Иногда вы не можете ответить на вопрос. Иногда не хотите отвечать. Иногда ответ не принесёт вам какой бы то ни было пользы, а хотелось бы. Бредемайер учит справляться с любыми вопросами и получать от них не головную боль, а выгоду.
Как отвечать на неудобные вопросы
Контекстуализируйте вопросы, раскрывайте причинно-следственные связи
Выуживайте слова из контекста, уходите в объяснения причин и следствий, ставьте свои условия и отвечайте в соответствии с ними.
Разберём пример:
— У вас есть план по решению сложившейся проблемы?
— Чтобы оценить наш план решения, нужно вначале разобраться во всех деталях и тонкостях проблемы. В первую очередь она …
Мы отвечаем о плане решения и проблеме, но говорим о них уже в другом контексте. Нас попросили разъяснить план, мы же стали его оценивать, а потом вообще говорить о проблеме. Проще говоря, проигнорировали сущность вопроса, формально всё же ответив на него.
Мы изменили условия и дали ответ, по сути, на другой, свой вопрос. Мы воспользовались гибкостью первоначальной формулировки и «подмяли» её под себя.
Вспомните последние вопросы, которые поставили вас в тупик. Попробуйте их контекстуализировать. Это тренируемый навык. Через какое-то время вы с лёгкостью будете применять данный приём на практике в режиме реального времени.
Давайте свою оценку поставленному вопросу и заменяйте его другим
Как видно из самого названия техники, в ней присутствует два элемента:
- Оценка заданного вопроса. Скажите, что он маловажен, второстепенен, не имеет никакого значения и т.д. Вы должны показать, что дело не в вашем нежелании отвечать на поставленный вопрос, а в его бессмысленности и ненужности.
- Замена первоначального вопроса на свой. Естественно, ваш вопрос должен быть более приятным и удобным для ответа. В зависимости от ситуации и вашей убедительности, ваш вопрос может достаточно сильно отличаться от того, который вам задали изначально.
Пример:
— Куда вы отправитесь отдыхать этим летом?
— Этот вопрос вторичен. Важно то, захотим ли мы вообще куда-то ехать. Наше желание зависит от многих факторов: …
Советую потренироваться, прежде чем использовать это в реальном вербальном бою.
Попросите собеседника для начала уточнить значение использованных им в вопросе понятий и определений
Не можете ответить на вопрос или не хотите этого делать? Тогда заставьте вопрошающего объяснять смысл сказанного им. Термины, абстрактные понятия, размытые выражения и т.п. – всё это он должен будет вам объяснить.
Либо он запутается, придёт в тупик или просто откажется от своего вопроса, либо вы как минимум выиграете время, чтобы ответить, используя другой приём чёрной риторики.
Заявите собеседнику о том, что вам понятна подоплёка заданного им вопроса
Апеллируйте к тому, что собеседник хочет сменить тему, что он хочет что-то скрыть, что он спрашивает для каких-то нечестных целей или его вопрос не имеет смысла.
— Сколько времени вы работали над проектом?
— А зачем вы спрашиваете? Мне кажется, этот вопрос не играет никакой роли, поэтому оставлю вас без ответа.
Дополнительные способы справиться с неудобными вопросами
- Объявите вопрос доказательством некомпетентности собеседника в данной области.
— Почему вы просрочили сдачу проекта?
— Неужели вы столько времени здесь работаете и не понимаете, что есть ряд причин, по которому просто невозможно уложиться в сроки. - Объявите вопрос чистой теорией. «Да, это интересный вопрос, но в практическом отношении он никакого значения не имеет».
- Интерпретируйте вопросы. По-своему и с выгодой для себя, естественно.
- Фокусируйте вопросы на деталях. Вы можете зацепиться за какую-то мелочь и развить ответ, опираясь на неё. При умелом использовании, никто и не заметит, что суть вопроса не было затронута.
- Делегируйте вопросы. Не можете ответить? Пусть отвечает кто-то другой. Этим «кто-то» может быть и тот, кто задал вам вопрос.
- Объявите вопрос провокационным. И откажитесь отвечать на него вообще.
Юмор, ирония, селективная правда
Иногда отвечать на вопросы лучше с юмором, иронией или двусмысленностью, представляя положение дел так, как выгодно. При этом вы не врете, но и не говорите правду.
Упражнение 1. Придумайте диалог, который будет основан на двусмысленности. Чтобы вам было легче, Бредемайер предлагает тему и первую реплику.
Тема: Охота. Первая реплика: «Ну что, вы опять промахнулись?».
Дайте волю своему остроумию и творческому мышлению. Не ограничивайтесь одним диалогом и одной темой.
Упражнение 2. Пофантазируйте, как прощаются различные участники конгресса врачей? Примеры:
Дерматолог: «Мы будем из кожи вон лезть, чтобы встретиться снова!».
ЛОР: «Хотелось бы услышать от вас что-то в ближайшем будущем!».
Придумайте фразы для других медработников. Придумайте фразы для участников другого конгресса. Тренируйтесь.
Упражнение 3. Попробуйте не лгать в течение какого-то времени. Лучше всего выбрать какую-то ситуацию: праздник, совещание, посещение мероприятия, встреча с кем-то.
Важно, чтобы ваши собеседники были готовы услышать правду от вас. Иначе это или приведёт к серьёзным проблемам или заставит вас слукавить, то есть лишит упражнение смысла.
Упражнение 4. Составьте свой собственный каталог лжи и сортируйте по нему сказанное в течение дня. Бредемайер предлагает следующий каталог:
- Крупная ложь.
- Мелкая ложь.
- Полуправда.
- Ложь во спасение.
- Умышленная дезинформация.
- Вынужденная ложь.
- Розыгрыш.
- Глупая ложь
- Умышленная ложь.
Можете изменить этот список, сократить его или расширить. Попробуйте проследить за собой хотя бы один день. Результаты вас удивят.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Весь цикл статей об эвристических уловках:
Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Часть вторая. Возможности языка
Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы
Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом
Часть шестая. Техники убеждения
Часть седьмая. Ложные аргументы
Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы
Часть девятая. О видах вопросов
Часть десятая. Типы вопросов
Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва