и адаптироваться в любых обстоятельствах, если пройдете наши программы «Самопознание» и «Лучшие техники самообразования». А сегодня мы поговорим про профориентацию по методике Е. А. Климова, которая считается одной из наиболее эффективных в своем научном сегменте и применимых в российских реалиях.
Тест на профориентацию Е. А. Климова: зачем нужен?
При всей актуальности пословицы «век живи – век учись» самой актуальной она остается для школьников, выбирающих свою будущую профессию. Любой взрослый человек даже при кардинальной смене сферы деятельности опирается на ранее накопленный жизненный опыт, знания из смежных отраслей и профессий и просто знание самого себя, своих сильных и слабых сторон.
А вот молодежи нужно начинать свой жизненный путь практически «с белого листа», поэтому важно вовремя понять направленность своих талантов и сферу деятельности, в которой есть шанс достичь максимальных результатов. В противном случае есть вероятность никак не преуспеть и ничего не заработать даже там, где зарабатывают, казалось бы, все.
Такую репутацию заведомо «успешной профессии» имеют менеджерские и юридические специальности, специальности экономиста и финансиста. Однако в отсутствие минимальных данных к такой работе обладатель диплома юриста или экономиста имеет перспективу всю жизнь проработать за минимальную зарплату, «трясясь» за свое рабочее место и до ужаса боясь сокращения штатов.
Понимание того, что экономические и правовые знания в отсутствие нужных софт-скиллс монетизировать практически невозможно, придет очень быстро. Равно как и понимание того, что сомнительная репутация малопригодного к практической деятельности специалиста уже разнеслась в рамках регионального профессионального сообщества, поэтому новое трудоустройство будет затруднительно и весьма маловероятно.
Так что не слишком коммуникабельному человеку однозначно лучше выбирать иную сферу приложения усилий, где большую часть времени он будет творить или же выполнять кем-то поставленные задачи. И тест Климова на профориентацию поможет вовремя распознать особенности человека, избавить его от ненужных ошибок и непродуктивной траты времени.
Тест на профориентацию по методике Климова, вовремя пройденный старшеклассниками, будет полезен и их родителям. Глядя на результаты теста, будет гораздо понятнее, стоит ли «толкать» ребенка в медицинский университет, чтобы он «стал врачом, как бабушка», или на специальность «Банковское дело», потому что «работать в банке хорошо для девочки».
Разумеется, аргументация в духе «стать врачом, как бабушка» или «хорошая работа для девочки» вряд ли может считаться продуктивной. Однако все родители желают детям добра и в силу возрастной склонности к консерватизму понимают «добро», как некую уже зарекомендовавшую себя положительно схему действий.
То обстоятельство, что зарекомендовавшая себя положительно 20 лет тому назад схема действий может уже не действовать, мало, кто понимает. Равно как и то, что формальное образование для успеха в бизнесе и построения карьеры дает преимущество только тем, кто обладает нужным личностным и лидерским потенциалом.
Заметим, что тут мы никоим образом не отговариваем представителей старшего поколения давать советы своим великовозрастным и пока не определившимся детишкам. Более того, попросив ребенка пройти тест Климова на профориентацию, родители могут заметно усилить свою позицию и аргументы в пользу выбора той или иной профессии.
Так, если тест укажет на наличие у ребенка склонности к работе с людьми, родителям будет легче обосновать свой совет поступать в экономический университет на «Банковское дело». Необходимые для работы с людьми эмпатия, интуиция и навыки коммуникаций в такой сфере заметно упрощают поиск клиентов, повышают шансы на успех в переговорном процессе, позволяют избежать грубых ошибок и не ввязаться в заведомую аферу.
Итак, подытожим кому и чем полезен тест Климова по профориентации:
- Людям, желающим сменить профессию.
- Студентам, желающим уточнить предпочтительное направление будущей специализации.
- Школьникам для определения будущей сферы деятельности.
- Родителям школьников для более адекватных советов в деле выбора профессии.
- Педагогам и психологам для организации эффективной профориентационной работы со школьниками.
Итоги теста, попавшие в руки профессионала, позволят более точно интерпретировать результат, чем когда школьники проходят тест самостоятельно и «никому не показывают, что у них получилось». И, соответственно, дать полезный и применимый на практике совет с тем, чтобы дети не «витали в облаках», а могли уже на старте адекватно понимать, какие потребуются затраты сил, энергии и родительских денег для того, чтобы мечта стала реальностью. Что же это за тест? Давайте рассмотрим подробнее.
Методика Климова: профориентация по основным типам профессий
Российский психолог Евгений Александрович Климов (1930-2014) практически всю свою научную карьеру посвятил теме психологии профессиональной деятельности. Тот простой вывод, что профессиональный успех во многом зависит от правильности выбора профессии, предопределил исследования в направлении выработки методики профессиональной ориентации.
Самые общие наработки Евгений Климов изложил в своей книге «Как выбирать профессию» [Е. Климов, 1990]. Далее ученый разработал опросник, который ныне известен как «Опросник Климова по профориентации» или «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова «Профориентация», и написал книгу «Психология профессионального самоопределения» [Е. Климов, 2012].
Заметим, что суммарно наследие ученого составляет более 300 книг и статей. Мы упоминаем только самые актуальные в контексте нашей сегодняшней темы, посвященной профессиональной ориентации.
Итак, что же это за методика Климова и профориентация по основным типам профессий? Для начала, скажем, что «Опросник Климова по профориентации» существует в двух вариациях: на 20 вопросов и на 30 вопросов.
Оба варианта тестирования направлены на то, чтобы выявить, к какому типу профессий есть склонность у испытуемого. В целом, Евгений Климов выделяет пять типов профессий по объекту взаимодействия:
- «Человек – человек» – это работа с людьми во всех ее видах и проявлениях: педагогика, психология, журналистика, юриспруденция, бизнес, врачебная деятельность, предполагающая общение с пациентами, руководящая должность на предприятии любой формы собственности, в государственных и коммерческих структурах.
- «Человек – природа» – это работа, связанная с растениями, животными и природными ресурсами. Например, ветеринар, дрессировщик, заводчик, садовник, егерь, эколог, геолог, геодезист, агроном, ландшафтный дизайнер. Это не значит, человеку с такими наклонностями противопоказана работа с людьми, однако с растениями и животными ему будет явно интереснее.
- «Человек – техника» – любая работа, связанная с техникой, начиная от водителя троллейбуса и сантехника и заканчивая инженером-технологом на производстве и электромехаником на сухогрузах.
- «Человек – знаковая система» – любая деятельность, связанная с необходимостью систематизации и обозначения чего-либо: программист, бухгалтер, редактор, патентовед, архивариус, физик-теоретик, специалист по базам данных и т.д.
- «Человек – художественный образ» – это все профессии творческого спектра и все специальности, требующие творческого подхода и креатива: актер, музыкант, дизайнер, писатель, реставратор, мастер художественной росписи, мастер резьбы по дереву, ювелир, художник-модельер, проектировщик.
При прохождении теста на профориентацию по методике Климова в онлайн-режиме подсчет набранных баллов ведется автоматически. Итоговые результаты могут быть выражены в баллах или процентах. Так, на сервисе «Профориентация.ру» подсчет идет в баллах и результаты интерпретируются следующим образом:
- 0-2 балла – отсутствие склонностей к данному типу профессий.
- 3-6 баллов – средние склонности к данному типу профессий.
- 7-8 баллов – ярко выраженные склонности к данному типу профессий.
На сервисе «ПрофГид» результаты выставляются в процентах. Особой разницы при прохождении этих вариаций тестов с разницей в несколько минут не наблюдается:
Впрочем, тут мы забежали немного вперед. Для того чтобы понять, как формируются эти баллы и проценты, нужно рассмотреть собственно тесты Климова на профориентацию. Начнем с короткого варианта.
Опросник Климова по профориентации на 20 вопросов
Выше мы уже дали ссылки, где можно пройти тест на профориентацию Климова онлайн. Короткий тест содержит 20 вопросов-ситуаций жесткого выбора из двух доступных профессий. Проще говоря, тестируемый должен на секунду представить, что на выбор у него только две профессии, описание которых он сейчас видит на экране компьютера. И ответить, какое «из двух зол» для него является меньшим.
Уточним, что гипотетически злом можно считать любое навязанное и ненужное ограничение, однако, как полагает Евгений Климов, профориентация и определение пригодности к той или иной сфере деятельности требует именно такого подхода.
Давайте посмотрим, какой выбор предоставляет данный тест, и как это все работает. Итак, если вы собрались тест Климова на профориентацию пройти онлайн, на протяжении всего тестирования вы будете отвечать на вопрос: «Если бы на свете существовали только две профессии, какую из представленных двух профессий вы бы предпочли?» В более мягкой редакции вопрос звучит так: «Если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
В первом вопросе предлагается на выбор два ответа – «Ухаживать за животными» и «Обслуживать машины и приборы»:
Какой смысл задавать этот вопрос человеку, который, например, хочет стать врачом и лечить людей, а не животных? Самый прямой, потому что врачебные специализации очень сильно различаются степенью контакта с пациентами. Есть хирурги, которые непосредственно оперируют людей, сращивая кости и сшивая сухожилия. Есть отоларингологи, которые осматривают ухо, горло и нос на предмет наличия воспалительных процессов и прочих нарушений. А есть врачи, работающие в кабинетах УЗИ, рентгенографии и на компьютерном томографе.
Так, если потенциальный доктор отвечает, что готов ухаживать за животными, скорее всего, он морально готов и производить медицинские манипуляции с людьми. Если же он предпочел бы обслуживать машины и приборы, видимо, ему лучше в будущем работать с медицинской аппаратурой.
Во втором вопросе есть выбор из ответов «Помогать больным» и «Составлять таблицы, схемы, программы»:
Что ответят испытуемые, желающие стать врачами и программистами, уже понятно. А что, если испытуемый окончил художественную школу и ищет применение своему ярко выраженному художественному вкусу? Тогда сделавшему выбор в пользу «Помогать больным» можно посоветовать найти себя в сфере арт-терапии, а желающему составлять схемы – работать дизайнером и составлять схемы расположения элементов интерьера в домах и квартирах, элементов экстерьера на приусадебных участках и т.д.
В третьем вопросе предлагается на выбор «Следить за качеством книжных иллюстраций и художественных открыток» либо «Следить за состоянием и развитием растений»:
Что, если человек не хочет быть ни редактором, ни иллюстратором, ни цветоводом, а вознамерился поступать на исторический факультет? А вот тут ответ может дать хорошую подсказку относительно того, на каком историческом периоде ему стоит специализироваться.
Если испытуемый предпочел бы иметь дело с иллюстрациями, что предполагает работу в чистом уютном помещении за столом, ему точно не стоит специализироваться на истории первобытного общества, потому что в этом случае его каждое лето ждут археологические экспедиции и работа «по уши в грязи» на раскопках. Если же человек готов возиться с рассадой и прополкой огорода, он потенциально готов и к работе на раскопках.
Рассматривать все 20 вопросов не будем – думается, общий принцип, как работает этот тест, уже понятен. Детям сложно тут выбрать, пожалуй, только из пары вопросов под №7: «Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты» и «Управлять каким-либо грузовым транспортным средством, подъемным краном, тепловозом»:
В детстве каждый второй хочет гитару, а также управлять КАМАЗом, тепловозом или еще чем-то большим и красивым, и каждый первый любит рисовать и срисовывать.
В принципе, ничего страшного, если дети ответят по настроению. В первом случае у них будет больше баллов в пользу предрасположенности к творческим профессиям, а во втором отыщется больше склонностей к работе с техникой.
Есть и еще один нюанс теста Е. А. Климова «Профориентация». Выше мы уже начали говорить о том, что тест представлен в разных редакциях, и формулировки могут отличаться. Некоторые ресурсы пошли намного дальше, и предлагают пройти тест на профориентацию онлайн по Климову с картинками:
С одной стороны, так, конечно, красочнее. С другой стороны, далеко не все тинейджеры способны абстрагироваться от картинки и сосредоточиться исключительно на сути вопроса. Поэтому такое оформление может сбить с толку и человек, который не любит собак, но готов дрессировать тигров в цирке, выберет менее раздражающую картинку с парнем в каске возле распределительного щита.
Опять же, изображение переключателей на распределительном щите вряд ли дает исчерпывающее представлении обо всем многообразии возможностей работы с техникой. Поэтому юноша, мечтающий стать астрономом и наблюдать в телескоп за звездами может дать эмоциональный, а не релевантный своим истинным наклонностям ответ. Особенно, если он любит собак и ему понравилась картинка с собакой.
Есть и просто малоинформативные и явно не отвечающие современным реалиям картинки. Так, на картинке слева не особо понятно, что именно там ремонтируют, а картинка справа не отражает сегодняшние реалии, когда тексты, таблицы и изображения редактируются в цифровом формате на компьютере:
Можно поспорить и относительно иллюстрации вопроса насчет оказания медицинской помощи при ранениях, ушибах и ожогах. На словах «медицинская помощь» большинство людей представляют врача, а не спасателя или пожарного, поэтому такая картинка может сбить с толку:
Впрочем, не будем долго придираться, а перейдем к рассмотрению следующей вариации теста Климова на профориентацию на 30 вопросов.
Опросник Климова по профориентации на 30 вопросов
Данный тест тоже направлен на то, чтобы выявить, к какому типу профессий есть склонность у испытуемого. Однако, в отличие от первого теста, тут нужно выбрать варианты ответов «Да» или «Нет» либо же поставить «+» или «-» в зависимости от версии теста. Так, сервис Prevolio.com предлагает отвечать «Да» или «Нет»:
А вот сервис Schelcol.ru предлагает прозрачную систему подсчета баллов, в которой сразу понятно, какую именно склонность выявляет конкретный вопрос. Поставив «+» или «-» напротив той или иной цифры, вы сможете самостоятельно просуммировать баллы, набранные по каждой группе профессий:
Группы профессий вполне предсказуемо обозначены буквами «П» («Человек – природа»), «Т» («Человек – техника»), «Ч» («Человек – техника») и т.д. В каждой группе можно набрать максимум 8 баллов. Сложив все цифры со знаком «+», вы как раз и получите свои «8 из 8», «7 из 8», «6 из 8» и далее в зависимости от обнаруженных склонностей.
Обратите внимание, что «вес» вопросов, выявляющих склонность к определенному типу профессий, неодинаков. Так, «Легко знакомлюсь с людьми» и «Почти ни с кем не ссорюсь» имеют меньший вес в определении пригодности для работы с людьми, чем «Легко улаживаю разногласия между людьми» и «Удается помогать даже незнакомым людям»:
Во всех остальных группах профессий соблюдается аналогичный принцип: четыре вопроса, имеющих «вес» в 1 балл, плюс два вопроса, имеющих «вес» в 2 балла, что в сумме при всех положительных ответах может дать максимум 8 баллов. К слову, на сервисе Schelcol.ru вы можете скачать бланк в формате пдф и распечатать на принтере для того чтобы вам было удобнее его заполнять.
В чем еще заключаются отличия теста на 30 вопросов относительно короткого варианта? Ту практически невозможно набрать 0 баллов, даже если у вас объективно нет никаких склонностей к тому или другому типу профессий.
Рассмотрим эти отличия на примере группы профессий «Человек – природа». В тесте из 20 пар вопросов есть немало отпугивающих описаний, которые предопределяют не всегда релевантный способностям выбор. Например, пара вопросов «Лечить животных» и «Выполнять вычисления»:
Или вот выбор между художественной самодеятельностью и изучением жизни микробов:
Так, эколог или геолог не имеет дел с «болячками» растений и животных, поэтому отрицательный ответ вряд ли означает противопоказание к такой деятельности. А такой вот отрицательный ответ могут дать крепкие здоровые юноши, вполне готовые ходить в экспедиции, жить в палатке и в силу возраста воспринимающие как абстракцию то обстоятельство, что существуют такие создания, как микробы, и из-за них можно чем-то заболеть.
В тесте на 30 вопросов, для того чтобы набрать какие-то баллы пригодности к профессиям группы «Человек – природа», достаточно будет читать о растениях и животных, наблюдать за растениями и животными и самонадеянно считать, что у вас есть способности к работе с растениями и животными:
Учитывая, что сложно найти человека, который не читал бы рассказы Михаила Пришвина и останется совсем уж равнодушным при виде красивых цветов или сладко спящего котенка (щенка, хомячка), хотя бы средние способности к профессиям группы «Человек – природа» этот тест выявит почти у всех.
Тест Климова на профориентацию пройден: что дальше?
Что же делать с полученными результатами далее? Тем более что каждый тип включает в себя огромный диапазон различных профессий. Диапазон группы профессий «Человек – человек» простирается от врача и учителя до топ-менеджера международной корпорации. Группа профессий «Человек – природа» объединяет дрессировщиков, агрономов и ландшафтных дизайнеров. А как определиться в группе профессий «Человек – техника», стоит ли вам стать инженером-электриком или авиаконструктором?
Тут уместно напомнить, что никакой результат даже самого «продвинутого» теста не является истиной в последней инстанции. Тем более что и сам Евгений Климов указывал на то, что его методика способна лишь выявить основную предрасположенность к тому или другому типу деятельности, но никак не сделать выбор профессии за человека.
Более того, Климов утверждал, что даже термин «профпригодность» является весьма условным, потому как если принять существующие условия труда и особенности человека за некий стабильный показатель, тогда можно считать, что человек пригоден для конкретной работы «здесь и сейчас» [Е. Климов, 2012].
Доля справедливости в этом есть, потому что, условно говоря, водитель, получивший категорию «С» после обучения на автомобиле ЗИЛ, может оказаться непригоден для управления импортным грузовым автомобилем, нашпигованным современнейшей электроникой. Или же ему потребуется дополнительное обучение.
Как вариант, можно использовать только базовые функции авто типа «завел – поехал», однако это вряд ли будет свидетельством профессионализма и рациональным использованием дорогостоящей техники. Помимо склонностей к работе с техникой, многое зависит от прочих особенностей человека, включая интеллект и способность осваивать новые знания.
Условно говоря, среди проявивших склонность к типу профессий «Человек – техника» могут быть как будущие конструкторы космических кораблей, так и автомеханики, ремонтирующие исключительно «Жигули» и прекрасно себя ощущающие и в профессиональном, и в материальном плане.
В то же самое время не стоит понимать термин «профпригодность» совсем узко. Бывают случаи, когда человек в силу своих особенностей не сможет выполнять какую-то специфическую работу ни при каких обстоятельствах. Например, заикающийся социопат, которому страшно спросить у незнакомого человека, выходит ли тот на следующей остановке, вряд ли станет хорошим актером, даже если вдруг бросит себе такой вызов.
Это экстремальный пример, однако и при наличии проблем помельче тоже возникают ограничения. Так, человек, совсем не умеющий ладить с людьми, вряд ли добьется успеха в крупном бизнесе. Тот, кто не может связать двух слов, не сможет стать хорошим учителем. Тому, кто умножает 12 на 3 исключительно с помощью калькулятора, практически нереально освоить профессию инженера или бухгалтера.
Так что опросник Климова по профориентации может быть весьма полезен для получения общих ориентиров, в каком направлении двигаться дальше. Тем более что, как заметил Евгений Климов, компенсирующие возможности человека и его индивидуального стиля ограничены и меняются на протяжении жизни незначительно [Е. Климов, 2012].
Проще говоря, интроверт все равно не станет экстравертом, экстраверт все равно будет стремиться к социальной активности, слишком чистоплотный и брезгливый человек как максимум научится сдерживать свои эмоции, но не перестанет быть очень чистоплотным и брезгливым.
И, наконец, остается еще один вопрос: а что если тест выявил одинаковые или почти одинаковые склонности сразу к двум или трем типам профессий? С одной стороны, возникает проблема выбора. С другой стороны, существенно расширяются возможности приложения и монетизации усилий.
Сегодня есть множество сфер деятельности не просто на стыке профессий, а и на стыке типов профессий. Так, дизайнеру, проектирующему внешний вид самолета или автомобиля, нужно разбираться в устройстве этих транспортных средств для того, чтобы красота не оказалась в ущерб безопасности. Следовательно, лучшие кандидаты для сферы промышленного дизайна – это те, что набрали высокие баллы в категории «Человек – художественный образ» и «Человек – техника».
Ландшафтному дизайнеру нужно иметь не только чувство прекрасного, но и минимальное представление о совместимости растений и их защите от болезней. В противном случае все будет красиво, но недолго. Таким образом, оптимальный кандидат – это тот, кто набрал высокие баллы и в категории «Человек – художественный образ», и в категории «Человек – Природа», и в категории «Человек – человек», потому что дизайнеру нужно еще и продвигать свои услуги.
Людям, нацеленным на серьезный бизнес, стоит научиться не только считать деньги и строить отношения с партнерами и инвесторами, но и вникать в особенности того дела, посредством которого они намерены зарабатывать деньги. Желающим строить дома и продавать квартиры в новострое желательно понимать этапы строительства и ориентироваться в строительных технологиях.
Мечтающим о своем IT-бизнесе нужно иметь навыки программирования и понимание, как создается цифровой продукт, иначе ни о каком уважении в этой сфере речь не идет и об инвестициях можно сразу забыть. Таким образом, для серьезного бизнеса более пригодны люди, набравшие высокие баллы не только в категории «Человек – человек», но и в категории «Человек – техника» либо «Человек – знаковая система».
Существует масса видов деятельности, где желательно иметь способности сразу к двум типам профессий: «Человек – знаковая система» и «Человек – художественный образ». Это, прежде всего, UI/UX-дизайнеры, журналисты и переводчики. Без понимания знаковой системы, с которой они работают, будь то английский язык, русский язык или JavaScript, будет допускаться много ошибок. А без творческой жилки конечный продукт будет иметь унылый вид. Поэтому специалисты без творческой жилки будут востребованы только на низовых должностях для выполнения простейших малооплачиваемых работ.
Итак, мы с вами разобрались, что собой представляет и зачем нужен тест на профориентацию по методике Климова. Очень советуем его пройти, потому что займет это всего 3 минуты, а сэкономить может годы последующей работы, избавив вас от ненужных ошибок и непродуктивных усилий.
Мы желаем, чтобы все ваши усилия приносили нужный результат. Мы верим, что у вас все получится. И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: