Блог о саморазвитии

Гайд пацифиста: как сделать мир добрее и лучше

Гайд пацифиста: как сделать мир добрее и лучше

Известная фраза гласит: «Не можешь поменять ситуацию – поменяй свое отношение к ней», а наш вариант таков: «Чтобы сделать мир добрее, становись добрее сам, а если не выходит, читай нашу статью».

Конечно же, это шутка, и мы понимаем, что можем только познакомить вас с теми или иными принципами, а их принятие займет не один месяц. Ведь каждому нужно переосмыслить их, примерить к своей жизни и попытаться внедрить. Но, поверьте, принципы этого мировоззрения точно будут внедрены безболезненно. Ведь в этом и есть их суть!

Шаг 1. Разбираемся с определением идеи

Слово «пацифизм» происходит от двух латинских слов: pax – «мир» и facio – «делать». Простыми словами, это понятие означает противостояние насилию и войне. На протяжении многих сотен лет те, кто придерживается пацифистских убеждений, отвергали применение силы и выступали за другие способы разрешения разногласий.

Люди являются пацифистами по одной или некоторым из этих причин:

  • религиозная вера;
  • нерелигиозная вера в святость жизни;
  • практическая вера в то, что война расточительна и неэффективна.

Также многие считают, что пацифизм – это нечто большее, чем противодействие войне. Они утверждают, что пацифизм должен включать действия по поощрению справедливости и прав человека. Для некоторых приверженцев этого мировоззрения оно означает отказ брать в руки оружие в вооруженных силах, даже рискуя быть наказанным за это, для других – сражаться за людей.

Оппозиция насилию и войне – это не религия или политическая партия. Это идея, которую люди интерпретировали и пытались практиковать самыми разными способами. Вот какие виды пацифизма выделяют:

  • Абсолютный пацифизм. Его приверженцы верят, что никогда не следует принимать участие в войне, даже в целях самообороны. Они уверены, что ценность человеческой жизни настолько высока, что ничто не может оправдать преднамеренное убийство человека. И в мире не может быть обстоятельств, которые смогут оправдать лишение жизни. Более того, они ставят в один ряд с преднамеренным насилием случайное убийство в целях самообороны. Следовать этим курсом трудно, и на протяжении всей истории относительно немногие были готовы принять его.
  • Условный пацифизм. Условные пацифисты в принципе против войны и насилия, но они допускают возможность войны и насилия в безвыходных ситуациях. Если это позволит уменьшить потенциальное количество жертв, условные пацифисты могут принять подобную меру воздействия. Например, они допускают войну за освобождение или борьбу с геноцидом народа.
  • Избирательный пацифизм. Данный вариант направлен на борьбу с некоторыми видами оружия и способами военных действий. Например, отказ от ядерных бомб или полное уничтожение военного арсенала аналогичной категории. Кроме того, есть движение, которое ратует за запрещение оружия массового поражения. Стоит заметить, что на сегодняшний день все эти разновидности оружия успешно запрещены ООН. Однако избирательные пацифисты считают допустимым использование военной силы с традиционным оснащением.
  • Активный пацифизм. Приверженцы этого вида активно участвуют в политической деятельности по содействию миру. Например, во время войны они откажутся воевать, но будут управлять машинами скорой помощи или станут санитарами.

Отметим, что в настоящее время большинство демократических стран признают за людьми право на отказ от военной службы по соображениям совести, но предполагается, что отказник в качестве альтернативы будет проходить какую-либо государственную службу, так что все виды пацифизма не являются уклонением от обязательной службы в армии [BBC, 2008].

Вы могли заметить, что, несмотря на единую идею, варианты реализации весьма отличны друг от друга. Это связано с причинами, благодаря которым люди становятся пацифистами, а также с долгой и разнообразной историей развития данного мировоззрения.

Шаг 2. Знакомимся с основными принципами идеи

Мы с вами уже узнали, что пацифизм не принимает военных методов решения конфликтов. Таким мировоззрением он противостоит милитаризму – авторитарному сознанию, делению на «своих» и «чужих». Во главе угла у милитаристов стремление подчинять – сначала ради идеала, порядка, а затем уже и ради подчинения как такового.

Нетрудно догадаться, что основными в пацифизме принято считать следующие принципы:

  • свобода и равенство;
  • взаимное уважение;
  • сочувствие к другим;
  • ценность человеческой жизни;
  • физическое и эмоциональное ненасилие;
  • сотрудничество.

Конечно, многие задаются вопросом эффективности такого подхода к жизни и решению вопросов. Работают ли уступки и свобода для достижения целей? В исследовании, опубликованном в журнале International Security в 2008 году, ученые из Уэслианского Американского университетов рассмотрели сотни восстаний против правительств в период с 1900 по 2006 год в таких странах, как Индонезия, Филиппины и Бирма. Они обнаружили, что в 53% конфликтов ненасильственная активность была успешной, в то время как только 26% насильственных восстаний увенчались успехом.

Аргументы в пользу пацифизма как возможной национальной политики основаны на:

  • страданиях людей;
  • экономическом ущербе;
  • моральной и духовной деградации.

Чтобы избежать этого, обществу необходимо стать настолько организованным, что оно сможет обеспечивать справедливость среди своих членов. Пацифисты утверждают, что с перечисленным злом можно справиться, действуя в соответствии с принципом ненасилия. Это также может означать ненасильственное сопротивление, основанное на трудностях и неудобствах, которые могут быть причинены завоевателю или угнетателю общим отказом общественности сотрудничать.

Однако история также показывает, что пацифистские методы могут быть эффективными только против власти, у которой нет очень сильных мотивов идти на крайности подавления, или той, которая руководствуется теми же моральными соображениями, которые движут самими пацифистами [Encyclopaedia Britannica, 2015].

Шаг 3. Знакомимся с историей развития идеи

Как идея пацифизм появился намного раньше, чем слово. Первые следы пацифистской мысли можно найти в текстах джайнизма, даосизма, раннего христианства и других древних религиозных и философских мировоззрений.

В 5 веке до нашей эры в Древнем Китае существовало учение, некоторое время оно было наравне с конфуцианским учением, но потом пришло в забвение. Оно было одной из первых пацифистских теорий и связано с именем древнекитайского мудреца и военного инженера по имени Мо-цзы. В ней философ предлагает учение, которое заключается в утверждении существования божественного универсального закона любви. В его понимании он звучал так: «Мы должны исполнять то, что хочет Небо, а Небо хочет от нас, чтобы мы любили друг друга и не делали зла друг другу». Однако люди не следуют этому закону, и в этом Мо-цзы видит серьезное противоречие, поэтому критикует войну.

В древнем мире война считалась чем-то само собой разумеющимся, и только некоторые общины считали войну необходимым злом. Первое известное истинное пацифистское движение пришло из буддизма. Будда, как его основатель, требовал от последователей абсолютного воздержания от любых актов насилия по отношению к своим собратьям. После этого, однако, буддизм не очень преуспел в освобождении правителей стран, в которых он был принят, от войны. Возможно, потому что идеи буддизма – совершенство, которому следовать дано не всем.

В классической древности пацифизм оставался в значительной степени идеалом в умах интеллектуалов. Греческие концепции мира, включая концепцию стоицизма, были сосредоточены на мирном поведении каждого отдельного человека. А в Риме достижение мира определялось как справедливое соглашение между государствами, основанное на двустороннем признании. Однако этот подход был применим только к «цивилизованному миру», из которого исключались «варвары». Поэтому не прекращались войны, которые Рим вел для защиты своих границ от угроз.

В западной традиции пацифизм возникает с появлением христианства. В мире формируется представление о том, что христиане должны отречься от насилия, не противиться ему и подставлять другую щеку. Большая часть христианских общин в первые столетия существования христианства старалась отстаивать абсолютные пацифистские позиции: они отказывались служить в римской армии, не брались за оружие, иногда принимая мученическую смерть. В дальнейшем эта ситуация изменилась: с принятием христианства в качестве государственной религии силами властей развивается христианская доктрина справедливой войны, объясняющая, почему христианин может участвовать в войнах, не нарушая Божьи заповеди [А. Куманьков, 2019].

А дальше пацифизм распространялся по всему миру:

  • Пацифистские религиозные конфессии, такие как квакеры и меннониты, искали убежища в колониальной Америке, где некоторые из них отказались участвовать в войне за независимость из-за своих убеждений.
  • В 1800-х годах кровавая бойня наполеоновских войн способствовала росту пацифистских групп, таких как Лондонское общество мира, которое продвигало идею о том, что споры между нациями следует разрешать, не прибегая к насилию. А французский экономист Фредерик Пасси организовал международную мирную конференцию в Париже в 1899 году (там обсуждались вопросы разоружения) и был удостоен Нобелевской премии за свой мирный активизм.
  • После вступления США в Первую мировую войну в 1917 году около 21 000 молодых людей обратились за законным освобождением от призыва в армию в качестве отказников по соображениям совести. Они все равно были вынуждены пройти учебный лагерь, но некоторым солдатам было разрешено служить по-разному, в то время как другим были предоставлены отсрочки, чтобы вернуться и работать на фермах, а третьи попали в тюрьму за сопротивление.
  • Во время Второй мировой войны еще больше американцев (более 72 000) обратились с той же просьбой. Многим было разрешено служить на гражданской государственной службе, где они могли работать над природоохранными проектами или в качестве пожарных. А некоторые даже проявили свою храбрость, выступая в качестве подопытных в медицинских экспериментах.
  • В 1920-х годах ведущие державы мира стремились избежать новых конфликтов, поэтому этот период вошел в историю под названием «эра пацифизма». Она проявлялась в стремлении глав государств решать любые конфликтные ситуации мирными дипломатическими способами. Например, США и европейские страны максимально стремились следовать предписаниям Версальского и Вашингтонского соглашений.
  • Лицам, отказывающимся от военной службы по соображениям совести во время Корейской войны в 1950-х годах, разрешалось выполнять строительные и сельскохозяйственные работы вместо того, чтобы брать в руки оружие.
  • Послевоенная пацифистская риторика была посвящена сдерживанию ядерной войны. В 1958 году участники британского движения за ядерное разоружение CND (Campaign for Nuclear Disarmament) прошли маршем от Трафальгарской площади в Лондоне к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия (AWRE), их путь составил 50 км.
  • Во время конфликта во Вьетнаме в 1960-х и начале 1970-х годов стало труднее добиваться особого статуса из-за изменений в законе, которые исключали любого, кто не возражал против всех войн по религиозным причинам. В результате десятки тысяч предпочли либо скрыться, либо бежать в другие страны.
  • Даже после того, как США прекратили призыв на военную службу в 1973 году и перешли на полностью добровольческую армию, некоторые военнослужащие иногда отказывались участвовать в войнах [Patrick J. Kiger, 2016].

Мы можем только представить, с какой скоростью разлеталась эта идея, т.к. движения за мир среди молодых европейцев и американцев появлялись по всему земному шару, и за век сформировались десятки новых организаций. Например, «Интернационал противников войны», «Международная женская лига за мир и свободу», движение «Нет войне», «Гражданский интернационал службы», «Союз клятвы мира» и т.д.

Само слово «пацифизм» возникло в 1840-х годах, но на практике оно стало использоваться лишь в начале 20 века. Это произошло на 10-й Международной мирной конференции в 1901 году, когда французский юрист Эмиль Арно высказал пожелание об использовании двух терминов – «пацифизм» и «пацифист» – при обозначении движений, выступавших за мир, а также их участников. Но определения вышли настолько размытыми, что еще не скоро были использованы активистами.

Еще один важный элемент в истории пацифизма: обозначающий его символ. Автор эмблемы – Джеральд Холт, дизайнер. Он создал его по заказу общественного движения в Британии, которое выступало против гонки вооружений и атомной войны (помните то самое CND?) Они планировали использовать его в уже упомянутом выше километровом марше. Основой эмблемы стал круг как образ земного шара. Внутри художник хотел разместить христианский крест, но представители религии высказались против этой идеи, т.к. не хотели быть связанными с этой темой. Тогда Холт пошел другим путем и обратился к семафорной азбуке. Он использовал две начальные буквы английских слов: Nuclear (ядерный) и Disarmament (разоружение) и поместил эти буквы в центр круга.

В Америку эмблема перекочевала в 1960 году с одним из студентов, которых привез в Чикаго целый мешок значков с символом. Они приглянулись молодым людям, и за четыре последующих года предприимчивый студент реализовал тысячи таких аксессуаров, сделав свой маленький бизнес на набирающей популярность теме.

Символ, придуманный дизайнером, другие субкультуры интерпретировали по-своему и провели аналогию с рунами, означающими жизнь и смерть в перевернутых положениях. Другой же образ наверняка видите и вы – это лапка голубя. Как известно, эта птица сама по себе является олицетворением мира еще с библейских времен, поэтому многие верят, что именно она использована в знаке «пацифика».

Как видите, история пацифизма полна самых разных поворотов и интерпретаций, но основная идея дошла до нашего времени неизменной – ценность человеческой жизни.

Шаг 4. Узнаем последователей идеи

При всем разнообразии сообществ, поддерживающих пацифизм, лишь немногие остались в памяти людей. Причиной тому являются их предводители и выдающиеся личности (лидеры общественного мнения, как принято их называть).  Кто же был запечатлен в истории как приверженец движения за мир?

Конечно же, первым приходит в голову Махатма Ганди. Его имя священно для каждого жителя Индии. Ганди был политическим деятелем и выраженным пацифистом. Он искренне верил, что пассивное сопротивление позволит Индии получить независимость от Британской империи. Однако даже он признавал, что, хотя он и считал отказ от применения силы «бесконечно превосходящим» насилие, он не был против того, чтобы Индия вела войну в целях самообороны. «Я повторял снова и снова, что тот, кто не может защитить себя, своих близких или их честь, ненасильственно встретив смерть, может и должен сделать это, жестоко расправившись с угнетателем. Тот, кто не может сделать ни того, ни другого, является бременем», – говорил Ганди.

Также мы все знакомы с творчеством группы The Beatles и, в частности, с их солистом – Джоном Ленноном. Он выступал против войны во Вьетнаме и в песни вкладывал соответствующий смысл. Вы же помните знаменитую All you need is love? Тексты песен были не менее глубокими и в творчестве Боба Марли, ведь в нем затрагивались вопросы свободы, равенства и мира.

Но текстами взывали к изменению мышления не только певцы. Так, например, Лев Толстой и Эрих Мария Ремарк вкладывали свои взгляды в написанные ими произведения. И кто бы мог подумать, но Лев Толстой оказал влияние за развитие анархо-пацифизма, выступающего за использование мирных, ненасильственных форм сопротивления в борьбе за социальные перемены.

Удивлены? Вот вам еще удивительный факт – Альберт Эйнштейн тоже был пацифистом. Ученый неоднократно заявлял, что готов бороться за мир, если это поможет остановить кровопролитие. Интересен тот факт, что за десять лет до того, как правление в Германии установил Адольф Гитлер, Эйнштейн предвидел фашизм и все ужасы, который он с собой нес.

Познакомьтесь также с менее известной, но очень значимой личностью – Джанет Рэнкин. Это первая женщина, избранная в Конгресс США, и она была единственной, голосовавшей против вступления США и в Первую, и во Вторую мировые войны. Именно ей приписывают высказывание «Проблема мира – это проблема женщин».

А вот еще один пацифист, о мечтах которого знает весь мир. Мартин Лютер Кинг был баптистским проповедником и возглавлял движение чернокожих людей за гражданские права в США. Кинг работал над установлением демократии, равенства людей и мирного неба над головой. Он был уверен, что только сила духа может противостоять физической силе и агрессии.

Как видите, последователи у идеи были всегда. Они рождались в разные эпохи по всему миру, но они смогли оставить след в истории, борясь за процветание пацифизма в обществе.

Шаг 5. Отделяем от похожего

Мы с вами уже знаем, что пацифизм бывает разным, но, примеряя на себя эту идею, вы наверняка представляли себя в яркой одежде, с длинными волосами и с цветами в руках. Все дело в том, что пацифизм слился в восприятии людей в единую картинку с движением хиппи в 60-70-е годы прошлого столетия. Но это не одно и то же, ведь вы же не можете себе представить Эйнштейна с руками в фенечках?!

Это оболочка, и давайте заглянем внутрь субкультуры. Хиппи стремились к близости с природой, умению наслаждаться жизнью, свободе мышления и независимости от материальных благ. Они предлагали «вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм» и прислушиваться к своим истинным желаниям, отказавшись от всего, что мешает почувствовать себя счастливым.

Для настоящего хиппи важна свобода и развитие духовности, на этом и держится их идеология. Свобода для них – высшая ценность. А мир и любовь – основа бытия. Именно поэтому хиппи носили подвеску или значок с символом «пацифик» (вспоминайте, как символ попал к ним).

Знаменитый лозунг «Make love, not war» тоже появился не просто так. Если провести параллели между временем активного расцвета движения и историческими событиями, вы сами сможете сделать выводы. Несмотря на то, что хиппи занимались «политикой без политики», они оказали неизгладимое влияние на нацию на десятилетия вперед.

Но все же хиппи – это отдельное течение со схожими принципами с пацифизмом, но во многом они не были готовы бороться за свою идеологию, избегая неприятной реальности. Возможно, поэтому время активного развития движения хиппи быстро подошло к концу, а пацифизм, как мы с вами знаем, существует намного дольше.

Так что, если вы решили стать пацифистом, менять свою внешность, место жительства и образ жизни на фривольный нет необходимости.

Шаг 6. Собираем портрет пацифиста

Итак, мы с вами разобрались, что внешне пацифиста отличить будет достаточно сложно, но есть ли что-то, что будет выдавать в человеке приверженца мирных решений? Мы точно можем выделить особенным признаком отказ от службы в армии, т.к. видели эти примеры в истории развития идеи, и следствием можем вывести высокий уровень смелости, ведь не каждый сможет на это решиться.

Но что же еще выделяет пацифиста:

Но таких людей мы можем знать достаточно много. Неужели они все являются пацифистами? Возможно! Но, скорее всего, они этого не осознают, и, соответственно, не предпринимают ничего, связанного с идеологией.

А как пацифисты на деле показывают свою идею:

  • отказываются от военной службы;
  • не поддерживают никакие конфликты;
  • доносят свои принципы остальным и инициируют законотворческие процессы и соглашения для отказа от насилия;
  • покидают места, где их принципы не поддерживают.

Конечно, стоит помнить, что пацифизм может быть разным, а от этого зависит уровень его проявленности и принципиальности приверженцев этой идеи. Естественно, такие люди могут работать на разных позициях, жить в разных странах и быть готовыми защищать себя от угроз и отстаивать свои интересы. Это не беспомощные люди, а те, кто верен своим принципам.

Шаг 7. Вносим изменения

Итак, допустим, вы поняли, что концепция пацифизма подходит вам. Что это может значить для вас? От чего стоит отказаться и с чего стоит начать?

Важная часть реализации концепции – это изменение собственного поведения и отношения к людям. Для этого необходимо контролировать свои эмоции и слова, не вымещать свою злость на окружающих, снимать стресс безболезненными для других способами.

Далее необходимо научиться решать сложные ситуации с помощью переговоров и ненасильственной коммуникации, прощать ошибки и давать людям возможность исправиться. И главное – научиться по-настоящему наслаждаться жизнью, чувствовать каждый момент и ценить возможность быть в нем.

Для этого рекомендуем следующее:

  • заведите дневник эмоций и благодарности для анализа своего состояния и развития самоконтроля;
  • попробуйте стать волонтером и начните безвозмездно помогать;
  • познакомьтесь с творчеством знаменитых пацифистов;
  • найдите сообщество пацифистов и постарайтесь понять их и принять их образ мысли;
  • обсудите с близкими новые варианты взаимодействия.

Но нужно заранее принять мысль, что все эти действия не приведут к взращиванию абсолютного пацифизма внутри вас. Потому что в первую очередь пацифизм – это состояние души. «Ломать» себя ради идеи – это уже что-то не на языке пацифиста. Однако есть и хорошая новость, ведь все мы в какой-то степени пацифисты, поскольку выступаем против насилия как средства взаимодействия во многих аспектах нашей жизни. Никто же не любит, когда им, например, манипулируют?

И видеть вокруг положительное – это тоже то, что взращивает пацифизм. Учитесь поддерживать себя и свои принципы, анализировать окружающий мир и реагировать на него в соответствии с подходящей вам идеологией. Пацифизм может быть не самой простой концепцией для поддержания, но он точно может принести больше доброты в вашу жизнь.

Попробуйте прочувствовать! Мир вашему дому!  И не забудьте поучаствовать в нашем опросе:

Ключевые слова:,