«Что наша жизнь? Игра!» Эта строчка из арии Германна уже давно живет своей жизнью вне контекста оперы «Пиковая дама». И в этом есть некоторая доля лукавства: большинство приводящих эту цитату в глубине души осознают, что жизнь у них совсем не игра, а унылая череда серых будней.
Игры у большей части населения заканчиваются в детстве, да и те сегодня преимущественно компьютерные. Самые энергичные умудряются лет до 35 играть по воскресеньям с друзьями в футбол или с коллегами в обеденный перерыв в настольный теннис. Дальше дают о себе знать возрастные болячки и становится уже не до игр.
Однако нам ничто не мешает внедрить элементы игрофикации или геймификации в нашу повседневную жизнь безопасно и просто. Тем более что, к примеру, геймификация или игрофикация образовательного процесса – это уже сложившийся тренд, и нам остается лишь понять, что возможна не только игрофикация урока в школе или занятия в колледже, но и игрофикация обучения как такового независимо от того, чему мы учимся.
Учиться лучше и эффективнее вам поможет наша программа «Лучшие техники самообразования». Достигать целей играючи вы научитесь на нашей программе «Из мечты в цель». А наша сегодняшняя тема – «Игрофикация самоулучшения: использование игровых элементов для достижения личных целей и развития навыков». И начнем с уточнения терминов.
Геймификация, игрофикация: что это такое?
Сразу скажем, что геймификация и игрофикация – это синонимы, потому что в переводе с английского game – это как раз и есть игра. Под геймификацией или игрофикацией подразумевается применение техник и подходов, характерных для игры с целью повышения вовлеченности людей в решение каких-либо задач.
Так, игрофикация в образовании применяется для того чтобы студенты и ученики более активно участвовали в процессе освоения новых знаний, а не просто слушали (а то и не слушали) преподавателя. В сфере продаж игрофикация нужна для привлечения покупателей, которым интереснее принять участие в каком-нибудь розыгрыше или квесте, нежели просто услышать очередное скучное «скидка 5%».
Элементы игрофикации активно применяются в различных тренингах, деловых играх, коучинг-сессиях, сеансах психотерапии. Например, метод психодрамы в психотерапии, построенный на постановочном розыгрыше реальных и вымышленных ситуаций, это и есть игрофикация.
Существует разные методы игрофикации, которые могут быть использованы для внедрения элементов игры в различные сферы жизни. Вот некоторые из них:
- Награды и достижения – включение системы наград, достижений, значков или уровней для стимулирования мотивации и достижения целей. Это может включать присуждение баллов, рангов или виртуальной валюты. Все это обычно можно обменивать на какие-ли о преференции.
- Прогресс и развитие – предоставление пользователю ясного отображения прогресса его достижений. Это может быть визуализация через шкалу или диаграмму, что позволяет участникам видеть свою ситуацию и стремиться к большему.
- Социальные элементы – включение социальных функций, таких как возможность сотрудничества, соревнования или обмена опытом с другими участниками. Это поможет создать чувство общности и поддержки.
- История и нарратив – создание увлекательного сюжета или нарратива, который связывает действия участников и создает эмоциональное вовлечение.
- Визуальное оформление – использование привлекательного дизайна, анимации и графики для того, чтобы сделать процесс более увлекательным и занимательным.
- Соревнования – создание рейтингов и прочих возможностей для соревнования между участниками, что стимулирует здоровую конкуренцию и мотивацию.
- Использование игровых механик – это, к примеру, задачи, головоломки, коллекционирование или возможность выбора, чтобы сделать процесс более интересным и вовлекающим.
Про механики игрофикации следует сказать чуть подробнее. На сегодняшний день известно множество механик. Вот наиболее популярные:
- Баллы и уровни – участники получают баллы за выполнение задач или достижение определенных целей. Баллы могут использоваться для повышения уровня участника, открытия новых функций или получения наград.
