Изучение личности приводит к социологическому анализу личных модусов сознания, в частности смысла жизни – он наиболее волнителен и актуален для большинства людей современного общества. Этот концепт социологами недооценивается, но на пути к всеобщей гуманизации его нельзя упускать из внимания. Более того, понимание собственных смысложизненных ориентиров есть не у всех людей, что может на определенных рубежах ставить в тупик и делать жизни менее интересным и увлекательным действом.
Над проблемой понимания смысложизненных ориентиров (СЖО) работают ученые по всему миру. Методика Леонтьева одна из самых эффективных для определения СЖО. Рассмотрим ее подробнее и расскажем, как пройти тестирование и интерпретировать результаты самостоятельно.
Узнавать о себе что-то новое можно на протяжении всей жизни. Раскрытие особенностей характера, поведения, осознавание проявлений в разных ситуациях помогают лучше понять себя, окружающих и качественно улучшить все сферы жизни: заводить новых друзей, интересно общаться, выстраивать полезные и эффективные связи, грамотно вести бизнес. На онлайн программе «Лучшие техники самообразования» за 4 недели вы по-новому посмотрите на свои желания, узнаете свои сильные и слабые стороны и поймете, как использовать их с пользой по назначению. А управлять чувствами, понимать и проживать их вы научитесь на программе «Сам себе психолог», где также узнаете основы психологии и физиологию негативных эмоций.
Что такое СЖО?
Смысложизненные ориентации или ориентиры (СЖО) – это иерархическая система избирательных связей, которая отражает направление личности, наличие жизненных целей, осмысленность оценок и выборов человека, способность брать ответственность за жизнь и в целом быть удовлетворенным ей [С. Н. Гончар, 2021]. В современном обществе в условиях социальной нестабильности эти свойства личности могут теряться с необходимостью быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, поэтому вопрос самоопределения и ощущения себя в мире стоит остро. Особенно, когда путь к намеченной цели постоянно сбивается внешними факторами, например, погодными, политическими, социальными форс-мажорами.
Смысложизненные ориентиры формируются в социокультурной среде с получением социального опыта человеком, поэтому с течением жизни могут меняться, как и культура, окружение. СОЖ проявляются в форме целей, желаний, предпочтений, убеждений, интересов и прочих аспектов сознания. В комплексе они оказывают влияние на течение жизни, ее развитие, формирование событий и управление ими, на самоопределение и потенциал человека.
По мнению Вилля Эммануиловича Чудиновского, советского ученого-психолога, смысложизненные ориентиры должны быть продуктивными и способствующими позитивному развитию личности [Психология смысла жизни, 2021].
Актуальность проблемы смысла жизни не требует доказательств.
Смысложизненные ориентиры, если они сформулированы, не будоражат ум человека каждый час или день, но время от времени служат руководством к действию или принятию важных решений, касающихся ответственных и насущных вопросов [С. Н. Гончар, 2021].
Наличие смысла жизни – это ориентир как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Это ведущий критерий сформированности личности и показатель того, как человек готов действовать вне зависимости от влияния внешних обстоятельств на планы и жизненные процессы.
Чем смысложизненные ориентиры отличаются от смысла жизни?
В некоторых источниках «смысл жизни» и «жизненный смысл» употребляются в одном ключе как синонимы, но это не совсем верно. Соподчиненность слов определяет значение словосочетания:
- «Жизненный смысл» – это осознание смыслов ситуаций и явлений как части глобальной проблемы, цели или задачи в некой иерархии. Это жизненное значение или конкретная ценность, важные для человека (любовь, карьера, здоровье, работа, дети, идеи и т.д.), но не вектор и задача его развития. Это элементы осмысления жизни.
- «Смысл жизни» – это одномоментный охват всех аспектов жизни определенного человека: его освоенного опыта, понимания текущего настоящего и видение будущего с возможностью отыскать общий знаменатель, целесообразность вектора развития жизнедеятельности человека, его существования в этом мире [С. Н. Гончар, 2021].
Для того, чтобы найти и осознать смысл жизни, важно обозначить именно жизненные ориентиры, которые выстраивают ценностную иерархию, во главе которой встанет осознание собственной ценности и задачи этого воплощения.
Обретение смысла жизни в настоящем не может быть единым для всего пути до конца дней, особенно если умозаключение было сделано в юном и молодом возрасте. Это, скорее, вопрос выживания. Такой смысл помог Виктору Франклу пережить испытания Освенцимом, а населению постсоветского пространства – резкое социальное потрясение на рубеже 80-90-х годов 20 века. Источник смысла в прошлом подобен ностальгии, а в будущем – обретению христианского рая или коммунизма [Д. Г. Рощин, 2010].
Методика Д. А. Леонтьева направлена на определение жизненных смыслов в настоящем, прошлом и будущем. Они помогут человеку в результате найти значимую цель, сделать процесс пребывания в этом мире насыщенным и интересным, повысить удовлетворенность достижениями, которые уже есть у него есть.
Кто такой Д. А. Леонтьев?
Леонтьев – российский психолог из династии ученых, посвятивших жизнь изучению психологических наук. Его дед Алексей Николаевич Леонтьев разрабатывал методики классификации развития психики в филогенезе и был основателем теории деятельности, ставил проблему личности в образ мира. Отец Дмитрия Алексеевича Алексей Алексеевич Леонтьев был доктором филологических и психологических наук МГУ. С такой семьей будущее ученого было предопределено.
Д. А. Леонтьев – исследователь в области психологии и личности, мотивации и смыслов, доктор наук, профессор НИУ ВШЭ и МГУ. Он занимается изучением психологических процессов в рекламе, межличностных отношениях, исследует психические процессы у людей с ограниченными способностями. Он известен обширной научной работой: автор шести десятков публикаций, лауреат премии Фонда Виктора Франкла за достижения в сфере гуманистической психологии, ориентированной на смысл. Леонтьев занимается разработкой систем нетерапевтической помощи, профилактики и управляемого личностного развития на основе экзистенциальной психологии.
Леонтьев – автор эффективных диагностических методик, используемых в психологической практике с людьми всех возрастов. Он разработал обширную теорию личности, которая содержит анализ и утверждения о работе психических состояний личности, описал механизмы перехода личности из детерминированности (заданной определенности) в самодетерминацию (самоопределение), определил проблему идентичности.
Методики Леонтьева основаны на психолингвистических исследованиях, поэтому показывают эффективность на практике. Среди них:
- Методика смысложизненного ориентирования, о которой пойдет речь.
- Методика опосредованного запоминания.
- Тестирование на жизнестойкость.
- Методика предельных смыслов.
Они используются для определения состояния пациентов психологов, для профориентации в школах, для помощи в определении устойчивости в жизни людей, которые теряют почву под ногами.
Описание методики СЖО
Методика Леонтьева на смысложизненные ориентации и их определение направлена на поиск источников смыслов в будущем (в целях), в настоящем (в процессах), в прошлом (в результатах) или во всех этих координационных системах. Система представляет собой тестирование, адаптированную версию теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. В его основе лежит теория стремления к смыслу Виктора Франкла и эмпирическая валидизация представлений из нее.
Дмитрий Алексеевич Леонтьев на основе факторного анализа этой теории разработал систему тестирования СЖО, которая содержит несколько направлений для исследования:
- общий показатель осмысленности жизни;
- оценка жизненных целей;
- определение насыщенности жизни;
- выявление удовлетворенности;
- оценка уровня самореализации испытуемого.
Кроме перечисленных факторов в методике Леонтьева принимаются во внимание аспекты контроля:
- «контроль – я»;
- «контроль – жизнь».
Тест представляет собой перечень 20 пар утверждений, противоположных по значению и отражающих представление о факторах осмысленности. Испытуемому предстоит выбрать тот вариант из пары, который, на его взгляд, более ему соответствует.
По результату тестирования определяют степень осмысленности жизни, которая выполняется при условиях:
- Существование целей – факт их наличия говорит о том, что у человека есть стимулы для движения.
- Удовлетворение существующими достижениями – обязательный аспект осознанности и важности оценки своих действий.
- Уверенность в способности ставить задачи и цели, правильно их определять, отсекать лишнее и навязанное.
- Навык движения к целям и достижению результатов. Важны не осознание, а именно практические навыки, свидетельствующие о факте действий.
Соотнесение целей, эмоциональной насыщенности и удовлетворенности жизнью и деятельностью специалисты оценивают для более точной диагностики состояния испытуемого.
Человек, ведущий осмысленную жизнь, имеет возможность делать выбор действия или бездействия на основе сформированного представления о жизненном смысле или его отсутствии. Решения, уже ставшие когда-то актуальными, относятся к прошлому, которое изменить уже нельзя, как и повлиять на сделанные выборы, менять можно только его интерпретации и анализ опыта.
Под будущим в методике СЖО Леонтьева понимают совокупность ожидаемого результата приложенных усилий, которые только предстоит совершить, а решение об этом принимается в настоящем. Как следствие, изменению и вариативности подвержены настоящее и будущее, они остаются открытыми и в зависимости от ожидаемого результата обладают разной степенью привлекательности мотивов [Психология счастливой жизни, 2022].
Оценка результатов осуществляется по пяти шкалам, которые можно расшифровать по-отдельности и объединить в общий «диагноз» – последним занимаются преимущественно специалисты-психологи с опытом.
История создания методики
Как уже упоминалось, методика смысложизненных ориентаций Д. Леонтьева (СЖО) – это адаптация теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Его авторы стремились диагностировать цель в жизни как переживание человеком ее бытийной значимости. В оригинале предложена та же система из 20 противоположных по значению утверждений. Кроме них во второй части тест содержал 13 неоконченных предложений на темы смысла и бессмысленности жизни, которые человеку нужно закончить, в третьем блоке испытуемому предстояло самостоятельно изложить его устремления и цели, рассказать об их реализации.
Авторы подчеркивали необходимость обязательного исследования только первой тестовой части испытуемых в обычной жизни, второй и третий блоки предназначались для клинических исследований пациентов в работе с психологами, т.к. ответы предстояло анализировать без опоры на «верные варианты» [Д. А. Леонтьев, 2000].
Оригинальную методику определения СЖО протестировали на нескольких разношерстных группах испытуемых, среди них были студенты Гарварда, обычные клиенты психологов, пациенты психиатрических учреждений, алкоголики, наркоманы – контингент был очень разноплановым.
Оказалось, что значения осознанности жизни тем выше, чем выше социальный статус человека, что было ожидаемо. Результаты теста показали высокозначимые отличия у «нормальной» и клинической выборки в пользу первой – обычные психически устойчивые люди оказались более осознанными и уверенно стоящими на ногах в отличие от людей с психиатрическими патологиями.
По данным на сегодняшний день, зависимости жизненных ориентиров и пола, возраста, образования, уровня IQ, доходом и религиозностью нет. Это подтверждает теорию о том, что смысл жизни, как и жизненный смысл может найти каждый человек.
Тем не менее, тестирование шло вразрез со шкалами MMPI и показывало отрицательную корреляцию со шкалой депрессии и опросниками, измеряющих аномию. Также в расчет было необходимо брать социальную желательность результата опрашиваемых.
В 1977 году Крамбо доработал методику и включил в тест шкалу поиска жизненных ориентиров. Она должна была измерять мотивационную тенденцию к поиску смыслов.
Первая адаптация англоязычной версии тестирования была выполнена психологом Куанышбеком Муздыбаевым. Он воспроизвел вариант тестирования Крамбо, заменив некоторые пункты при переводе. В его редакции согласованность некоторых пунктов с общим баллом оказалась высокой, но в данном случае фактора социальной желательности избежать не удалось. Методика была опробована в 1981 году на 540 промышленных рабочих Ленинграда. Результаты оказались не такими, как на родине теста:
- Люди оказались менее удовлетворенными от смысла жизни, чем от самой жизни.
- Показатель осмысленности у мужчин оказался выше, чем у женщин.
- У женатых/замужних осознанность была выше, чем у холостых/разведенных.
- У людей с детьми корреляция смысла также наблюдалась.
- Возраст влиял на СЖО: в группе до 25 лет – низкий уровень, от 30 до 50 – более высокий показатель, плато – группа людей от 30 до 50 лет.
Вторая попытка адаптировать систему «Смыслы жизни» принадлежит отечественному психологу Леонтьеву в 1986-1988 годах. Он взял за основу версию Муздыбаева и видоизменил ее по трем параметрам:
- Формулировки некоторых утверждений изменены и упрощены без потери смысла.
- Вместо задания с единым началом и двух вариантов разных окончаний были составлены самостоятельные предложения с общим началом для упрощения понимания.
- Ассиметричная шкала градации ответов была заменена симметричной шкалой «3 2 1 0 1 2 3» для уменьшения прозрачности методики и снижения риска социально желательных ответов.
На русский язык была переведена шкала поиска смысложизненных целей с тем лишь изменением, что в оригинале семиступенчатый квантификатор был упрощен до пятиступенчатого «никогда-редко-иногда-часто-постоянно» из-за языковой особенности.
Методика СЖО Д. А. Леонтьева тестировалась на группах студентов в университете МГУ, где преподавал тогда психолог, и показала эффективность – воспроизводимость результатов оказалась неудовлетворительной, а корреляция со шкалой лжи была близка к нулю. Анализ смысла жизни по данной методике оказался самым точным и независимым. Примечательно, что расшифровывается он несложно, но об этом далее.
Как применять: инструкция к тесту
Методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева представляет собой таблицу из 20 парных вопросов с противоположным значением. Испытуемому предстоит выбрать наиболее созвучное с ним утверждение и отметить цифру из списка 3 2 1 0 1 2 3, где 0 – согласие с обоими тезисами одновременно. В некоторых вариациях таблицы цифры могут быть заменены на «никогда-редко-иногда-часто-постоянно»:
1. | Обычно мне очень скучно. | 3210123 | Обычно я полон энергии. |
2. | Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. | 3210123 | Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной. |
3. | В жизни я не имею определенных целей и намерений. | 3210123 | В жизни я имею очень ясные цели и намерения. |
4. | Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. | 3210123 | Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной. |
5. | Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. | 3210123 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. |
6. | Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | 3210123 | Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. |
7. | Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. | 3210123 | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. |
8. | Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. | 3210123 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано. |
9. | Моя жизнь пуста и неинтересна. | 3210123 | Моя жизнь наполнена интересными делами. |
10. | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. | 3210123 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. |
11. | Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. | 3210123 | Если бы я мог выбирать, то бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. |
12. | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. | 3210123 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. |
13. | Я человек очень обязательный. | 3210123 | Я человек совсем не обязательный. |
14. | Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. | 3210123 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей, и обстоятельств |
15. | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. | 3210123 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. |
16. | В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей. | 3210123 | В жизни я нашел свое призвание и цели. |
17. | Мои жизненные взгляды еще не определились. | 3210123 | Мои жизненные взгляды вполне определились. |
18. | Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. | 3210123 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. |
19. | Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | 3210123 | Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями. |
20. | Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. | 3210123 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Как посчитать результат: нужно просуммировать числовые значения для всех утверждений и перевести общий балл к стандартному значению. Отмеченные позиции считают по правилам:
- В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
- В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
- Восходящая последовательность от 1 до 7 чередуется с обратной от 7 до 1. Максимальный балл 7 говорит о наличии цели в жизни, минимальный – об ее отсутствии.
- Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов.
- Субшкала 1 (цели) – 3, 4, 10, 16, 17, 18.
- Субшкала 2 (процесс) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.
- Субшкала З (результат) – 8, 9, 10, 12, 20.
- Субшкала 4 (локус контроля – Я) – 1, 15, 16, 19.
- Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Если у вас возникли сложности с заполнением и расшифровкой теста, пройдите его онлайн – в этом случае все подсчеты сделает компьютерная программа.
По результату заполнения шкал можно оценить их значения:
- Цели в жизни. Эта шкала показывает наличие целей, которые наполняют жизнь осмысленностью, направленностью, перспективой. Низкие баллы присущи человеку, живущему вчерашним и сегодняшним днем, высокие говорят о целеустремленности или, в совокупности с результатами по другим шкалам, завышенных амбициях человека и планах, не имеющих основу для реализации и ответственности за их исполнение.
- Процесс жизни говорит об эмоциональной насыщенности человеческого бытия. Шкала соответствует теории и том, что единственный смысл жизни – это жить, и говорит о восприятии человеком этого процесса. Высокий балл укажет на живущего одним днем гедониста, если баллы в других шкалах низкие. Низкие баллы в данной шкале свидетельствуют о неудовлетворенности человеком жизнью в настоящем и одновременном удовлетворении уже прошедшими событиями или нацеленностью на будущие свершения.
- Результативность или удовлетворенность самореализацией отражают оценку качества уже пройденной жизни и ее осмысленности. Высокие баллы при низких показателях других шкал скажут о человеке, который уже доживает свою жизнь, и прошлые свершения придают ему осмысленность и силы достойно дойти остаток земного пути. Низкий балл говорит о неудовлетворенности прожитым отрезком.
- Локус «контроль – я» при высоких баллах свидетельствует о представлении человека о себе как о сильной личности со свободой выбора для построения жизни с представлениями о ее смысле конкретной личности. Низкий балл – признак того, что человек не верит в силы и не контролирует течение своей судьбы.
- Локус «контроль – жизнь» при высоком балле – это убеждение о возможности человеком контролировать свою жизнь, принимая и реализуя нужные ему решения. Низкий балл – вера в фатализм и принятие управляемости жизнью внешними факторами – высшими силами, обстоятельствами, свобода выбора иллюзорна и загадывать желания и ставить цели не имеет никакого смысла.
Результаты самостоятельной трактовки стоит воспринимать как ознакомительные и не придавать им серьезного значения. Диагностическую ценность имеют исследования, проведенные профессиональным психологом – он сможет дать более объективную и целостную оценку состояния человека.
Другие популярные методики Д. А. Леонтьева
Психолог в третьем поколении Дмитрий Алексеевич Леонтьев исследует человека не только в теории, на основе анализа наблюдений он создал несколько методик диагностики состояний и смыслов. Кратко рассмотрим самые известные и используемые на практике.
Опосредованное запоминание
Методика Леонтьева на опосредованное запоминание предназначена для определения способностей пользоваться вспомогательными инструментами для фиксации в памяти информации. Ее часто используют для работы с детьми в дошкольных и школьных учреждениях. Для них разработан вариант с 30 карточками, на которых изображены разные предметы, знакомые ребенку, для разного возраста варианты изображений отличаются. Ребенку предстоит запомнить слова, не изображенные на карточках, например, обед, пожар и т.д. Суть тестирования – зафиксировать в памяти слова с помощью ассоциативных картинок, приближенных к слову по смыслу: для обеда это тарелка, например.
Методика опосредованного запоминания по Д. А. Леонтьеву предполагает, что ребенок, увидев ассоциативные картинки, вспомнит исходное слово в разные промежутки времени. Подробнее о процессе исследования и анализе результатов можно почитать в тематическом материале.
Тест на жизнестойкость
Для определения способности человека выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя внутреннюю опору и эффективность деятельности, разработана методика-тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева. Это адаптация опросника Hardiness Survey американского психолога Сальваторе Мадди.
Согласно методике, жизнестойкость представляет собой трехкомпонентную систему убеждений: вовлеченность, контроль и принятие риска. Степень выраженности этих аспектов определяет, насколько сильно проявятся качества жизнестойкости у конкретного человека.
Чем выше значения этих трех шкал, тем более личность устойчива к стрессам.
Методика жизнестойкости Леонтьева предполагает ответы «да», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет» и «нет» на ряд утверждений. Подсчет результатов проводится по таблице со сведением ответов в шкалы с последующим их анализом.
Методика предельных смыслов
Интересная методика предельных смыслов Леонтьева предполагает диалог с испытуемым, в котором экспериментатор задает ему вопросы, начинающиеся со слова «зачем». Ответ должен начинаться со слова «чтобы». Каждый следующий вопрос раскрывает предыдущий ответ, цепочка прекращается тогда, когда отвечающему нечего сказать оппоненту на его запрос без использования тавтологии наподобие «жить чтобы жить». Звенья могут выглядеть так: «зачем люди читают газеты?» – «чтобы отдохнуть», «чтобы не думать» – «а зачем отдохнуть?» – «чтобы восстановить силы» и далее.
Смысл последовательного опроса заключается в раскрытии каждого предыдущего ответа как жизненных категорий. Анализ результатов предполагает содержательный и проективный подход [Studbooks, 2022].
Узнавать себя можно всю жизнь, исследуя новые методики и раскрывая себя перед с новых сторон. Это помогает узнать о собственных характеристиках что-то качественно новое и использовать их для улучшения жизни. На программе «Лучшие техники самообразования» вы за 4 недели по-новому раскроете свой потенциал, а на программе «Сам себе психолог» научитесь оказывать себе первую психологическую помощь и справляться с негативными эмоциями.
Верим, что раскрытие новых граней ваших смысложизненных ориентиров поможет вам интереснее двигаться по этой непростой и стремительно меняющейся жизни! И в заключении предлагаем пройти небольшой тест на закрепление материала статьи: