Блог о саморазвитии

Методики мнемотехники в детском саду: что это такое и зачем нужно?

Методики мнемотехники в детском саду: что это такое и зачем нужно?

Правда, круто, когда отдаешь в детский садик совсем несмышленыша, а спустя полгода это уже хорошо соображающий для своего возраста маленький человечек, умеющий складывать слоги и слова, цифры и числа, лепить из пластилина и рисовать красками, а то еще и петь и танцевать, если повезет с музыкальным педагогом и хореографом?

У этой «крутизны» много составляющих, и самые главные из них – это любовь, забота и терпение воспитателей. И, конечно же, много разных прогрессивных методик и технологий. Например, мнемотехника в детском саду используется для развития речи, творческого воображения и эстетического восприятия.

На самом деле, методика и технология мнемотехники полезна не только в детском саду, а еще и во взрослой жизни. Все, кто прошел наши программы «Мнемотехники» и «Лучшие техники самообразования», прекрасно знают об этом. Но сегодня мы сосредоточимся на теме развития нашего подрастающего поколения и поговорим про мнемотехники в детском саду для детей.

Методики мнемотехники в детском саду: что это такое и зачем нужно?

Для начала определимся с терминами. Под мнемотехникой принято понимать систему методов и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение различной информации. Мнемотехника основывается на естественных механизмах памяти и позволяет полностью взять под контроль процесс запоминания, сохранения и вспоминания информации.

Термин «мнемотехника» имеет греческие корни. В древнегреческой мифологии богиню памяти звали Мнемосина. Собственно, ее имя Μνημοσύνη как раз и переводится, как «память». Различают следующие основные приемы мнемотехники:

  • Построение фразы со смыслом из первых букв слов, составляющих запоминаемую информацию.
  • Подбор рифмы к слову или понятию, которое нужно запомнить.
  • Подбор созвучных слов из родного языка к иностранным словам, которые нужно выучить.
  • Поиск ярких необычных ассоциаций с информацией, которую нужно запомнить.
  • Подбор картинок, которые иллюстрируют запоминаемую информацию.
  • Метод Айвазовского для «фотографического» запоминания изображений, подразумевающий изучение изображения и попытки воспроизвести его по памяти.
  • Метод Цицерона, он же «Римская комната», когда подлежащие запоминанию блоки информации как бы «расставляют» в знакомом помещении на определенных местах, и в итоге с такой «привязкой на местности» вспомнить информацию намного легче.

Разумеется, использование мнемотехники в детском саду ограничено возрастными особенностями восприятия дошкольников. Из вышеприведенного перечня используются только самые простые методы и приемы, такие как поиск картинок, подбор рифмы или созвучного слова, некоторые другие, которые можно адаптировать к детскому мышлению.

Зачем нужна и как используется мнемотехника в детском саду? Мнемотехника как раз и нужна для того, чтобы помочь малышам понять и запомнить тот огромный массив информации, который «обрушивает» на них окружающая действительность ежедневно.

Помимо того, что малыши постоянно сталкиваются с новыми для себя явлениями, предметами, людьми, животными (например, при походе в зоопарк), они начинают задаваться различными вопросами относительно устройства окружающего мира. Например, почему небо голубое, а вода мокрая?

И в придачу ко всему перечисленному детей нужно научить чтению и элементарному счету, основам письма и навыкам рисования, развить мелкую моторику путем лепки, изготовления поделок, сборки деталей конструктора. Это будет преимущественно имплицитное научение, когда дети что-то осваивают, не осознавая, что они в данный момент получают новые знания.

Как ненавязчиво научить детей всему, что нужно? Вот этому и служит мнемотехника в детском саду.

Инструменты мнемотехники в детском саду

Обычно процесс обучения для самых маленьких организуют в игровой форме с использованием, в частности, различных мнемотехник. Как мы уже выяснили, одним из главных инструментов обучения дошкольников является наглядность. Для реализации принципа наглядности используются так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это своего рода базовая «единица информации». Проще говоря, это картинка, в которой «зашифрована» некая информация для запоминания. Из нескольких мнемоквадратов можно сложить мнемодорожку, в которой «зашифровано» не просто какое-то слово или понятие, а целое предложение.