- Достижения и значки – присуждение значков участникам за выполнение определенных задач или достижение определенных результатов. Это может служить визуальным отображением прогресса и предметом гордости для участников.
- Прогресс-бары и разблокировка контента – использование визуальных индикаторов, таких как прогресс-бары или разблокировка контента, чтобы показать участникам, насколько они приближаются к достижению целей. Это может стимулировать их продолжать участвовать и идти к победе.
- Лидерские доски – создание возможности для участников соревноваться между собой и сравнивать свои достижения на лидерских досках. Это может способствовать здоровой конкуренции и стимулировать вовлеченность.
- Задачи и квесты – это может включать выполнение определенных действий или заданий, решение головоломок или загадок.
- Подарки и вознаграждения – предоставление участникам виртуальных или реальных подарков либо наград за достижение определенных результатов и выполнение задач.
- Таймеры и ограничения времени – для создания чувства срочности и напряжения, что мотивирует участников действовать быстрее и планировать свое время.
Это лишь некоторые примеры механик игрофикации. Конечный выбор зависит от контекста, целей и целевой аудитории игры или процесса игрофикации.
Думается, мы с вами разобрались с таким понятием, как игрофикация, и теперь самое время вернуться чуть назад и задуматься: а что же такое игра?
Игра – это деятельность, которая предназначена для развлечения, удовольствия и вовлечения участников. Она обычно имеет определенные правила, цели и ограничения, которые определяют, как игра должна быть проведена. Игры могут быть спортивными или ментальными, например, настольные или компьютерные игры.
Основные элементы игры:
- Участники – люди, которые играют в игру.
- Правила – набор инструкций, определяющих, как игра должна быть проведена.
- Цели – то, к чему должны стремиться игроки.
- Результаты – то, насколько участники приблизились к цели.
- Взаимодействие – между участниками игры, между командами участников, между игроками и игровой средой.
Игры могут иметь различные формы и жанры, от классических настольных игр до компьютерных игр, ролевых игр, спортивных состязаний и других развлечений. Игра может служить как средство отдыха и развлечения, так и инструментом обучения, развития навыков и социальной интеракции.
Можно найти и более общее определение игры как добровольного преодоления необязательных препятствий. Такое определение дается в книге, которую написали Мирослава Бронникова и Иван Нефедьев «Игрофикация в бизнесе и в жизни: преврати рутину в игру!» [И. Нефедьев, М. Бронникова, 2019].
Эти люди посвятили значительную часть своей сознательной жизни продвижению темы игрофикации в различных сферах, сформулировали массу полезных рекомендаций для желающих внедрить игрофикацию в своем бизнесе и, что самое главное, разъяснили наиболее частые ошибки, возникающие на этом пути.
Всю книгу пересказывать не будем, а вот наиболее полезные наработки, касающиеся нашей темы, обязательно рассмотрим. Напомним, наша сегодняшняя тема посвящена игрофикации самоулучшения, использованию игровых элементов для достижения личных целей и развития навыков.
Что значит «самоулучшение»?
Самоулучшение или самосовершенствование – это процесс активного развития и совершенствования себя в различных аспектах жизни. Данный процесс – это, по сути, стремление стать лучшей версией самих себя, развивая свои навыки, знания, качества личности и достигая личных целей.
Самоулучшение может иметь различные формы и может быть направлено на разные аспекты жизни, такие как физическое здоровье, интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие, профессиональный рост, личные отношения и другие области.
Процесс самоулучшения может включать в себя следующие составляющие:
- Установление целей – определение конкретных и измеримых целей, которых вы хотите достичь в определенных областях вашей жизни.
- Обучение и самообразование – постоянное получение новых знаний, связанных с вашими интересами или профессиональными целями.
- Развитие мягких навыков – активное развитие и совершенствование софт скиллз, таких как навыки коммуникаций, командной работы, самоорганизации и прочих.
- Личный рост – осознание себя и своих сильных и слабых сторон, работа над личным развитием и преодоление личных ограничений.
- Здоровье – забота о своем физическом состоянии, занятия спортом, выработка полезных привычек и внедрение основ здорового образа жизни.
Это, скажем так, универсальные составляющие самосовершенствования. Каждый из нас вправе дополнить этот список прочими актуальными лично для себя пунктами или конкретизировать вышеприведенные пункты. Кто-то желает самосовершенствоваться в творческом плане – писать стихи, издавать книги, проводить фотовыставки своих работ.
Для кого-то обязательным элементом самоулучшения будет достижение определенных высот в науке, начиная от защиты кандидатской диссертации и заканчивая идеей получить Нобелевскую премию. А кто-то видит свое предназначение в воспитании своих детей и считает, что достиг всех высот, если получилось воспитать детей умными, порядочными, разносторонне развитыми и успешными.
Так или иначе, самоулучшение или самосовершенствование – это перманентный процесс, и мало, в какой области есть некий предел, после которого можно сказать, что стремиться больше не к чему. Даже получив высшую спортивную награду – золотую олимпийскую медаль – всегда можно попробовать повторить свой успех на следующей Олимпиаде. Что уж говорить о задачах помельче!
Мы уже отметили, что каждый человек может определить свои собственные области для улучшения и развития. Охватить все возможные области самоулучшения и варианты игрофикации для них – задача слишком объемная. Поэтому мы остановимся на самых основных аспектах самоулучшения, и начнем с самого главного.
Игрофикация для улучшения здоровья
Как использовать игрофикацию для улучшения здоровья и своего физического состояния? Игрофикация может быть эффективным инструментом для стимулирования и поддержки улучшения здоровья и физического состояния. Вот несколько способов, как использовать игрофикацию для достижения этих целей:
- Фитнес-трекеры и приложения, которые отслеживают физическую активность – практически все они позволяют установить цели и отслеживать прогресс. Они могут награждать за определенное количество пройденных в течение дня шагов, определенное количество времени физической активности в течение суток или достижение других заданных целей.
- Групповые игры и соревнования – соревноваться можно с друзьями, коллегами, соседями, членами семьи. Например, можно сгенерировать челлендж на наибольшее количество выполненных отжиманий за месяц или зарегистрироваться на участие в семейном спортивном празднике, проводимом в вашем городе.
- Бейджи и достижения – создать личную систему бейджей для отслеживания достижений в области здоровья и физического развития. Например, за достижение определенного веса, выполнение определенного количества приседаний (отжиманий, подтягиваний), посещения определенного количества тренировок в месяц.
- Мобильные игры и приложения для тренировок, которые предлагают интерактивные тренировки, миссии, квесты – все это помогает оставаться мотивированным, не бросать тренировки на полпути и двигаться к улучшению своего здоровья и физического состояния.
- Социальное взаимодействие и поддержка – участие в целевых группах в соцсетях, где часто предлагают различные испытания, квесты, возможности поделиться собственными достижениями, выложить видео наподобие «кто сделает больше берпи» и многое другое.
- «Ролевые игры фитнеса» – придумать себе персонажа и превратить тренировку в ролевую игру, где каждое физическое упражнение или достижение определенных метрик «прокачивает» придуманного вами героя.
Если вы затрудняетесь с выбором персонажа, есть резон хотя бы раз посетить тренировку Animal Flow, где все упражнения построены на имитации движений животных. Поэтому желание стать быстрым, как рысь, или гибким, как змея, вполне можно попытаться воплотить в жизнь.
На тренировке Animal Flow вы узнаете, с помощью каких упражнений можно имитировать движения того или иного животного, и вам останется лишь поставить себе четкую цель, сколько минут в день вы будете выполнять каждое из упражнений или какое количество повторов вы хотите осилить.
Игрофикация для обучения и самообразования
Как использовать игрофикацию для обучения и самообразования? Использование игрофикации в самообразовании и получении новых знаний может сделать процесс более увлекательным, мотивирующим и эффективным. Вот несколько способов применения игрофикации в самообразовании:
- Установить «правила игры» в изучении чего-либо – определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, и задачи, которые вы намерены решить в процессе самообразования. Далее нужно разбить их на этапы и уровни, по прохождении которых можно себя вознаграждать.
- Создать свою систему наград для «себя любимого» – это нужно для того чтобы поощрять свой прогресс и достижения в самообразовании. Например, вы можете награждать себя баллами, значками или маленькими подарками за каждый завершенный этап или достижение цели – количество пройденных уроков, выученных иностранных слов, выполненных заданий.
- Использовать игровые приложения и онлайн-платформы, которые специализируются на обучении через игру – это могут быть интерактивные курсы по интересующему вас направлению, головоломки и задания, которые помогут вам получить новые знания и навыки.
- Использовать образовательные сообщества – присоединиться к специальным группам и сообществам, где все учатся тому же, чему и вы, делятся своим опытом, выполняют задания от модераторов, участвуют в онлайн-тусовках, где можно презентовать свои успехи в обучении игре на гитаре, синхронном переводе с английского, решении задач по математике за курс средней школы.
- Использовать онлайн-симуляторы – если вы осваиваете некие практические навыки, для которых разработаны онлайн-симуляторы, обязательно воспользоваться возможностью «поуправлять» виртуальным автомобилем, виртуальным дроном, любым другим виртуальным механизмом.
Напомним, что образование – это одна из самых первых областей, где начала внедряться игрофикация, так что при желании можно найти готовые разработки для любого направления обучения.
Игрофикация для личностного роста
Как использовать игрофикацию для личностного роста? Для начала вспомним, что такое личностный рост. Это процесс постоянного развития и совершенствования своей личности, навыков, способностей и потенциала. Он включает в себя расширение знаний, развитие различных навыков, эмоционального интеллекта, укрепление самооценки и самодисциплины, а также развитие качеств лидерства и межличностных отношений.
Личностный рост может быть субъективным и индивидуальным процессом, и его измерение или отслеживание может быть сложной задачей. Игрофикация способна существенно упростить эту задачу и стать отличным инструментом для стимулирования личностного роста и саморазвития. Вот несколько способов использования игрофикации в этой области:
- Установление целей и отслеживание прогресса – определить конкретные личностные цели, которые вы хотите достичь, выделить определенные этапы, создать систему отслеживания прогресса, разработать метрики достижения прогресса. Это может быть визуализировано с помощью прогресс-баров, диаграмм или других графических элементов.
- Подключение социальной поддержки – присоединиться к группе людей, которые также стремятся к личностному росту, делиться своими целями, достижениями и прогрессом, чтобы получать обратную связь, вдохновение и поддержку от других участников.
- Создание системы вознаграждений – внедрить игровые механики, такие как система присуждения баллов или вручения подарков за достигнутые результаты, чтобы стимулировать и поддерживать собственную мотивацию.
- Рефлексия – выделить время для размышлений над своими достижениями и прогрессом, анализа действий, успехов и неудач.
По вашему желанию, рефлексия может вознаграждаться таким же или каким-то другим способом, как и любое другое достижение. В конце концов, если в ходе раздумий вам в голову пришла идея, которая круто улучшила вашу жизнь или приблизила к осознанию и достижению целей личностного роста – это достойно награды.
Игрофикация для развития мягких навыков
Игрофикация может быть эффективным инструментом для развития мягких навыков, таких как навыки коммуникации, сотрудничества, лидерства, креативного мышления и прочих.
Более того, элементы игрофикации могут задействовать собственники компаний в рамках тимбилдинга, параллельно развивая нужные с учетом специфики бизнеса софт скиллз сотрудников. Вот несколько способов использования игрофикации для развития этих навыков:
- Командные игры и совместные проекты – генерировать ситуации, в которых участники должны сотрудничать и коммуницировать друг с другом для того, чтобы достичь общей цели притом, что каждый участник играет уникальную роль и вносит свой вклад в успех группы.
- Ролевые игры и импровизация – давать участникам возможность играть разные роли, где им нужно будет общаться, принимать решения и решать проблемы. Это отлично подходит для развития навыков коммуникации, эмпатии и лидерства.
- Задачи с ограниченными ресурсами – задавать ситуации, где участники должны принимать решения и решать проблемы с ограниченными ресурсами. Например, дать задачу выполнить проект с ограниченным бюджетом или в сжатые сроки. Это поможет развить навыки креативного мышления, стратегического планирования и решения проблем.
- Квесты и головоломки – давать задачи, которые требуют анализа, критического мышления и поиска нестандартных решений. Тут налицо взаимообратный процесс. С одной стороны, это развивает критическое и аналитическое мышление, с другой стороны, это позволяет проявить свои навыки аналитика.
- «Игровые элементы обратной связи» – использование игровых механик, таких как система наград, достижений или уровней для того, чтобы давать обратную связь участникам об их прогрессе и развитии. Например, можно награждать участников за успешное применение мягких навыков или достижение определенных метрик.
Почему мы остановились преимущественно на коллективных форматах игрофикации? Исключительно потому, что сами по себе софт скиллз предназначены для улучшения взаимодействия в социуме, поэтому и развивать их лучше среди людей.
Разумеется, есть некоторые исключения. Например, работу над навыками публичных выступлений лучше начать в одиночку и не заставлять кого-то слушать ваши первые сбивчивые попытки «толкнуть речь». Вы можете сами поставить себе некие цели и отслеживать прогресс по выбранным вами метрикам. Однако и тут конечной целью является успешное взаимодействие с аудиторией, поэтому рано или поздно отработку этого навыка нужно будет вывести в публичную плоскость.
Игрофикация для достижения жизненных целей
Как использовать игрофикацию для достижения жизненных целей? Использование игровых элементов для достижения личных целей может помочь вам более увлекательно двигаться к желаемым результатам. Вот несколько способов использования игровых элементов для достижения личных целей:
- Установить ясные и конкретные цели – определить свои личные цели и разбить их на более мелкие задачи. Убедиться, что цели являются конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и своевременными согласно критериям SMART. Это поможет составить ясное представление о том, чего вы хотите достичь и как вы движетесь к цели.
- Создать систему баллов для того, чтобы отслеживать свой прогресс к достижению целей – за каждую достигнутую цель или маленькую победу над собой нужно присуждать себе баллы. Постепенно набирая достаточное количество баллов, можно переходить на следующий уровень. Это поможет вам ощутить свой прогресс и мотивировать вас двигаться вперед.
- Использовать награды и поощрения – придумать систему наград и поощрений для себя при достижении определенных результатов. Награды могут быть материальными или нематериальными в зависимости от ваших предпочтений. Это может быть небольшой подарок, время для себя, возможность расслабиться или что-то другое, что вам приятно и вас мотивирует.
- Разработать чек-листы и задания, которые вам нужно выполнить для достижения целей – постепенное «вычеркивание» выполненных заданий будет давать вам ощущение прогресса и достижения маленьких побед, что поможет вам продолжать двигаться вперед.
- Придумать сценарий – представить достижение личных целей как увлекательное приключение или роль в игре, продумать персонажей, сюжет и задания, которые нужно выполнить, чтобы достичь цели, включить воображение, чтобы сделать свой путь к цели более интересным.
Это самые общие рекомендации по игрофикации самоулучшения и тому, как использовать игровые элементы для достижения личных целей и развития навыков. В любом случае, игра – это творческий процесс, и вы обязательно привнесете в него нечто свое, даже если мы дадим вам подробные инструкции на все случаи жизни. И, как бы там ни было, игрофикация помогает человеку жить более осознанно, понимать, в каком направлении следует двигаться, и, в конечном итоге, чувствовать себя более счастливым.
Мы желаем вам счастья в жизни и удачи во всех ваших начинаниях. Мы ждем вас на наших программах «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования». И еще мы хотим задать вам вопрос по теме нашей статьи: