Блог о саморазвитии

Экспериментальная теория обучения и стили обучения по Колбу

модель колба

Дэвид Колб – ученый, педагог, специализирующийся на экспериментальном обучении, вопросах развития карьеры и профессионального образования. При создании своей модели обучения использовал работы Джона Дьюи, Жана Пиаже и Курта Левина, а его теория и сегодня используется  в разработке образовательных программ.

Модель экспериментального обучения

Модель Колба представляет собой цикл обучения из следующих этапов:

  • Конкретный опыт. Возникновение новой ситуации и приобретение нового опыта. Или переосмысление уже существующего.
  • Мыслительное наблюдение. Оценка полученного опыта. На этом этапе особое значение имеют любые несоответствия между опытом и пониманием.
  • Абстрактная концептуализация. Рефлексия порождает новую идею или изменение существующей абстрактной концепции. Человек учится из пережитого опыта.
  • Активное экспериментирование. Активное применение своих идей.

Эффективное обучение происходит тогда, когда человек проходит полностью через весь цикл, однако не обязательно процесс начинается с этапа конкретного опыта. Колб рассматривал обучение как комплексный процесс, где каждый этап подкрепляет друг друга и становится началом следующего. Можно начать цикл на любом этапе, но пройти следует через полную логическую последовательность, так как ни один этап сам по себе не является эффективным для обучения.

К примеру, мы решили научиться водить автомобиль. Некоторые люди могут начать свое обучение со стадии размышления, наблюдая за водителями, управляющими авто. Другой человек – с этапа абстрактной концептуализации, прочитав и проанализировав инструкции по вождению и правила дорожного движения. А кто-то может решить сразу же сесть за руль и тренироваться на тестовом курсе.

С какой же стадии экспериментального обучения начать? Здесь играют важную роль наши личные предпочтения и ситуационные переменные. Колб отмечает, что люди, считающие себя «наблюдателями», предпочитают мыслительное наблюдение. А те, кто является «человеком действия», более склонны к активному экспериментированию. Благодаря наследственности, имеющемуся жизненному опыту, требованиям нашего окружения – мы выбираем предпочтительный для себя вариант.

Стили обучения по Колбу

Взяв за основу свою модель, Дэвид Колб разработал четыре стиля обучения. Он указал, что каждый из них обладает преобладающими способностями к обучению в двух основных областях: активной/рефлексирующей и абстрактной/конкретной. Знание стиля позволяет определиться с предпочтительным методом обучения. Каждый человек выбирает его для себя, основываясь на различных факторах, таких как социальная среда, накопленный опыт, когнитивная структура личности и т.д.

Каковы же эти четыре стиля обучения и каким людям они свойственны?

  1. Отстранение
  • Мыслительное наблюдение и конкретный опыт описывают доминирующие способности к обучению.
  • Рассматривают конкретные ситуации с разных точек зрения.
  • Демонстрируют широкие культурные интересы и собирают новую информацию.
  • Интересны в межличностном общении, так как обладают богатым воображением и эмоциональны.
  • Часто специализируются в искусстве и гуманитарных науках.
  • Работая в группах, оценивают различные точки зрения с целью получить личную обратную связь.
  1. Аккомодация
  • Конкретный опыт и активное экспериментирование описывают доминирующие способности к обучению.
  • Способность к обучению проявляется, прежде всего, через практический опыт.
  • Получают удовольствие от выполнения планов и от вовлечения себя в какую-нибудь новую и сложную ситуацию. Не боятся вызовов.
  • Предпочитают опираться на чувство собственной интуиции, а не на логический анализ.
  • Часто выбирают поприще технических наук, преуспевают в ориентированных на действия профессиях, таких как маркетинг или продажи.
  • Наслаждаются стремлением и продвижением к цели, работая с другими.
  • Используют разнообразные методы и подходы для завершения работы.
  1. Конвергенция
  • Абстрактная концептуализация и активное экспериментирование описывают доминирующие способности к обучению.
  • Находятся в поиске практического применения и использования идей и теорий.
  • Работают над урегулированием проблемы и принятием решений путем поиска подходящих способов в каждом конкретном вопросе проблемы.
  • Эффективные работники и профессионалы  в технических специальностях.
  • Лучше всего обучаются при создании симуляций событий, при  наличии прикладных программ, лабораторных работ и возможности экспериментировать с новыми идеями.
  1. Ассимиляция
  • Абстрактная концептуализация и мыслительное наблюдение описывают доминирующие способности к обучению.
  • Лучшие в понимании широкого спектра информации через предание ей сжатой и логической формы.
  • Меньше сосредоточены на людях и больше интересуются идеями и абстрактными понятиями.
  • Эффективны в сфере информационных и научных исследований.
  • Получают удовольствие от прослушивания лекций, чтения, обдумывания собственных мыслей и изучения аналитических моделей.

Экспериментальная теория обучения Колба предложила новую точку зрения, которая отличается от традиционных когнитивных и поведенческих теорий. Она демонстрирует влияние в первую очередь опыта, а не ментальных процессов на обучение. Теория приобрела широкую известность и популярность, особенно в области образования взрослых и организационного управления, хотя и подвергалась критике. С течением времени экспериментальное обучение стало все больше внедряться в системы обучения в вузах и школах, что позволяет связывать теорию и практику и является важным условием эффективного обучения.

Автор: Денис Варяница

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:,