Эта статья открывает цикл материалов о чёрной риторике. Что это вообще такое? Бредемайер даёт определение: «Черная риторика – это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, то есть речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь». Звучит многообещающе, правда?
Тезисы о нашей речи
Поскольку чёрная риторика это в первую очередь речь, разговор, Бредемайер подчёркивает некоторые пункты:
- Требования и апелляции дают толчок действию. Создание этого импульса и есть основная функция нашей речи.
- Зачастую мы подменяем речью действие. Мы говорим о планах, даём себе обещания, рассуждаем о списке дел, но не всегда осуществляем сказанное. За словом обязательно должен следовать поступок.
- Наша речь помогает организовать и упорядочить действие: создавать стратегии, координироваться с другими людьми и т.д.
- Речь узаконивает наши действия, когда мы говорим о том, как должны или не должны поступать.
- Через речь мы передаём свои поступки и действия.
- Наша речь – лучший коммуникативный инструмент. Кто-то не умеет использовать её в полную силу. Но чёрная риторика поможет вам ощутить всю мощь и всё великолепие этого оружия.
Что есть что?
О нашей речи и способах её использования существует целый ряд наук. Необходимо в них разобраться.
Риторика – наука об эффективном использовании речевых компонентов для публичного выступления. Свод техник и навыков, помогающих убедить слушателей в чём-либо.
Об эристике и полемике вы можете прочитать отдельно.
Рабулистика – искусство изощренной аргументации. Поможет вам построить свою систему аргументов и разрушить чужую.
Чёрная риторика – это некая солянка, конгломерат риторики, эристики, рабулистики, полемики и всего остального, что поможет вам доминировать в любом разговоре, максимального эффективно использовать свою речь и добиваться желаемого с помощью силы слова. Чёрная риторика поможет вам как в атаке, так и в защите: вы научитесь избегать манипуляций и влияния магии слова других людей.
Научитесь управлять словом и вы научитесь управлять всем остальным.
С терминологией разобрались, давайте перейдем к первым практическим советам. Начнём с семи правил хитроумной риторики, которые помогут вам одержать верх в дискуссии или убедить группу слушателей в чём-либо.
7 правил хитроумной риторики
«Смотреть в рот народу»
Выражать свою мысль нужно просто и чётко, живо и ясно. Всё, что вы хотите сказать, должно быть доступно для понимания каждого человека.
Учитывайте, что сложно построенная речь, множество абстрактных понятий и незнакомых для большинства слов утомляют. Даже если люди будут вас понимать, они просто устанут слушать. Не так нужно зажигать толпу.
Не говорите «консолидация», говорите «объединение», не составляйте предложения на 3-4 строки, изъясняйтесь короче и без воды, вычурности и шелухи.
Учитесь упрощать, учитесь говорить о сложных вещах простым языком, учитесь быть лаконичным.
Выделение основных положений
По ходу своей речи вы должны подчеркивать, всячески выделять свои основные выводы.
Например, вы можете прямо подводить итог. «Из этого следует, что…», «Таким образом, мы можем сказать, что…» и т.д.
Не бойтесь повториться, гораздо хуже, если кто-то не поймёт, к чему вы вели. Тогда он не только не усвоит этот конкретный тезис, но и может потерять интерес ко всему выступлению.
Чёткое обозначение главной мысли
Основную мысль нужно высказать как можно быстрее, желательно в первые секунды.
Она должна быть сформулирована коротко, чётко и понятно. Она должна быть убедительной. Старайтесь избегать лишних обобщений и абстракций. Только конкретика. Что, когда, для чего и зачем.
Текст вашей речи забудут, но главную мысль будут помнить. Поэтому нужно как следует поработать над тем, как она будет звучать.
«Карфаген должен быть разрушен»
Вы должны постоянно повторять свою главную мысль, возвращаться к ней, напоминать. Она должна передавать одно и то же, но звучать по-разному: синонимы, перестановка слов и другие средства вам в помощь.
Не забывайте, что чем чаще человек что-то слышит, тем охотнее он начинает в это верить. И помните об эффекте края: необходимо начать и закончить повторением главной идеи вашей речи.
Прочно впишите своё главное послание в сознание слушателей. И не раз.
Контраст
Да или нет, чёрное или белое, или то, или другое. В контрасте проявляется убежденность, направленность мнения говорящего.
«Необходимость выбора затрудняет доступ к главной мысли, и не случайно слово презентация означает «предъявление» (своей позиции)», – пишет Бредемайер.
Стирание границ – преимущество
Вы можете не утруждать себя придумыванием сложной и убедительной аргументации, проверкой фактов, формулировкой доказательств. Достаточно размыть границу между правдой и ложью, информацией и дезинформацией или её утаиванием, и вы добьётесь своего – сможете убедить слушателей в чём угодно.
Детальная и замысловатая аргументация отпугивает слушателей. Им не хочется разбираться в тонкостях, напрягать извилины. Им нужна простота.
Доходчивость, красноречие и простота важнее логики, последовательности и честности.
Адресность
Вы должны возражать не аргументам и доводам противника, а самому противнику. В этом ключ к успеху.
Вы должны ввести оппонента в замешательство, заставить его говорить, оправдываться. Это серьёзный шаг к победе.
Выступая же публично, пытаясь убедить людей в чём-то, обращайтесь именно к ним. В зависимости от публики и посыла вашей речи вы должны выделить группу, к которой обращаетесь. Это может быть нация, население города, социальный слой, группа по профессиональному или религиозному признаку и т.д.
Обращайтесь к слушателям, называйте их, дайте почувствовать, что они участники дискуссии, а не случайные свидетели. Это даст огромное преимущество.
Применяйте эти риторические хитрости и пожинайте их плоды.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках:
Часть вторая. Возможности языка
Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы
Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы
Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом
Часть шестая. Техники убеждения
Часть седьмая. Ложные аргументы
Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы
Часть девятая. О видах вопросов
Часть десятая. Типы вопросов
Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва