ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Чёрная риторика. Часть вторая. Возможности языка


На этот раз темой обсуждения станут возможности языка и такое явление как анонимизация. Как «подтачивать» свои выступления, редактировать их и делать лучше? Почему предложения с «я», «ты», «мы» и «он» имеют разный эффект и приносят различный результат? Как это выгодно использовать? Бредемайер даёт ответы на эти вопросы.

Играйте возможностями языка

Как утверждает Бредемайер, это демонстрирует вашу уверенность в себе. Кроме того, выход за рамки сухого, сугубо делового общения, добавление в речь юмора и остроумия укрепляет контакт. Смех – простой способ установления эмоционального контакта.

Упражнение 1:

Карстен Бредемайер приводит ряд нейтральных формулировок, которые он предлагает вам «подточить».

Пример:

Исходное: «Позвольте, я сформулирую свой вопрос по-другому…».

«Подточенное»: «Этот вопрос может звучать как…»

Помните о простоте и понятности. Ваша очередь:

  1. Мы стараемся быть в числе лучших, при этом…
  2. Наша главная задача заключается в том, чтобы четко представлять себе перспективы развития рынка.
  3. То, о чём я пытался рассказать…
  4. Я хотел бы представить вам сегодня нашу фирму — АО «Мюллер»…
  5. Нам удалось занять ведущие позиции на рынке с годовым оборотом 100 миллионов долларов, где у нас остался только один конкурент — АО «Мейер».
  6. Мы являемся действительно классным рекламным агентством и можем предложить вам буквально все.
  7. Наш девиз — все из одних рук.
  8. Мы стараемся быть как можно ближе к клиенту.
  9. Наша продукция предполагает высокий уровень складских расходов.
  10. Вам трудно понять, насколько это важно…

Может быть, выражения, которые вы используете, тоже нужно «подточить»? Тренируйтесь, и вы научитесь выдавать лучшие формулировки с первого раза.

Упражнение 2:

Это работа с текстом. Воспользуйтесь какой-нибудь вашей речью, с которой вы недавно выступали или только собираетесь презентовать.

  1. Избавьте его от клише и заезженных формулировок. Это отталкивает слушателей, да и просто режет слух.
  2. Преобразуйте упрёки в вопросы.
  3. Исключите неуверенные формулировки. Превратите предположения в утверждения.
  4. Сфокусируйте все фразы либо на себе, либо на организации, которую вы представляете.

Отстаивайте результаты своей работы

Как пишет Бредемайер, выступающие часто теряются лишь от одной колкой реплики, ловко брошенной в их сторону.

Но не стоит «складывать оружие». Это ваш труд, результат вашей работы. Защищайте его. От этого будет зависеть ваша репутация и дальнейшая карьера.

Развивайте в себе находчивость, учитесь парировать вербальные атаки, не теряйте самообладания, не смущайтесь и не молчите.

Если вам делают замечание, но вы твёрдо уверены, что оно несправедливо и ваша позиция правильная – заявите об этом. Не бойтесь и не стесняйтесь. Не вступайте в конфликт, особенно если это явная провокация, но и не тушуйтесь, не соглашайтесь с неверным поправками и необоснованной критикой.

Высший пилотаж – одной фразой показать, что оппонент ошибается, и при этом не вступить в словесную перепалку.

Можете попросить коллегу или друга стать вашим вербальным спарринг-партнёром и потренироваться с ним. Или, если нет возможностей практиковаться «в комнатных условиях», чаще выступайте, набирайтесь опыта.

Рекомендую вам познакомиться со статьёй, которая научит вас отвечать на неудобные вопросы.

Упражнение 3:

Но Карстен Бредемайер предлагает ещё одно решение: самостоятельно придумывать деструктивные реплики и ответы на них.

Прочитайте некоторые из предлагаемых им и попробуйте дать на них свой ответ. На первых порах это может занять достаточно много времени, но, как говорится, тяжело в учении – легко в бою.

Пример:

— По этому вопросу мнения могут разделиться!

— Отлично, в таком случае предлагаю разделить мое мнение.

Реплики, требующие вашей реакции:

  1. Как вам удалось так долго продержаться на этой работе?
  2. Я слышал, что у вашей фирмы плохая репутация.
  3. Вы можете ответить прямо и квалифицированно хотя бы на один вопрос?
  4. Итак, вы можете отказаться от этого лестного предложения руководства или принять его.
  5. Ну, что у вас в календаре на эту неделю?

Будьте находчивым и используйте наилучшие формулировки.

ОН или Я

Специалисты по коммуникациям выделяют тип поведения, который называют фасадным. Это когда человек принижает свои достоинства, умаляет собственные положительные качества и преподносит себя не в лучшем свете. Стен Надольни описывает этот феномен следующим образом: «Записывая какое-либо наблюдение, можно сделать подлежащим Я — или ОН, хотя подразумевается Я. Я подгоняет мысли, ОН сохраняет дистанцию, оставляя пространство для полета фантазии. Я не может подписаться под выдуманной историей с такой легкостью, как это делает ОН. «Я» и «он» — емкости совершенно разного свойства».

Бредемайер, опираясь на свой опыт, утверждает, что многие менеджеры младшего и среднего звена, чаще мужчины, нежели женщины, имеют проблемы с анонимизацией.

Анонимизированные высказывания приводят к обезличиванию и отсутствию личной идентификации. Собственные чувства скрываются, ошибки начинают считаться безобидными, ответственность уходит.

Всё чаще в нашей речи появляется «кто-то» и исчезает «я». Включите диктофон во время телефонного разговора и проверьте, как обстоят дела у вас. Я или ОН?

Анонимизация приводит к отсутствию сочувствия, потому что сочувствовать просто некому, человек отстранился от своих проблем и спрятался за спасительное «кто-то».

Не бойтесь произнести неудобное «я». Найдите в себе мужество говорить от первого лица.

Послания от первого лица, от Я:

  1. Демонстрируют ваши эмоции, заявляют о ваших чувствах. «Я не справился, мне плохо» или «мы не справились и теперь переживаем» – чувствуете разницу?
  2. Высказывания с «я» помогают в разрешении конфликтов.
  3. Они имеют открытую формулировку и поддаются предварительному обдумыванию.
  4. Предоставляют возможность обратной связи. Действующее лицо – вы сами, а не абстрактное «кто-то». Это допускает диалог.

Анонимизированные послания, от КТО-ТО:

  1. По мнению Карстена Бредемайера, это «анонимные убийцы коммуникации».
  2. Деперсонализированные сообщения это попытка уйти от конфронтации, скрыться от неё за маской анонимности.
  3. Они обезличены и неконкретны, поэтому не могут быть эффективным речевым средством.
  4. Как запросы они нерешительны и безрезультатны: «кому-то надо», «кто-то просит». Как обещания они ни к чему не обязывают. Обещал кто-то, а не конкретно я.

Послания от второго лица, от ТЫ:

  1. Апеллятивны и требовательны: «ты должен», «ты сделаешь» и т.д. Такие просьбы и приказы действительно будут приносить результат. Это обращение к конкретной личности, а не требование в никуда.
  2. Подразумевают под собой неизбежность принятия решения.
  3. Требуют от партнёра по разговору изложения своей позиции и аргументации её, поскольку называет его. Обращение к собеседнику превращает ваше выступление из монолога в диалог и делает его продуктивнее и конструктивнее.
  4. Уступают ответственность.
  5. Заставляют вашего оппонента оправдываться и искать отговорки, вставать в оборону и давать объяснения. Это как раз то, что требуется человеку, использующему чёрную риторику.

Послания от первого лица множественного числа, от МЫ:

  1. Акцентируют общие для партнёров моменты.
  2. Призывают к достижению коллективного согласия.
  3. Подчёркивают нацеленность на общий результат.
  4. Прячут ваше «я», то есть исключают особенности, свойственные посланиям от первого лица единственного числа.

Совет:

Если вам тяжело построить свою речь с обращением от «я» или для вас это слишком непривычно, сбивает вас, вы можете прибегнуть к хитрости и построить речь в формате вопрос-ответ, добавить в неё риторические вопросы.

Пример:

Что я хотел бы вам предложить? В первую очередь, хотелось бы…

Дальше может идти текст от любого лица, вы уже обозначили, что предложение идёт именно от вас, от Я.

Постоянно анализируйте свою речь и адаптируйте её, опираясь на свои цели.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: