Блог о саморазвитии

Как найти время на обучение и не забросить все на полпути

4brainXLevelOneЗавести интересное хобби, освоить новую профессию, повысить уровень языка — на все не хватит часов в сутках!

В этой статье мы вместе с образовательной платформой Level One разбираемся, как найти время на обучение новым навыкам и не забросить все на полпути (а заодно пробуем понять, точно ли нам нужно постоянно учиться, чтобы стать лучше).

Ситуация 1. Кажется, что времени ни на что не хватает

Подписываясь на десятый по счету курс на «Курсере» или скачивая еще одну книгу о саморазвитии, мы часто заранее расстраиваемся — и правда, где взять на них время?

Ключ — в планировании и правильном выборе формата обучения. Сейчас появились инструменты, которые помогают учиться по чуть-чуть и где угодно. Подкасты, сообщества по интересам и вебинары — отличная замена большим видеокурсам и толстым книгам. Нам остается только выкроить 20 минут в своем расписании.

Давайте попробуем нарисовать реальную картину дел на день с помощью электронного календаря, и увидим, как они распределяются в течение дня.

Как использовать календарь

Сначала вносим в него дела, у которых фиксированное время начала и конца: встреча на работе, прием у врача или тренировка. Затем добавляем все перемещения, приемы пищи и другие задачи на день. Все сюда не поместится, придется выбирать.

Однако в календаре можно увидеть, что для прослушивания подкаста или чтения образовательного канала в Telegram есть удобные пробелы в распорядке: например, между английским и тренировкой.

Что можно успеть за 20 минут

Ниже мы собрали инструменты, которые позволяют учиться в перерывах между делами, по дороге на работу, в спортзале, в очереди, на пляже или дома, занимаясь бытовыми делами:

  • Подкасты удобно слушать фоном, в дороге, на пробежке, во время готовки или прогулки с коляской. Сейчас есть подкасты практически на любую тему: например, об английском языке от школы Don’t Speak или полезные подкасты «ПостНауки».
  • Аудиокниги так же удобны, как и подкасты, а для использования есть разные приложения. В Storytel можно оплачивать подписку вместо покупки каждой отдельной книги, в Bookmate доступны оба формата одних и тех же книг (аудио и текстовый), а в Beelinguapp можно и слушать, и читать сразу на двух языках (родном и изучаемом).
  • Вебинары и видеолекции, которые можно смотреть откуда угодно. Обычно дают много доступной информации по приемлемой цене. Часто живые примеры лектора помогают лучше что-то понять. Можно поискать вебинары по категориям на «ВсеКурсы», посмотреть выступления ярких лекторов на TED или выбрать что-нибудь интересное на Level One.
  • Ролики на YouTube. Вряд ли найдется тема, о которой еще нет видео на YouTube. Многие ролики отличаются интересной подачей и возможностью увидеть, как применять что-то на практике.
  • Тематические сообщества. Например, доступные по подписке Телеграм-сообщества от Level One с общением с экспертом в секретном чате помогают разобраться в сложных темах, от искусства до истории и классической музыки, всего за 10 минут в день.
  • Тесты, онлайн-викторины и квизы проверяют знания, заставляют вспоминать информацию, показывают слабые места. О живых квизах обычно есть анонсы на сайтах-афишах мероприятий в разных городах, а в квизы «Мозгвы», например, можно играть не только на встречах, но и из дома.

Ситуация 2. Хочется всего и сразу

Выбирая между курсами китайского языка и циклом лекций по мировой истории, мы принимаем решение, а потом весь вечер сидим и думаем: «А что если в другом месте было бы лучше?» Возможно, в этот момент нами управляет особый страх — FOMO (fear of missing out или синдром упущенной выгоды).

Как справиться с симптомами FOMO и разобраться в своих желаниях

Это запрос для грамотного психотерапевта или повод освоить навыки психорегуляции. А мы пока предложим попробовать популярные практики самопомощи:

  • Напоминайте себе, что выбрать все и сразу нельзя, успевать везде одновременно — тоже. Не выйдет пойти на все встречи, вечеринки и курсы сразу. Если мы вернемся к нашему расписанию, то увидим, что день состоит из ограниченного количества часов, а значит, вмещает ограниченное количество дел.
  • Практикуйте благодарность. Для этого можно представить, что у нас отняли то, чем мы обладаем сейчас (работа, хобби, материальные блага, друзья, родные), — ощутить тяжесть такого лишения. Это помогает почувствовать ценность реальности. Жестко, но действенно.
  • Отслеживайте свои желания. Попробуем их записывать: если со временем мы заметим, что каждый раз хотим освоить что-то из совсем разных сфер, скорее всего, нами движет не здравый смысл, а образовательная жадность. Нужно вспомнить, что стало триггером для нового стремления: увидели рекламу курсов, кто-то посоветовал или обнаружили реальные пробелы в знаниях?
  • Соотносите образовательные «хотелки» с планами на жизнь. Будут ли нам полезны эти знания и навыки через 5–10 лет? Даже если они поменяются, полезно держать в голове представление о себе в будущем.
  • Спрашивайте себя: «Стал бы я этим заниматься, если бы об этом никто не узнал? Если бы нельзя было выложить сторис в Instagram или рассказать о новом хобби знакомым?»

Работая с симптомами FOMO, мы сможем определиться со своими желаниями и приступить к освоению новых навыков.

Ситуация 3. Сложно начать: как ставить цели и мотивировать себя?

Освоить что-то совсем новое и незнакомое — масштабная задача. Цель «выучить английский» даже звучит устрашающе.

Поставьте реалистичную и осязаемую цель: например, освоить необходимый минимум для путешествий, чтобы не заблудиться в чужой стране. Потом добавьте к этой цели лексику для работы. Обязательно сформулируйте для себя: «Как я пойму, что цель достигнута?» Это поможет видеть результаты и радоваться им.

Ключ к мотивации — личный интерес и то, как вы формулируете мозгу задачу. Не просто «Хочу научиться писать программы на С++», а «Хочу освоить С++, потому что профессия программиста востребована и позволит мне найти высокооплачиваемую работу».

Как бороться с прокрастинацией

Когда нам скучно или неинтересно, мы цепляемся за любую возможность не приступать к делу. Немного слабины — и вот мы уже долистали ленту Instagram до самого конца или раскладываем по алфавиту продукты в холодильнике.

Для борьбы с прокрастинацией хорошо подходит интервальная работа. Пробуем применить метод «Помидора» Франческо Чирилло. 25 минут мы просто погружаемся в обучение, не нацеливаясь на результат. Следом 5 минут отдыхаем. Пара таких циклов — и стресс отступает, появляется прогресс.

Ситуация 4. Не просто лень: почему нужно отдыхать от учебы?

Затянувшаяся прокрастинация и отсутствие прогресса — сигналы о том, что, возможно, от обучения пора отдохнуть. Дайте мозгу время реструктурировать новую информацию, разложить ее по нужным местам.

Лучше всего разгружают мозг физические упражнения, бытовые дела, сон, прогулки на свежем воздухе. Так активируется пассивный режим работы мозга. Он не принимает новое, а начинает разбирать «буфер обмена», делать выводы и принимать решения.

Запомнить

Итак, как же помочь себе найти время на обучение и не забросить все на полпути?

Если кажется, что времени нет, сверяем субъективное ощущение с реальной картиной дел в календаре. Если на полке пылятся книги и курсы, а сил на них все меньше, проверьте себя на FOMO — страх упущенных возможностей. Если заела прокрастинация, попробуйте хотя бы начать и включите таймер на 25 минут. Важно делать хоть что-то и не требовать от себя результатов сразу. Плюс к этому, не перегружайте мозг, смело берите тайм-аут и отдыхайте.

Надеемся, наша статья поможет вам освоить новые навыки и стать на шаг ближе к поставленным целям. Удачи в изучении!

Ключевые слова: