Блог о саморазвитии

Проектное мышление: системность мыслей и действий, приводящая к результату

Проектное мышление: системность мыслей и действий, приводящая к результату

Представьте себе ситуацию: перед вами стоит задача найти работу. И в этот момент у вас в голове возникает множество вопросов: «С чего начать? Куда бежать? А кем я вообще хочу работать?» Вы составляете резюме, регистрируетесь на сайте по поиску вакансий, мониторите предложения, ходите на собеседования, и вот он, долгожданный момент, звонок от работодателя: «Вы приняты!» Поздравляем! Ваше проектное мышление привело вас к заветной цели.

Каждый наш день состоит из маленьких и больших проектов: сделать уроки, сходить на шопинг, провести собрание. Конечно, можно прожить день интуитивно, но это точно не самый разумный вариант. Сегодня мы расскажем вам, почему проектное мышление является основой успеха современного человека и как его развить.

Что такое проектное мышление?

Проект – это вопрос, задача, которую нужно решить в условиях ограниченных ресурсов. Например, студент понимает, что до экзамена осталось два дня, а он не готов. Сдать экзамен на «отлично» – это его проект, а точнее проблема. Само понятие «проблема» подразумевает несовпадение ожиданий и реальности (студент хочет сдать экзамен, а по факту он даже еще не садился за учебники). Конечно, можно понадеяться на везение и магическую силу Вселенной, но зачем, если есть вариант куда надежнее – подключить к решению вопроса проектное мышление.

Проектное мышление – это способность четко определять проблему и находить способы ее решения в условиях ограниченности ресурсов. Оно разбивает вопрос на отдельные задачи, ищет между ними несостыковки и взаимосвязь. Проектное мышление заключается не только в самом мышлении, но и в определенных действиях. С помощью моделирования, составления схем, наглядных изображений и обсуждений проводятся эксперименты, осуществляются действия, которые помогают найти корень проблемы и решить ее [Г. Штомпф, 2012].

Научиться проектному мышлению можно, но для этого нужно много практиковаться и из раза в раз повторять похожие шаги. Это как обучение игре на музыкальном инструменте: можно годами читать пособие и слушать произведения других музыкантов, а можно достать гитару и каждый день стирать подушечки пальцев о струны, выполняя один и тот же урок, пока не будет достигнуто совершенство в исполнении.

Проектное мышление – это навык, который необходим всем, а в некоторых сферах деятельности это обязательный профессиональный инструмент, например, в технических областях. Он помогает не только решить задачу, но и предугадать исход действий, предотвратить повторение ситуации в дальнейшем. Допустим, вы отправились на важную встречу и поняли, что оставили дома планшет, а вместе с ним и свою работу, которую должны были презентовать заказчику. И тут у вас есть несколько вариантов решить проблему: попросить домочадцев отправить документ на почту и показать его с телефона, отправить его курьером или предупредить заказчика, что вы задерживаетесь, т.к. приняли решение вернуться домой.

Варианты развития событий определены, теперь осталось сделать так, чтобы не попасть в подобную историю еще раз: поставить напоминание в телефоне, положить планшет в сумку с вечера, сохранить документы в «Облаке», чтобы пользоваться им с любого устройства.

Теперь, когда есть примерное понимание, как же работает проектное мышление, давайте рассмотрим этапы его работы подробно:

  1. Выявление проблемы: главная задача проекта – решить проблему, распознать ее необходимо в первую очередь.
  2. Подготовка: после того, как конечная точка определена и в голове уже есть примерная модель исхода событий, нужно выделить критерии, которые будут служить «маяком», что задача выполнена.
  3. Разработка проекта: на этом этапе устанавливается дедлайн, продумывается алгоритм действий и просчитываются возможные риски.
  4. Внедрение: инструкция к реализации проекта на руках, теперь настало время действовать. Здесь важно проявить максимальную гибкость, т.к. возможно изменение хода событий из-за непредвиденных обстоятельств.
  5. Контроль: каждый этап необходимо сопоставлять по принципу «план/факт». Это поможет вовремя внести корректировки, если вдруг что-то пойдет не так.
  6. Подведение итогов: на данном этапе сопоставляется первоначальная цель с конечным результатом.

На первый взгляд, кажется, что быть проектировщиком легко. Но так ли это на самом деле? Каждый подход к решению задач имеет свои преимущества и подводные камни, давайте рассмотрим их подробнее.

О плюсах и нюансах проектного мышления

Реалии сегодняшнего дня диктуют нам условия действовать в режиме ограниченности ресурсов и всегда быть ориентированными на результат. Как раз проектный тип мышления помогает легко справляться с этим. Благодаря ему мы можем достигать поставленных целей в короткие сроки без потери качества, предугадывать риски, оперативно реагировать на них и оптимизировать используемые ресурсы.

Проектное мышление направлено на поиск корня проблемы и рационального решения, на реализацию которого потребуется минимум усилий. Еще одно преимущество такого подхода в том, что он не подразумевает механического выполнения задач, а чаще всего требует освоения новых навыков и знаний.

Несмотря на весомые аргументы «за», организация проектного мышления, к примеру, в бизнесе имеет свои нюансы. По мнению экспертов, сложности обусловлены индивидуальными ограничениями и корпоративной культурой. Проектное мышление отличается от тех аналитических методов, которые применяются в большинстве компаний, в первую очередь тем, что оно требует создания прототипов, иначе изучить проблему полностью просто невозможно.

Еще одно индивидуальное ограничение – это отсутствие практики такого подхода. На деле чаще получается так: собирается команда из специалистов, которые ранее не работали вместе. Им ставится задача решить вопрос, используя проектное мышление, но миссия проваливается, т.к. внутри команды происходит разделение: специалисты, имеющие между собой что-то общее, объединяются и настороженно относятся к тем, кто использует непривычные для них подходы в работе. Избежать подобных ситуаций поможет обучение, а начинать следует с небольших проектов, которые помогут создать доверительные отношения внутри команды и объединить умы.

Огромную роль в эффективности проектного мышления играет культура отношений внутри организации. Если руководитель, в отличие от своей команды, не заинтересован в решении задачи подобным образом, или считает, что это трата времени впустую, ведь есть другие приоритетные вопросы, то проект может быть сорван. В таком случае нужно поработать над уровнем взаимодействия внутри иерархии. Бывшему генеральному директору и исполнительному председателю Procter & Gamble Алану Лафли пришлось расстаться почти с половиной руководителей, т.к. их взгляды на культуру проектного мышления не совпадали, и они не были заинтересованы в развитии проектного мышления в своей деятельности [Trends Skolkovo, 2021].

Как видите, сложности в применении технологий проектного мышления могут возникнуть, если не было должного обучения или внутри команды существуют определенные проблемы понимания их смысла. Но это легко решается. Самообразование будет лучшим шагом на пути решения данного вопроса, ведь изменение системы начинается с изменения самого себя. Загляните к нам на онлайн-программу «Когнитивистика»: всего за пару месяцев вы научитесь применять на практике более 20 техник мышления, что позволит быстро принимать решения, логично и последовательно рассуждать и находить нестандартные подходы к решению задач.

Технологии развития проектного мышления

Проектное мышление – это не врожденное умение, а значит, доступно оно абсолютно каждому. Для этого нужно научиться управлять собой, людьми и планами. Управление собой – это своеобразная педагогика по отношению к самому себе. Сформировав проектный образ мыслей, мы можем решить любую проблему, используя при этом минимум ресурсов.

Марк Форстер в своей книге «Сделай это завтра» разделяет проекты на продолжительные и организационные. Продолжительные проекты подразумевают регулярное повторение похожих действий (например, чтобы выучить иностранный язык, нужно каждый день делать несколько упражнений, учить новые слова и практиковать разговорную речь). Организационные проекты состоят из нескольких разных действий, которые приводят к одной цели (например, запуск интернет-магазина).

Итог проектов зависит от выбранного подхода. Чаще всего люди разделяют дела на важные и срочные, отдавая предпочтение последним. Это приводит к накапливанию важных задач и постоянной суете. Автор книги рекомендует по-другому взглянуть на понятие «срочное дело», подразумевая, что, если ставить в приоритет задачи, которые срочные по своему значению, а не потому, что времени на их выполнение совсем не осталось, дела будут идти куда лучше.

Марк Форстер выделяет следующие принципы, которые помогут сформировать проектное мышление:

  1. Имейте четкое видение своей цели: чем четче мы представляем, чего хотим добиться в итоге, тем проще реализовать задуманное. Видение помогает концентрироваться и устанавливать границы действий.
  2. Делайте дела по очереди: метаться от одной задачи к другой – худший подход к решению вопроса. Нужно всегда иметь четкий план действий и установить главное правило: в любой момент времени работать только над одной задачей. Особенно это важно при выполнении рутинных дел.
  3. Работайте понемногу, но часто: не стоит выполнять все дела за один присест, особенно, если подразумевается трудоемкая работа. Разум человека наиболее эффективен, когда работает небольшими периодами, но часто. Так мы меньше устаем, имеем время подумать, осмыслить и сравнить свои действия. Это как в спорте: накачать мышцы за один день, занимаясь 12 часов, невозможно. Это больше навредит, чем принесет пользы. А тренировки по полчаса ежедневно дадут видимый результат.
  4. Устанавливайте границы: конкретизация проблемы помогает подключить воображение и найти как можно больше вариантов решения вопроса. Если проблема не решается или дело движется слишком медленно, то, скорее всего, причина кроется в расплывчатых границах.
  5. Ведите закрытые списки: в такой список дел нельзя ничего добавить, и он, в отличие от открытого списка, в течение дня не увеличивается, а уменьшается. Порядок выполнения дел из общего перечня не имеет значения, а сам список похож на чек-лист, который помогает справиться с работой, не отвлекаясь на добавление дополнительных задач. Чтобы перейти к закрытым спискам, нужно изолировать накопившийся завал от новых дел, организовать систему обработки новых задач (можно разделить дела по блокам и отказаться от дел, в которых нет необходимости), избавиться от нерешенных задач, завершая их постепенно, а не за один раз.

Проектное мышление – отличный помощник в образовании, ведь получение профессии – это тоже проект. В процессе обучения часто совершается одна и та же ошибка: человек, не доходя до определенной вершины совсем чуть-чуть, начинает думать, что уже все знает и смысла доходить до конца нет. Эксперты назвали это иллюзией альпиниста, который мечтает дойти до пика вершины, но, сбивая ноги, стирая обувь (одним словом, набираясь опыта), за несколько шагов до цели решает свернуть назад, т.к. уже и так все увидел.

Так он лишает себя возможности взглянуть на потрясающий пейзаж и понять, что за этой горой, оказывается, есть горы еще выше, рассмотреть которые можно только с заветной вершины. Процесс обучения тоже должен иметь определенный план: разделите свой образовательный путь на этапы (вершины), найдите способы добраться до каждой запланированной высоты.

Что касается управления людьми, то в этом случае главным инструментом является делегирование. Если вы из тех, кто считает, что лучше все делать самому, вам стоит научиться доверять задачи другим людям. Марк Форстер рекомендует не откладывать работу, а делегировать ее как можно раньше. Будьте конкретны в постановке задачи, разделяйте срок ее выполнения на несколько промежуточных блоков и при этом оставляйте запас времени, например, если задачу нужно сделать через 10 дней, скажите, что на нее у исполнителя есть 7 дней. Напоминайте о дедлайне до его наступления и сразу дайте знать, если все допустимые сроки уже прошли [М. Форстер, 2020].

Делегировать стоит тогда, когда это выгоднее, чем делать что-то самому. Можно отказаться от приготовления еды и заказывать ее в ресторане, но в этом нет смысла, если стоимость заказа выше сэкономленного времени. Выгода зависит от компетентности исполнителя в том числе, и это тоже необходимо учитывать.

Еще одна составляющая проектного мышления – умение управлять проектами. Сам по себе такой вид мышления подразумевает системный подход, поэтому здесь речь идет о построении той самой системы управления, которая приведет к желаемому результату. Dragon Dreaming
(в переводе с английского «мечта дракона») – это методика управления проектами, она представляет собой всемирную сеть, которая объединяет людей в зависимости от их целей и возможностей. Процесс проектирования основывается на культуре тройного взаимовыгодного сотрудничества, а его итог является победой для каждого участника проекта, для сообщества и Земли в целом. Так выглядит управление проектом, согласно концепции:

По мнению создателей Dragon Dreaming, управление проектами начинается с мечты, но, как показывает практика, 90% мечтаний так и не становятся реальностью, т.к. люди не делятся ими и не объединяются для их реализации. Первый шаг на пути к реализации задуманного – поделиться мечтой и найти команду, которая поможет воплотить ее в жизнь. Затем наступает этап планирования и реализации задуманного, после – команда переходит к действию, а финальным этапом проекта является празднование: подводятся итоги, участники команды хвалят друг друга, выделяют лучших, отмечают личностный рост и рост всей команды [РБК Тренды, 2021].

Развиваем проектное мышление у детей

Формирование проектного мышления у детей – одна из первостепенных задач образовательных учреждений. Школьные годы, бесспорно, чудесные, но как раз в этот период ученики сталкиваются со своими первыми проблемами, решать которые они должны научиться самостоятельно.

Проектное мышление помогает им:

  • проанализировать возникший вопрос;
  • понять его суть;
  • выстроить этапы решения вопроса;
  • осуществить эти этапы;
  • сделать правильные выводы.

Такой подход помогает смотреть на проблему не как на что-то негативное и нерешаемое, а как на задачу, которая требует системного подхода. Марина Битянова, кандидат психологических наук, автор курса по развитию проектного мышления для учащихся пятых классов, предлагает изучать подход к решению проблем в виде метафоры и зрительных образов – так детям будет проще понять суть вопроса.

Автор выделяет следующие подходы к решению проблемных ситуаций:

Проблемы, похожие на мозаику: они состоят из нескольких отдельных частей. Задача решится тогда, когда решится каждая ее составляющая. Такой подход применяется, когда проблему можно поделить на смысловые части, особенно это удобно при работе в группах. Задача детей: научиться выделять их и находить пути решения.

Проблемы, похожие на многослойное желе: решить задачу подобного рода можно соблюдая последовательность действий. Придерживаться порядка шагов в этом случае обязательно. Задача детей: научиться составлять алгоритм действий и разделять этапы на важные и не важные.

Проблемы, похожие на снежинку: такие проблемы могут решаться нескольким путями. Задача детей: выявить способы решения вопроса, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца: они возникают, когда люди работают «за себя», преследуя свой интерес и не помогая друг другу. Такие проблемы сегодня встречаются редко, исход их решения зависит от того, насколько качественно каждый выполнил свои задачи, и от результата работы всей группы. Задача детей: достичь собственного успеха и помочь решить проблему другому.

Проблемы, похожие на притчу о слоне: четверо слепых в первый раз встретили слона. Один из них коснулся хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». Другой утверждал, что он похож на столб, ощупав его ногу. Третий, потрогав живот слона, сказал, что он похож на огромную бочку, а четвертый, потрогав за ухо, заявил, что он похож на циновку. Смысл притчи прост: все мы по-разному воспринимаем слова и поступки, поэтому при решении вопроса коллективом, нужно уметь понять, что имеет ввиду каждый собеседник, и прийти к общему знаменателю. Задача детей: определиться со значением слов и выработать общую точку зрения в споре.

Чтобы поближе познакомить детей с типами проблем, обучить их проектному мышлению, научить взаимодействовать в группе и принимать коллективные решения, необходима практика. Автор курса предлагает выполнять упражнения, каждое из которых направлено на решение определенного типа проблем:

«Новый год в джунглях Амазонки»

Это упражнение помогает освоить метод решения задач типа мозаики. По сценарию, исследователи пригласили учащихся встретить праздник в малоисследованном районе бассейна реки Амазонки. Они уже ждут их там и надеются, что дети самостоятельно доберутся до пункта назначения, взяв с собой все самое необходимое, и подготовят программу мероприятия. Ход игры: ученики делятся на 3 группы, чтобы решить 3 разные задачи: определить маршрут следования, понять, что нужно взять с собой и составить программу праздника.

Группам, которые определяются с вещами и планом мероприятий, предоставляются листы бумаги формата А3, на них они изложат ход своих мыслей, а группе, которая продумывает маршрут, дается карта с разметкой в виде сетки, где каждый квадрат 5*5 – это путь длиной в 1 день. Дети должны решить, каким путем они пойдут до пункта назначения:

На выполнение задания каждой группе дается 15-20 минут, после чего они представляют свой проект, а зрители задают уточняющие вопросы и вносят свои предложения.

«Урожай»

Данное упражнение помогает понять, как справляться с «многослойными» проблемами. Оно основывается на тесте Векслера. Суть задания в следующем: учащимся предоставляются последовательные картинки «Фермер», каждую из которых необходимо обозначить буквой русского алфавита.

Задача детей: написать столбик цифр по числу картинок и напротив каждого порядкового номера написать букву, обозначающую картинку. После этого дети рассказывают, почему они соотнесли буквы и цифры именно так.

«Кабинет нашего класса»

Упражнение знакомит с типом проблем «Снежинка» и помогает находить разные пути решения вопроса. Инструкция: детям дается задание переделать кабинет своего класса на свое усмотрение. Но при этом есть определенные условия: должны быть учебная зона и зона отдыха, оборудованное пространство для хранения вещей и учебных материалов; в самом помещении должно быть место для детей, учителей и т.д.

Все условия размещаются на доске. Учащиеся делятся на несколько групп, каждая из которых получает лист бумаги со схематичным изображением помещения, а также фломастеры. На выполнение задания отводится 15-20 минут. Далее каждая группа представляет свой проект, но при этом другие не должны комментировать и оценивать презентацию. Затем проводится голосование за самый лучший проект, а голосующие по итогу выполнения упражнения могут обосновать свой выбор.

«Несостоявшееся свидание»

Упражнение направлено на отработку проблемы, похожую на притчу о слоне. Ведущий зачитывает следующий текст:

«Два друга решили в выходной день встретиться и провести время вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в 9 часов. Один из них пришел на место встречи в 9 утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и… разбудил его своим звонком!

Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся в …» Детям предлагается придумать свой вариант ответа, почему друзьям не удалось встретиться.»

Важно в конце упражнения подвести учащихся к выводу, что герои истории по-разному поняли слова, и это свойственно абсолютно всем людям [М. Битянова, 2002].

Проектное мышление развивает критический взгляд на ситуацию: ребенок оценивает все варианты развития событий, подвергая сомнению каждый шаг и просчитывая риски. Благодаря коллективной проектной деятельности дети становятся внимательнее друг к другу, учатся слышать и слушать, приобретают социальные навыки, развивают свои личностные качества. Также такой подход к работе помогает наладить атмосферу в коллективе. Как видите, роль проектного мышления очень важна в становлении детей как зрелых членов общества и  будущих профессионалов.

Подведем итог

Уметь мыслить проективно = уметь превращать задачу в проектную деятельность. Это подход к достижению целей, который ориентирует на результат, а не на процесс, экономит ресурсы, развивает дополнительные личностные и профессиональные навыки. Проектное мышление используется не только в дизайне, строительстве, маркетинге и других профессиональных сферах, но и в повседневной жизни, когда мы организуем отдых, проходим обучение или просто планируем свой день.

Проектное мышление – это сочетание творческого, системного и критического мышления, которое помогает создать образ будущего и исключает абстрактные выводы. Способность рассматривать задачу, как проект, важно развивать еще в раннем возрасте, ведь это умение позволяет решать даже самые нестандартные задачи, используя различные техники и алгоритмы. Это один из ключевых навыков успешного руководителя и профессионала своего дела.

Желаем вам интересных задач, и чтобы все проекты реализовывались с удовольствием!

И не забудьте ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,