Блог о саморазвитии

Нарративная память: понятие и ключевые особенности

Нарративная память: понятие и ключевые особенности

Перенасыщенное информационное поле и «топорная» мировая пропаганда, которая пытается оправдать зачастую не совсем удачные, а иногда и попросту бездумные решения власти в центре и на местах, превратили слово «нарратив» практически в ругательное. А между тем, нарративы и нарративная память – обязательные составляющие цивилизованного общества.

Вы научитесь распознавать любые попытки манипуляции вашим сознанием, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Критическое мышление». А если вас интересует развитие памяти, ждем вас на нашей программе «Мнемотехники». Мы же сегодня разберемся, что такое нарративная память, зачем она нужна и как ее развить.

Нарративная память – что это такое?

Нарративная память – это тип памяти, который относится к способности человека формировать, сохранять и воссоздавать истории о прошлых событиях, переживаниях, опыте и знаниях. Иногда этот вид памяти рассматривают в контексте автобиографической памяти [И. Тивьяева, 2016].

Для справки: автобиографическая память – это специфическая разновидность декларативной или эксплицитной памяти для фиксации, хранения, интерпретации и актуализации автобиографической информации.

Так или иначе, нарративная память связана с тем, как люди организуют и интерпретируют свои личные и коллективные воспоминания. Данный вид памяти представляет собой способ формирования связей между разными элементами информации, образуя логические и эмоциональные последовательности, которые помогают человеку понимать и интерпретировать жизнь.

Через создание историй и рассказов о прошлом люди конструируют смысл своей жизни, идентифицируют себя и свое место в мире, передают ценности и культурные нормы следующим поколениям. К слову, само слово «нарратив» происходит от латинского narrare, что переводится как «рассказать».

Нарративная память включает в себя не только фактические события, но и эмоции, мотивации, оценки и трактовки, которые делают эти события смысловыми. Таким образом, нарративная память формируется под влиянием и событий, и эмоциональных оценок событий, образа восприятия времени. При этом она подвержена изменениям в зависимости от изменения ситуации.

В контексте психологии и социологии исследование нарративной памяти помогает понять, как люди формируют свое самосознание, какие факторы влияют на их воспоминания и как они конструируют смысл своей жизни через создание рассказов о прошлом.

Нарративная память является свойством исключительно человеческой психики. Можно сказать, что нарративная память – это, простыми словами, совокупность ментальных конструктов, используемых людьми в целях обработки и анализа личного опыта.

Такую трактовку, в частности, предлагал французский психолог, психиатр, невролог Пьер Мари Феликс Жане (1859-1947) в своей работе Psychological Healing A Historical And Clinical Study («Психологическое исцеление: историческое и клиническое исследование») [P. Janet, 1925].

Основная сфера научных интересов Пьера Жане заключалась в исследовании неврозов. Жане разработал «психологическую концепцию неврозов», основой которых он считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями.

Исследования нарративной памяти являлись важной составляющей его научной деятельности, и это помогло ему составить цельную концепцию неврозов. Нужно заметить, что исследования нарративной памяти и нарративный подход как таковой – это симбиоз результатов научных исследований во многих областях, таких как психология, история, историография, антропология, литературоведение и других.

Сам термин был заимствован из историографии, где был использован при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события не просто как результат закономерных исторических процессов, а еще и как итог влияния нарративов, передаваемых из поколения в поколение и дающих ту или иную интерпретацию важных для общества событий.

Желающим углубиться в исторические корни темы можем порекомендовать книгу, которую написал английский историк и культуролог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World («Человечество и Мать-Земля: Нарративная история мира») [A. Toynbee, 1976]. А мы сосредоточимся на более прикладных аспектах темы и рассмотрим основные характеристики, свойства и особенности нарративной памяти.

Нарративная память: свойства, особенности, характеристики

Итак, какими же свойствами и характеристиками обладает нарративная память? Нам в помощь научно-популярная статья, посвященная нарративной памяти и тому, как она помогает нам познавать мир, где все аспекты темы объясняются простыми словами [Науки и практики, 2023].

И нам в помощь фундаментальные исследования. В частности, статья «Нарративная репрезентация риска и коллективная память: к постановке проблемы» [Л. Муравьева, 2018]. И доклад «Нарратив как форма языковой фиксации и трансляции памяти», сделанный несколько лет назад на специализированной научной конференции [И. Тивьяева, 2016].

Нарративная память – основные характеристики:

  • Смысловое наполнение – нарративная память позволяет структурировать информацию в виде историй и рассказов, что помогает уловить причинно-следственные связи.
  • Интерпретация и оценка – через нарративы события получают определенную интерпретацию и эмоциональную оценку. Это позволяет понимать, какие события являются важными, и как к ним относиться.
  • Социокультурное влияние – нарративная память формируется культурой и общественными нормами с учетом ожиданий и ценностей общества.
  • Активная реконструкция – нарративная память является сложным и динамичным процессом, который позволяет создавать смысл из нашего опыта и строить свою историю.
  • Влияние на эмоции и мотивацию – нарративы могут сильно влиять на наши эмоции, мотивацию и поведение. Например, поддерживающие и вдохновляющие истории могут мотивировать нас к достижению целей, а также помогать справляться с трудностями.

В целом, нарративная память играет важную роль в формировании нашего внутреннего мира, нашего отношения к событиям и окружающей среде, в социальной и культурной интеграции. Какими еще свойствами и особенностями обладает нарративная память? Давайте посмотрим!

Нарративная память – основные свойства и особенности:

  • Конструктивность – нарративная память подразумевает активную конструкцию рассказов из различных фрагментов опыта и воспоминаний. Люди не просто воспроизводят точные копии событий, а создают целостные истории с хитросплетением сюжетных линий, характеров, обстоятельств.
  • Субъективность – нарративы почти всегда субъективны, потому что отражают переживания, убеждения и ценности того, кто их создает. Два человека, находившихся в одной ситуации, могут рассказать о ней по-разному. Два государства, ввязанные в одни и те же события, формируют зачастую взаимоисключающие точки зрения на эти события.
  • Контекстуальность – воспоминания и нарративы тесно связаны с контекстом, в котором они были созданы. Наше текущее состояние, эмоции и окружение могут влиять на то, как мы воспринимаем истории из прошлого.
  • Интерактивность – нарративная память может претерпевать изменения, развиваться с течением времени в зависимости от внешних воздействий. Взаимодействие с другими людьми, получение новой информации и изменение позиции по отношению к прошлым событиям могут влиять на нашу нарративную память.
  • Функция «конструирования личности» – нарративная память способствует формированию нашей личной идентичности и помогает определить, кто мы есть и какое место занимаем в мире.

В целом, нарративная память помогает нам не только хранить информацию о прошлом, но и формировать наше понимание себя, нашего опыта и мира вокруг нас. Она играет ключевую роль в том, как мы строим смысл своей жизни и взаимодействуем с окружающими.

Следует понимать, что нарративная память не является статичным хранилищем событий, потому что социум активно пересматривает и реконструирует свои рассказы в зависимости от текущего опыта, пересмотра оценок и изменения жизненных обстоятельств. В принципе, о функциях нарративной памяти стоит поговорить подробнее.

Зачем нужна нарративная память?

Мы уже частично затронули тему того, зачем нужна нарративная память, когда выясняли, что это такое. Подробнее во всех нюансах нам поможет разобраться статья «Как наш мозг создает и воспринимает истории, или Что такое нарративная память» [А. Смаракова, 2023]. В целом, нарративная память играет значительную роль в нашей жизни и исполняет несколько важных функций:

  • Создание смысла и целостности – нарративы помогают создавать смысл и целостность из фрагментов опыта и событий. Они позволяют организовать информацию в структурированные истории, что помогает нам лучше понимать и интерпретировать наше прошлое.
  • Формирование идентичности – через нарративы мы создаем свою личную идентичность, нарративная память помогает нам определить себя как индивида и понять свое место в мире.
  • Социальная интеграция и общение – нарративы служат средством общения и социальной интеграции. Мы делимся своим опытом с другими людьми, учимся на чужих историях, укрепляем таким образом социокультурные связи.
  • Усвоение исторического опыта – нарративная память позволяет учиться на своем опыте и опыте других, извлекать уроки из прошлых событий и применять эти уроки в будущем.
  • Регулирование эмоций – создание «рассказов о прошлом» позволяет обработать эмоциональные аспекты событий и справиться с ними как в жизни отдельных людей, так и в масштабах общества.
  • Формирование культурной и исторической памяти – нарративы играют важную роль в формировании культурной и исторической памяти. Они передают ценности, традиции и знания из поколения в поколение.
  • Мотивация и вдохновение – вдохновляющие истории из прошлого могут служить источником мотивации. Истории о том, как наши предки преодолевали трудности и достигали своих целей, может вдохновить нас действовать и стремиться к успеху.
  • Самопонимание и саморефлексия – нарративная память способствует самопониманию и саморефлекции, творческой «переработке» личного опыта и более продуманным решениям в будущем.

Итак, нарративная память помогает нам сохранять память о прошлом, культурные традиции, передавать их будущим поколениям, формировать нашу личность, понимание мира и облегчать коммуникации с окружающими. Можно ли развивать нарративную память целенаправленно? Давайте посмотрим.

Как развить нарративную память?

Как мы уже поняли, наративная память – это сложное многогранное явление. Нарративная память есть как у общества в целом, так и у отдельной личности. Эти моменты во многом «пересекаются», потому что нарративы, в которых заинтересовано государство, внедряются в массовое сознание, а люди, осознанно или бессознательно, «несут» эти нарративы дальше.

У личности могут быть и свои нарративы, сформированные внутри семьи и рода. Например, когда ребенку говорят, что «у нас в семье все получили высшее образование, поэтому ты должен хорошо учиться и поступить в университет», у него может сформироваться уже свой нарратив, что высшее образование – это всегда хорошо, и его нужно обязательно получить, чтобы быть достойным продолжателем семейных традиций.

В другой семье могут быть совершенно иные нарративы. Например, такие, что «для девушки самое главное удачно выйти замуж», а все остальное, в том числе образование, это ерунда. Скорее всего, не слишком трудолюбивая и мотивированная получать знания девушка легко усвоит этот нарратив, и это будет уже ее нарративная память.

Таким образом, развитие нарративной памяти можно рассматривать как для отдельной личности, так и для социума. Начнем с запросов и потребностей личности и возьмем за основу советы психотерапевтов, потому что к нарративной памяти целенаправленно чаще всего обращаются в сложные периоды жизни [Е. Жорняк, 2005].

Как развить свою нарративную память:

  • Вести дневник – записывать свои мысли, переживания и события каждый день, и время от времени их перечитывать.
  • Отмечать памятные события – важные даты и события в вашей жизни могут служить своего рода «якорями» для воспоминаний.
  • Составлять рассказы «в уме» – этот один из способов запомнить важные события наиболее ярко. Желательно при этом визуализировать детали, а также ощущения и эмоции, которые вы переживали.
  • Обсуждать важные события с близкими людьми – такое общение может помочь лучше структурировать эти события и увидеть новые аспекты.
  • Снимать фото и видео – просмотр фотографий и видеозаписей, связанных с определенными событиями, может помочь вспомнить детали и создать ауру вокруг этих визуальных стимулов.
  • Рассматривать события с разных точек зрения – и обязательно при этом представлять, какие чувства и эмоции могут вызывать эти события у разных людей.
  • Создавать символы – это может быть что-то физическое или даже ментальное, что поможет вспомнить разные события. Например, запах моря, радость от поездки или просто магнитик на холодильнике с видами курорта.
  • Участвовать в семейных мероприятиях, которые стали традицией – это усилит связь с семьей и позволит чувствовать опору в этой жизни в любых обстоятельствах.

Развитие нарративной памяти может быть полезным для улучшения понимания себя, своей жизни и обогащения взаимодействия с окружающими. Чем активнее воздействовать на свои воспоминания и составлять свои «истории о прошлом», тем более богатой станет ваша нарративная память, и тем больше положительных аспектов вы получите в свое распоряжение.

Кроме того, мы уже начали говорить о том, что развитие нарративной памяти может иметь психотерапевтический эффект. Это достаточно объемная тема, заслуживающая отдельного рассмотрения.

Тем, кто заинтересовался и готов уделить время изучению этой темы, можем посоветовать статью «Что такое нарративная практика?» [О. Симонова. 2021]. Помимо этого, полезными будут рекомендации из статьи «Облечь травмы в слова: как изменить жизнь с помощью нарративной психотерапии» [П. Сурнина, 2017].

А мы продолжим тему и поговорим про развитие нарративной памяти в масштабах общества. Мы уже знаем, насколько это важно и как может способствовать лучшему пониманию истории, культуры и социальной связности. Поэтому рассмотрим тему подробнее.

Как развить нарративную память в масштабах общества – основные шаги:

  • Историческое образование – включать такую учебную дисциплину, как «История», в учебные программы на всех уровнях образования, регулярно дополнять учебники с тем, чтобы учебный процесс «успевал» за реальными событиями.
  • Сохранение культурного наследия – подразумевается самый широкий спектр мероприятий от охраны памятников до издания мемуаров известных людей и поддержки народного творчества.
  • Публичные мероприятия и выставки – организация выставок, лекций, семинаров и других публичных мероприятий, посвященных разным аспектам истории и культурным традициям.
  • Художественное оформление важных событий – создание исторических фильмов и книг, театральных спектаклей, посвященных важным в истории событиям, организация концертов к памятным датам.
  • «Оцифровка» информации и документов исторического характера – создание цифровых ресурсов, архивов, веб-платформ и приложений для сохранения и распространения информации, связанной с историей и традициями.
  • Рассказы о современных событиях – исследование и документирование событий современности, личных историй и воспоминаний участников, что поможет сохранить исторический контекст для будущих поколений.
  • Сотрудничество с образовательными и исследовательскими учреждениями – исследования, поставленные на научную основу, вызывают большее доверие, в отличие от простой пропаганды, построенной исключительно на эмоциях.

Нужно заметить, что развитие нарративной памяти на уровне социума требует совместных усилий образовательных, культурных и социальных институтов, активного участия самого общества в сохранении и передаче традиций и различных исторических и личных свидетельств происходящих событий.

При этом крайне важно «не скатиться» в бездарную пропаганду, которая обслуживает сиюминутные выгоды власти и потому практически не пользуется доверием у мыслящей части общества. Конструктивное формирование нарративной памяти в таких условиях будет крайне затруднено, что может вызвать массовые когнитивные искажения в масштабах общества и, как следствие, принятие неверных исторических решений, что мы можем регулярно наблюдать на примере самых разных стран.

Один из ярких примеров – это вторжение США и их союзников в Ирак в 2003 году. Формальный повод для вторжения, как мы все помним, не подтвердился, и оружие массового уничтожения в Ираке не нашли. Однако идея вторжения имела широкую поддержку в американском обществе во многом благодаря господствующим в обществе нарративам.

Нарратив о глобальном лидерстве США и роли США как защитника демократии во всем мире, по сути, оправдывает любое вторжение в «недемократическую» по американским меркам страну. Очень часто это ведет к неудачам во внешней политике и массовым жертвам, как, например, во Вьетнаме и Афганистане.

Однако выводов, похоже, никто не делает, и общество готово дальше «нести демократию» даже в глубоко религиозные страны, которым многие светские ценности попросту чужды, а глубоко верующее общество пока не готово их рассматривать, не говоря уже о том, чтобы им следовать. Это не значит, что так будет всегда. Это значит, что каждая страна должна пройти свой путь эволюции и сформировать свою нарративную память, а не перенимать какие-то навязанные нарративы.

Достаточно вспомнить, что в большинстве европейских стран практически до конца 19 столетия девушкам не дозволялось обучаться в высших учебных заведениях. Многим из нас известна биография знаменитого педагога и педиатра, автора уникальной педагогической системы Марии Монтессори, которая в 1893 году стала первой девушкой, зачисленной на медицинский факультет университета Сапиенца (Италия), где изначально встретила откровенное непонимание, а часто и враждебное отношение со стороны парней-однокурсников и мужчин-преподавателей.

Сейчас, спустя всего 130 лет, что, по историческим меркам, ничтожно мало, никому в цивилизованном мире и в голову не придет считать, что девушки не должны поступать в высшие учебные заведения. А профессия педиатра с тех пор стала преимущественно женской, и непонимание вызовет, скорее, юноша, желающий стать педиатром, в то время как парни предпочитают выбирать более «денежные» профессии хирурга и стоматолога. К слову, это еще один из распространенных во многих странах нарративов, будто хороший хирург – это обязательно мужчина, потому что профессия требует выносливости и физической силы, несвойственной женщинам.

И, возвращаясь к тому, с чего мы начали нашу статью, скажем, что нарратив – это не про «хорошо» или «плохо», а нарративная память – это слишком сложное явление для того, чтобы оценивать его по двухполюсной шкале. Есть нарративы, формирующие нарративную память на основе предубеждений и заблуждений. Есть нарративы, обслуживающие власть и прикрывающие ее ненасытные потребности красивыми фразами.

А есть полезные во всех отношениях нарративы, вызывающие обоснованную гордость за свою страну и убежденность, что нам все по плечу и мы всегда справимся с любыми проблемами и со всеми, кто нам их доставил. О формировании именно таких нарративов мы и ведем речь, когда говорим о развитии нарративной памяти.

Это самое основное, что мы собирались вам рассказать сегодня о нарративной памяти, ее характеристиках, особенностях и функциях, ее развитии в масштабах личности и общества.

Мы желаем, чтобы у вас всегда сохранялись жизненные ориентиры, которые помогут вам преодолеть трудности и насладиться каждым приятным моментом вашей жизни. Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «Мнемотехники». И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи: