Блог о саморазвитии

Искусство самообразования: как стать постоянным учеником и с пользой применять полученные знания?

Искусство самообразования: как стать постоянным учеником и с пользой применять полученные знания?

Помните поговорку «Век живи, век учись, дураком помрешь»? Скорее всего, да. А задумывались когда-нибудь о том, что она означает? И, главное, к какому выводу пришли в итоге?

Нет, это вовсе не о том, что нам не нужно учиться всю жизнь. Речь о том, что в некоторых случаях полученные знания не помогают, а то и вовсе улетучиваются. И остается мозг человеческий в своем первозданном виде, как будто и не было многих мучительных часов лекций (или часов мучительных лекций?) и изнуряющих экзаменов.

С вами такого никогда не случится, если вы пройдете нашу программу «Лучшие техники самообразования». И вы всегда сумеете выделить из бурного потока информации те знания, которые вам нужны в первую очередь, если изучите программу «Критическое мышление».

А мы сегодня поговорим про самообразование, развитие навыков путем самостоятельной работы и то, как «войти в ритм» и заниматься этим постоянно, научившись применять полученные знания на практике.

Самообразование: что это такое?

Для начала давайте уточним, что мы будем понимать под самообразованием. Самообразование – это процесс получения знаний, навыков и опыта без прямого участия формальных образовательных учреждений. Это самостоятельный и инициативный способ обучения, при котором человек сам выбирает темы для самообразования, методы и источники для освоения новых знаний.

Впрочем, самообразование вполне может дополнять формальный учебный процесс в рамках учебного заведения, когда школьник проявляет интерес к какому-то предмету или, к примеру, готовится к поступлению в какой-либо творческий вуз, где существуют внутренние вступительные экзамены, а уровень требуемых знаний выходит далеко за рамки школьной программы.

Основные характеристики самообразования:

  • Самостоятельность – люди, занимающиеся самообразованием, принимают ответственность за свое обучение. Они сами устанавливают цели и составляют план самообразования, и контролируют процесс учебы.
  • Инициативность – самообразование начинается с личной инициативы, когда человек сам решает, что именно он хочет узнать и как развиваться в выбранном направлении.
  • Гибкость – самообразование позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям и временным рамкам.
  • Свободный выбор источников знания – человек может выбирать различные источники информации на свое усмотрение, в том числе статьи и книги, онлайн-курсы и видеоуроки, семинары и вебинары.
  • Целенаправленность – люди, занимающиеся самообразованием, обычно стремятся достичь определенных результатов, ради которых они получают новые знания и навыки.
  • Постоянство – добровольно взявшиеся изучать что-либо самостоятельно обычно не ограничиваются «одноразовой акцией», а изучив что-либо, строят планы на будущее и начинают обучаться еще чему-нибудь.

Как правило, самообразованием на добровольной основе занимаются люди любознательные, желающие быть в курсе новых трендов, просто любящие читать и узнавать что-то новое или мотивированные на достижение какой-либо цели, где без самообразования никак. Допустим, как в примере с поступлением в творческий вуз – художественную академию, консерваторию, хореографическое училище и т.д.

Однако для некоторых профессий самообразование в 2023 году является обязательным. Например, самообразование воспитателя дошкольного учреждения, самообразование учителя общеобразовательной школы и преподавателя любого другого учебного заведения. При этом собственно самообразование ФГОС не регулирует.

Если мы зайдем на сайт ФГОС, где собраны действующие в стране Федеральные государственные образовательные стандарты, то увидим, что государство регулирует только формальные учебные программы, которые должны быть реализованы в рамках образовательных учреждений – дошкольных, школьных, вузовских и прочих [ФГОС, 2023].

В чем тогда заключается обязательность самообразования для воспитателей и преподавателей? Для того чтобы в полном объеме и качественно реализовывать Федеральные государственные образовательные стандарты, педагог должен быть в курсе всех нововведений. А для того чтобы быть в курсе, ему придется изучать документы и нормативные акты самостоятельно.

В придачу к этому любой педагог, работающий с детьми, подростками, студентами сталкивается с определенными нюансами, свойственными конкретной группе, классу, школе. Где-то дети постоянно ссорятся, а где-то, например, читают медленнее, чем положено в их возрасте для нормотипичного ребенка. Для того чтобы найти выход из ситуации и скорректировать негативные процессы, педагогу приходится изучать определенный пласт материалов более глубоко, чем это пришлось делать в педагогическом университете.

Так или иначе, самообразование для тех, кто учит других, является необходимым элементом профессиональной деятельности. Сформировалась целая «группа самообразования воспитателей», подписанная на АНО ДПО Единый Всероссийский Институт, где можно получить рекомендации, как

как организовать самообразование воспитателя [АНО ДПО ЕВИ, 2023].

Столь же актуальна и тема самообразования учителя. Для школьных педагогов подготовлены специальные рекомендации, как составить план самообразования, выбрать темы самообразования, ориентируясь на действующие Федеральные государственные образовательные стандарты, и правильно составить отчет о проделанной работе [Paidagogos, 2023].

Помимо всего прочего, учителю становится понятнее тема самообразования класса, что весьма актуально при удаленном обучении, которое в последние годы практикуется все чаще. И это, в конечном итоге, выводит детское самообразование и самообразования ребенка на качественно новый уровень.

Так что образование и самообразование тех, кто учит других, это весьма важный момент во всех отношениях. Кстати, корреляция суждений учителей с коэффициентами интеллекта интересовала западную науку еще столетие тому назад [J. Morrison, 1924].

Но, конечно же, самообразование нужно не только тем, кто учит других или любит много читать. В 21 веке самообразование нужно нам всем, включая пенсионеров и домохозяек. Зачем? Давайте разбираться!

Зачем нужно самообразование?

Преимущества самообразования включают развитие самодисциплины, самостоятельности, умения решать проблемы и приспосабливаться к новым условиям. Самообразование может быть особенно полезным в современном быстро меняющемся мире, где необходимость постоянного обновления знаний становится все более важной. В первую очередь самообразование нужно работающим людям.

Топ-8 причин заняться самообразованием:

  • Актуализация знаний – самообразование позволяет обновлять и расширять знания в соответствии с изменениями в технологиях, науке, обществе и других областях.
  • Развитие навыков – обучение новым навыкам или усовершенствование существующих является важной частью самообразования. Это может быть полезно как для карьерного роста, так и для личного развития.
  • Самосовершенствование – самообразование помогает раскрывать личный потенциал, укреплять характер и формировать позитивные черты личности.
  • Поддержание конкурентоспособности – в современном быстро меняющемся мире, где требования к квалификации постоянно растут, самообразование помогает сохранять свою конкурентоспособность на рынке труда.
  • Развитие навыка решения проблем – способность самостоятельно обучаться и искать информацию делает человека более эффективным в решении задач и преодолении трудностей.
  • Самореализация – самообразование позволяет людям заниматься тем, что они любят, и стремиться к самореализации в различных сферах жизни.
  • Адаптация к переменам – навык самообразования делает человека более гибким и способным адаптироваться к переменам, что особенно важно в современном динамичном мире.
  • Личное удовлетворение – приобретение новых знаний и умений может приносить удовлетворение и ощущение успеха, что способствует общему благополучию и самооценке.

Самообразование является важным элементом успешной и сбалансированной жизни, способствуя личному росту и профессиональному развитию. Простой перечень причин заняться самообразованием наглядно показывает, что все вышеперечисленное полезно и людям, в данный момент не участвующим в профессиональной деятельности.

Самообразование поможет им оставаться в хорошем интеллектуальном тонусе, получать удовольствие от разнообразия жизни и поддерживать конкурентоспособность на случай, если придется снова выйти на работу. Как сформировать привычку к самообразованию и как заниматься самообразованием? Давайте посмотрим.

Как заниматься самообразованием?

Итак, как же правильно заниматься самообразованием? Если вы ранее никогда этим не увлекались, вам будут полезны рекомендации из статьи «Хотите заняться самообразованием? Рассказываем, с чего начать» [А. Алещенко, 2022]. А для того чтобы заняться самообразованием и не забросить его в первые же дни, вам будет полезен материал «Как правильно заниматься самообразованием» [С. Смыслова, 2019]. Ввиду того, что между «начать» и «продолжить» расстояние невелико, дадим все рекомендации общим списком.

Топ-10 советов, как заниматься самообразованием:

  • Определите цели – четко определите, чего именно вы хотите достичь через самообразование. Это может быть приобретение новых профессиональных навыков с целью повышения или смены работы, изучение нового для себя предмета, освоение нового хобби, которое скрасит ваше свободное время.
  • Выберите область изучения – определитесь с темой или областью знаний, которую вы хотели бы изучить. В зависимости от цели, это может быть связано с вашей профессией, увлечениями или личными интересами.
  • Сформулируйте результат обучения, отвечающий цели – перед стартом обучения стоит определиться, какие темы вам нужны, и насколько глубоко вы планируете их освоить.
  • Разработайте план самообразования – план должен включать в себя структурированные шаги к достижению ваших целей. Разбейте материал на этапы, установите сроки и оцените ресурсы, необходимые для обучения.
  • Составьте расписание занятий – помимо общего плана, у вас должна быть схема занятий, иначе будет соблазн что-то отложить и не будет понимания, сколько времени нужно на каждую тему. Лучше потом откорректировать расписание, чем не иметь его с самого начала.
  • Найдите подходящие источники – книги, онлайн-курсы, видеолекции, блоги, подкасты. Разнообразие подходов поможет улучшить понимание и усвоение материала. При этом важно «не распыляться» и не хвататься за все сразу. Для начала просто решите, какие видео вы будете смотреть, какие книги читать и какой сборник упражнений использовать для практики. Если что-то из этого окажется слишком сложным, замените на вариант попроще.
  • Применяйте знания на практике – создавайте макеты, если вы осваиваете дизайн, верстайте сайты, если вы изучаете html, выступайте на публике, если вы занимаетесь музыкой, танцами или вокалом. Не откладывайте практическое применение полученных навыков до момента окончания учебы, дабы у вас было время внести правки в учебный план или процесс, если промежуточный результат оказался ниже ожидаемого.
  • Фиксируйте свой прогресс – например, ведите дневник, где будет краткое описание изученных тем, достигнутые цели, вопросы, которые возникли. Или выкладывайте фото и видео наиболее удачных ваших работ, например, на своей страничке в соцсети. Освоение новых знаний требует терпения и постепенности, поэтому не требуйте от себя моментальных результатов и не ждите, что достижение цели произойдет одномоментно, как щелчок выключателя.
  • Поддерживайте мотивацию – это может быть общение с единомышленниками, участие в сообществах по интересам в соцсетях, чтение вдохновляющих историй успеха, награды самим себе за достижения целей.
  • Делись опытом и полученными знаниями с другими – сам по себе устный рассказ о том, что вы изучили, позволяет структурировать материал у вас в голове. А показ практических действий помогает довести движения до автоматизма и понять для самого себя, что именно и в какой момент вы делаете, если раньше вы это делали неосознанно и постоянно сбивались.

Помните, что самообразование требует самодисциплины, организации и постоянства. Это всегда труд. Однако и результат не заставит себя ждать, даже если потребует чуть больше времени, чем вы рассчитывали изначально. Как сделать самообразование привычкой, невзирая на все сложности?

Как сформировать привычку к самообразованию?

Считается, что новая привычка формируется за 21 день. Проблема лишь в том, что многим новое действо успевает надоесть заметно раньше. Поэтому нам будет полезно изучить рекомендации «Как сделать обучение привычкой: 10 шагов по формированию полезного навыка учиться» [Нетология, 2023].

Топ-10 шагов по формированию привычки учиться:

  • Объяснить себе, для чего это нужно – прежде чем воспитывать в себе новую полезную привычку, необходимо разобраться, почему она так важна.
  • Установить график для тренировки привычки – пока нет четкого записанного графика, нет понимания, как и когда вы тренируете привычку, и что идет не так.
  • Определить триггеры привычки – это то, что будет запускать выполнение действия. Например, включать компьютер ровно в 11.00 и садиться смотреть обучающее видео. Или читать по одной странице книги из списка дополнительной литературы каждый раз, когда вы садитесь в кресло с чашечкой кофе.
  • Регулярно заполнять трекеры привычек – человеку важно видеть прогресс и чувствовать радость от своих достижений. Для фиксации достижений по формированию привычки можно ставить галочки напротив пройденных тем, раскрашивать квадратики в календаре занятий, клеить стикеры с дедлайном на стену.
  • Упростить путь к полезному действию – необходимо давать полезным привычкам зеленый свет, а неполезным формировать препятствия. Например, убрать на время прохождения курса по английскому языку все женские журналы с глаз долой и разложить в зоне видимости учебные материалы: учебник на рабочем столе, сборники простых диалогов на журнальном столике, карточки с новыми словами и временами глаголов в кармане повседневной одежды.
  • Присоединить новую привычку к уже сформированной – если вы уже привыкли каждый день в 11 часов смотреть обучающее видео, тогда заранее придумайте, что вы будете смотреть далее, когда закончатся уроки запланированного к изучению курса.
  • Тренировать новую привычку в ресурсном состоянии – когда человек полон сил и находится в хорошем расположении духа, любое дело спорится веселее, в том числе самообразование. Если вам проще заниматься с утра, занимайтесь с утра, если вы предпочитаете учиться в ночной тиши, когда вас не отвлекают звуки живущего своей жизнью города, просто проследите, чтобы ночные бдения были не в ущерб качеству сна.
  • Одновременно тренировать ограниченное количество привычек – психологи советуют одновременно формировать не больше двух привычек, причем лучше взаимосвязанных. Например, к привычке смотреть ежедневно обучающее видео завести привычку записывать три главные мысли из этого видео.
  • Дать себе время для адаптации – далеко не всегда привычку удается сформировать за 21 день. Иногда на это может уйти до двух месяцев, но привычка учиться того стоит.
  • Опереться на единомышленников – вы не единственные, кому хочется бросить учебу потому что не получается, устали, нет времени и т.д. Общение в группах по интересам в соцсетях и участие в «живых» тусовках позволит найти дополнительный ресурс и мотивацию двигаться вперед, а то и конкретные практические рекомендации, как «проскочить» сложный период.

Все вышеприведенные советы должны помочь вам справиться с соблазном бросить и сформировать полезную привычку заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. «А как же быть с поговоркой про век живи, век учись, дураком помрешь?» – вспомнит кто-то из наиболее бдительных читателей. Не волнуйтесь, все под контролем, поговорим и об этом!

Какой вред наносит постоянная учеба?

Мы уже разобрались, что самообразование нужно не само по себе как самоцель, а для того, чтобы облегчить себе движение по карьерной лестнице, смену работы или профессии, разнообразить досуг и поддержать нужный уровень конкурентоспособности и адаптивности.

Кроме того, мы уже знаем, что теория без практики мертва, и получаемые знания нужно тут же применять на практике, пытаясь создать какой-то продукт или презентовать свое умение миру. Так что если вы будете просто читать все подряд и ничего не делать с полученной информацией, толку от такого самообразования будет немного.

Более того, ученые уже доказали… вред учебы [С. Кузина, 2010]. Правда, вред наносит не учеба как таковая, а вариант, когда человек занимается учебой в ущерб всему остальному: спорту, творчеству, общению с друзьями.

Это, кстати, на заметку родителям, любящим шантажировать детей условиями наподобие «не пойдешь гулять, пока не сделаешь уроки», или «никакого футбола, пока не исправишь оценку по физике». С родителями спорить, конечно, тяжело, однако некоторые взрослые самостоятельные люди умудряются сами «загнать себя в угол» в прямом и переносном смысле. Как этого избежать? Давайте разбираться!

Топ-7 причин, по которым важно не переусердствовать с учебой и самообразованием:

  • Избыточная нагрузка – постоянная учеба может привести к физической перегрузке и переутомлению, особенно если человек сталкивается с постоянным напряжением и стрессом.
  • Недостаток времени на другие аспекты жизни – постоянное обучение может «съедать» время, которое можно было бы уделить семье, друзьям, хобби или отдыху.
  • Социальная изоляция – интенсивная учебная нагрузка может привести к уменьшению времени на социальную активность, нетворкинг, просто общение с окружающими.
  • Эмоциональное выгорание – постоянная учеба без должного отдыха и разнообразия может вызвать синдром выгорания, когда человек теряет интерес и энтузиазм к учебе.
  • Неэффективное использование времени – постоянное обучение может привести к недостатку практики и реализации, ради которой, собственно, и затевается самообразование.
  • Перфекционизм – желание постоянного самосовершенствования может перерасти в перфекционизм, когда человек не чувствует, что достиг достаточного для начальных действий уровня знаний или навыков.
  • Ограниченность опыта – слишком узкое фокусирование на учебе может привести к ограниченности опыта и взглядов, потому что человек рискует упустить возможность получения практического опыта в различных областях жизни.

Важно находить баланс между постоянным обучением и другими аспектами жизни с тем, чтобы избежать потенциальных негативных последствий. Отдых, разнообразие и умение правильно управлять своим временем являются важными элементами искусства самообразования и самосовершенствования.

Итак, мы с вами разобрались, как поставить самообразование и развитие новых навыков себе на пользу. Вы узнаете об этом еще больше, если пройдете наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Критическое мышление». А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,