И, наконец, мнемодорожки можно построчно сложить в мнемотаблицу, с помощью которой будет легко запомнить некий «законченный» объем информации. Например, стихотворение или детскую песенку. Визуально мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы можно представить следующим образом:

Содержимое квадратиков рассматривать не будем. В данном случае нужно лишь обратить внимание на то, что изображение в первом квадратике мнемодорожки и мнемотаблицы совпадает с изображением отдельно стоящего мнемоквадрата. Так визуально показано, каким образом можно «расширить» первоначальную базовую единицу информации до определенного цельного блока информации.

Можно встретить еще и такое понятие, как мнемосхемы. В принципе, мнемосхема от мнемотаблицы отличается исключительно порядком расположения элементов в виде таблицы или в виде схемы:

Для некоторых видов мнемотехники использование схемы однозначно удобнее. Например, если для запоминания чего-либо используется метод Цицерона или метод «Римской комнаты», в которой вы построите свой «Дворец памяти», будет как раз уместно нарисовать схему помещения и «расположить» там предметы, которые нужно запомнить.

Выбор того или другого способа наглядности зависит от возраста ребенка. С малышами 3 лет работают преимущественно с помощью мнемоквадратов. Дети 4-5 лет уже могут воспринимать короткие мнемодорожки из 3-4 мнемоквадратов. А детям 6-7 лет можно предлагать мнемотаблицы, и они с ними успешно справятся [И. Авдеева, 2020].

Иногда термины «мнемосхема» и «мнемотаблица» используются в качестве синонимов, подразумевая, что мнемотаблица из мнемоквадратиков – это вариант схематичного представления информации. В принципе, термин «мнемосхема» позволяет множество вариантов трактовок, под которыми могут подразумеваться и просто схематичные изображения, к примеру, диких зверей в зоопарке [Н. Василишин, 2016]. Такую схему, на которой дикие животные расположены в свободном порядке, можно предложить для составления рассказа о зоопарке даже малышам 3-4 лет:

На всякий случай уточним термин, написанный на схеме «мелким почерком»: фланелеграф – это учебно-наглядное пособие в виде доски или картона, обтянутого фланелью, на которую крепятся различные фигурки, картинки и т.д. Как вариант, может быть использована магнитная доска, уютно покрытая фланелевой тканью. Работа с такой доской хороша для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей.

Еще один важный вопрос, волнующий педагогов и родителей: всегда ли нужно использовать только цветные картинки? На самом деле, это обязательно только для самых маленьких, потому что цвет поможет детям быстрее выстроить ассоциативный ряд, что лисичка рыжая, волк серый, елка зеленая, облака белые и т.д.

Мнемотехника в старшей группе детского сада предполагает по мере усложнения заданий задействовать черно-белые изображения с тем, чтобы дети не отвлекались на красивые изображения [Т. Бусыгина, 2017]. Черно-белый вариант позволит им быстрее сосредоточиться на сути и «расшифровке» мнемотаблицы из 8-12 мнемоквадратов.

Итак, мы разобрались в общих чертах, какие инструменты мнемотехники используются в детском саду. Давайте рассмотрим, как с помощью мнемотехник можно развивать у детей речь, учить их счету и музыке.

Мнемотехника в детском саду для развития речи

Устная речь – это первый элемент в ряду образовательных навыков, которые осваивает ребенок. Сначала ребенок говорит свое первое слово, а уже потом изучает буквы и цифры, учится чтению, письму, счету и многим другим полезным для жизни вещам.

Не стоит надеяться, что красивая правильная речь разовьется у ребенка «сама по себе». Подсчитано, что самостоятельно составить рассказ могут 7% дошкольников, составляют рассказ по наводящим вопросам 68% детей дошкольного возраста, а остальные 25% не могут составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов [Т. Константинова, 2020]. Естественно, подразумевается рассказ, адекватный по сложности возрасту ребенка.

Если с детьми не заниматься целенаправленно, у многих так и останется односложная речь, неспособность грамматически верно выстроить предложение, неумение согласовать слова в предложении и т. д. Кроме того, замечено, что дети часто не в состоянии пересказать только что прочитанный им текст даже в общих чертах. Либо же подробно пересказывают начало, а дальше «теряют нить событий», путают имена и последовательность событий, не могут объяснить, чем все закончилось.

Каким же образом мнемотехника в детском саду способствует развитию речи у детей? Самое элементарное – это обучение пересказу с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотабличек [Т. Бусыгина, 2017]. Работа происходит в три этапа.

Как подготовить пересказ с помощью мнемотехники:

  • Детям предлагается рассмотреть картинки и вместе с воспитательницей разобраться, что там изображено.
  • Далее детям помогают преобразовать абстрактные символы в образы, наполненные неким значением.
  • С помощью полученных образов детям предлагается пересказать «зашифрованный» рассказ или сказку.

Выбор материала для пересказа должен осуществляться сообразно возрасту и уровню подготовки ребенка. Как минимум, это должен быть небольшой объем текста, внятный и понятный детям сюжет, четкое начало и концовка, простой синтаксис с преобладанием коротких лаконичных фраз.

Наиболее доступным вариантом будет пересказывать с помощью мнемотехники сказки – в детском саду их читают много и часто, детям они нравятся, так что материала будет всегда достаточно.

Использование мнемотехники обогащает словарный запас детей, помогает детям научиться выстраивать четкую структуру рассказа, соблюдать последовательность изложения, удерживать главную мысль на протяжении всего пересказа, обеспечивать лексико-грамматическую наполняемость повествования.

Помимо пересказа, с помощью мнемотехники можно осваивать и более сложные задания. Например, отгадывание и загадывание загадок, разучивание скороговорок, заучивание стихов наизусть, составление своих «авторских» рассказов.

В итоге такие занятия будут способствовать развитию у детей связной речи, правильному звукоизвлечению и звукопроизношению, хорошей дикции, выразительной артикуляции и различных когнитивных способностей, таких как внимание, мышление, память, воображение.

И еще один прикладной момент для тех, кто намерен использовать приемы мнемотехники в занятиях с детьми. Замечено, что у детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают, когда их просят составить описательный рассказ о каком-либо предмете [Т. Бусыгина, 2017].

Для того чтобы постепенно справиться с этой проблемой, стоит задействовать мнемосхемы по таким понятным для детского восприятия темам, как «Игрушки», «Животные», «Птицы», «Посуда», «Времена года» и т.д. Так дети научатся выделять и обобщать различные характеристики предметов и явлений, выстраивать план и последовательность повествования и, в конце концов, научатся описывать предметы и явления, что им очень пригодится в школьной жизни.

Кроме того, следует помнить, что у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются проблемы со слуховым и зрительным восприятием, памятью и концентрацией внимания. Работа «по картинкам» поможет справиться и с этими проблемами.

Тем, кому нужно еще больше советов и разработок, будет полезна «Мнемотехника в детском саду» – презентация, подготовленная педагогами-практиками и посвященная развитию речи у дошкольников [Е. Слепенко, А. Березовская, 2019].

Хорошо развитая устная речь – важный шаг на пути к развитию письменной речи. И в обучении письму приемы мнемотехники будут столь же полезны.

Мнемотехника для обучения детей письму

Сразу скажем, что приемы мнемотехники применимы как для первоначального обучения письму детей дошкольного возраста, так и для дальнейшего совершенствования навыков письма у младших школьников. Например, когда ребенок уже свободно пишет печатными буквами, а следующая задача – освоить написание прописных букв [Е. Буркова, 2017].

Впрочем, перейти к освоению прописи можно уже и в старшем дошкольном возрасте. Как минимум, начать учить ребенка распознавать текст, написанный прописью.

Итак, какие методики мнемотехники помогут научить ребенка письму? Как научить письму с помощью мнемотехники:

  • Использовать мнемоквадраты с изображением предметов, похожих на буквы: печатных, прописных, заглавных, строчных.
  • Предложить ребенку самому подумать, на что похожа та или другая буква, и нарисовать ее.
  • Разделить букву на четыре пазла и попросить ребенка собрать этот пазл. Делить можно как печатные буквы, так и прописные, как заглавные, так и строчные.
  • Предложить ребенку «писать» буквы в воздухе. Сначала можно ему помогать задавать правильное направление движения руки, держа его руку в своей руке, а потом предложить «написать» уже знакомые ему буквы самому.
  • Предложить ребенку написать известные ему буквы на песке, снегу, асфальте во время прогулки.
  • Разрешить ребенку писать буквы в прописи разноцветными ручками с тем, чтобы разнообразить занятия, если ему они кажутся скучными.
  • Организовать занятия на цифровом тренажере – скачать на планшет приложение «Прописи – Русский язык» или другое подобное с образцами написания букв, и обводить буквы стилусом по трафарету.

К слову, в роли мнемоквадратов можно использовать старые добрые кубики с буквами. Благо, сегодня можно найти кубики не только с печатными, но и с прописными буквами. Они пригодятся и тогда, когда будет пора переходить от написания отдельных букв к составлению слогов и слов.

Если не экономить и купить сразу два набора кубиков с буквами, тогда ребенку хватит букв для составления не только отдельных слов, но даже и коротких предложений. Впрочем, слишком торопить детей не нужно, потому что все начинают с составления самых простых коротких слов, которые у всех «на слуху»: кот, пес, лес, лук, суп и т.д. Именно поэтому буквы «й», «х» и «у» производители детских развивающих пособий на всякий случай всегда располагают на одном кубике.

Заметим, что все вышеперечисленные подходы годятся для изучения не только родного русского языка, но и любого иностранного языка. Кубики и прописи с буквами английского, немецкого и французского алфавита продаются в меньшем количестве и ассортименте, чем с русскими, но все равно есть.

Как мы помним, деток в детском садике обучают не только буквам и письму, а еще цифрам и счету. И для этого есть свои методики мнемотехники.

Мнемотехника в детском саду при обучении счету

Для того чтобы начать учиться считать, нужно сначала освоить цифры. Для построения нужного ассоциативного ряда будет вполне достаточно мнемоквадратов. Это самое простое, что предлагает мнемотехника – в детском саду младшая группа с успехом заучивает цифры, глядя на картинки с изображением предметов или животных, похожих на ту или другую цифру.

Как выучить цифры с помощью мнемотехники:

  • 0 – солнышко, мячик, бублик, циферблат часов, воздушный шарик.
  • 1 – столбик, ручка, карандаш, копье, стрела, гвоздь.
  • 2 – гусь, лебедь, кобра, фигура коня в шахматах.
  • 3 – морской конек, извивающаяся змея, два связанных крючка.
  • 4 – парус, перевернутый стул.
  • 5 – перевернутый серп, струбцина, заяц, утюг, одноколесный велосипед.
  • 6 – навесной замок, кресло-качалка, локон, музыкальный инструмент лютня.
  • 7 – коса, кочерга, топор.
  • 8 – бабочка, матрешка, песочные часы, корпус гитары.
  • 9 – головастик, пенсне, кот (вид сзади).

Если кому-то некоторые ассоциации кажутся слишком «натянутыми», предлагаем небольшую визуализацию, как может выглядеть извивающаяся змея, похожая на цифру «3»:

Или, например, заяц, похожий на цифру «5»:

Или, допустим, утюг и одноколесный велосипед, напоминающие цифру «5», локон и кресло-качалка, напоминающие цифру «6»:

И, наконец, «вишенка на торте» – кот с длинным хвостом, похожий на цифру «9»:

Цифры нужно вводить в окружающий мир ребенка постепенно и ненавязчиво. Хорошо, если в детском садике есть игрушечный поезд с пронумерованными вагонами, игрушечная улица с пронумерованными домами, а на завтрак детям пекут печенье в виде разных цифр с предложением сказать вслух, кому какая цифра досталась.

Кроме того, нужно, чтобы дети тренировались воспринимать цифры на слух и затем сопоставлять услышанное с написанным. Для этого можно подобрать песни, стихи и считалочки, где используются цифры. Сначала ребенку достаточно просто петь или считать, не задумываясь над смыслом и тем, как пишется та или иная цифра. Затем во время песни следует начать показывать ребенку картинку с цифрой [Как просто, 2018].

Материала на эту тему предостаточно. Самый простой вариант – это всем известная считалочка «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять». А уж песен с цифрами и вовсе не счесть.

Песни с цифрами в тексте (в скобках указан исполнитель):

  • «Дважды два – четыре» (исполняет Эдуард Хиль и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения).
  • «Песенка про 5 минут» (Людмила Гурченко).
  • «33 коровы» (песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания»).
  • «Жили у бабуси, два веселых гуся» (Юрий Филимонов, Юлия Юльская, Клара Румянова, песня из мультфильма «Два веселых гуся»).
  • «Два кусочека колбаски» (группа «Комбинация»).
  • «Две звезды, две светлых повести» (Алла Пугачева и Владимир Кузьмин).
  • «Три счастливых дня» (Алла Пугачева).
  • «Три розы» (Лариса Долина).
  • «Три белых коня» (Лариса Долина, песня из фильма «Чародеи»).
  • «Аргентина — Ямайка 5:0» (группа «Чайф»).
  • «Попытка номер пять» (группа «Виа Гра»).
  • «Седьмой этаж» (Массква).
  • «212-85-06» (группа «Аквариум»).
  • «05-07-033» (группа «Несчастный случай»).
  • «12-85-00» (группа «Хамелеон»).
  • «Трасса Е-95» (группа «Алиса»).
  • «Сто друзей» (Алла Пугачева).
  • «Сто шагов назад» (Валерий Меладзе и Виа Гра).
  • «Тринадцать тысяч триста» (группа «Голубые береты»).
  • «Четырнадцать минут до старта» (Владимир Трошин).
  • «Мой телефон ноль, ноль, ноль» (группа «Пикник»)

Это только самые известные песни. В реальности песен с цифрами в тексте гораздо больше, так что петь можно хоть каждый день новую песню, изучая таким веселым способом цифры [sibmama, 2008]. Как мы помним, пением не ограничиваемся, а заранее готовим картинки с цифрами, которые начинаем показывать детям во время песни. Так мы тренируем еще и их зрительную память.

Картинки с цифрами для показа во время звучания песни пригодятся и в ходе последующих тренировок, когда ребенок будет учиться сопоставлять знаковое и буквенное написание цифр. Показывая детям цифру, воспитатель просит сказать, что это за цифра, а затем переворачивает картинку, и дети читают, как на самом деле называется та или иная цифра.

Воспитатель может устраивать детям «веселые диктанты»: называть цифры и просить детей нарисовать эту цифру на бумаге. Тому, кто правильно «угадает» все цифры, можно вручить какой-нибудь приз. Еще можно время от времени просить детей что-нибудь посчитать: например, количество столов и стульев в помещении, количество игрушек в игровой комнате, количество кроватей в спальном блоке и т.д.

В каком возрасте детей нужно научить цифрам? Как само за себя говорит название книги, посвященной этой проблеме, «После трех уже поздно» [М. Ибука, 2018]. Это не значит, что в более позднем возрасте цифры освоить невозможно. В конце концов, мы вряд ли найдем человека, который не может пересчитать купюры в бумажнике или монеты в кармане.

Однако детская психика более пластична и восприимчива к новой информации, в том числе символьной, поэтому лучше воспользоваться моментом и мнемотехникой для того чтобы научить ребенка ориентироваться в цифрах. Чему еще можно научить детей в детском саду с помощью мнемотехники? Мы уже начали говорить о музыке, так что продолжим тему.

Мнемотехника на музыкальных занятиях в детском саду

Музыка – это важная составляющая эстетического воспитания детей, основа формирования общей культуры и кругозора, развития интеллекта и творческих способностей. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и собственно музыкальный слух, который нужен не только для занятий музыкой.

Развитый музыкальный слух помогает в декламации стихов и правильном произношении иностранных слов, работе звукорежиссера и гидроакустика, охоте на диких зверей и птиц. А еще пение, танцы, ритмические упражнения под музыку полезны для здоровья, дыхательной системы, развития координации движений.

Как же наши маленькие крохи смогут запомнить мелодию и слова из песенки? Или движения танца, пусть даже самого простого? Музыкальные руководители в детских дошкольных учреждениях наработали большой опыт творческой работы с детьми. В этом плане весьма интересен доклад на тему использования мнемотехники в детском саду на музыкальных занятиях [А. Колова, 2019].

Для того чтобы научить детей понимать и воспринимать мелодию, активно используются различные ассоциации. Детям рассказывают, что музыка может звучать отрывисто и быстро, как топот лошадки, равномерно и монотонно, как тикающие часики, шумно и дробно, как дождик по крыше.

При разучивании танца для освоения танцевальных движений детям предлагается запомнить картинки, которые иллюстрируют то или иное движение. А затем покружиться, как юла, попрыгать, как мячик, сжаться, как пружина, взмахнуть руками, как птица крыльями. Все это можно изобразить с помощью мнемоквадратов, а для заучивания цепочек движений и всего танца использовать мнемодорожки и мнемотаблицы.

С помощью ассоциаций можно объяснить детям и собственно понятие музыки. Допустим, рассказать, что музыку записываются специальными значками – нотами, а ноты живут в специальном домике – нотном стане. Попасть в этот домик можно с помощью специального ключа, который называется «скрипичный ключ».

Мнемотехника – это незаменимый помощник и при разучивании текста песен. Простое зазубривание слишком утомительно для детей. К тому же есть риск, что они неправильно запомнят окончания или ударения, а последующее переучивание займет много времени. Как этого избежать?

Интересный опыт презентует мастер-класс по использованию мнемотехники в детском саду на занятиях по музыке [А. Тайгунова, 2018]. Там предлагается опробованный на практике и доказавший свою эффективность алгоритм разучивания песен.

Как разучить песню с помощью мнемотехники:

  • Музыкальный педагог поет песню, аккомпанируя себе на фортепиано.
  • По окончании песни детям предлагается подумать и ответить, о чем эта песня и какая это песня – грустная или веселая, медленная или быстрая.
  • Затем музыкальный педагог поет песню акапелла, показывая детям заранее подготовленные слайды с иллюстрациями к тексту.
  • Далее начинается работа в режиме «стоп-кадр», когда детям предлагается внимательно посмотреть на каждую картинку и подумать, как она соотносится с текстом песни.
  • После все слайды к песне запускаются еще раз, а детям предлагается по картинкам восстановить текст песни.
  • Потом музыкальный педагог и дети вместе поют песню акапелла, используя картинки как подсказки.
  • В завершение дети и педагог поют песню еще раз, но уже без картинок, пытаясь придумать к тексту песни образные движения.

Как видите, мнемотехника – это не только полезно, но еще и весело и увлекательно. Это самое основное, что мы сегодня собирались рассказать про методики мнемотехники в детском саду.

Мы желаем, чтобы ваши дети росли физически здоровыми, разносторонне развитыми и обязательно счастливыми. Мы приглашаем вас на наши программы «Мнемотехники» и «Лучшие техники самообразования». И мы предлагаем ответить на вопрос по нашей сегодняшней теме:

Ключевые слова:,