Блог о саморазвитии

Экосистема личного развития: как создать среду, способствующую успеху?

Экосистема личного развития: как создать среду, способствующую успеху?

«Короля делает свита…», «Он связался с плохой компанией…», «Тут больше некуда расти…», «А у вас на примете есть хорошая школа для ребенка?..», «Вышла замуж – и понеслось: муж, дети, уборка, готовка, какое там личное развитие и успех…»

Что общего между всеми этими далекими друг от друга жизненными ситуациями? Общим является понимание того, что от человека в этой жизни зависит много, но отнюдь не все. Окружающая среда вносит свои коррективы в судьбу человека, и часто весьма существенные.

Не просто так родилась поговорка «от тюрьмы да от сумы не зарекайся». И не просто так родители в самых разных уголках планеты ищут для своих детей хорошую школу, где будут квалифицированное преподавание, доброжелательное отношение и не будет буллинга, грабежей и побоев со стороны других школьников.

Все отлично понимают, что личное развитие человека предопределяют не только его врожденные способности, характер, мотивация, трудолюбие и настойчивость. Важно, чтобы все это не разрушилось о стену равнодушия окружающих и прочие препятствия на пути к успеху.

А еще предпочтительнее ситуация, когда окружающая среда способствует развитию лучших качеств человека и формированию полезных привычек, помогающих идти к успеху. Все, кто прошел наши программы «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования», уже знают, как преодолевать препятствия и где искать поддержку и вдохновение. Однако и для них будет интересна наша сегодняшняя тема «Экосистема личного развития: как создать среду, способствующую успеху?»

Личное развитие: что это такое?

Для начала давайте уточним, что мы будем понимать под таким обширным определением, как «личное развитие». Это процесс постоянного усовершенствования личности, расширения знаний, навыков и способностей, и, как следствие, улучшения качества жизни и достижения успеха. Этот процесс охватывает различные аспекты жизни, включая личное профессиональное развитие, образование, физическое и психологическое благополучие, социальные навыки и духовное самосовершенствование.

Основные аспекты личного развития:

  • Профессиональное развитиепрофориентация и получение профессии, повышение квалификации и развитие профессиональных навыков, карьерный рост и продвижение либо горизонтальная карьера, переквалификация и смена профессии при необходимости.
  • Образование – получение базового образования и новых знаний на протяжении жизни, обучение на курсах и тренингах, чтение книг и изучение новых областей знания.
  • Физическое благополучие – занятия спортом и фитнесом, здоровый сон и правильное питание, своевременное лечение и профилактика заболеваний, посильная физическая активность в зрелом возрасте.
  • Финансовая грамотность и независимость – навыки управления личными финансами, инвестирования и планирования будущих инвестиций, создание финансовой подушки безопасности.
  • Правовая и политическая грамотность – знание основных законов страны проживания или пребывания, уважение и толерантность по отношению к разным культурным нормам, понимание расклада сил на международной и внутриполитической арене и того, что можно и нельзя делать и говорить в публичной плоскости.
  • Психологическое здоровье – управление стрессом и эмоциями, развитие эмоционального интеллекта и психологической стойкости, способность противостоять внешним раздражителям без потери продуктивности.
  • Социальные навыки – развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия, построение здоровых отношений, участие в социальных проектах и жизни общества.
  • Духовное самосовершенствование – понимание собственных жизненных целей и ценностей, поиск смысла жизни и собственной миссии.
  • Развитие кругозора – хобби, путешествия, увлечения, творчество, досуг, наполненный смыслом и сочетающий приятное с полезным.

Личное развитие требует постоянного стремления к самосовершенствованию, открытости к новым идеям и готовности к принятию изменений. Это индивидуальный и уникальный процесс, и у каждого человека могут быть своя личная цель развития, свой личный план развития, и личному опыту человека стоит доверять в любом случае, если этот опыт привел к успеху.

Как на это процесс может повлиять окружающая среда, и можем ли мы создать для себя надлежащие условия личного развития? Давайте посмотрим!

Что значит «экосистема личного развития»?

Чтобы ответить на ранее заданные вопросы, нам нужно разобраться, что значит «экосистема личного развития». В самом общем понимании экосистема личного развития представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и ресурсов, способствующих развитию личности в различных сферах жизни.

Такое определение предполагает, что личное развитие не ограничивается отдельными аспектами, а зависит от взаимодействия различных факторов. Эта тема настолько актуальна, что сегодня средовая психология рассматривается как отдельное направление в науке [А. Бурундуков, 2021].

Основные элементы экосистемы личного развития:

  • Семья – это основа основ, где дети получают первые представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» как через наставления родителей, так и путем наблюдения за поведением взрослых. Кроме того, семья на начальных этапах полностью определяет прочие элементы внешней среды для ребенка: детский садик, досуг, круг общения.
  • Финансовые возможности – на начальном этапе жизненного пути этот элемент полностью зависит от семьи, однако его стоит выделить в отдельный пункт. Деньги – это не только больше конфет и игрушек, но и возможность отдать ребенка в частную школу раннего развития, на курсы английского, спортивную школу со всеми сопряженными с этим расходами на покупку спортивной формы, снаряжения, поездки на соревнования. Во взрослом возрасте это возможность выбрать страну, город и район проживания, иметь средства на хобби, покупку туристических путевок, билетов на концерты.
  • Место жительства – страна, город и даже район проживания во многом предопределяют возможности для личного развития. В столице таких возможностей будет больше: музеи, театры, фитнес-центры, школы с углубленным изучением иностранных языков и спортивные секции для детей. В неблагополучном районе будет больше шансов попасть в плохую компанию и криминальную среду, чем там, где проживает местная элита.
  • Школа и прочие образовательные учреждения – личное развитие и образование тесно связаны. От образовательной среды зависит будущий багаж знаний, элементы социализации, формирование системы ценностей и многое другое. Выпускники лицея с большей вероятностью освоят нормы этикета и будут настроены на получение высшего образования, карьеру банкира, юриста, переводчика, чем выпускники ПТУ.
  • Место работы и род деятельности – это производные от предыдущих элементов и одновременно факторы, определяющие дальнейшее личное развитие человека. Работа в бюджетных организациях формирует несколько иные качества, чем работа в стартапах, работа в транснациональных корпорациях имеет свою специфику, отличную от мелкого бизнеса, мышление воспитательницы детского садика отличается от мышления программиста.
  • Личные отношения и социальное окружение – помимо коллег, родителей и однокурсников в жизни человека со временем могут появиться дружеские и партнерские отношения, никак не связанные ни с работой, ни с привычным кругом общения. Возможности цифровой среды позволяют знакомиться, преодолевая социальные и государственные границы, присоединяться к сообществам по интересам онлайн, получать знания, которых нет ни у кого из ближнего окружения.
  • Путешествия и знакомство с разными странами – люди, которые путешествуют, обладают более развитым кругозором, большей толерантностью к культурным, национальным и религиозным различиям, более гибким восприятием перемен и более развитыми адаптивными способностями.
  • Физические данные и генетика – физически здоровый ребенок имеет больше возможностей для занятий спортом, чем инвалид, здоровый человек может тратить больше времени на саморазвитие, в то время как больной будет тратить это время на ходьбу по врачам, лежание в больнице, бесконечную череду анализов и обследований. Здоровый человек может себе позволить восхождение на горные вершины и прочие экстремальные увлечения, в то время как больному это запретят врачи, да он и сам предпочтет надолго не отдаляться от поликлиники.

По сути, экосистема личного развития представляет собой очень сложное хитросплетение всех этих элементов, которые могут наличествовать у человека в полном комплекте или частично в зависимости от разных обстоятельств.

Есть «люди мира», а есть те, кто ни разу в жизни не выезжал дальше областного центра. Кто-то растет в благополучной семье, а кто-то в детском доме. Человек от природы энергичный и общительный воспользуется всеми возможностями, которые появляются на жизненном пути, и будет готов искать их самостоятельно, а кто-то более вялый и апатичный будет всю жизнь довольствоваться тем, что есть. Все эти факторы в сумме и взаимодействии определяют уровень личного развития человека и, в конечном счете, его жизненный и профессиональный успех.

Теперь, когда мы разобрались, что такое личное развитие и что означает экосистема личного развития, самое время задаться вопросом: а может ли человек сам сформировать свою экосистему личного развития? Давайте обсудим!

Можно ли создать среду личного развития, способствующую успеху?

Мы уже начали говорить о том, что в раннем детском возрасте ребенок полностью зависит от семьи и своего ближайшего окружения. Соответственно, создать (или не создать) благоприятную для развития ребенка среду могут только взрослые.

По мере взросления и формирования личных качеств ребенок уже сам может принимать какие-то решения и высказывать пожелания относительно того, в каком направлении он хотел бы развиваться, выбирать занятия спортом или музыкой, класс с углубленным изучением математики или биологии, дружбу с отличниками в школе или хулиганами во дворе.

И, наконец, взрослый человек волен сам определять свой жизненный путь, становиться предпринимателем или наемным работником, жениться в 20 лет или после 30 (или не жениться совсем), переехать в город или остаться в родной деревне, цепляться за стабильность и определенность или позволять себе продуманный и просчитанный риск, если результат того стоит.

Разумеется, за ним все равно будет тянуться определенный багаж знаний и опыта из детства, сформированный в той или иной среде. И некоторые ограничения имеют непреодолимую силу. Инвалид не сможет выбрать очень многие профессии, такие как моряк, пилот и прочие, требующие хорошего здоровья и устойчивости к физическим и психологическим нагрузкам.

Недополученное в юности образование крайне тяжело наверстать как из-за возрастного снижения когнитивных способностей, так и по причине загруженности работой и семейными хлопотами. Неудачно сложившиеся семейные отношения чреваты испорченными нервами, алиментами для мужчин и трудностями самостоятельного воспитания детей для женщин.

Однако очень многое каждый из нас может сделать для себя сам, где бы он не находился и чем бы не занимался в данный момент. Как говорится, «неважно, где ты, гораздо важнее, куда ты движешься».

Что именно нужно сделать для создания экосистемы, способствующей успеху и развитию? Нам в помощь статья бизнес-коуча Николоза Санеблидзе «Окружение, которое формирует вас: Как влияет среда на личное развитие» [Н. Санеблидзе, 2023]. И нам в помощь материал «Как влияют на развитие личности наследственность, среда и воспитание» от канала, посвященного теме саморазвития [Идеи Саморазвития, 2020].

Когда мы разбирали основные элементы экосистемы личного развития, мы увидели, что экосистема – это не только некие физические факторы, но и отношения, впечатления, навыки и многое другое. Поэтому, когда мы будем говорить о создании экосистемы личного развития, мы будем охватывать как материальные, так и ментальные аспекты темы.

Экосистема личного развития для достижения успеха:

  • Постановка целей – человек может выдержать любое «как», если он знает «зачем». Если слово «цель» кажется вам слишком глобальным, попытайтесь просто ответить себе на вопрос, чего вы хотите в этой жизни и что должно произойти, чтобы вы, как вам сейчас кажется, остались довольны.
  • План достижения цели – помните, что план нужен не для того, чтобы добиться идеального порядка, а для того, чтобы избежать хаоса. Разумеется, реальная жизнь будет вносить свои коррективы, однако вам нужно на что-то ориентироваться, дабы не погрязнуть в мелочах и не отвлечься от цели. Если вам кажется, что целеполагание и стратегическое планирование – это слишком пафосно, попытайтесь представить и визуализировать, что нужно для того, чтобы ваши желания сбылись, а ваши устремления воплотились в жизнь.
  • Поиск возможностей – желающие сниматься в кино едут в Голливуд, желающие стать дизайнерами модной одежды учатся шить, а не только рисовать, а тот, кто хочет стать дипломатом, поступает в МГИМО. Если до МГИМО и Голливуда пока далеко, следует максимально подготовиться, используя все возможности в виде курсов английского языка, кройки и шитья, компьютерной графики, актерского мастерства. И, конечно, не затягивать с отъездом в большой город, где есть киностудия, представительства международных организаций, модные показы и т.д.
  • Вдохновляющее общение – вы не единственный, кто хочет в Голливуд и МГИМО, и кому это пока не удается. Запишитесь на дистанционные подготовительные курсы при выбранном вузе, следите за кастингами в продакшн-студиях, пробуйте сниматься хотя бы в рекламе, общайтесь в группах по интересам в соцсетях, попытайтесь подружиться с теми одноклассниками и однокурсниками, кто собирается чего-то добиваться в жизни. Совсем не обязательно, чтобы ваши цели совпадали – вполне достаточно, что своей целеустремленностью вы будете поддерживать друг друга.
  • Оптимизация рабочего пространства – подумайте, где именно вы будет заниматься дизайном, английским, актерским мастерством, сценической речью, вокалом, подготовкой к поступлению в вуз. Далеко не у всех детей есть отдельная комната, далеко не все взрослые могут позволить себе комфортные домашние условия для учебы и развития – личные кабинет, личный спортивный уголок или хотя бы гараж с вай-фаем и возможностью выхода в Интернет для обучения онлайн. Ищите студии, школы, курсы, коворкинги офлайн в своем городе, возможность отправить родителей на дачу/мужа с детьми – на прогулку, чтобы спокойно позаниматься дома, и т.д.
  • Оптимизация временитайм-менеджмент и режим дня помогут найти время для всех необходимых для вашего личного развития действий без ущерба для основной деятельности. Идеально, когда ваша основная деятельность работает на ваше личное развитие. Но и в этом случае вам потребуются дополнительные знания и навыки, которые не дают в школе, вузе и на работе, поэтому для их освоения вам нужно выкроить время.
  • Расширение кругозора – это поможет увидеть новые возможности, которые вы не видели раньше, как для достижения поставленных целей, так и для понимания самих себя, если вы пока затрудняетесь с постановкой целей и определением того, чего вы хотите в жизни. Бывают случаи, когда случайное посещение шахматного турнира или футбольного матча любительских команд помогает найти дело жизни на ближайшие много лет, обогащает багаж знаний новыми сведениями, а круг общения новыми людьми и единомышленниками.
  • Спорт, отдых, здоровье – новые цели и свершения нужны физически здоровым людям, наполненным энергией и жаждой деятельности. Больным нужно срочно выздороветь и восстановиться после болезни, что обычно ставит на паузу работу над личным развитием или, как минимум, замедляет данный процесс. Поэтому занятия спортом, здоровый сон, правильное питание, баланс между работой и отдыхом – это не пустой звук и надоевший набор банальностей, а руководство к действию и то, что вы должны организовать для себя как часть экосистемы личного развития, способствующей достижению успеха.
  • Поиск подходящего партнера – во взрослом возрасте ваша семейная жизнь во многом предопределяет все ранее перечисленные элементы экосистемы личного развития и собственно то, будет ли у вас это личное развитие или вы остановитесь в этом процессе на долгие годы пока смерть или развод не разлучит вас.

Если хорошо вдуматься, ваша семейная жизнь – это то, где и в каком городе вы будете жить, придется ли вам переезжать вслед за партнером или везти (и вести) его за собой, будет ли вам хватать денег, будет ли у вас свободное время, помощь в домашних делах и поддержка в ваших устремлениях.

Наверное, не счесть, сколько карьерных возможностей похоронено под домостроевским «женщина должна заниматься хозяйством», сколько творческих устремлений раздавлено сакраментальным «мужчина должен зарабатывать».

Никто не спорит, что деньги в семье нужны, равно как чистота и порядок в доме. Речь о том, что, когда кругозор партнера ограничен бытом и материальными благами, ваше стремление к личному развитию разобьется о стену равнодушия и глупые вопросы в духе «Зачем тебе это надо?»

Заметим, что ваша вторая половинка при этом может быть милым и хозяйственным человечком, просто этот человечек, имея другие ценностные ориентации, может совершенно искренне не понимать, зачем вам много читать, ходить в театр, сниматься в кино, подниматься в горы, учиться петь или танцевать, изучать французский язык или учиться программировать на Python.

Еще хуже, если вторая половинка тайно или явно ревнует вас «ко всему, что движется». В этом случае многие положительные факторы вашего личного развития, особенно расширение круга общения, будут восприниматься как угроза личному благополучию и семейной жизни.

Поэтому если вы твердо намерены развиваться, будет лучше, если вы заранее приучите вторую половину к тому, что у вас есть свои, отдельные от него или нее интересы. И вы не будете бросать курсы французского или секцию скалолазания из-за того, что там занимаются несемейные лица противоположного пола и вашему мужу или жене это не нравится.

Любящий адекватный человек, скорее всего, будет дорожить вашим психологическим комфортом и быстро согласится, что вам нужно пространство для отдыха от домашних и рабочих забот. Если не согласится, это повод обострить внимание и начать наблюдать за партнером особенно внимательно.

Скорее всего, очень скоро он или она проявит пренебрежение еще к каким-то вашим желаниям и стремлением, считая их излишними и предполагая, что вам «нечего делать» или вы «с жиру беситесь». Такая наблюдательность всегда полезна, начиная от того, что позволит вовремя прекратить токсичные отношения, и заканчивая тем, что вы избежите глубоких психологических травм, которые возникают из-за неожиданного крушения иллюзий. У вас просто не будет никаких иллюзий, и обманутых ожиданий, соответственно, не возникнет.

Таким образом, создание экосистемы личного развития – это комплексный и систематический подход, направленный на создание благоприятной среды, способствующей достижению успеха в различных аспектах жизни.

Это самое главное, что мы собирались вам рассказать про экосистему личного развития и то, как создать среду, способствующую успеху. Мы желаем вам успеха во всех ваших начинаниях, приглашаем вас на наши программы «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования» и предлагаем вам ответить на вопрос по теме нашей статьи:

Ключевые слова:,