Блог о саморазвитии

Квалиа: как объяснить то, что чувствуешь

Квалиа: как объяснить то, что чувствуешь

Субъективность чувственного опыта – это большая проблема в биологии и философии. Восприятие вещей и явлений – индивидуальное переживание каждого человека. Возможно ли объяснить, что такое цвет, каков на вкус шоколад, как ощущается голод, другому человеку так, чтобы он понял, что мы хотим ему донести?

Анализ информации всегда субъективен. Даже решение математических задач может быть совершено разными подходами и алгоритмами, хотя, казалось бы, математика – точная наука. То же касается остальных сфер: от компьютерных игр и художественной литературы до выполнения повседневных бытовых задач и взглядов на них.

Чтобы расширить возможности мозга для улучшения восприятия чужого опыта, научиться смотреть на вещи и явления с разных сторон, приглашаем вас на онлайн-программу «Когнитивистика». Кстати, ориентироваться в пространстве информации экологично и формировать собственную точку зрения помогает хорошо развитое критическое мышление, но ему часто мешают внешние воздействия: пропаганда, манипуляции, фальсификация фактов. И чтобы вы могли укрепить этот важный навык, приглашаем вас на программу «Критическое мышление».

А мы переходим к основной теме.

Что такое квалиа?

Феномен квалиа (мн. ч.) простыми словами – это обозначение свойств психических состояний и сознательный опыт в целом [Вестник ВГУ, 2018]. Термин ввел в 1929 году философ Кларенс Льюис. Это «сырые чувства» и сознательные ощущения, которые могут дополнять или исключать друг друга одновременно. Дискуссии о природе и реальности квалиа включают одновременно сводимость и несводимость с онтологическими основаниями различных теорий.

Чтобы предметно понять, что такое квалиа, рассмотрим их на примере изучения цвета.

Предположим, есть ученый, который изучает цвет, но от рождения он слеп. Он знает, какие рецепторы отвечают за цветовосприятие, как импульс проходит в мозг и как перерабатывается. Но, напомним, сам цвет слепой ученый не видит. Если в результате лечения он прозреет и увидит то, что изучал, собственными глазами, насколько его восприятие цветов изменится? В данном случае знание о цвете можно разделить на два событийных класса:

  1. Опыт от первого лица, тот, который проживает каждый из нас индивидуально. В данном случае это возможность видеть цвет собственными глазами – квале (ед. ч.) цвета.
  2. Опыт от третьего лица, как бы со стороны. В данном случае это исследование цвета ученым без личного его обозревания.

Выходит, квалиа – это опыт от первого лица. С другой стороны, то, что третье лицо знает от своего первого лица о цвете, звуке, тактильных ощущениях или через шрифт Брайля – тоже квалиа, но для него, а не для второго человека, который опыт первого воспримет все равно по-своему.

Квалиа, личный опыт переживания, сложно передать словами, его можно только пережить. Интересный пример: оттенки цвета. Так, многие мужчины видят, предположим красный в его оттенках, но значения им не придают. Если на полке в магазине лежат две футболки красного цвета, но не точь-в-точь одинаковых, а одна, например, ярче другой, большинству представителей сильного пола это не так важно. Другое дело – женщина в маникюрном салоне. Она может пересмотреть палитру из дести оттенков красного и не выбрать ни один, потому что того самого нет. Это касается восприятия и других цветов.

Еще один пример разности восприятий – так называемое перевернутое квале. Так, в вашем понимании красный для внутреннего взора другого человека – зеленое квале [Science Direct, 2012]. Эксперименты показали: разница между слуховым и зрительным восприятием действительно существует из-за разности анатомического строения органов чувств и их тонкой настройки.

А как объяснить голод? Для одного – это ощущение пустоты в желудке и томное потягивание, для другого – состояние через четыре часа после еды, для третьего – еще что-то. Первый не поймет третьего в разговоре о голоде, у них будут совершенно разные ассоциации, потому что личный опыт восприятия разный. Это и есть квалиа.

Как и голод, сложно объяснить другие персональные переживания:

  • вкус;
  • запах;
  • цвет;
  • весь спектр чувств (любовь, тоска, гнев и т.д.);
  • тактильные физические ощущения (боль, зуд, жар и т.д.)

Использовать «квалиа» в качестве синонима ощущений ошибочно. У квале шире спектр восприятия, в то время как ощущения ограничены набором сенсорных модальностей в конкретный момент при заданных обстоятельствах. Восприятие цвета, звука, скорости у всех разное. Причем не только у людей, но и у животных. Для летучих мышей и кошек квали скорости разное.

При некоторых болезнях мозга, когда человек не различает лица и движение, не непосредственные квалиа он не получает.

Проблема изучения квалиа

Как уже удалось выяснить, квалиа – это приватный опыт от первого лица, что вызывает проблему их изучения. В данном случае получается, что ученый – это третье лицо; соответственно, даже при установке всех коррелятов сознания он не увидит того, что испытывает участник эксперимента. Для исследователей доступна только косвенная корреляция результатов изучения по поведению испытуемого и отчетам используемого в экспериментах оборудования.

Парадокс квалиа: они вреде бы реально существуют в восприятии каждого человека, но, с другой стороны, в реальности их как будто нет, ведь то, что субъективно, в объективной реальности не существует [Вики Чтение, 2022].

Квалиа невозможно отследить с точки зрения официальной науки, поэтому некоторые люди впадают в мистику или дуализм, либо вовсе отрицают наличие индивидуального внутреннего опыта, как Дэниел Деннет [Level One, 2022]. Философ считает, что он относится к устаревшей терминологии в бинарной метафизике, а внутри нас нет никакого эфемерного «я». Деннет понимает квалиа как множественные информационные потоки, борющиеся за доступ к мозгу – который победит, тот и определит поведение человека.

Проблему квалиа сознания физическим подходом объясняет австралийский философ Дэвид Чалмерс. Он описывает сложность сознательной деятельности человека как исчерпывающую теорию психики. В нем преобладают описания нейронов, поведения, причинно-следственных связей с позиции третьего лица.

Согласно взглядам Чалмерса, все сущее является физическим или производным от него, квалиа – не исключение. Сознание не автономно, а тождественно мозгу и является следствием его функционирования. Этого же мнения придерживался упомянутый ранее Дэниел Деннет, но в отличие от него Чалмерс само понятие не отрицает, только объясняет его иначе [Д. Чалмерс, 2013]. По его теории, квалиа – фундаментальный элемент вселенной, поэтому теорию сознания он предлагает рассматривать с упором на физические свойства организма, а не биологические. При этом философ понимает, что квалиа невозможно пощупать или увидеть, это энергетическая форма жизни, поэтому Чалмерс называет ее «натуралистический дуализм» [Level One, 2022].

Эксперимент Мэри

В литературе по философии квалиа приводится множество мысленных экспериментов разного рода. Один из самых известных – случай Мэри, философского мысленного эксперимента Фрэнка Джэксона [Стэнфордская энциклопедия философии, 1997].

Девушку заключили в черно-белую комнату, которую она никогда не покидала. Соответственно других цветов, кроме черного и белого, она не видела, всю информацию получала из черно-белого телевизора, книг, мониторов. Кожу и волосы ее покрывали краской, чтобы никакие оттенки не появлялись на глазах. Со временем Мэри узнает об аспектах цветов и цветного зрения, знает все физические факты в этой области, становится мировым авторитетом по цветам и их восприятию. Но о том, как эти самые цвета воспринимаются собственными глаза, она не знает.

Однажды Мэри освобождается из комнаты и попадает в реальный цветной мир. Она выходит в сад, полный растений, видит красную розу и восклицает: «Значит, вот каково это — ощущать красный цвет… И это, – добавляет она, глядя на траву, – каково это – ощущать зелень».

В момент, когда Мэри оказывается в цветном мире, она делает важное открытие: собственными глазами видит то, о чем знала лишь в теории – обладала физической информацией, знала о цвете все, но впервые получила собственный опыт переживания того, о чем только в теории знала.

Одно из объяснений этого явления заключается в том, что существует сфера субъективных качеств, относящихся к категории феноменальных. Их природу внутри себя открывает Мэри после освобождения, и подвергается новым для себя цветовым переживаниям, ведь знания о цвете были объективными, а не субъективными.

Данный эксперимент нельзя объяснить физикалисту. Так, для критика ощущение цвета станет физическим качеством, но Мэри знала о нем, находясь в черно-белой комнате. Налицо противоречие. Однако несогласные с явлением квалиа могут объяснить подобное знание цвета ноу-хау. Мэри, после получения субъективного ощущения красного, зеленого и других цветов, ничего нового о них не узнала, только обрела способность распознавать глазами цветные вещи и представлять себе цветное пространство [Стэнфордская энциклопедия философии, 1997].

Философский зомби

Ранее упомянутый философ Дэвид Чалмерс, отвергающий теорию внутреннего «я», предложил концепт абстрактного человека – «философского зомби», противоположный опыту Мэри.

Итак, человек не способен переживать квалиа – он лишен внутренней сознательной жизни, но успешно имитирует поведение обычного человека. «Зомби» действует в «ментальной темноте»: не понимает суть вещей и явлений, с которыми имеет дело, но придерживается прописанного для него распорядка и правил. Существу разрешены героические поступки, но только в имитации их моральности, потому что чувственный опыт ему недоступен [David J. Chalmers, 1996].

Понятие «философский зомби» стало аргументом в спорах о проблемах сознания. Оно объясняет, что его феноменальные и субъективные аспекты не всегда сводятся к функциональным фактам. По сути, «философский зомби» – это наш двойник, который полностью повторяет нас, у него есть наши психические особенности, он таким же образом перерабатывает информацию, говорит, но наших феноменальных свойств и квалиа – способности испытывать чувственный опыт. Он не видит мир субъективно и по-своему качественно, т.е. красная роза для него – это объективно красная роза, без каких-либо собственных переживаний по ее поводу:

Результаты опыта не столь однозначны: выводы эксперимента могут быть признаны верными только в том случае, когда экспериментатор владеет тотальными знаниями об исследуемом человеке, а это невозможно, поскольку исследователь руководствуется отчасти собственными соображениями по поводу интерпретации результатов.

В философии невозможность оперировать смыслами не всегда зависит от внутреннего восприятия человека. Он может превратиться в «зомби» под действием внешних факторов, в частности социума, если не имеет собственных осознаний, взглядов, мнения и понимания происходящего.

Китайская комната и нейросети

Еще один мысленный эксперимент американского философа Джона Серля «Китайская комната» показывает, что создание сильного искусственного интеллекта, подобного человеческому мозгу, невозможно. В нем описан человек, который не знает китайского, но помещен в комнату с кубиками, на которых изображены китайские иероглифы.

Испытуемому дали инструкцию с описанием иероглифов и руководство по их выбору для ответа на поступающие извне вопросы. Через какое-то время человек овладевает искусством выбора кубиков до такой степени, что китайцы, которые задавали ему вопросы, думают, что общаются с носителем языка. Но человек, используя иероглифы, их по-прежнему не понимает, а владеет лишь алгоритмом синтаксиса без осознания смысла ответов.

Выходит, если искусственный интеллект будет развит до самосознания в нашем понимании, мы не сможем проверить, действительно ли он переживает квалиа или только имитирует их.

Философ Джон Серль в своем труде «Сознание, мозг и программы», в котором описан опыт с китайской комнатой, много внимания уделяет биологическому аспекту человека и утверждает, что машины не обладают способностями к аналитическим и лингвистическим философским традициям, их «сознание» лишено субъективной компоненты квале. Выходит, компьютеры не способны к проявлению чувств, которые формируют человеческое сознание.

Рамки мышления и речь

Непередаваемые субъективные ощущения, коими считаются квалиа, вызывают проблему связи языка и мышления. Так, с помощью речи мы выражаем собственные мысли и ощущения, но в этих же рамках и понимаем других; иными словами, наше мышление ограничено собственным восприятием происходящего и сути вещей [Frontiersin, 2021].

Австрийско-британский философ Людвиг Витгенштей утверждал, что границы языка, на котором мы думаем, определяют рамки воспринимаемого нами мира [Koç University, 2020]. В случае, если какая-то концепция в языке отсутствует, понимать ее становится затруднительно. Отсюда проблемы понимания между разными группами языков, например, восточных и европейских стран. Такая точка зрения стала гипотезой лингвистического детерминизма.

Подобное мнение в конце 19 века высказал антрополог Франц Боас. Он предположил, что люди воспринимают мир в рамках своих культур.

Гипотеза лингвистического детерминизма в настоящее время является спорной. Исследования подтверждают: язык влияет на мышление созданием семантических структур, основанных на чувственном опыте. Иными словами, расширить горизонт понимания и восприятия можно, для этого необходимо развивать когнитивные способности мозга [Cambridge Core, 2018]. Это делает описание квалиа еще более сложным.

Искусство с точки зрения квалиа

Парадокс квалиа, который касается личного опыта каждого человека и живого существа, служит основой для захватывающих литературных сюжетов в жанре фантастики, художественных холстов.

В 2021 году в России Посольством республики Польша был проведен конкурс на тему «Мир в 2121 году», посвященный 100-летию фантаста Станислава Лема. Одним из его финалистов стал начинающий автор Никита Тропинин с рассказом «Квалиа», написанном в «лемовской» философии [Мир Фантастики, 2021]. В рассказе идет речь об изобретении метода искусственного наведения чувственных ощущений, в то числе оргазма.

О квалиа в произведениях искусства рассказывает Михайлов Игорь Феликсович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН [Философия науки и техники, 2018]. Интересный пример – знаменитая картина Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».

Представьте, что вам удалось попасть в Лувр, пробраться сквозь толпу зрителей и увидеть знаменитый холст с женщиной с томной улыбкой и темно-русыми волосами в складчатом платье, сидящей на фоне зеленовато-голубовато-розоватого пейзажа. Вы запечатлели в памяти ее образ в разной степени детальности. Но вот вы ушли из Лувра. Где теперь картина? В музее или в вашей (и не только) памяти или еще где-то?

Позитивно мыслящий человек, полагающийся на здравый смысл, утвердительно ответит, что полотно в музее, и посмеется над философами, потому что в миру картины остаются на своих местах, пока их не отправят на другую выставку, на реставрацию или украдут. А химик или физик задумаются, ведь, глядя на Мону Лизу, по большому счету, мы видим форму органических молекул холста и краски. Возможно, после реставрации от оригинального полотна уже мало что осталось? Однако воспринимаем мы, глядя на картины, субъективный образ изображения, который и остается в нашей памяти.

В случае с картиной Леонардо да Винчи создал физико-химическую матрицу, которая при контакте с нашим когнитивным аппаратом создала зрительную иллюзию, которую философы и назвали квалиа.

Великое произведение искусства – это объективная матрица или субъективная иллюзия? В данном случае картина имеет сложную онтологическую структуру как когнитивно-социальный комплекс.

Квалиа в играх

Тема сложности восприятия зрительных и слуховых образов обыгрывается не только в фантастических фильмах, книгах и картинах. Компьютерные игры последних версий изобилуют качественной графикой, многие из них потрясают воображения и позволяют получить новый интересный опыт передвижения, цвета, пространства и т.д.

Популярная игра action-adventure с открытым миром и элементами выживания No Man’s Sky погружает игрока в мир космических и фантастических ощущений. В ней, кстати, используются квалиа разных персонажей, из них даже можно создавать внутренние объекты для игры.

Как создать живой корабль в No Man’s Sky из разрозненных квалиа, читайте в подробной инструкции опытного игрока.

Чувственный мир квалиа: манга

Тема квалиа широко используется в восточной культуре. Так, в Японии создан цикл комиксов манга, которые, судя по отзывам и рецензиям, очень приближены к реальной жизни, причем, по мнению не только японцев, но и русских читателей.

Манга о квалиа описывает жизнь людей в разрезе их ощущений – необычная глубина для подобного драматического жанра. Самые известные и успешные из них:

  1. Квалиа снега (Yuki No Shita No Qualia). Это манга о гомофобе и женоненавистнике Акио и его кохай-гее Оохаши Юми. Между ними завязывается дружба, Акио предстоит понять – так ли плохи геи, возможно, к ним нужно изменить отношение?
  2. Пурпурная квалиа (Murasakiiro no Qualia). Юкари Марий – девушка с глазами пурпурного цвета, она видит все живые существа как механизмы. Эта способность мешает жить Юкари, но отключить такое видение девушка не может. И все же героиня уверена, что такое зрение помогает разглядеть таланты в людях. Подруга Манабу вскоре увидит невероятные способности Юкари.

Большей популярностью пользуется манга «Квалиа снега», также известная как «Квалиа под снегом». Несколько глав комикса читаются на одном дыхании и востребованы, судя по всему, откровенностью и реалистичностью сюжета. Для знакомства с жанром рекомендуем начать с манга «Пурпурная квалиа», который тоже состоит из нескольких глав.

Предупреждаем: даже если вы не фанат комиксов, эти истории затянут вас в чтение!

Актуальность изучения квалиа

Ставшие предметом вечных споров квалиа для врачей, биологов, философов – не просто интерес. Вероятно, знание и понимание этого явления помогут в решении насущных задач, таких как лечение дальтонизма, ахроматопсии, улучшение коммуникаций в разных сферах жизни.

Несмотря на опровержение возможности создания полноценного искусственного интеллекта, исследователи не опускают руки и ищут способы изучить этот феномен, чтобы сделать нейросети умнее и функциональнее, даже, возможно, человечнее.

Для людей, не относящихся к ученому сообществу, понимание квалиа и умение с ними обращаться – это способ расширить когнитивные способности для более осознанной, интересной жизни в гармонии с собой и окружающими.

На нашей программе «Когнитивистика» вы сделаете первые шаги к расширению способностей мозга мыслить, понимать окружающих и происходящие события, уметь решать бытовые и сложные задачи. А научиться ориентироваться в потоках информации, улавливать нужную и анализировать ее в океане манипуляций, пропаганды и попыток повлиять на мнение и восприятие обывателей поможет программа «Критическое мышление».

Ждем вас на наших программах и желаем удачи, и напоследок просим принять участие в небольшом опросе:

Ключевые слова:,